Билет 9. Характеристика мышления и речи как психических процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 9. Характеристика мышления и речи как психических процессов.



Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Классификация – объединение предметов и явлений в группы на основе их какого-то признака или группы признаков.

Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация- это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение ндуктивное, дедуктивное,по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности.

Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.

Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

Словесно-логическое мышление.

Абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения,

Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.

Логическое мышление.

Интуитивное мышление.

Речь – это сложившаяся исторически форма общении человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Виды речи:

Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов.

Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.

Свойства речи:

1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2) Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.

3) Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

4) Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Билет 10. Характеристика воображения как психического процесса.

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Приемы и способы процесса воображения:

Агглютинация – "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Творческое,

воссоздающее,

антиципирующее.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

преднамеренное,

непреднамеренное.

Функции воображения:

1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Формирование внутреннего плана действий.

4. Планирование и программирование деятельности.

5. Управление психофизиологическим состоянием организма.

Формы проявления воображения

мечты,

грезы,

галлюцинации,

сновидения.

 

Билет 11. Характеристика внимания как психического процесса.

ВНИМАНИЕ-направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Своеобразие заключается в том, что оно не является самостоятельным видом психической деятельности как формы отражения. Мы можем внимательно воспринимать, запоминать, но не можем быть «заняты вниманием».

ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ легко вывести из самого определения. Первой функцией является отбор значимых, релевантных(соответствующих данной деятельности, потребностям) воздействий и торможение, устранение других- несущественных воздействий. Второй функцией является удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность. Последняя функция внимания- регуляция и контроль.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

В зависимости от активности личности:

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.

• Интенсивность раздражителя.

• Новизна, необычность объектов.

• Резкая смена, а также динамичность объектов.

Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.

• Целенаправленность.

• Организованность.

• Повышенная устойчивость.

Послепроизвольное внимание внимание, наступающее после произвольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение длительного времени без напряжения и волевых усилий.

По характеру направленности:

Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления.

Внутреннее направленное– внимание направлено на собственные мысли и переживания.

 

По происхождению:

· Природное внимание – это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

· Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения .

По механизму регуляции:

· Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека.

· Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.

По своей направленности на объект:

сенсорное (направлено на восприятие),

интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),

моторное (направлено на движение).

По динамике интенсивности:

Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

 

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Выделяют 5 основных свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Сосредоточенность внимания - удержание его на одном объекте или на одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания - длительность сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-то деятельности.

Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.

Распределение внимания – умение выполнять одновременно два или более вида деятельности

Переключение внимания - произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с новой задачей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.015 с.)