Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Облагораживание и улучшение качества ювелирных и поделочных камнейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек издавна стремился получить самоцветы искусственным путем, а также улучшить качество природных цветных камней. Однако только в XX в. стало возможным искусственно выращивать аналоги алмаза, рубина, сапфира, изумруда и других драгоценных минералов. Некоторые вещества, выращенные для технических целей, также с успехом стали использовать в ювелирном деле. Подоблагораживанием ювелирно-поделочного материала понимают искусствен-ное улучшение его свойств с целью повышения ювелирных и художественно-декора-тивных качеств самоцветов. Чаще всего облагораживание сопряжено с изменением окраски минерала. Люди занимались этим еще в глубокой древности. При облагораживании использовали мед, различные охры и сурик, медный купорос, примитивные кислоты. С развитием химии пропитка минералов химическими реагентами стала обычным делом. В наше время после открытия радиоактивности и рентгеновских лучей было обнаружено, что многие самоцветы обладают способ-ностью изменять цвет при ионизирующем облучении. Сейчас в геммологии накоплен большой опыт облагораживания минерального камнесамоцветного сырья. В практи-ческих целях для изменения окраски самоцветов используют три типа воздействия: • пропитывание химически активными веществами; • термическое воздействие; • ионизирующее облучение. Рассмотрим каждый тип воздействия. Например, всем известный самоцвет бирюза, которая является сложным фосфатом меди, теряя воду, бледнеет. Ювелиры называют этот процесс старением бирюзы. Чтобы избежать старения, в давние времена бирюзу пропитывали воском, парафином, жиром, а в наше время — коллоидальным кремнеземом, жидким стеклом, различными органическими смолами. Агат в природе чаще всего встречается в виде натечных агрегатов серого цвета. Для окраски агатов используют неорганические соли "хрома (зеленый цвет), железа (желтый цвет), кобальта (синий цвет), никеля, меди и других металлов. Часто химическую пропитку агатов; сочетают с температурным обжигом: в старину невзрачные серые агаты выдерживали в сахарном сиропе, а затем обжигали в печах, получая при этом замечательные ониксы с контрастным цветным рисунком. Окрашенные старыми мастерами агаты практически невозможно отличить от лучших природных образцов.
Качество природных цветных камней можно улучшить термообработкой. Горщики Урала, извлекая из недр кристаллы мориона (черная разновидность кварца), запекали их в тесто и в результате обжига получали прекрасные желтые кристаллы цитрина — несомненно, более ценную разновидность. Поступающие на мировой рынок из стран Индокитая природные сапфиры зачастую характеризуются слишком густым черно-синим цветом, что существенно снижает их стоимость. Прогрев в течение нескольких суток при температуре более 1000°С, как правило, позволяет сделать природные сапфиры существенно более светлыми. Ионизирующее облучение нередко приводит к изменению окраски самоцвета в обратную сторону по сравнению с термообработкой. К сожалению, облученные радиоактивными химическими элементами самоцветы часто сами становятся радиоактивными. В геммологической практике обычно используются установки облучения с радиоактивным изотопом 600С. Например, топаз — бесцветный, прозрачный минерал, который после облучения в зависимости от дозы становится коричневым, голубым или зеленым. Также как алмазы, которые при облучении солями радия окрашиваются в зеленый цвет, при облучении нейтронами — в коричневый, а при облучении в потоке электронов — в голубой цвет. Диффузионная обработка — новый способ изменения цвета ювелирных камней (главным образом сапфиров) за счет нанесения на камень определенных веществ, аналогичных тем, которые окрашивают его в естественных условиях, и последующей продолжительной тепловой обработки.
Искусственные материалы Термин «искусственный» относится к продуктам, полностью или частично произведенным человеком. Синтетические камни — это кристаллизованные или перекристаллизованные продукты, полностью или частично произведенные человеком различными методами. Ювелирные камни, получаемые в лабораторных и заводских условиях (рубины, сапфиры, изумруды), по своим внешним и физическим свойствам почти не отличаются от природных. У них очень похожи окраски, одинаковые твердость и плотность, тождественны и их химический состав и показатели преломления. Но различия в условиях образования природных минералов и их синтетических аналогов отразились на некоторых особенностях в их росте и внутреннего строения. Это проявляется в зональности кристаллов и характере распределения окраски и включений. В настоящее время разработаны промышленные методы изготовления практически любых ювелирных камней. Однако синтетические камни в десятки, а некоторые и в сотни раз дешевле природных. Так, например, 1 карат природных рубинов стоит от 1,2 до 29 тыс. $, а синтетических — от 3 до 56$.
В 1970 г. компания «Дженерал электрик» (США) объявила о синтезе ювелирных алмазов различных цветов массой более 1 карата, но стоимость их очень высока и в ювелирных изделиях они пока не нашли применения. В основе получения синтетических кристаллов лежат обычные процессы кристаллизации, т. е. гетерогенные химические реакции, при которых образуются монокристаллы или их поликристаллические агрегаты. Процесс может осуществляться как в результате преобразования исходной твердой фазы, так и путем образования твердой фазы из жидкой и газообразной. Кристаллизация начинается только в том случае, когда исходная фаза становится пресыщенной (переохлаждение). В практике синтеза и выращивания кристаллов пресыщение обычно создается за счет температуры, давления и концентраций. Используются следующие методы синтеза и выращивания кристаллов: • выращивание кристаллов из расплава — камни группы корунда (в том числе звездчатые формы), рутил, стронций, гранаты, шпинели, титан; • из растворов (изумруды, рубины, шпинели, александриты, гранаты, кварц); • из газовой среды; • выращивание в твердой фазе (для ювелирных кристаллов не применяются). Выращенные камни — твердые вещества, частично или полностью изготовленные человеком и не имеющие аналогов в природе. Кубический оксид циркония — фианит - впервые синтезирован в Физическом институте АН СССР. Физические свойства фианитов удовлетворяют самым высоким требованиям: они имеют большой показатель преломления; более высокую; чем у алмаза, дисперсию; твердость 8 по шкале Мооса. АО «Ювелиры Урала» (г. Екатеринбург) — единственное в мире предприятие, выращивающее изумрудную щетку и изготовляющее изделия из нее. Реконструированные камни — искусственные продукты, изготовленные путем соединения, плавления или прессования мелких фрагментов природных минералов (например, прессованный янтарь, бирюза и др.). Прессованный янтарь (синоним — амброид) представляет собой продукт переработки при температуре 140-200оС и выше (без доступа воздуха янтарь становится пластичным) и повышенном давлении янтарной муки, получаемой посредством измельчения мелких кусочков янтаря, с добавлением красителей и без них. Составные камни — это кристаллические или аморфные твердые тела, состоящие из двух или более частей, соединенных не естественным образом, а путем искусственного склеивания или другими методами. Составные части могут быть как ювелирными камнями или другими минералами, так и синтетическими камнями или химическими продуктами. Например, дублет альмандин/стекло; алмазные дублеты, состоящие из алмазной коронки, приклеенной к павильону из бесцветного синтетического сапфира (при погружении в йодистый метилен видна разница в показателях преломления коронки и павильона); дублет, имеющий верх камня из природного сапфира, к которому по рундисту приклеивают основание из синего синтетического сапфира, и т. д.
Имитации — материал любого происхождения, имеющий с материалом, который он имитирует, лишь внешнее сходство. Камни-имитации являются подделками природных или синтетических камней или продуктов, частично или полностью сделанных человеком. Эти камни имитируют эффект, цвет и внешний вид природных ювелирных или синтетических камней, не передавая их химических и/или физических свойств и/или их кристаллической структуры. Имитация органических веществ — это произведенные человеком продукты, которые не обладают физическими или химическими свойствами природных аналогов, но имитируют их внешний вид, цвет и эффект. Имитации жемчуга — это полностью или частично произведенные человеком продукты, имитирующие внешний вид, цвет и эффект натурального или культивированного жемчуга, но не обладающие их физическими или химическими свойствами, даже если они образованы из природных веществ. Любой продукт, внешне похожий на жемчуг, является имитацией, если его внешние слои не полностью состоят из перламутра, выделившегося внутри живого моллюска. Бирюза из керамики, фальшивые бриллианты: симили — это ограненные стекла, покрытые снизу слоем металла, и стразы — стеклянные сплавы, изобретенные в XVIII в. немецким ювелиром Ж. Страссом.
Контрольные вопросы 1. Какие камни минерального происхождения относятся к полудрагоценным, почему и их единица массы? 2. Какими характеристиками обладают (горный хрусталь, нефрит, лазурит, малахит, халцедон, агат, амазонит, родонит и лабрадор). 3. Какие камни минерального происхождения относятся к поделочным, почему и где они применяются? 4. Какими характеристиками обладают (яшма, обсидан, чароит и селенит). 5. Какими свойствами обладают камни органического происхождения и их природа образования (жемчуг,культивированный жемчуг, янтарь и коралл). 6. Что такое облагораживание и с какой целью оно производится? 7. Какие материалы использовались и используются при облагораживании камней? 8. Какие типы воздействия используются для изменения цвета камня? 9. Какие действия необходимо предпринять для предотвращения старения бирюзы? 10.Какие реагенты используют для изменения цвета агата? 11.Какой результат дает термообработка камней? 12.Укажите недостатки технологии ионизации облучения камней и раскройте суть этой технологии. 13. Раскройте суть диффузионной технологии.
14. К каким продуктам относятся искусственные материалы? 15.Что означает термин «синтетические камни» и где получают такие камни? 16. В чем заключается сходство и отличие натуральных и искусственных камней? 17. Что заложено в основу получения синтетических кристаллов (камней)? 18. Назовите методы синтеза и выращивания кристаллов. 19. Что такое «выращенные камни» (приведите пример)? 20. Что такое «реконструированные камни» (приведите пример)? 21. Что такое «составные камни» (приведите пример)? 22. Что такое «имитации»? 23. Что такое «имитация органических веществ»? 24. Что такое «имитации жемчуга»?
Лекция № 9. Проектирование и изготовление (тиражирование) Ювелирных изделий
Проектирование ювелирных изделий выполняют художники-ювелиры (дизайнеры), они разрабатывают эскизы, в которых отображают все элементы конструкции ювелирного изделия. По разработанным эскизам изготовляют модели, которые утверждаются художественным советом. После утверждения модели ювелирного изделия, разрабатываются рабочие чертежи этого изделия. Рабочие чертежи согласовываются с техническими и контролирующими службами изготовителя и утверждаются руководством разработчика и изготовителя. Согласованная и утвержденная конструкторская документация размножается и передается всем производственным и контролирующим службам предприятия изготовителя, а оригинал и контрольный экземпляр остается у разработчика проекта. Предприятие изготовитель разрабатывает технологические процессы изготовления этого изделия с учетом всех требований конструкторской документации. На стадии разработки технологических процессов, технологи выдают задания конструкторам на разработки необходимых для изготовления ювелирного изделия средств технологического оснащения (штампы, литьевые формы, приспособления, режущий, измерительный и вспомогательный инструмент). Более половины современных ювелирных изделий изготавливают методом литья. Есть изделия, которые в станочном исполнении дешевле и качественнее чем изготовленные ручным способом (это цепи). Но высокопроизводительные технологии порождают массовость и однородность изделий, что уменьшает покупательский спрос, поэтому изделия ручного (индивидуального) изготовления предпочтительнее. Производство ювелирных изделий по различным технологиям (ручная или машинная), это зависит от объемов производства (программы выпуска). Ювелирные изделия изготавливают в условиях следующих типов производства: - серийное производство (когда программа выпуска одного образца ювелирного изделия, более 200 шт. в год); - единичноепроизводство (когда программа выпуска одного образца ювелирного изделия менее 200 шт. в год); - индивидуальноепроизводство (когда изготавливается одно изделие по рисунку (эскизу) автора). Стоимость однотипных изделий, изготовленных вручную, на порядки выше, чем изготовленных с использованием различного оборудования. Основными процессами изготовления ювелирных товаров являются заготовка материалов, создание формы изделия, его отделка и художественная обработка, огранка и закрепление камней (вставок).
Заготовку материалов из сырья и полуфабрикатов производят различными технологическими методами (плавкой, прокаткой, волочением, ковкой, резкой и т.д.). Из исходного сырья драгоценных металлов получают нужные сплавы и припои, пруткам придают заданный профиль, шайбы раскатывают в кольца, листы режут на ленты и прокатывают до нужной толщины. Волочением получают проволоку различного диаметра. Для создания требуемой формы изделий в современном ювелирном производстве применяются следующие технологические методы: - штамповка; -литье - по выплавляемым моделям; -сборочные и отделочные операции (монтировку, чеканку, басму, скань (филигрань), шлифовку, просечку и др.). Штамповка — механический метод формирования изделий или деталей из листового материала на механических прессах со сменными штампами, состоящими из матрицы и пуансона. При оценке штампованных изделий необходимо различать следующие основные виды холодной листовой штамповки: • тиснение (чеканка по рельефу). Заготовку устанавливают, между верхней и нижней плитой штампа и за один ход пресса образуется нужный (заданный) рисунок. Рисунок может быть нанесен на изделие посредством подъема или опускания металлической заготовки под давлением штампов. Этот метод применяется при чеканке монет, медалей, портсигаров; • листовая обработка штамповкой. При штамповке формовкой тонкая листовая заготовка пластически деформируется между матрицей и пуансоном без существенного изменения толщины, при этом получают полые рельефные детали небольшой высоты; • вырубка. В процессе этой операции из листа или полосы, посредством неподвижной матрицы и подвижного пуансона вырезают заготовку по замкнутому контуру; • пробивка. При этой операции в заранее вырубленной детали пробивают сквозное отверстие (нужной формы и размера) пуансоном; • глубокая вытяжка — ряд последовательных операций, посредством которых заготовка из листового материала превращается в готовое изделие пуансонами, протягивающими ее сквозь вытяжные матрицы, в то время как прижим препятствует образованию складок на поверхности, деформируемой заготовки. В соответствии с особенностями проведения технологических операций штамповки для получаемых изделий характерно наличие заусенцев, т. е. слегка приподнятых частей металла на изделии. В последние годы штамповкой создают легковесные объемные украшения. Штамповка используется практически на всех крупных и средних предприятиях. Но из-за высокой стоимости штампов она рентабельна только при большой программе выпуска изделий. Литье по выплавляемым восковым моделям — способ получения копий с образца будущих изделий (кулон, кольцо, серьги и т. д.) и их деталей, выполненных вручную мастерами высокой квалификации из тугоплавкого металла. Модель снабжают специальным литником, который рассчитывают и создают вместе с моделью. Следующий этап — изготовление резиновой пресс-формы. В качестве сырья для резиновых форм используют сырые резиновые смеси. Подготовка резиновой смеси заключается в ее распрессовании в вулканизационном прессе при температуре 100°С в течение 1 мин. Для изготовления из полученной пластины сырой резины вырезают модели по форме металлической рамы, смачивают бензином и укладывают в пачки. Толщина пачки зависит от высоты модели. Собранный пакет содержит модель ювелирного изделия. Затем проводят прессование и вулканизацию при температуре 160…180оС в течении 7…10 минут. Для извлечения модели из пресс-формы резиновый пакет разрезают скальпелем. Линию разреза делают неровной. Модельный воск представляет собой однородную смесь из двух-трех воскообразных компонентов, отвечающую требованиям достаточной пластичности и прочности. Состав загружают в инжекционный бачок, после этого включают нагреватель и регулируют давление сжатого воздуха в зависимости от величины и формы модели. На рабочую часть резиновой пресс-формы наносят тонкий слой тальковой пудры. Нагретый до определенной температуры модельный состав путем надавливания подается из бачка в пресс-форму. Заполненную модельным составом пресс-форму охлаждают и осторожно извлекают восковую модель. Для сборки моделей в блоки используют литники — восковые стояки с металлическим стержнем внутри. На литник тонким лезвием электропаяльника припаивают модели, которые образуют блок — «куст». Блок моделей заливают формовочной массой и устанавливают на вибрационный стол. Выплавление восковых моделей и прокалка опок производятся в специальных печах, обеспечивающих определенный температурный режим — от 100 до 1000°С. Металл заливают в формы специальной установки для центробежного литья; частота вращения плавильного узла 11 — 220 об./мин. Отделяют блок от формовочной массы легкими ударами молотка по стержню блока. Окончательно очищают отливки от формовочной смеси в 30%-ном растворе плавиковой кислоты. После промывки и сушки можно отделять отливки от литниковой системы. Отделенные отливки еще не являются готовыми изделиями, даже если они отлиты по модели целого изделия. Они поступают в монтировочный цех для обработки поверхности, подгонки размеров колец, сборки замковых узлов в серьгах и брошах, припайки ушек кулонов и т. д., и только после окончательной монтировки можно приступать к закреплению камней и полировке. Микролитье, или точное литье, по выплавляемым моделям — это наиболее эффективный способ тиражирования ювелирных изделий. Литьем получают как отдельные детали для последующей их монтировки, так и целые изделия. Применение литья позволяет получить любое количество копий сложнейших изделий, изготовленных вручную, которые требуют только незначительной ручной доработки. Кроме того, мелкосерийное производство украшений способом литья предпочтительнее штамповки. Монтировка — процесс соединения отдельных деталей изделий путем пайки, сварки, клепки. Чеканка — трудоемкий, но высокохудожественный способ. Декор выбивается с помощью чеканов (стальных стержней определенного профиля). Виды чеканки: из листа и чеканка по литью. Чеканка может быть машинная и ручная. Сущность процесса заключается в том, что за счет давления на чекане или штампе на заготовке остается отпечаток рисунка рабочей части чекана или штампа. В изделиях, выполненных методом ручной чеканки, различимы следы молотка, металл в крайних точках всегда отличается тонкостью, изделия состоят из нескольких кусков, в то время как тиражированные изделия штампованы из одного куска. Басма (тиснение) является своеобразным усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, используются басменные доски-матрицы. Преимущество — быстрота, экономия металла (так как используется лист значительно меньшей толщины). Процесс стоит в следующем: на матрицу кладут тонкий лист металла (0,2-3,3 мм), предварительно отожженный и отбеленный. Сверху накладывается прокладка из свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком, свинец вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. Свинец удаляют, и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру. Рисунок получается мягким, как бы слегка сглаженным. Скань (филигрань)- сочетаниедвух основных элементов, из которых состоят изделия, выполненные этим способом (проволока и мелкие шарики, дополняющие проволочный узор (зернь)).Термин скань подчеркивает основную технологическую особенность — то, что проволока применяется ссученной, свитой в шнуры. Чем тоньше проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее изделия, особенно если при этом узор дополняется зернью (мельчайшие шарики). При этом способе сначала по определенному рисунку выгибают, отрезают из проволоки детали и приклеивают на клей. Накладной узор посыпают измельченным припоем, который на пламени горелки соединяет детали. Готовый узор отбеливают, а затем подвергают серебрению, золочению, полировке или оксидированию. Узор дополняют зернью, вставками из камней или эмалью. На выпуске филигранных изделий специализируются московский ювелирный завод, «АО Красносельский "Ювелирпром"» и некоторые др. В современном производстве сканые изделия изготовляются от начала до конца вручную или при помощи несложных приспособлений.
Виды и разновидности скани: • напайная скань — узор из проволоки, и зернь напаивают на листовой металл. Ее разновидности: фоновая или глухая, просечная или выпиленная — после пайки узора фон удаляют выпиловкой, рельефная скань по чеканке; напайная скань с эмалью или перегородчатая эмаль, при которой после пайки скани все пространство между перегородками, образованными сканью, заполняют эмалью; • ажурная скань — узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивается только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а зернь напаивают на это кружево. Ее разновидности: -плоская ажурная скань, ажурная еканье эмалью или «оконная» эмаль — ячейки между деталями заполняются прозрачной просвечивающей эмалью, образуя миниатюрные цветные витражи; -скульптурно-рельефная ажурная скань; -многоплановая или сложная скань — узор скани, состоит из двух или многих планов, напаянных один на другой, когда нижний узор служит как бы фоном и на него накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости, на нем третий и т. д. рельефно-ажурная скань применяется для изготовления окладов на иконы: -объемная скань — объемные предметы (вазы, кубики, подносы, ларцы, объемные изображения, архитектурные формы и др.), выполненные такой техникой. Некоторые объёмные изделия изготовляют из отдельных частей, которые затем монтируют (собирают) в целую композицию. В настоящее время сканые изделия могут быть тиражированы посредством литья и гальванопластики. Использовать штампы можно только для воспроизводства фоновой скани. Пропиловка (просечка) — удаление части основного металла для получения ажурного орнамента путем выпиливания или вырубки методами штамповки или механической обработки. Шлифовка — предварительная обработка поверхности изделия абразивными материалами с целью устранения неровностей и заусенец. Метод изготовления влияет на цену изделия. Стоимость изделий, выполненных вручную, выше, чем аналогичных изделий, полученных методом литья, но выплавляемым восковым моделям или изготовленным методом штамповки. Цепи, изготовленные машинным способом, намного дешевле, чем собранные и отделанные вручную.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.207 (0.077 с.) |