ТОП 10:

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим



Введение

 

Настоящая типовая инструкция по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом Российской Федерации, составлена в соответствии с требованиями ст. 145 "Кодекса законов о труде Российской Федерации", ст.ст. 9, 10 и 12 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда", утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93 г.). Типовая инструкция составлена на основании РД 31.81.10-91 "Правил техники безопасности на судах морского флота" (с изменениями согласно Извещению по охране труда N 1-95), "Санитарных правил для морских судов", с учетом требований других современных нормативных документов.

Типовая инструкция предназначена для использования их администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий. При разработке инструкций по охране труда для профессий судовых экипажей, администрации указанных предприятий, судов должны включить в них требования безопасности с учетом специфики выполняемой работы. Такие инструкции по охране труда утверждаются, регистрируются и направляются на суда в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утвержденными Минтрудом РФ 01.07.93 N 129. Руководители предприятий должны обеспечить инструкциями по охране труда всех членов экипажей судов и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятия.

 

I. Общие требования безопасности

 

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу старшего матроса (судового плотника), матросов I класса, II класса и совмещающих другие профессии с профессией матроса.

1.2. К работе в качестве матроса допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения (свидетельства) квалификационной комиссии, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.

1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.

1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.

1.5. При выполнении работ матрос может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, вредным - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений и др.

1.6. Матрос должен знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

(01) при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др. танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

(02) при производстве малярных работ - пары растворителя;

(03) при палубных работах на открытом воздухе - неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусенцы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования; при работе на высоте, при забортных работах - возможность падения и утопления; при погрузочно-разгрузочных работах - падение груза;

(04) при ремонтных работах - шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусенцы, вредные вещества, образующиеся при сварочных работах.

1.7. Выделяют 3 класса условий и характера труда:

1 класс - оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.

2 класс - допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение рабочего дня или к началу следующей вахты.

3 класс - опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.

Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.

1.8. При выполнении судовых работ, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, матрос обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой - штормовой, утепленной и др.; спецобувью и предохранительными приспособлениями - защитной каской, страховочным поясом, очками, респиратором, наушниками, рукавицами брезентовыми, резиновыми перчатками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.

1.9. При выполнении порученной работы матрос не должен покидать свое рабочее место без разрешения руководителя или принимать участие в производстве работ ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

1.10. При использовании оборудования бытового назначения матрос обязан выполнять требования инструкции по его эксплуатации.

1.11. При переноске различных предметов (груза) на судне одним человеком масса груза не должна быть более 20 кг (кроме грузовых работ, п. 3.7.9). При массе груза от 20 до 40 кг он должен переноситься с помощью двух человек. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.

1.12. При нахождении на судне запрещается:

(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

(02) спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

(03) входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

(04) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;

(05) работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно остановить;

(06) самостоятельно производить ремонт электрооборудования;

(07) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;

(08) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;

(09) находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;

(10) курить, пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенных мест;

(11) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

(12) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

(13) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

(14) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

1.13. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:

(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;

(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;

(03) пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;

(04) обходить стоящие вагоны на расстоянии ближе 2 м;

(05) при переходе пути у стрелок, становиться ногой между рельсом и пером стрелки;

(06) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;

(07) проходить вблизи штабелей складированного груза.

1.14. Пользоваться аппаратами КИП, АСВ-2 и водолазным снаряжением с разрешения старшего помощника капитана могут только матросы, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.

1.15. Каждый член экипажа судна должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.

1.16. О всех замеченных неисправностях оборудования, устройств матрос должен сообщить руководителю работ (боцману, помощнику капитана). При несчастных случаях необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или лицо, исполняющее обязанности врача, и сообщить о случившемся вахтенному помощнику капитана или руководителю работ, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.

1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины

 

II. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Перед началом работ производится подготовка рабочего места. Место производства работы должно быть хорошо освещено, свободно от посторонних предметов. Снег и лед должны быть убраны.

2.2. Перед началом работ матрос должен:

(01) при выполнении опасных и редко выполняемых работ (в замкнутых помещениях, отсеках, емкостях и др.) получить инструктаж по безопасности труда от руководителя работ;

(02) проверить надежность и исправность средств индивидуальной защиты;

(03) убедиться, что оборудование, механизмы и инструменты находятся в исправном состоянии;

(04) проверить действие оборудования и механизмов на холостом ходу.

 

III. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Требования безопасности при эксплуатации трапов и сходен

3.1.1. Переход с судна на берег и обратно, с судна на судно разрешается только по надежно закрепленным трапам или сходням, имеющим с обеих сторон леерное ограждение и предохранительную сетку.

3.1.2. Установка трапов и сходней производится по указанию старшего помощника капитана. Если матрос заметил неисправности или дефекты в трапталях, коромысле, цепочках, скобах, обухах и других деталях, он должен доложить об этом руководителю работ.

3.1.3. Во время установки и уборки трапов находиться на трапе и его нижней площадке запрещается. В случае необходимости выхода на трап или верхнюю площадку (снятие, укладка стоек и др.) матрос обязан надеть предохранительный пояс, страховочный канат которого крепится за прочные конструкции на борту судна.

3.1.4. Вахтенный матрос у трапа обязан следить:

(01) за исправным состоянием трапа и леерного ограждения;

(02) за наличием у трапа спасательного круга с линем и багра;

(03) чтобы нижняя площадка трапа была расположена на причале. Если площадка расположена выше 400 мм над поверхностью причала или над водой, то должна быть проложена дополнительная сходня, закрепленная на площадке трапа;

(04) за состоянием освещения трапа в темное время суток;

(05) чтобы на трапе не создавалось встречных потоков и скопления людей;

(06) чтобы во время переноски грузов проход людей, не участвующих в их перемещении, прекращался;

(07) чтобы трап не перегружался и не подвергался ударам;

(08) за прочностью крепления сходни, отсутствием ее подвижки;

(09) чтобы у сходни был установлен и надежно закреплен фальшбортный трап с поручнями;

(10) за креплением и расположением сетки под сходней или трапом;

(11) чтобы сходни и трапы в зимнее время были очищены от снега и льда.

3.1.5. При подъеме и спуске по трапам и сходням нужно одной рукой держаться за поручень или леер.

3.1.6. У места установки штормтрапа должен быть надежно закреплен фальшбортный трап с поручнями.

3.1.7. Спуск и подъем по штормтрапу допускается только по одному человеку. При передвижении по штормтрапу необходимо держаться за тетивы (или средний трос), а не за балясины.

3.1.8. Запрещается:

(01) спуск и подъем людей с грузом более 20 кг по сходням и трапам;

(02) прыгать с борта на причал или обратно, с судна на судно или переходить, используя лестницы, доски и др.;

(03) сбрасывать, тащить или кантовать грузы на трапах и сходнях;

(04) пользоваться штормтрапом, если на нижней поверхности верхней балясины отсутствует товарный знак изготовителя, номер штормтрапа, его длина, рабочая нагрузка и дата испытания;

(05) пользоваться штормтрапом, если нижняя или балясина не достает до уровня воды, причала или палубы плавсредства;

(06) крепить штормтрап на борту за балясины;

(07) при подъеме или спуске по штормтрапу держать что-либо в руках. Все вещи поднимают (спускают) на лине.

3.2. Требования безопасности при швартовных операциях

3.2.1. Матрос должен знать схему заводки швартовных канатов и расположение опасных зон.

3.2.2. При подготовке к швартовным операциям основные швартовные канаты должны быть разнесены по палубе, образовавшиеся калышки разогнаны, бросательные концы приготовлены к подаче, лацпорты и иллюминаторы в районе производства работ задраены.

3.2.3. Подавать па берег бросательный конец или линь линеметательного устройства следует после предупредительного окрика: "Берегись!".

3.2.4. Бросательный конец следует крепить на некотором расстоянии от середины огона так, чтобы при креплении каната на швартовной тумбе бросательный конец не был зажат канатом.

3.2.5. Поданный канат нужно травить постепенно, по мере его выбирания на берегу (на судне). Тяжелые канаты и канаты, выбираемые с помощью механизмов, надо потравливать через кнехт, заложив на него один-два шлага. Если на канате, пропущенном через кнехт, образуются калышки, нужно взять канат на стопор, разогнать калышки и только после этого вновь потравливать через кнехт.

3.2.6. При накладывании огона швартовного каната на кнехт руки следует держать с наружной стороны огона.

3.2.7. Для стопорения стальных швартовных канатов применяются цепные стопора с прикрепленным растительным тросом длиной не менее 1,5 метра. Цепь накладывается стопорным узлом. Стопоры для растительных и синтетических швартовных канатов изготовляются из того же материала, что и канат, но вдвое меньшего диаметра.

3.2.8. При взятии швартовного каната на стопор матрос, держащий его ходовой конец, не должен находиться впереди по направлению натяжения стопора и ближе одного метра от места его наложения (при использовании синтетических канатов - 2 метра).

3.2.9. При отдаче стопора нужно находиться только со стороны, противоположной натяжению каната, освобожденного от стопора.

3.2.10. Выбирать канаты разрешается по команде руководителя работ, после сообщения о том, что трос закреплен. О начале работы необходимо предупредить работающих на берегу.

3.2.11. При выбирании или перетравливании швартовного каната нужно держать ходовой конец, не подходя к кнехту и к барабану брашпиля (шпиля) ближе 1 метра.

3.2.12. На шлаги швартовного стального или синтетического каната, закрепленного на кнехт, должна накладываться схватка из растительного штерта для исключения его соскальзывания с кнехта.

3.2.13. Выбирание каната под натяжением следует производить так, чтобы не образовывалась слабина каната на барабане. При пробуксовке каната на швартовном барабане механизм должен быть остановлен, а на барабан наложены дополнительные шлаги.

3.2.14. При отдаче туго натянутого каната с кнехта нужно, сняв схватку, дать канату слабину и затем снимать шлаги с кнехта.

3.2.15. При заводке швартовного каната для закрепления его на бочке или причале шлюпкой (катером), на палубе судна или в шлюпке должно быть набрано достаточное количество каната для его вытравливания. Ходовой конец швартовного каната закрепляется в шлюпке растительным тросом, с расчетом возможности его быстрой отдачи. При вытравливании каната из шлюпки работающим матросам нельзя находиться в кормовой ее части. Подбирать завезенный шлюпкой канат можно только по команде, после освобождения шлюпки от каната, его крепления и отхода шлюпки в сторону.

3.2.16. Стравливать или подбирать швартовный трос, при нахождении человека на швартовной бочке, не разрешается.

3.2.17. Количество шлагов синтетического каната, накладываемых на турачку без вельпсов, должно быть не менее четырех, на турачку с вельпсами - не менее пяти, а на кнехт - не менее шести.

При использовании кнехтов с вращающимися тумбами следует накладывать на них три шлага, а затем на турачку 5-6 шлагов. В случае сдерживания судна канатом, следует с турачки снять несколько шлагов, так как в противном случае усилие торможения может достигнуть разрывного значения.

3.2.18. Следует предотвращать скольжение полипропиленовых канатов по барабану лебедки или шпиля, а также провал наружных витков между витками нижних слоев, если последние при намотке были слабо натянуты и неплотно уложены.

3.2.19. Запрещается:

(01) находиться в опасных зонах - внутри шлагов разнесенного швартовного каната, внутри угла, образованного канатом, поданным через кип или отводной роульс;

(02) подавать швартовные канаты, вытравливая их непосредственно из бухт и с вьюшек;

(03) выбирать или стравливать канат во время работы с ним у кипов и роульсов, а также задерживать руками или ногой быстро вытравливающийся швартовный канат;

(04) высовываться, перегибаться за фальшборт или леерное ограждение;

(05) подавать швартовные канаты имеющие деформацию, выжатый сердечник, перебитые пряди, калышки, не обрубленные концы оборванных проволок, а также при наличии 10% оборванных проволок на длине 8-ми диаметров;

(06) крепить канаты на швартовных барабанах;

(07) накладывать, снимать или перетравливать шлаги каната на вращающихся швартовных барабанах;

(08) выбирать канаты пробуксовывающие на швартовных барабанах;

(09) применять цепные стопора для стопорения растительных и синтетических канатов;

(10) находиться на линии натяжения стопора;

(11) применять кранцы с коротким концом;

(12) сбрасывать синтетический трехпрядный крученый канат через торец барабана;

(13) применять для работы синтетические канаты, шестикратный диаметр которых больше диаметра барабана механизма;

(14) завязывать на канатах узлы любых видов;

(15) пропускать через один клюз синтетические и стальные канаты, а также накладывать их на один кнехт;

(16) пропускать под натяжением соединительные скобы комбинированных канатов через киповые планки и роульсы, а также через швартовные барабаны;

(17) травить туго натянутый синтетический канат с барабана ослаблением шлагов;

(18) отдавать швартовный канат с кнехта до ослабления его натяжения;

(19) работать с канатами без рукавиц, в промасленных рукавицах.

3.3. Требования безопасности при буксирных работах

3.3.1. Перед подачей буксирного каната должно быть проверено состояние лебедки и гака. Буксирный канат должен подаваться с проводником. Закладка буксирного каната на гак должна проводиться таким образом, чтобы при любом натяжении буксирного каната была обеспечена его быстрая и безопасная отдача.

3.3.2. Отдавать буксирный канат с гака или кнехта на буксирующем или буксируемом судах разрешается только по команде лица, руководящего буксировкой.

3.3.3. При отдаче каната с гака буксирующего судна или с кнехта буксируемого, не разрешается стоять вблизи и впереди них. Отдавать буксирный канат с гака нужно позади точки крепления гака с расстояния не менее 1,5 м.

3.3.4. Выбирать или стравливать буксирный канат с помощью буксирной лебедки можно после того, как из опасной зоны будут удалены все люди.

3.3.5. При подаче буксирного каната на буксирующее судно, не имеющее гака или лебедки, канат должен крепиться на кнехтах шлагами с таким расчетом, чтобы его можно было быстро потравить или отдать.

3.3.6. Запрещается:

(01) во время вытравливания или выбирания каната буксирной лебедкой находиться у борта, с которого он подается;

(02) поднимать буксирный канат из-за борта на арки во время движения судна;

(03) при подъеме буксира на арки находиться между тросом и бортом судна, с которого он поднимается;

(04) находиться под буксирными арками во время следования и маневров судна;

(05) накладывать какие-либо дополнительные канаты на буксирный гак или кнехт, на которых закреплен буксирный канат;

(06) высовываться за борт в районе нахождения буксирного каната;

(07) находиться вблизи буксирного гака, в районе действия буксирного каната и бурундуков;

(08) снимать буксирный канат с гака вручную;

(09) отдавать с гака натянутый буксирный канат;

(10) стоять под буксирными арками при отдаче каната с гака;

(11) оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным.

3.4. Требования безопасности при работе с якорным устройством

3.4.1. Отдача, подъем якорей, снятие и наложение стопоров на якорь - цепь, ее травление, выборка и другие работы с якорным устройством производятся по команде руководителя работ.

3.4.2. Перед началом работ по отдаче или подъему якоря необходимо:

(01) проверить исправность якорного устройства и положение закрытий палубных клюзов;

(02) проверить крепление ленточного тормоза;

(03) удалить людей из опасной зоны между брашпилем и клюзом;

(04) проверить, нет ли под носовым подзором судна шлюпок, барж и других плавсредств;

(05) убедиться в отсутствии людей в цепном ящике.

3.4.3. Работать с якорь-цепью (растаскивать звенья цепи) на палубе или в цепном ящике можно только при помощи специальных крючьев,

3.4.4. При отдаче якоря с буйком буйреп должен быть разнесен шлагами за поручнями или вытравлен за борт, а сам буй должен находиться за бортом и крепиться растительной схваткой на фальшборте или киповой планке.

3.4.5. При завозке якоря или верпа на шлюпке их следует крепить надежным найтовом из растительного или синтетического каната.

3.4.6. При очистке якоря и якорь-цепи должны соблюдаться меры безопасности при работе за бортом (п.п. 3.8.1.-3.8.14.). Наблюдающий за положением якоря и якорь-цепи должен находиться в безопасном месте. Все работы надо вести с беседки, якорь должен быть дополнительно закреплен стальным канатом.

3.4.7. Запрещается:

(01) отдавать винтовые и цепные стопора, разобщать звездочки якорного механизма без предварительной проверки крепления ленточного тормоза;

(02) при проверке работы якорного механизма на холостом ходу пускать его в действие, не убедившись в разобщении цепного барабана;

(03) оставлять без надзора работающие механизмы;

(04) находиться вблизи и на линии движения якорь-цепи;

(05) работать якорным механизмом во время забортных работ по очистке якоря и цепи;

(06) становиться на якорь при его очистке:

(07) при завозке якоря на шлюпке находиться в ее кормовой части между ахтерштевнем и штоком якоря, внутри шлагов каната.

3.5. Требования безопасности при работе с катерами и шлюпками

3.5.1. Спуск и подъем шлюпок и катеров производится под непосредственным руководством командира шлюпки (катера) из числа лиц командного состава судна.

3.5.2. Перед спуском шлюпки на воду необходимо убедиться в том, что отверстия в днище закрыто пробками.

3.5.3. При спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в свежую погоду должны соблюдаться следующие меры предосторожности:

(01) фалини должны быть достаточно разнесены и надежно закреплены;

(02) при спуске шлюпки на переднем ходу судна сначала должны быть выложены кормовые, а затем носовые шлюп-тали. При подъеме шлюпки шлюп-тали закладываются в обратном порядке;

(03) при спуске шлюпки на заднем ходу судна вначале должны быть выложены носовые, а затем кормовые шлюп-тали. При подъеме шлюпки шлюп-тали закладываются в обратном порядке.

3.5.4. Посадка экипажа в шлюпки и выход из них производится по штормтрапам или забортному трапу.

3.5.5. При нахождении в шлюпках и других плавсредствах людей на них должна быть надета одежда, соответствующая метеорологическим условиям, и спасательные жилеты (нагрудники).

3.5.6. При подходе на шлюпке к причалу или к борту судна или отходе от них необходимо использовать штатные опорные крюки и багры.

3.5.7. При производстве ремонтных работ со шлюпок или других рабочих плавсредств матросы должны быть одеты в рабочие спасательные жилеты и защитные каски.

3.5.8. Лица, выкладывающие или закладывающие блоки шлюп-талей, должны стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки.

3.5.9. В шлюпке, идущей под парусами, весь экипаж, кроме командира и рулевого, должен сидеть между банками на рыбинсах с наветренного борта, лицом к парусу.

3.5.10. Если при наличии механизированного привода подъем шлюпки производится при помощи ручного привода, рукоятка должна быть снята сразу же после подъема шлюпки. Блокирующие устройства, исключающие работу механизированного привода при установленном ручном приводе, должны находиться в исправном состоянии.

3.5.11. Леерное ограждение под шлюпкой должно быть установлено сразу же после подъема шлюпки на место.

3.5.12. При использовании шлюпок и катеров запрещается:

(01) находиться в рабочей шлюпке или катере при спуске или подъеме их стрелой или краном;

(02) поднимать и спускать шлюпку или катер, если в подъемно-спусковом устройстве обнаружены дефекты или неисправности, а также при запутанных или перекрученных шлюп-талях;

(03) включать электродвигатель шлюпочной лебедки, предварительно не убедившись в том, что рукоятка ручного привода снята;

(04) отключать блокирующее устройство, исключающее работу двигателя шлюпочной лебедки при сообщенном ручном приводе;

(05) касаться вращающихся деталей шлюпочного устройства и направлять руками движущиеся тросы в шкивы блоков;

(06) перевозить людей в буксируемых шлюпках;

(07) перевозить пассажиров и груз свыше установленной для данной шлюпки нормы, а также укладывать груз на банки и выше их уровня;

(08) производить крепление шлюпок на шлюпбалках, зачехление и другие работы со шлюпочным устройством до установки леерного ограждения со стороны борта;

(09) производить зачехление шлюпки до того, как будут обтянуты и закреплены шлюп-тали и закреплены все стопорные устройства, удерживающие шлюпку в походном положении;

(10) залезать в шлюпку, когда она закрыта чехлом.

3.5.13. При нахождении в шлюпке запрещается:

(01) стоять, сидеть на бортах и транцевой доске, ходить по банкам и становиться коленями на них;

(02) держать руки на планшире при подходе к борту судна, к причалу или при отходе шлюпки;

(03) наваливаться корпусом на румпель руля;

(04) перемещаться без разрешения командира шлюпки;

(05) находиться между шлюп-талями и штевнями шлюпки во время ее подъема или спуска;

(06) отталкивать шлюпку от борта руками или ногами;

(07) вставать на банки и влезать на мачту во время постановки или уборки рангоута и парусов.

3.6. Требования безопасности при работе с люковыми закрытиями и в трюмах

3.6.1. Открытие и закрытие трюмов должны производиться в соответствии с инструкцией по данной системе, под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана или другого лица командного состава судна.

3.6.2. К открытию люковых закрытий следует приступать после очистки палубы вокруг люка, люковых секций, а также тяговых канатов от льда, снега и посторонних предметов, мешающих открытию люковых секций.

3.6.3. В процессе открытия или закрытия люков члены экипажа должны находиться в безопасной зоне.

3.6.4. Перед спуском в трюм необходимо убедиться в надежной фиксации стопоров крышки лаза. Спускаться в трюм и подниматься из него можно только по одному.

3.6.5. Открытые люковые секции должны быть надежно застопорены. Крышки люков понтонного типа должны укладываться на штатное место в штабели в соответствии с маркировкой и закрепляться стопорными устройствами.

3.6.6. Работы на крышках неполностью закрытых люках трюмов запрещаются до тех пор, пока не будет установлено временное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм.

3.6.7. На судах с комингсами люка ниже 750 мм, а также при открытии проемов твиндеков должны сразу же устанавливаться и надежно крепиться леерные ограждения.

3.6.8. При необходимости производства ремонтных работ в пространстве между открытыми люковыми секциями, они должны быть застопорены, а тяговые тросы отсоединены от секций. При гидравлическом приводе люковых закрытий о производстве работ извещается вахтенный механик, выключаются насосы на станции гидравлики в машинном отделении. На все время работы между секциями должен выставляться наблюдающий, следящий за безопасным производством работ.

3.6.9. При использовании переносных люстр для освещения трюмов их следует располагать так, чтобы кабели не пересекали проходов и находились возможно дальше от груза, движущегося оборудования.

Переносить и крепить люстры можно только при снятом напряжении.

3.6.10. Для входа в трюма, содержащие навалочные грузы (льняное семя, просо, апатитный концентрат и др.), способные засасывать предметы, обязательны укладка на груз настилов и наличие на входящем предохранительного пояса со страховочным канатом, который должен держать наблюдающий, находящийся у входа в трюм.

3.6.11. Передвижение в трюмах, когда между грузом и конструкциями судна или между грузами имеются пустоты (колодцы), запрещается без установки ограждений, предохранительных сеток или применения индивидуальных страховочных средств (предохранительный пояс с лямками и закрепленным страховочным концом).

3.6.12. Запрещается:

(01) открывать и закрывать трюма без разрешения вахтенного помощника капитана;

(02) спускаться в трюма и редко посещаемые отсеки судна (междудонные, межбортовые и др.), если в них возможно изменение состава воздушной среды (необходимо произвести анализ воздушной среды);

(03) ходить по люковым секциям во время их движения или производить работы с применением лома или иных приспособлений, не предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;

(04) спускаться в трюм без разрешения вахтенного помощника капитана, иметь при спуске или подъеме в руках какие-либо предметы;

(05) спускаться в неосвещенные трюма и твиндеки;

(06) ходить по комингсам люков;

(07) заходить в пространство между открытыми люковыми секциями;

(08) выключать переносные светильники или стационарное освещение до тех пор, пока не установлено, что в трюме нет людей.

3.7. Требования безопасности при грузовых работах

3.7.1. К грузовым работам допускаются матросы, прошедшие обучение безопасным методам производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.7.2. Применение при грузовых работах защитных касок, защитной одежды, спецобуви, респираторов, противогазов, защитных очков, паст для кожи, указанных производителем работ, и соблюдение личной гигиены обязательны для исполнения.

3.7.3. При погрузочно-разгрузочных работах на каждый люк трюма для подачи сигналов должен быть выделен сигнальщик. Сигнальщиком назначается матрос, имеющий опыт в перегрузочных работах и хорошо знающий систему сигнализации.

Во время работы сигнальщик должен находиться на палубе судна в безопасном для него месте, с которого он имеет хороший обзор трюма и хорошо виден крановщику (лебедчику).

3.7.4. Сигнальщик должен быть одет в жилет оранжевого цвета и иметь нарукавную повязку.

3.7.5. Спуск груза в трюм и подъем его из трюма разрешается производить только по команде сигнальщика.

Сигнальщик не должен подавать сигнал о подъеме груза, пока не получит от стропальщика подтверждения, что груз закреплен надлежащим образом, и подавать сигнал о спуске груза, если кто-нибудь находится в трюме вне укрытия или в месте укладки груза на причале, палубе и т.п.

При нахождении людей в трюме запрещается подавать груз без предупредительного окрика "Берегись".

3.7.6. Сигнальщику не разрешается выполнять другие работы.

3.7.7. Сигнальщик подает крановщику (лебедчику) установленные сигналы руками о направлении и скорости движения груза до окончания необходимого его перемещения:

 

"Сигнальный знак (01) "Остановить"

 

- руку быстро поднять вверх с наклоном вперед, ладонью в сторону крановщика;

 

"Сигнальный знак (02) "Поднять"

 

- правая рука поднята вверх, полусогнута, плечо горизонтально, предплечье в вертикальном положении.

"Поднять медленно" - кисть руки вращать по часовой стрелке.

"Поднять быстро" - рукой до локтя вращать по часовой стрелке.

 

"Сигнальный знак (03) "Опустить медленно"

 

- правая рука находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Кистью руки производить движение сверху вниз;

 

"Сигнальный знак (04) "Опустить быстро"

 

- правая рука находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Всей рукой производить движение сверху вниз;

 

"Сигнальный знак (05) "Груз влево" или "Груз вправо"

 

- рука левая или правая в горизонтальном положении, полусогнута в локте, ладонью наружу. Рукой от локтя производить движения в сторону перемещения груза;

 

"Сигнальный знак (06) "Груз вперед" или "Груз назад"

 

- правая рука полусогнута в локте перед собой, ладонью в сторону, рукой до локтя производить движения в сторону необходимого перемещения груза;

 

"Сигнальный знак (07) "Открыть грейфер"

 

- обе руки полусогнуты в локтях, опущены вниз, ладонями наружу. Обеими руками производить движения наружу;

 

"Сигнальный знак (08) "Закрыть грейфер"

 

- обе руки полусогнуты в локтях, опущены вниз, ладонями внутрь. Обеими руками

производить движения внутрь:

 

"Сигнальный знак (09) "Прекращаю команду"

 

- обе руки подняты вверх. Ладонями рук произвести движение в сторону дальнейшего перемещения груза и резко опустить руки вниз.

3.7.8. Такелаж, приспособления и материалы подаются в трюм краном (лебедкой), а предметы весом до 30 кг - на растительном тросе.

3.7.9. При производстве погрузочно-разгрузочных работ силами экипажа разрешается переносить груз весом до 50 кг, на спине - до 80 кг (груз берут со специальной подставки или подают на спину 2 человека). Груз весом от 50 до 80 кг разрешается переносить на расстояние до 20 метров. Перенос груза весом от 80 до 100 кг разрешается только в отдельных случаях двумя работниками на расстояние не более 10 метров. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.05 с.)