Организация и проведение экскурсий




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение экскурсий



 

Экскурсия является одной из приоритетных услуг, создаваемых и продвигаемых туристско-экскурсионными предприятиями в индустрии гостеприимства для потребителей как на внутреннем, так и на международном рынке. Организацией и проведением экскурсии занимаются экскурсоводы, гиды-переводчики – специалисты, имеющие профессиональное туристическое образование, изучившие и освоившие экскурсионную теорию и практику, владеющие коммуникационными маркетинговыми способностями и технологиями.

Экскурсионная теория – сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Экскурсионная теория включает такие понятия, как: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; эле­менты экскурсионной педагогики и логики; основы профес­сионального мастерства экскурсовода.

В законе Республики Беларусь «О туризме» определено, что экскурсия – это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.

Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира. Особенность этого процесса состоит в том, что он связан с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. Любая обзорная или тематическая экскурсия – это целенаправленный, запрограммированный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. Основой экскурсии является наличие двух основных элементов – показа и рассказа, определенное сочетание которых позволяет добиться эффективности экскурсии.

Важным качеством экскурсии является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, его доступность по своему содержанию для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта и, самое главное, удовлетворять потребности, желания, эмоции и чувства потребителя – экскурсанта.

Каждая экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях современной исторической науки, медицины, биологии, об исследовании космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, крупных изобретениях, новостях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, лекция экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом зрительно воспринимаемых объектов. Задача экскурсии состоит в том, чтобы не только сообщить аудитории определенные знания, но и вызвать у нее интерес к конкретной проблеме. Экскурсия для многих людей становится началом работы по самообразованию.

В практической работе экскурсия выступает как форма воспитания и обучения, организации культурного досуга, распространения научных знаний, межличностного общения и др.

Каждой экскурсии присущи определенные признаки:

– протяженность по времени проведения от 1 академического часа (45 минут) до 1 суток;

– наличие экскурсионной группы (15–30 человек); ныне до 40-50 чел. (в зависимости от вместимости автобуса);

– наличие экскурсовода;

– целенаправленность показа экскурсионных объектов; наличие определенной темы;

– передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;

– наглядность, зрительное восприятие, показ определенных объектов на месте их расположения;

– активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Главным признаком экскурсии является экскурсионный метод.

Экскурсионный методявляется основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсово­дом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Создание новой экскурсии (т.е. написание контрольного текста, составление маршрута, подбор объектов, написание технологической карты) по любой теме – сложный процесс, который требует кропотливой и длительной работы. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная и воспитательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний тех людей, которые ее разрабатывают, их компетентности, их умения выбрать наиболее эффективные способы, приемы влияния на аудиторию и от потребностей экскурсантов - потребителей экскурсионного продукта.

Вся подготовка новой экскурсии делится на две основные ступени:

– предварительная работа: подбор материалов для будущей экскурсии и их изучение; отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

– непосредственная разработка самой экскурсии, которая включает в себя: составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор методических приемов показа и рассказа, составление технологической карты экскурсии. Заключительный этап – защита экскурсии на маршруте, утверждение руководителем туристического предприятия и внедрение на экскурсионный рынок.

При отборе объектов для использования в экскурсии можно использовать следующие показатели:

– познавательная ценность объекта, т. е. связь объекта с историческим событием, или жизнью и деятельностью людей, о которой идет речь в экскурсии;

– известность (популярность объекта). Например: дворцово-парковый комплекс в Несвиже, Софийский собор в Полоцке, Королевский замок в Гродно и др.;

– необычность (экзотичность) объекта, т. е. особенность, неповторимость памятника истории или культуры, исторического места (мемориал Хатынь, Буйничское поле под Могилевом и т. д.);

– выразительность, имеется в виду внешняя выразительность самого объекта или его взаимосвязь с окружающей средой;

– сохранность объекта, его подготовленность к показу (например, показать Мирский замок или развалины замка в Крево. События, проходившие в Кревском замке вызывают большие эмоции у туристов и его включают в экскурсию несмотря на то, что он представляет руины);

– месторасположение объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для проезда автотранспорта.

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа, оказывают влияние на качество и эффективность будущих экскурсий и удовлетворенность экскурсантов.

После всей проделанной работы по отбору объектов для будущей экскурсии составляется маршрут экскурсии.

Подготовка контрольного текста экскурсии осуществляется после утверждения маршрута. Важным этапом в работе над разработкой новой экскурсии является комплектование «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля диктуется темой экскурсии.

Один из важнейших этапов работы над разработкой экскурсии является составление технологической карты экскурсии.

Технологическая карта – основной документ туристско-экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсий по определенной теме и служит руководством для работы экскурсовода. Это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно.

Технологическая карта – является обязательным документом. Без наличия такого документа экскурсия на данную тему не может проводиться. Те же требования предъявляются и к индивидуальному тексту экскурсовода, наличие которого дает ему право на проведение экскурсий по данной теме.

Цель технологической карты – указать экскурсоводу, как правильно провести экскурсию. Технологическая карта показывает, как результативнее на конкретных объектах донести содержание экскурсии до различных категорий экскурсантов; в ней даются рекомендации экскурсоводу о наиболее целесообразных методических приемах, указываются выводы по подтемам и логические переходы от одной подтемы к другой, которые помогают экскурсоводу объединить показ и рассказ в единое целое.

В разработке должна содержаться необходимая оптимальная сумма методических приемов, без овладения которым экскурсовод не может провести качественную экскурсию по определенной теме для конкретной группы экскурсантов.

В содержании технологической карты должны быть отражены:

– цель экскурсии;

– задачи экскурсии;

– вступление;

– маршрут экскурсии;

– расчет времени на остановках и передвижение группы от объекта к объекту;

– основные и дополнительные объекты;

– наименование подтем, основные вопросы по каждой подтеме; конкретные организационные указания;

– четкие и конкретные методические рекомендации; заключение.

Экскурсия является основой культурно-познавательного туризма, наиболее популярного и доходного на международном рынке.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.006 с.)