Тема 8. Недостатки произношения свистящих звуков «с»-«с’», «з»-«з’», «ц» (сигматизм и парасигматизм) (2 часа/зач.ед.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Недостатки произношения свистящих звуков «с»-«с’», «з»-«з’», «ц» (сигматизм и парасигматизм) (2 часа/зач.ед.).



Цель темы: изучить варианты нарушений произношения свистящих звуков при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем «с»-«с’», «з»-«з’», «ц».

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика артикуляции свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений — искажения и замены. Виды сигматизма.

Лабораторный практикум

1. Определить дефекты произношения звука [с], изображенные на рисунке.

Вопросы для самопроверки

1. Как называется дефект произношения свистящих звуков?

2. Какой из свистящих звуков является базой для постановки других звуков?

3. При каком сигматизме отмечается узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краев языка с верхними зубами?

4. Чем отличается артикуляторный уклад звуков «с» - «с’», «з»-«з’», «ц»?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

Тема 9. Приемы постановки свистящих звуков (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов со способами постановки свистящих звуков.

Задачи темы: датьпредставления о приемах выработки воздушной струи, фонематического восприятия и коррекционной работе по постановке свистящих фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи. Приемы коррекционной работы по постановке свистя­щих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формиро­ванию фонематического восприятия при парасигматизме. Закреп­ление коммуникативных умений и навыков. Дифференциация свистящих фонем.

Лабораторный практикум

1. Подобрать карточки и показать подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков.

2. Подобрать речевой материал для дифференциации звуков с- с’, з- з’, с – ц, с – з.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и опишите приемы постановки свистящих звуков?

2. В какой последовательности следует автоматизировать звук [с] на речевом материале?

3. Какими признаками характеризуется струя выдыхаемого воздуха при произношении свистящих звуков?

4. Назовите акустические и артикуляционные признаки звуков [с] и [ц]?

Литература

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.

3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

Тема 10. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ». (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем «ш», «ж», «ч», «щ».

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного ук­лада органов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков.

Лабораторный практикум

1. Изобразить на профилях варианты дефектов шипящих и свистящих звуков.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте акустическую и артикуляционную характеристику шипящих звуков?

2. Назовите дефекты произношения звука [ш]?

3. Чем отличается артикуляторный уклад звуков [ж] [ш] [щ] [ч]?

4. В какой последовательности организуется обследование шипящих звуков?

Литература

1. Иншакова О.Б., Альбом для логопеда. – М., 1998.

2. Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. - № 4. – С. 138-139.

Тема 11. Приемы постановки шипящих звуков (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов со способами постановки шипящих звуков.

Задачи темы: датьпредставления о приемах выработки воздушной струи, фонематического восприятия и коррекционной работе по постановке шипящих фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. При­емы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепле­ние коммуникативных умений и навыков.

Лабораторный практикум

1. Составить конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста (тема на выбор студента):

- «Постановка звука [ш]».

- «Постановка звука [ч]».

- Автоматизация звука [ш] в слогах и словах».

- «Автоматизация звука [щ]».

- «Дифференциация [щ]- [ч]».

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и опишите приемы постановки шипящих звуков?

2. Какой звук служит основой для постановки звука [ж]?

3. По месту образования к какой группе звуков относятся [ж] [ш] [щ] [ч]?

4. Назовите акустические и артикуляционные признаки звука [ч]?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.007 с.)