Тема 3. Основной этап логопедического воздействия (II этап) (2 часа/зач.ед.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Основной этап логопедического воздействия (II этап) (2 часа/зач.ед.).



Цель темы: познакомить студентов с методикой проведения основного этапа логопедического воздействия.

Задачи темы: датьпредставления о целях, задачахи содержанииосновного этапа логопедического воздействия.

Содержание темы (теоретический материал)

Цель этапа формирования первичных произносительных умений и навыков. Приемы постановки звука. Автоматизация звука в слогах, словах, во фразах. Система логопедической работы по дифференциации фонем (развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

Лабораторный практикум - не предусмотрен

 

Вопросы для самопроверки

1.Что представляет собой процесс автоматизации звуков?

2.Что такое дифференциация звуков?

3.Какова цель II этапа коррекционной работы при дислалии?

4.Назовите приемы постановки звуков?

5.Какие согласные звуки необходимо дифференцировать друг от друга?

6.Какова система логопедической работы при дифференциации фонем?

7.Какова цель процесса автоматизации звуков?

Тема 4. Формирование коммуникативных умений и навыков (III этап) (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с методикой формирования коммуникативных умений и навыков.

Задачи темы: датьпредставления о целях, задачахи содержаниизаключительного этапа логопедического воздействия.

Содержание темы (теоретический материал)

Лабораторный практикум

a. Групповое задание: разработать конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему:

«Автоматизация звука [с] в связной речи».

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах».

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразах».

Провести фрагмент занятия с помощью студентов группы.

2. Определите звук по описанию его артикуляции:

А) губы пассивны, расстояние между зубами 7-10 мм. Язык лежит на дне ротовой полости. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Б) губы выдвинуты вперед и сближены, оставляя узкое отверстие. Расстояние между резцами незначительное. Кончик языка внизу. Язык оттянут в глубь рта и поднят своей корневой частью к небу.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

3. Нарисуйте профили артикуляции гласных звуков.

Вопросы для самопроверки

1. Какова цель III этапа коррекционной работы при дислалии?

2. Чем отличается коррекционная работа на II и III этапе логопедического воздействия?

3. Назовите основные отличия гласных звуков от согласных?

4. Как учитываются особенности звукопроизношения гласных в работе над произношением согласных?

Тема 5. Классификация звуков русского языка и их нарушения при дислалии (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с классификацией звуков русского языка и их нарушениях при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристиках звуков русского языка.

Содержание темы (теоретический материал)

Классификация звуков по механизму образования: гласные и согласные. Признаки гласных и согласных. Особенности классификации гласных с учетом участия губ, степени подъема языка к небу, места подъема языка. Особенности классификации согласных с учетом наличия или отсутствия вибрации голосовых складок, способа и места артикуляции, наличия или отсутствия дополнительного подъема спинки языка к твердому небу, места резонирования.

Лабораторный практикум

1. Составить таблицу, вписав в нее перечисленные ниже буквы, учитывая место и способ образования каждого звука, обозначенного данной буквой: б, б’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’, ц, ч, ш, щ, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, й, к, к’, л, л’, м, м’, н, н’, п, п’, р, р’.

Способ Место Губно-губные Губно-зубные Передне-язычные Среднеязычные заднеязычные
           

Вопросы для самопроверки

1. Назовите общее и особенное в произношении гласных?

2. По каким признакам классифицируются согласные звуки?

3. Сколько групп согласных звуков выделяются по месту образования?

4. Какие группы звуков выделяются по работе голосовых складок?

Литература

1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

3. Микишина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи. – Спб.: Изд-во. РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

 

Тема 6. Недостатки произношения звуков «р»-«р’» (ротацизм и параротацизм) (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: изучить варианты нарушений соноров при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем «Р»- «Р».

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика артикуляционных укладов фонем «Р»- «Р». Варианты нарушений фонем — иска­жения и замены (примеры). Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях.

Лабораторный практикум - не предусмотрен

Вопросы для самопроверки

2. Как в логопедии называются дефекты произношения звука [р]?

3. Опишите артикуляторный уклад нормального произношения звуков [р] и [р’]?

4. В чем отличие артикуляторного уклада звуков [р] и [р’]?

5. При каком дефекте произношения звука [р] кончик языка вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда между зубами?

6. При каком дефекте произношения звука [р] наблюдается вибрация щеки и верхней губы?

Литература

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

2. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995

Тема 7. Приемы постановки соноров (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов со способами постановки, автоматизации и дифференциации соноров.

Задачи темы: датьпредставления о методах и формах работы по постановке соноров.

Содержание темы (теоретический материал)

Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа — активизация кончика языка, форми­рование воздушной струи. Использование для этих целей артику­ляционной гимнастики, тренировки по фонематическому воспри­ятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для поста­новки Р-Р. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Лабораторный практикум

1. Определить дефекты произношения звука [р], изображенные на рисунке и покажите приемы их коррекции.

2. Подобрать 5 игр (1 с наглядным пособием) для автоматизации звука [р]

Вопросы для самопроверки

1. Какие подготовительные упражнения необходимо провести с ребенком перед началом работы над постановкой звука [р]?

2. Какие звуки могут служить основой для постановки звука [р]?

3. Назовите приемы коррекции звука [р]?

4. С какими звуками необходимо дифференцировать произношение звука [р]?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.01 с.)