Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В них общекультурных компетенций

Поиск
Темы, разделы дисциплины Кол-во часов Формируемые компетенции Общее количество компетенций
ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ПК-1 ПК-12 ПК-9
Раздел 1: Исторический аспект возникновения дислалии. Классификация дислалии.                  
1.1 Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы.                    
1.2 Формы дислалии: механическая и функциональная.Виды дислалии.                  
Раздел 2: Диагностика дислалии.                  
3.1 Логопедическое воздействие при дислалии: подготовительный этап                  
3.2 Артикуляционная гимнастика: её содержание и специфика.                  
3.3 Основной этап логопедического воздействия (II этап).                  
Раздел 3: Методика коррекционной работы при дислалии.                  
3.1 Логопедическое воздействие при дислалии: подготовительный, основной и заключительный этапы.                  
3.2 Классификация звуков русского языка и их нарушения при дислалии.                  
3.3 Недостатки произношения и приемы постановки соноров.                  
3.4 Недостатки произношения и приемы постановки свистящих звуков «с»-«с’», «з»-«з’», «ц».                  
3.5 Недостатки произношения и приемы постановки шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».                    
3.6 Недостатки произношения и приемы постановки j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’».                  
3.7 Дефекты озвончения и смягчения, их исправление                    
Общее количество компетенций                

 

Организация текущего контроля

Вид занятий Номер контр. точки Разделы рабочей программы, подлежащие контролю Форма контроля Сроки проведения  
         
Лекции (Л) Л-2 *     Бланкетный тест рубежного контроля №1 3 нед.
Л-3   *   Бланкетный тест рубежного контроля №2 8 нед.
Л-5     * Бланкетный тест рубежного контроля №3 10 нед.
Л-16     * Бланкетный тест итогового контроля 14-15 нед.
Практические занятия (семинары) / ПР / ПР-1 *     Терминологический диктант 2 нед.
ПР-3   *   Решение педагогических задач 12 нед.
ПР-10     * Подготовка сообщений 14 нед.
Самостоятельная работа (СР) СР-1 *   * Подготовка рефератов по персоналиям в истории возникновения нарушений речи Выдача –2 неделя Защита – 6 неделя
СР-2   *   Заполнение речевой карты по результатам диагностики речи ребенка 8- 11 нед.
СР-3   * * Разработка профилей артикуляции звуков 3-12 нед.
СР-5     * Защита портфолио Выдача – 2 неделя Защита – 17 неделя
                   

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Специальное дефектологическое образование» в программе данного учебного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий - учебные дискуссии, информационные и модульные технологии. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся как основы профессиональной компетентности.

Классические (традиционные) технологии

Информационная лекция - последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).

Обзорная лекция - изложение материала, призванное сформировать обобщенное представление по определенным разделам, темам дисциплины.

Семинар - беседа (эвристическая беседа) - подготовка и выступление студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Технологии проблемного обучения

Проблемная лекция - изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.

Интерактивные технологии

Семинар-дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии

Лекция-визуализация - изложение содержания сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.

 

7.1 Интерактивные образовательные технологии,

Используемые в аудиторных занятиях

Номер раздела Вид занятия (Л, ПР,ЛБ) Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
Ι Пр 1 Групповая дискуссия «Вклад исследователей в развитие представлений о возникновении и преодолении дислалии»  
ΙΙ Л1 Лекция визуализация – «Общие основы диагностики произносительной стороны речи»  
ΙΙ Л2, 3 Презентация – «Диагностика речевой системы»  
ΙΙI Пр 5 Учебная дискуссия «Способы коррекции звукопроизношения при дислалии на разных этапах воздействия»  
ΙΙI Пр 1 Моделирование профессиональной информации студентами  
ΙΙI Пр 2 Имитационное моделирование педагогических ситуаций  
ΙΙI Л3 Лекция визуализация – «Этапы логопедического воздействия при дислалии»  
ΙΙI ЛБ 4 - 11 Информационные технологии - «Модели занятий для детей с ФФН»  
ΙΙI Пр 12 -13 Диалог на тему «Инновации в сфере коррекционного образования»  
ΙΙI Пр 14-17 Исследовательский проект «Методы обучения произношению детей»  
ИТОГО:  

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое

обеспечение самостоятельной работы студентов

Код контролируемого результата обучения Оценочное средство и его номер
   
ОК-1 Знать: − знать социальную значимость своей будущей профессии; − знать теоретические проблемы дислалии и ее классификации; Уметь: − корректно и адекватно воспринимать лиц с ОВЗ; Владеть: − способностью к эмпатии; Приобрести опыт деятельности: − конструирование процесса коррекции звукопроизношения детей с дислалией. АПиМ Вопросы зачёта
ОК-5 Знать: −формы работы с родителями и коллегами детей с ОВЗ; −методику коррекции звукопроизношения на фронтальных занятиях с детьми с дислалией; Уметь: − работать в коллективе; − взаимодействовать с коллегами; Владеть: − культурой поведения; Приобрести опыт деятельности: − организации собственных действий в условиях группового взаимодействия детей с дислалией. АПиМ Вопросы зачёта  
ОК-7 Знать: − знать способы повышения квалификации и мастерства; − знать методики коррекционного воздействия при разных формах и видах дислалии; Уметь: − разрабатывать индивидуальную программу саморазвития по методике коррекции дислалии; − оценивать собственные действия путем педагогических измерений; Владеть: − адекватной самооценкой педагогической деятельности; Приобрести опыт деятельности: − по анализу результатов самодиагностики.   Вопросы зачёта Итоговый тест
ПК 1 Знать: − методы коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста; − этапы методики профилактики и коррекции дислалии; Уметь: − выбирать наиболее эффективные способы преодоления недостатков звукопроизношения у детей с дислалией; − ориентироваться на индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста с дефектами речи; Владеть: − способностью рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных методик преодоления дислалии на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям; Приобрести опыт деятельности: − по коррекции дислалии на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям.   Защита проекта «Как преодолеть дислалию у детей дошкольного возраста»

Перечень основных оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по результатам освоения изучаемого курса:

1) выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров и лабораторных занятий;

2) выполнение терминологических диктантов;

3) подготовка рефератов;

4) составление конспектов, рецензий и аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов;

5) составление тематических глоссариев;

6) разработка учебных заданий и контрольно-измерительных материалов;

7) презентация результатов исследовательской деятельности;

8) контрольный опрос (устный или письменный);

9) тестирование средствами АПИМ;

10) индивидуальное собеседование.

 

Вопросы к экзамену по дислалии

Теоретические вопросы

1. Место дислалии в системе других форм речевых нарушений (клинико-педагогический и психолого-педагогический аспект).

2. Определение и виды дислалии, причины их возникновения.

3. Классификация нарушений по Б.М. Гриншпуну (формы дислалии).

4. Строение и функции речедвигательного анализатора.

5. Строение и функции речеслухового анализатора.

6. Исторический аспект изучения дислалии.

7. Фонетическая система русского языка, классификация гласных и согласных фонем.

8. Система коррекционно-логопедической работы при дислалии.

9. Этапа коррекционно-логопедической работы при дислалии.

10. Содержание и приемы обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.

11. Основные этапы развития звуковой стороны речи ребенка в норме.

12. Особенности логопедической работы при сложной дислалии, учет взаимосвязи фонем.

13. Артикуляционная гимнастика и методика ее проведения.

14. Способы первичной постановки звуков.

15. Этап автоматизации звука, цель и содержание.

16. Этап дифференциации звука, цель и содержание.

17. Подготовительный этап, цель и содержание.

18. Этап введения звука в речевую коммуникацию, цель и содержание.

19. Дифференциальная диагностика сложной дислалии и стертой формы дизартрии.

20. Методика логопедической работы по преодолению сигматизма шипящих фонем.

Практические вопросы

1. Недостатки произношения свистящих звуков. Виды и причины нарушений.

2. Недостатки произношения звуков р-р’. Виды и причины нарушений.

3. Недостатки произношения шипящих звуков’. Виды и причины нарушений.

4. Недостатки произношения звуков л-л’. Виды и причины нарушений.

5. Недостатки произношения заднеязычных к-к’, г-г’, х-х’. Виды и причины нарушений.

6. Дефекты озвончения и оглушения, виды и причины.

7. Дефекты смягчения, виды и причины.

8. Методика логопедической работы по преодолению ламбдацизма.

9. Методика логопедической работы по преодолению ротацизма.

10. Методика логопедической работы по преодолению ротацизма.

11. Методика логопедической работы по преодолению нарушений произношения заднеязычных фонем.

12. Методика логопедической работы по преодолению дефектов озвончения и оглушения.

13. Методика логопедической работы по преодолению дефектов смягчения.

14. Приемы использования логопедических зондов.

15. Особенности подбора речевого материала для обследования звукопроизношения.

16. Характер речевого материала, используемый на этапе автоматизации.

17. Упражнения и игры для коррекции речевого дыхания.

18. Упражнения и игры на развитие фонематического восприятия.

19. Использование логопедического массажа при тяжелых формах дислалии.

20. Методика логопедической работы по преодолению сигматизма свистящих фонем.

 

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Рекомендуемая литература

9.1.2. Базовые учебники:

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М., 1989.

9.1.2. Основная литература:

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство – Пресс, 2005.

3. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., Книголюб, 2005.

4. Микишина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи. – Спб.: Изд-во. РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец.- М.. 2000.

6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002, с. 155.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 2002.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селеверстова. – М., 1997. Т1.

9.1.3. Дополнительная литература:

1. Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

2. Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. - № 4. – С. 22-31.

3. Дефектология. Словарь – справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М, 2007.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

5. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1971.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.

 

9.1.3 Периодические издания по курсу:

1. Логопедия

2. Логопед в детском саду

3. Логопед

4. Дефектология

Интернет-ресурсы

- http:www.gnpbu.ru – научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

- http:www.sciencedirect.com: база данных мультидисциплинарного характера включает журналы по гуманитарным, социальным наукам, математике, медицине (всего 21 дисциплина).

- http:www.logopedsadik.ru - электронный ресурс: журнал «Логопед в детском саду»

9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

Методические рекомендации студентам и преподавателям по организации лекционных и лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов изложены в учебно-методическом комплексе второго уровня курса «Дислалия».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.97 (0.009 с.)