ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здание, актеры, постановочное искусство – декорации, костюмы, маски)



Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

 

Поскольку театр в Греции вырос из государственного культа почитания покровителя бога земледелия, то само государство принимало участие в организации театральных представлений. Архонты и хореги – должностные лица – организовывали весь театральный процесс: искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар, вкладывая в это свои средства. Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы в эпоху Перикла, когда творили Софокл и Еврипид, создатели великих трагедий. На Великих Дионисиях в марте им отводилось главное место. В виде тетралогий трагедии с заключающим их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей, чьи аплодисменты, свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

 

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, в век Перикла за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. Зрители впускались по билетам, на которых обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразными лестницами, в которых граждане размещались по филам (Аттика делилась на 10 фил). Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки. Например, у Аристофана содержались многочисленные намеки и пародии на современную литературу, философию и явления общественной жизни.

 

Расцвет афинской драматургии (5–4 вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы. Одновременно творил Аристофан – отец комедии, из произведений которого многое стало известным об особенностях греческой политической и культурной жизни.

 

Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его современников. К их числу прежде всего относилась проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством (Прикованный Прометей, Персы, Просительницы, Семеро против Фив, трилогия Орестея). Софокла также волновали большие философские и политические проблемы (Эдип царь, Антигона, Аякс, Филоктет, Электра). Еврипид первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Троянки, Вакханки, Ифигения в Авлиде). Герои Еврипида погружены в себя, в свои переживания, внутреннюю борьбу, все безмерно страдают, поэтому его произведениям свойственен глубокий пессимизм. Ломая старые каноны, Еврипид проложил путь драматургии будущего. Недаром Аристотель назвал его самым трагическим поэтом, а Аристофан презирал за равнодушие к государственным проблемам.

 

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами, порой непристойными остротами и эротикой.

 

Золотой век античного театра длился недолго. Это был именно век. На протяжении 5 в. до н.э театр сложился, вырос и в эллинистическое время (4 в. до н.э.) стал клониться к упадку. Трагический жанр быстро деградировал. У комедии была другая судьба. В эпоху эллинизма древнеаттическая комедия уступила место средней и новой аттической комедии (авторы: Филемон и Дафил). Их произведения дошли в пересказе римских авторов Теренция и Плавта. Крупнейшим представителем комедии в эпоху эллинизма стал Менандр (Дискол-Угрюмец, Третейский суд, Отрезанная коса). Характерной чертой новой комедии стало полное равнодушие к общественной жизни, уход в жизнь частную. Наряду с театром официальным распространились театры бродячих комедиантов – флиаков и мимов. Они разыгрывали примитивные пьески часто непристойного содержания.

 

У этрусков и римлян, как и у всех народов, существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал и театр народной комедии, идущий от этрусков театр гистрионов, к греческому миму был близок народный театр ателана (от города Ателлы) с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. Он исполнял веселые народные веселые фарсы. В этой древней комедии масок содержались ростки будущей комедии дель арте. Римляне заимствовали у греков мифологию, пантеон богов, темы драматургических сочинений. Однако, несмотря на прямое заимствование, театр так и не стал органической частью римской культурной жизни. Непрерывно длящиеся войны, в которых участвовали поколения римских граждан, не могли не оказать пагубного влияния на их вкусы и психику. Римские граждане предпочитали грубые зрелища: смертельные схватки гладиаторов друг с другом и с животными на арене цирка. Наиболее известное театральное здание римской эпохи – огромное здание Колизея в Риме, который, в отличие от греческого амфитеатра, имел замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму.

 

 

Экзаменационный билет № 3

Вопрос 1. Операторское освещение в естественных интерьерах.

Вопрос 2. Античное зодчество (архитектурный ансамбль Афинского Акрополя,

Римский Пантеон).

Афинский акрополь

Афимнский акромполь (греч. Бксьрплз Бизнюн) -- акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

 

Прообраз средневековых замков, т.е. возвышенная и укрепленная часть городского поселения, в античные времена носил название акрополь. В переводе с греческого это слово означает «высокий город». Практически каждый древнегреческий город-государство имел свой акрополь, на самым знаменитым, из дошедших до наших дней, является акрополь афинский .

 

Первоначально акрополь служил местом, где городское население скрывалось во время набегов воинственных захватчиков. Для защиты сооружения в 3 в. до н. э. скалы Афинского Акрополя укрепили каменными стенами толщиной 5м

Афинский Акрополь - сложный архитектурно-пространственный комплекс, гениально вписанный зодчими в ландшафт и окружающую природу.

Первые укрепления и сооружения выросли на этом месте задолго до наступления классического периода расцвета Древней Греции. В 15-13 вв. до н. э. здесь располагался дворец тирана. В 7-6 вв. до н. э. на холме развернулось активное строительство. Во времена правления тирана Писистрата (560-527) на месте демонтированных царских покоев был возведен древнейший на территории акрополя храм, посвященный, разумеется, Афине. Богиня Афина имела в греческих верованиях две ипостаси. Одна Афина-Полиада была покровительницей сил земли, заведовала плодородием и рождаемостью. Вторая более известная в России ипостась, Афина-Паллада, была воинственной и девственной защитницей города. Храм посвящался Полиаде. Он имел сто шагов в длину, поэтому назывался Гекатомпедон

 

Вехи в истории Акрополя

 

В 480-479 гг. до н.э войско персидского царя Ксеркса захватило Афины. Все храмы и скульптуры акрополя были уничтожены. Движение по освобождению Эллады от захватчиков возглавил легендарный афинский стратег Перикл, а афиняне поклялись не начинать восстановительных работ на акрополе, пока враг не будет изгнан с греческой земли. Таким образом, заново отстроенный акрополь стал своеобразным памятником освобождения от персидского господства.

 

В 478 до н.э. афиняне вернулись в родной город и в истории Акрополя началась новая эра, позднее названная золотой классической эрой Перикла. В это время была возведена южная стена Акрополя, частично восстановлен храм Афины-Полиады и увидела свет новая статуя, занявшая центральное место на территории комплекса. Отлитая из бронзы колоссальная скульптура Афины Промахос (Воительницы) была создана знаменитейшим афинским архитектором Фидием в 465-455 до н.э.

 

Статуя Афины

Статуя изображала богиню, облаченную в боевой шлем и вооруженную копьем и щитом, причем шлем и острие копья были отлиты из золота. Скульптура имела настолько впечатляющие размеры, что сверкающий на солнце наконечник копья служил кораблям на море своеобразным ориентиром, т.к. виднелся издалека. Сработал статую, как вообще многое в обновленном Акрополе, «главный архитектор проекта» Фидий (ок. 490 -- ок. 430 до н.э.) - выдающийся и самый известный в наши дни представитель классического искусства Древней Греции.

 

Фидий руководил всеми строительными и зодческими работами Акрополя. По его эскизам, а зачастую при активном участии, мир увидели, за исключением уже упомянутой Афины Промахос, такие шедервы греческого искусства как 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией и скульптуры фронтонов Парфенона. Скульптора ждала судьба более типичная для России, чем для Эллады. Во-первых, главный строитель храмов Афин был обвинен в безбожии. Во-вторых, крупная культурная стройка не обошлась без растрат драгоценных строительных материалов, в которой тоже обвинили Фидия. За эти преступления скульптор был навечно изгнан из города, и эпоха «Афин Фидия» закончилась. Но остался величайший памятник, напоминающий об освобождении земли от персов, ставший впоследствии живым свидетельством филигранного классического древнегреческого искусства и великого мастерства архитектора Фидия.

 

Афинский акропольный ансамбль Фидия, в виде живописных и величественных руин дожил до наших дней. Композиционно он начинается парадными воротами, через которые на территорию входили и въезжали во время праздников люди и всадники, вводились жертвенные животные и т.д. Этот торжественный вход был построен архитектором Мнесиклом в 437-432 до н.э., находится в западной части Акрополя, и называется Пропилеи.

 

Акрополь в наши дни

Сегодня афинский Акрополь - памятник исторического наследия, символ классической красоты архитектуры Древней Греции, сердце Афин. Кстати, в городе до сих пор запрещено строительство сооружений, способных закрыть собой вид на рукотворный памятник Периклу и Фидию.

 

Холмы Афинского Акрополя называют «Священной скалой». Акрополис воплощает собой все традиции и культуру древнегреческой цивилизации, которая зародилась в V веке до н.э. К нему относятся с глубочайшим уважением, поскольку он был воздвигнут в честь богини Афины. Любители древней истории по достоинству оценят архитектуру Афинского Акрополя, этого памятника памятника древности.

 

Афинский Акрополь часто называют «Городом на краю», поскольку он был сооружён на скалистом холме, откуда открывается восхитительный вид на Афины Этот уникальный памятник, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, расположен на скале, в 165-ти метрах над долиной Илисос

Ансамбль Афинского Акрополя отражает основные события истории Древней Греции. Самые популярные из памятников Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, Храм Ники и Пропилеи (Propylaea).

 

Историки полагают, что первые селения вокруг Афинского Акрополя появились еще в неолитический период. Первые археологические раскопки были проведены в период между 1835 и 1837 годами. Позднее, в конце XIX века, историк Панайотис Каввадис проводил раскопки еще несколько раз.

 

Слово «Акрополь» состоит из двух основ: “acro” - «верхний» и “polis” - «город». Вход в «верхний город» расположен на западе. Изначально это было оборонительное сооружение. Греки использовали его для изучения позиций своих врагов в ходе войн и сражений.

 

Впервые, холм, на котором расположен Акрополь, стал заселяться в новом каменном веке, а первые стены появились в середине 13 века до н.э. В период дорийского вторжения, город был перемещен в другое место, а Акрополь стал исключительно местом поклонения.

 

Римский Пантеон

В Риме сохранился замечательный памятник эпохи Адриана — храм всех богов — Пантеон, значение которого в истории искусства огромно. Его сооружение связано с последним этапом расцвета империи. Римские постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, а тревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Пантеон вмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялся бетон.

 

В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия.

Пантеон — круглый в плане храм. Но большую роль в его композиции играет и продольная ось, подчеркнутая сильно выступающим портиком и противоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротонды сочетается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская идея осевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканских центрических храмах, получила свое завершение. Это величественное здание, созданное в период расцвета империи, — вершина римского зодчества.

 

В эпоху Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон — храм всех богов (около 125 г.), один из замечательнейших памятников архитектуры.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архите ктурного образа.

В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача — создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство.

Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания.

 

Вошедший в храм оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (внутренний диаметр купола — 43,2 м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды,— такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам.

Пространство в целлах периптеральных храмов обычно расчленялось рядами колонн; в Пантеоне же благодаря тому, что купол опирался непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметр 9 м) круглое отверстие в центре купола — единственный источник освещения — видно голубое небо; через это же отверстие в храм проникают солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в соответствии с движением солнца. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражающее идею царящего над землей небесного свода, становится связанным с движением небесного светила.

 

Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — было необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.

Пантеон построен из кирпича и бетона

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский..

 

Экзаменационный билет № 4





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.013 с.)