Что делать, если уверены, что компания не та



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать, если уверены, что компания не та



Для начала — не спешите с выводами; стоит понаблюдать, познакомиться поближе, может, ваше мнение и изменится. Если точно не то (если убедились, что компания не подходит) — не говорите об этом ребёнку прямо и в лоб, не критикуйте его друзей-подруг. Обидится за «своих» и от вас отдалится.

«Оторвать» можно только одним способом: противопоставить что-то более ценное.

Новое увлечение, другую компанию. Можно больше вре мени проводить вместе – за теми занятиями, например, о которых ребенок так давно вас просил. Будет интересно – тогда на ту компанию, от которой вы хотите его оторвать, времени будет оставаться всё меньше и меньше. Помогите юному человеку найти новых — своих! — друзей.

Ну а бывает и так, что остаётся единственный выход — переехать в другой район.

 

Глава 9

МОДА НА ЭКСТРИМ

Экстрим сейчас в моде — до такой степени, что любой уважающий себя мальчик просто обязан крутить какие-то там финты, владеть роликами, скейтом, великом или сноубордом. И при этом не просто ехать, а ехать максимально эффектно — то есть опасно. Впрочем, и нынешние девчонки не отстают. Так что же родителям делать, чтобы то, что после «и...», оказалось безопасным для родной деточки?

Самое первое, что приходит в голову: запретить. Действенный метод, но, к сожалению, бесполезный. Школьный возраст — та самая пора, когда авторитет родителей сменяется авторитетом сверстников, так что, если друзья вашего ребёнка вовсю гоняют на роликах, играть в шахматы вы его не заставите. Это раз.

Если вы будете настаивать, испортите отношения с ребёнком, да и в компании он будет чувствовать себя «белой вороной». За что он вам «спасибо» не скажет. Это два. И третье (пожалуй, самое главное): он всё равно будет заниматься этим, но втайне от вас, что, согласитесь, гораздо опасней.

 

Модные и опасные

Раньше школьники лазили по деревьям и крышам, катались на самодельных плотах, гоняли на велосипедах или самокатах. С развитием техники, естественно, модернизировались и увлечения.

Самые популярные в наше время: ролики, скейт, велосипеды типа ВМХ (для трюков) и внедорожники.

Самые опасные варианты катания — без правил. То есть когда ездят, не признавая бордюров, тротуаров, переходов. Если вы узнали, что ваш ребёнок гоняет, например, по шоссе, имеете полное право принимать крутые меры. Отбираете «транспортное средство» на неделю. Если нарушение повторится — на месяц.

Не волнуйтесь, что ребёнок насовсем рассорится с вами. В глубине души он/она понимают, что вы правы и поступаете справедливо. А дети — народ честный, на справедливое решение всерьёз не обижаются. Разве только сделают вид или эмоций (огорчения) не удержат. Но это временно. А навсегда ребёнок поймёт: есть предел, за который переходить не стоит — себе дороже.

Кстати, если вы только собираетесь покупать одну из экстремальных «игрушек», заключите с ребёнком договор (лучше письменно): где кататься, во что одеваться, как защищаться. Обговорите все условия (вплоть до тех средств защиты, которые он будет на себя надевать) и чётко перечислите свои требования. Вначале ребёнок согласен на всё — лишь бы купили! И если потом начнёт увиливать (а это делают почти все дети), у вас будет веский повод настоять на своём («Ты же сам обещал!»).

 

От чего зависит степень опасности

Степень опасности и безопасности для экстремально-увлечённого ребёнка зависит от:

· погоды;

· снаряжения;

· общей физической подготовки;

· места, которое они выбрали для своих развлечений;

· того, умеет ли он/она думать своей головой.

Последний фактор — решающий. Если ребёнок умеет сказать «нет» и остановиться, когда степень риска переходит допустимые пределы, он не купится на всяческие подначи-вания типа «Слабо, что ли?!» и не перепутает храбрость с безрассудной глупостью.

 

Что касается средств защиты

Лучше всего ребёнка нарядить в скафандр — глубоководный или космический. Тогда: а) далеко не уйдёт; б) сильно не ударится. Но, увы, это нереально. А потому обойдёмся иными средствами.

1. Защита должна прикрывать самые уязвимые места — так считают родители. Большинство деток уверено в другом: главное её предназначение — эффектно подать себя. Как бы ваш экстремал-велосипедист ни доказывал, что вся защита состоит из модных вело-перчаток, — не сдавайтесь. В любом спортмагазине вам перечислят всё, что школьник должен на себя надеть для максимальной безопасности при катании. Напоминаем: в первую очередь — шлем, наколенники, налокотники.

2. Убедитесь, что ребёнок надевает всё это правильно (ничто не болтается и не жмёт, ремешки хорошо застёгнуты и не расстёгиваются сами по себе).

3. Проверьте, а не снимает ли ваша детка эти защитные средства сразу же, как скроется с ваших глаз. О том, что проводите контрольную проверку, заранее можно не сообщать. А что тут такого, вы, мол, просто вышли погулять и вам интересно посмотреть, как здорово он/она катается.

4. В идеале — найдите человека, который сможет и обучать, и подстраховывать ребёнка. Пусть наследник походит в школу сноубординга, возьмёт уроки у профессионального роллера. Профи, которые готовы давать уроки, становится все больше в каждом виде спорта.

5. В реальности же дети часто сами находят учителей. Познакомьтесь с этими учителями поближе — на всякий случай.

 

Будьте в курсе

Детские экстремальные увлечения сегодня весьма разнообразны. Одни из них требуют больших денежных вливаний от родителей, другие — поменьше, третьи обойдутся вам бесплатно. Но они-то и могут оказаться самыми опасными.

Ну что, казалось бы, такого, если любимая деточка после прогулки на ваш вопрос «Что делал, где был?» ответит: «Да так, лазили...» Вы, конечно, успокоитесь и облегчённо вздохнёте... пока не узнаете, что «Лазанье» — это детская развлекалочка, похожая на скоростной вид спорта. Суть её — передвижение по улицам: весёлая компания бежит, преодолевая препятствия, залазит и слазит, прыгает, спускается-поднимается... И маршруты, которые выбирают детки, далеко не безопасны. Возрастных ограничений нет, но обычно чем старше ребёнок, тем дальше от дома он «залезет». По пути им попадаются шоссе, заборы с высоковольтными проводами и т. д. Всё это только улучшает игру — по признаниям наших деток.

Так что советуем вам, дорогие родители: слушайте всё, что рассказывают ваши наследник/наследница, в оба уха. Спрашивайте, задавайте вопросы, проявляйте заинтересованность. И ни. в коем случае не критикуйте и не ругайте (не читайте нотаций!) — иначе умный ребёнок перестанет информировать вас. Выносить вердикт и принимать меры можно только тогда, когда вы хорошенько всё обдумаете и подготовитесь. И найдёте альтернативу: предложите нечто другое, не менее интересное.

 

Игры-экстрим

Московские прятки

Обычные прятки вы знаете. «Московские» отличаются лишь тем, что прятаться можно по всему городу (или району, если город очень большой). Обычно игроки заранее договариваются о том, можно ли использовать подручные транспортные средства, а если можно, то какие, иногда чертится карта-шпаргалка, иногда выдаётся список примет, по которым водящий будет всех искать, обговаривается контрольное время и тому подобное. Впрочем, могут играть и без особых детализаций: разбежались-разъехались, попрятались — и ищи (свищи).

Жмурки

Вообще-то игра хорошая, даже забавная: одному завязывают глаза и он гоняется за всей компанией — кого поймает. Надо схватить, ощупать и узнать, кого ты выловил, — тогда пойманный становится водящим.

(Из-за этого телесного контакта, видимо, в неё охотно и играют подросшие дети. Чем старше ребёнок — тем реже прикасаются к нему родители — сам не позволяет, а прикосновения по-прежнему нужны, как тогда, когда ты был совсем маленьким.)

Но вот её подростковые вариации.

 

Жмурки в подъезде

Считается, чем больше лестничных пролётов — тем лучше. Ну а куда может пролететь ребёнок — сами знаете. Скатиться по лестнице, например. (Правда, такое редко бывает, обычно обходится подбитыми локтями или пальцами.)

Как вариант — завязывают («зажмуряют») глаза нескольким игрокам. Тогда хохоту больше, столкновений тоже.

 

Салки

Вариаций здесь великое множество: салки на велосипедах, салки на роликах, салки кто на чём. Без синяков и шишек обычно не обходится. Но главная опасность здесь — шоссе, куда, удирая от водящего, могут выскочить любители острых ощущений.

Другой вариант — обычные салки, но они становятся экстремальными из-за того, что для игры выбирается опасное место. Это:

Салки на крыше дома. Или на крышах сараев, гаражей — это у младших школьников.

Салки на стройке. Очень ценится заброшенное строительство: мешать некому, развал полный.

Ещё одна вариация этой старой игры — салки с предметами, или «Сифак». Берётся какая-нибудь штуковина (например, тряпка) и ею «осаливают». Игра становится опасной, если кидаются не тряпкой, а кое-чем потяжелее.

Развлечения с верёвкой, или «Тарзанка». Привязывают к дереву верёвку и раскачиваются на ней. Опасной игра становится тогда, когда пытаются осуществить что-то вроде аттракциона в луна-парке.

О хулиганском экстриме — толканье машин (кто первый включит сигнализацию) и битьё стёкол на бегу — говорить не будем: надеемся, ваши дети в этом не участвуют.

Почему дети так странно проводят время? Чаще всего потому, что заняться нечем и негде.

Оглядитесь: в городах много детских площадок для малышей. Для школьников их практически нет.

Вот они и подвязываются где придётся. У каждой компании есть обычно своя излюбленная территория, но она хоть и своя, но, как правило, для отдыха молодых, переполненных силой и энергией людей не приспособлена.

 

Храбрый, но не безрассудный

Ну а теперь о главном: как оградить ребёнка от опасности при таких развлекалочках. И возможно ли это. К сожалению (или к радости) большая часть тут зависит от ребёнка и меньшая — от вас.

Реже, гораздо реже попадает в неприятности ребёнок, который чувствует себя полноценной личностью. Если вы не задавили юного человека своей опекой или жёстким контролем — он, совершив в раннем детстве свою дозу ошибок и получив необходимый опыт, научился думать своей головой. И, будем надеяться, сумеет рассчитать дозу опасности и не станет её превышать.

Храбрость и безрассудство — вещи разные. А вот насколько дочь или сын понимает это — уже зависит от нас.

Что ещё могут сделать родители?

Если энергия есть, то и девать её куда-то надо. Стоит перенаправить — и проблем (и опасностей) становится меньше.

· Помогите найти дело, занятие, где будет расходоваться неуёмная подростковая энергия.

· Не разгоняйте, если собираются у вас во дворе (и даже у вас под окнами). Конечно, это беспокойно, но зато...

· Авторитетный взрослый. Есть место, где компания друзей может спокойно собираться и никто не будет лезть к ним с советами, никто не будет мешать? Вдруг именно вы поможете его найти?)

· Предложите другой, не менее увлекательный вариант. (Вы можете вспомнить и рассказать, как в своё время тоже играли в жмурки; зимой, например, на снегу ловить кого-то ещё забавнее.)

И ещё. Не стоит забывать о таких «банальных» вещах, как тренированное тело, ловкость, умение. (Пойти в кружок или секцию никогда не поздно.)

· Объясните ребёнку, что его/её жизнь вам дорога. (Впрочем, если ваша любовь безусловна, ребёнок, будь он малыш или взрослый, понимает.)

· Договоритесь о связи (мобильные телефоны — это счастье для родителей, договаривайтесь, что ребёнок не будет его отключать).

Если ребёнок упорно не слушает, ни на что не реагирует и вы ничем не можете его пронять — значит, дело уже не в ребёнке, а в ваших взаимоотношениях. Пора их налаживать. И срочно.

 

Глава 10

НАРКОТИКИ И ДЕТИ

Ни одна из программ по борьбе с употреблением наркотиков в молодёжной среде пока не увенчалась успехом. Мало того, возрастная планка «потребителей» из года в год опускается всё ниже. И ни один папа, и ни одна мама сегодня не может со стопроцентной уверенностью сказать, что их ребёнок не заинтересуется и не попробует какое-то наркотическое вещество — ни разу. А если всё-таки скажет — увы, это наивное и опасное заблуждение.

Долгое время борьба с наркоманией в основном предполагала юридические и медицинские санкции. Одни ловили, другие лечили. Теперь стало ясно: наркоманию этим не победить. В последнее десятилетие основной упор делается на профилактику среди молодёжи. Проводятся серьёзные исследования. Федеральный экспертный совет при Министерстве образования Российской Федерации по проблемам злоупотребления психоактивными веществами рекомендовал для учебных заведений ряд программ, направленных на эту самую «профилактику злоупотреблений...».

Уже разработан целый ряд долгосрочных программ для младшего, среднего и старшего школьного возраста, вводится курс валеологии, разработан принцип создания волонтёрских команд (по типу зарубежных школьных консультационных пунктов, где в качестве консультантов работают старшеклассники). Это — делается. Но... главная ответственность возлагается, как всегда, на школу и на учителей.

Практически же непонятно, где учитель возьмёт время и силы на всё это: чтобы в свободное от уроков (и подготовки к урокам) время полноценно и с энтузиазмом проводить мероприятия, осуществлять должный учёт, и контроль, и профилактическую беседу, и индивидуальную работу (с каждым), и т. д., и т. п. В школах по-прежнему не хватает классных специалистов, и нагрузка на учителя и так достаточно велика.

Хотелось бы, чтобы все родители уяснили чётко:

· от проблемы этой не отмахнёшься: слишком высока цена, чтобы надеяться на «авось»;

· запретами и угрозами тут не обойдёшься;

· особо надеяться на школу тоже не стоит.

В лучшем случае школа — это ваша поддержка, главная же роль и главные нити воздействия — в ваших руках.

 

Пойдём ко мне, родители на...

Первое знакомство с «дурью» всегда происходит за компанию. Ребёнку предлагают, а он не имеет сил (или возможности) отказаться. Эта первая проба обычно никакого кайфа не приносит, наоборот, тошнота, рвота, головокружение.

На этом тинэйджер, возможно, и остановился бы, но... компания твердит о других ощущениях, и он (или она) жаждет их испытать. Чтобы не посчитали слабаком — это у мальчиков, чтоб продолжать общаться — это у девочек. Чтоб не оказаться белой вороной в своей компанейской стае — это у тех и у других.

Первая проба опасна тем, что снимает внутренний психологический барьер у ребёнка. Если взрослые успеют заметить, и вмешаться, и принять необходимые меры, вполне вероятно, ребёнок послушает их. Если нет — подросток продолжит свои опыты. И наступит вторая стадия — прочувствование эйфорического эффекта. Здесь остановить ребенка уже труднее, потому что у юного «потребителя» быстро формируется представление о «плюсах» наркотизации как о почти бесплатном удовольствии. «Парил», «смотрел мультики», «летал» — тинэйджеры долго и с удовольствием описывают друг другу свои ощущения. Теоретически каждый из них знает, где бывает бесплатный сыр, а практически (даже если ребёнок осведомлён об опасности употребления наркотиков) сопротивляться соблазну они уже не желают.

Детская голова устроена иначе, нежели взрослая. Тем, что будет «потом», ребят не проймёшь: дети — от малышей до подростков — живут в настоящем времени. Каждый в душе считает себя бессмертным, а болезни, обещанные через сколько-то там лет, пока не устрашают. («Это — про других. Со мной — лично со мной! — такого случиться не может».) Кроме того, реклама типа «Приходите к нам лечиться — и всё будет О'кей», которой забиты газеты и передачи, доски объявлений, создаёт у молодёжи ложное представление нефатальности экспериментирования с психогенными веществами, успокаивает, обещает «за тебя решить твои проблемы». И жуткая статистика (что процент людей, излечившихся от наркомании, безумно мал) как-то наших деток уже не пугает.

Вы уже знаете, что младшеклассники и подростки проходят очень своеобразный этап роста — этап аутодеструк-тивного, то есть саморазрушающего поведения. В это время для школьников особо привлекательным становится всё, что связано с риском. Их тянет на подвиги. Приём наркогенных веществ — это и риск, и нетривиальное времяпровождение среди своих.

 

ПРАКТИКУМ

Напиши сценарий

Сразу предупреждаем: этот практикум возможно проводить только в тех семьях, где дети и взрослые понимают друг друга и друг другу доверяют.

1. Предложить ребёнку написать сценарий своей жизни. А потом переписать его: что будет, если в жизнь вмешиваются наркотики. На некоторых детей это производит неизгладимое впечатление!

2. Пусть ребёнок сам запишет все «плюсы» и «минусы» своей жизни — «с» наркотиками и «без». И опишет красочно! А вы помогите ему. Кстати, дорогие родители, приготовьтесь удивляться: подростки многое видят и оценивают с точностью до наоборот, вовсе не так, как вы это себе представляли. То есть то самое, что обожаете вы, они зачастую терпеть не могут. И наоборот.

3. То, что у ребёнка будет записано в «плюсах», поможет вам понять, чего ему не хватает, что подтолкнуло. Например, если прочтёте: «отличная компания», «весело», «меня здесь хорошо понимают», то можете читать с точностью до наоборот: «мне дома одиноко», «мне грустно, тоскливо», «меня никто не понимает».

 

Свой среди своих

Приобщившийся ребёнок быстро создаёт свою концепцию мироустройства, где он с наркотиком на «ты». С этого момента изменяется и круг общения: юный человек сближается с теми, кто разделяет его интересы, кто поможет достать препарат. Учителя, родители — теперь люди не компетентные. Мальчики/девочки, попробовавшие и получившие кайф, вообще перестают им доверять (мол, сами не имеют понятия, а чего-то там говорят) и не слышат ни убеждений, ни критики.

Картину отстранения усугубляет то, что как раз в этом возрасте и мальчики, и девочки изо всех сил стараются казаться постарше, повзрослее, чем есть. Подросток вообще находится словно между двух миров: уже не ребёнок, ещё не взрослый. И главный авторитет для него — своя компания, сверстники, те, кто воспринимает мир и ощущает себя в мире так же неприкаянно, как он. В сущности, при подходящих условиях (и попустительстве родителей) употребление наркотических веществ становится для ребят одновременно каналом социализации и символом взрослости.

Тинэйджеры экспериментируют с различными веществами, прикидывают, обсуждают, сопоставляют свои ощущения и выбирают самое привлекательное для себя.

Поначалу в качестве психогенных веществ используются токсикоманические — вещества бытовой химии и лекарства (обычно в ходу у тех, кто помладше) или анаша (у тех, кто постарше). В среде молодёжи анаша считается вообще безвредным наркотиком (!). Удовольствия, мол, — масса, привыкания — нет. Но на самом деле и привыкают, и «травки» требуется всё больше, и в конце концов наступает момент, когда — мало, захочется чего-то покруче. (Ведь и лёгкими наркотиками пугали — и ничего, мол, не случилось!) Следующим, вполне вероятно, будет героин. А симптомов психологической

 

ребёнок старается не замечать. Теперь он в погоне не столько за кайфом, сколько за тем, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Появляется физическая зависимость: синдром абстиненции (ломка). Потребность в дозе больше, чем в еде и питье. Вот в этот-то момент взрослые обычно и прозревают. Тогда, когда надо уже не учить, а лечить.

 

Признаки

Есть специфические, индивидуальные признаки, которые появляются при использовании того или иного вещества. Но насторожить вас должны даже такие, общие:

1. Изменение внешнего вида. Синие круги под глазами, бледная кожа, усиленная потливость. У того, кто употребляет наркотик систематически, появляется «маска наркомана». Лицо становится анемичным, туповатым, так как мелкие мышцы лица (которые придают ему особую выразительность) утрачивают свою подвижность.

2. Частые колебания температуры. В течение дня температура меняется: то нормальная, то вдруг повышается (даже до 38 градусов и выше), то снова возвращается в норму.

3. Физические проявления. Могут случаться обмороки. Из носа часто идёт кровь.

4. Меняется стиль и образ жизни. Ребёнка больше не интересует, как он выглядит, как одет. Он может постепенно превратиться в неряшливое, неопрятное создание.

5. Часто меняется настроение. Причём фактически без повода — необъяснимо. Ребёнок то агрессивен, вспыльчив, то плаксив и обидчив. Раздражительность, несдержанность, плохое настроение характерны для подростков, но у них колебание настроения происходит не так интенсивно.

6. Меняются социальные связи. Подросток разрывает отношения с прежними друзьями, бросает хобби, теряет интерес к нормальным молодёжным увлечениям.

7. Изменяется привычный ритм жизни. Подросток много спит (порой по 12-15 часов). И это не удивительно: наркотики заставляют организм работать на износ, так как подрывают энергетические ресурсы организма.

8. Ребёнок избегает семьи и домашних обязанностей. Часто уходит из дома, пренебрегает привычной домашней работой.

Если вам показалось, что тут написано «прямо про моего» — не впадайте в панику. Многие из этих признаков могут оказаться лишь следствием переходного возраста. Понаблюдайте, вызовите на разговор. Родителям важно держать руку на пульсе: постараться стать людьми опытными и осведомлёнными.

9. Узнайте круг знакомых своего ребёнка, особенно самых близких ему. Постарайтесь выяснить, употребляет ли кто-нибудь в этом кругу наркотические вещества.

10. Обратите внимание, насколько дочь или сын вообще в курсе — осведомлены о наркотиках и их применении. Например, вид нарковещества, как его называют в обиходе, как используют (нюхают, глотают, колются). Обратите внимание, знает ли ваш ребёнок некие технологические детали, ощущения, которые появляются после приёма и вообще в процессе применения. Есть детали, которые опишет только знающий. Постарайтесь выяснить, откуда он получил сведения.

11. Если есть веские основания для подозрений. Можно воспользоваться специальными биохимическими тестами. Существуют тесты для домашнего применения (определяют в моче содержание продуктов распада наркотиков). Но его чувствительность ограничена определённым сроком. Можно провести анализ крови. Но если учесть, что в крови наркотик сохраняется непродолжительное время, действенность теста-анализа во времени тоже ограничена. Родители часто жалуются, что подростки ничего не рассказывают им о себе.

Но давайте подумаем: почему дети не говорят? Дети не говорят, потому что больше всего боятся родительского осуждения. И того, что их перестанут любить. Если ребёнок уверен в вашей любви к нему, то он расскажет. Сознается. И этим попросит помощи — у вас. И опять-таки — что делать?

 

1. Побеседовать.(Цель: выяснить, употребляет или нет.) Не упрекать! Не ругать! Главное, чтоб состоялась беседа. Не демонстрируйте, что вы не доверяете ребёнку, не спрашивайте «в лоб», не требуйте незамедлительного ответа. Разговаривайте, расспрашивайте. Расскажите, чего вы опасаетесь, в чём вы можете его понять. Прочувствуйте его состояние. Ребёнок должен понять и поверить, что вы — союзник, помощник, друг.

2. Выяснить.(Цель: узнать, как далеко зашло дело.) Если первое знакомство с наркогенным веществом состоялось — единичная ли это проба или уже было несколько. Если не в первый раз — испытывал ли ребёнок «кайф» или нет.

3. Выработатьдальнейшую стратегию. Для этого вам необходимо знать:

· что принимал;

· с кем, когда, где;

· почему, как это получилось, кто подтолкнул, пред-

 

 

· где взял, кто дал этот препарат;

· что почувствовал (был ли эффект изменённого состояния сознания (!));

· как часто применяет; как меняется настроение в эти моменты и в промежутках — после них.

Ваша цель и задача: а) узнать правду; б) выяснить все возможные детали; в) настроить на излечение (сформировать готовность больше никогда не использовать одурманивающее вещество, как говорят специалисты).

Собирая информацию, имейте в виду, что подростки всячески стараются приуменьшить свой опыт!

 

Что делать

Главное — выяснить, что подтолкнуло подростка, что стало провоцирующим фактором для него, и принимать меры в соответствии с этим. Узнали? Теперь необходимо найти альтернативный вариант решения проблемы. Например, если человека заставили (уговорили), необходимо укреплять характер: отработать навыки отказа, то есть умение сказать вовремя «нет! я не хочу!». Если ребёнок «причастился» от скуки — заполнить его свободное время, чтоб скучать некогда было: наладить досуг, может быть, записаться в какой-то кружок, секцию, клуб, туда, где ребёнок сможет найти подходящий коллектив, приятелей, друзей, единомышленников. Конечно, тут надо учитывать интересы и склонности подростка.

Когда специалисты пытаются выяснить, какие причины толкают юного человека к наркомании, дети, если они вообще расположены отвечать, говорят: из любопытства, за компанию, заставили, уговорили — или просто пожимают плечами: не знаю, мол, просто так. Праздношатающийся и скучающий чаще попадает в зависимость. Сначала — от других

Приобщение «к наркоте» всегда происходит «за компанию». Значит, родителям надо знать ту компанию, в которой (и с которой) вращается их ребёнок. И:

· организовать антинаркотический контроль в союзе со школой;

· предотвратить общение с теми, кто может предоставить наркотики.

Наркотическая тяга — потребность большая, чем в еде и питье. Просто так отменить её невозможно, особенно если уже испытал эйфорический эффект.

А если уж дело дошло до этого — не надеяться на «авось», а при первом же подозрении действовать. Тактично, умно, с любовью.

 

Глава 11

РОМАНТИЧЕСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

У каждой девочки наступает такое волшебное время, когда она вдруг осознаёт свою особую, женскую привлекательность. Возможно, мамы почти забыли это летящее состояние, а может, ещё и помнят. Просто — поймала взгляды, увидела горящие глаза мужчин и — до неё дошло, что смотрят как-то не так, не так, как прежде, и на её короткую юбочку, и на стройные ножки. «Ага», — думает девочка и... И начинает «чистить перышки», чтоб уж точно сразить всех особей мужского пола наповал. И разит. И все сексуальные знаки, которые «кидают» ей мужчины, она переводит словом «любовь», потому что слово «похоть» ещё не укладывается в её голове.

Возможно, мамы и не забыли это летящее состояние — готовность к любви. Но редко проецируют его на своих подрастающих дочерей. Мамам непривычно и странно осознавать, что девочка выросла и готова уже играть совсем в другие игрушки. Не упустить бы время! И просто — не упустить бы.

Как-то после уроков, когда зашёл разговор о любви, и довольно искренний разговор, я спросила своих девчонок, молоденьких девушек, кто уже сталкивался. Оказалось, все. Все без исключения в той или иной форме сталкивались с сексуальными домогательствами.

И тогда я спросила ещё: кто сразу же рассказал С об этом кому-то из взрослых, маме например? Ни-кто. Из 17 человек только одна девушка вспомнила, как через несколько лет «просто к слову” про мужчину, который пристал к ней в трамвае и она от него удрала. Странно? Ничуть. При всей сексуальной раскрепощённости теперешнего общества вопрос этот в семьях остаётся чаще всего на задворках.

Фактически, нет ни одной взрослеющей девочки, которая не нарвалась бы на сексуальные предложения-домогательства. И что самое главное — по собственной инициативе!

 

Ловушка для девочек

Ну, с сексуальным воспитанием теперь у нас в стране «всё в порядке». С ранних лет дети вроде бы в курсе, что почём и почему: из телевизора и радио несутся лихие песенки-ролики про секс, так что понять, почему горят глаза у проходящих мимо мужчин и чего от неё хотят мужчины, — молоденькая девушка понимает. Её это тревожит, беспокоит, волнует, пугает, вдохновляет и... и очень-очень интересует, как интересует всё новенькое и непознанное. Девочка-подросток начинает этим пользоваться — и злоупотреблять из простого желания: познать себя, свою силу и свою женственность. И понять себя. И оценить свои возможности.

К тому же очень быстро выясняется, что этим (своей привлекательностью) можно попользоваться на благо себе. Оказывается, если я приду на урок в супер-пупер-мини, то физик не вызовет меня к доске и будет весь урок краснеть! Ну надо же! Клёво!

А если я вон на того мужика посмотрю на рынке, он мне даст полкило клубники бесплатно? А парни, которые меня раньше только за «хвостики» дёргали, теперь блеют и выворачивают шеи. Да я всё могу! Теперь-то они у меня попляшут! Теперь всё будет, как я скажу!

И «вооружившись» короткими юбками и всеми достижениями косметическо-парфюмерной промышелнности, уже немаленькие девочки выходят на «тропу войны». Они решают, что в них достаточно взрослости, чтобы играть в сексуальные игры. Но, увы, правил они ещё не знают и правила эти порой слишком жестоки. Да и разве бывают правила в такой игре? Тем более что накрашенных и разодетых по последнему писку их трудно отличить от 18-20-летних — от совершеннолетних.

Две подружки поймали машину, в которой сидели два интеллигентных на вид кавказца, и попросили подкинуть их в центр города. По дороге завязалась беседа. Мужчины пригласили их в кафе, девочки пошли. Там танцевали и пили (и вели себя) «как большие» и очень собой гордились. Потом мужчины пригласили их в гости к себе домой, «на чашечку кофе». Пошли и туда. Снова вино и фрукты, снова танцы. Когда один повалил девчонку на диван и стал раздевать, завизжали от страха обе. Одна кричала: «Козлы, я думала, вы хорошие, что я вам нравлюсь, а вы... а ты... ты...» Другая забилась в угол и разрыдалась, громко и безутешно, как ребёнок, которым, в сущности, и была.

У этой истории очень счастливый финал. Девочкам встретились хорошие люди. Мужчина сказал: «Думали, вы шлюхи, а вы просто дуры». Посадили их в машину и развезли по домам.

А сколько таких и подобных историй заканчивается далеко не радостно. Почти каждая из подросших девушек с 13 до 18 хотя бы раз сталкивается с угрозой изнасилования. Причём в большинстве случаев такие ситуации она провоцирует сама — по незнанию. Для одних они обходятся без последствий, другие эти последствия — в виде комплексов — расхлёбывают всю жизнь.

Девочки только осваивают любовную сигнальную систему. Пародируя раскованных голливудских героинь, они ведут себя так, чтобы привлечь внимание противоположного пола. И даже очень чуткие мужчины (не говоря уже о таких же «безголовых» и «пробующих себя» сверстниках) чаще всего воспринимают их поведение как приглашение в постель, а не как страстное желание просто обратить на себя внимание, влюбить — и таким образом проверить силу своей расцветающей женственности.

Думается, основная причина девичьей беспечности в том, что девочка осознаёт свою сексуальность, но не знает, что с ней делать.

А когда попадает в нелепую (или опасную) ситуацию, остро чувствует свою беззащитность. И тогда в душе остаётся след, как рубец, и зачастую — на всю жизнь.

 

Как защитить девочку

Прежде всего родителям надо сориентировать подрастающую девочку правильно. Она должна знать, что чьё-то «ах!» и «ого!» — это ещё не влюблённость. И уж тем более не любовь. Девочки, все без исключения, романтические существа, и поначалу они искренне верят, что не из-за каких-то секс-влечений лица мужского пола тянутся к ней, а именно потому, что она самая-самая и он (который окидывает оценивающим взглядом) голову потерял от любви. Наивность очаровательна в малышке, но опасна для подрастающей девочки — это должны помнить родители. Девочка должна знать, что голову — да, теряют, но не обязательно от любви. И не выискивать в каждом, глядящем вслед, образ принца на белом коне.

Кстати сказать, если девочка недополучает нужного внимания и заботы дома, эту болезненную нехватку она и старается восполнить романами, взглядами. Она ищет компенсации, доверяясь чьим-то торопливым словам и пылающим взглядам.

Девочка должна усвоить технику безопасности.

· Когда одеваешь о-очень короткую юбку — будь особенно бдительна и недоверчива. (Не соблазняй!)

· Через тёмные дворы не ходи, в пустых сквериках прохаживаться тоже не надо.

· У кромки тротуара вплотную к дороге лучше не идти (авто притормозит, распахнётся дверца — и тебя легко туда втянут).

· В лифте с незнакомцем (да и знакомцем тоже) вдвоём подниматься вместе не стоит.

· В чужие машины не садиться никогда.

· А если крайняя нужда всё-таки заставляет голосовать и тормозить — у тебя есть мобильный телефон. Прежде чем войти в салон, позвони домой и назови и номер автомобиля, и приметы шофёра. И делай это так, чтоб он услышал: родители знают, где ты, с кем ты и во сколько прибудешь домой.

Просто? Просто. Но это девочка (да и мальчик) должна зазубрить! Чтоб даже вспоминать было не надо, чтоб как рефлекс, чтобы ноги, руки, тело само, что делать, знало.

Научиться бороться, защищаться, убегать, звать на помощь — и действовать по обстоятельствам.

Кстати, большинство жертв сексуальных маньяков составляют тихие, послушные девушки, которые привыкли подчиняться, слушаться и не перечить старшим. И — всем безоговорочно доверять.

Можно с уверенностью сказать, что на чужие обволакивающие фразы гораздо меньше и гораздо реже покупаются те девушки, которые чувствуют себя эмоционально защищенными, которые растут в атмосфере приятия и любви.

 

Самая надёжная защита

Это относится и к девочкам, и к мальчикам, и к маленьким, и к уже почти большим. Подвергнуться сексуальным нападкам может любой ребенок в любом возрасте. Причем не только со стороны чужих, может — и со стороны своих, хорошо известных, знакомых и даже близких ему людей. Кстати, по статистике, 80 % попыток насилия происходят не на тёмных улицах, а в школах, на работе, дома и в других «обычных» местах. Ребёнок должен знать, что делать и куда обращаться за помощью. А родители — что происходит, чтоб вовремя эту помощь оказать.

Защищённость ребёнка от сексуального беспредела зависит от качества ваших с ним взаимоотношений.

А взаимоотношения, в свою очередь, зависят от стиля воспитания, который сложился в вашей семье.

 

МАЛЕНЬКИЙ ТЕСТ

1. Ваш ребёнок пошёл выносить мусорное ведро, а пришёл с синяком под глазом и при этом ссылается на приятелей. Вы скажете ему: «Сам виноват, я тебе говорила...»?

2. На пикнике ваш маленький сынишка с до чкой подруги удалились за кустики и рассматривали половые органы друг у друга — чем отличаются. Вы отчитаете его за некультурное поведение?

3. Ваш ребёнок часто кричит: «Нет, это не я» — и сваливает вину на другого. Это так?

4. Ваша дочка приходит из сада и приносит такую новость: «Мальчики вприсядку писают, девочки сидя. Мальчики трубочку вытаскивают и писают... Петька сказал, что этой трубочкой что-то ещё делается. Мам, что?» — вы переведёте срочно разговор на другую тему?

5. Если, не дай бог, на лестничной площадке вашего ребёнка остановит сосед, потреплет по щеке, потом станет нежно поглаживать вдоль спины, ребёнок станет отбиваться? Убежит? Вам расскажет?

6. Вы увидели, что ребёнок, перед тем как заснуть, теребит свои половые органы и получает от этого удовольствие. Прочитаете ему лекцию на тему: «Почему так делать нельзя»?

А теперь оцените результаты теста и оценку поставьте себе сами — в процессе чтения этой главы.

 

Защита от секснападения



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.03 с.)