Как узнать состояние ребёнка по его случайным рисункам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как узнать состояние ребёнка по его случайным рисункам



Лучше всего состояние человека видно по его случайным рисункам. Поэтому посмотрите, что чертило ваше чадо, когда зависало на телефоне, тосковало на уроках и т. д.

На самом деле это вовсе не бессмысленные каракули, когда рука как бы сама собой выводит на бумаге «случайные» узоры. Психологи утверждают, что это сигналы нашего подсознания — а значит, это подлинная история о том, что детка (или детинушка) чувствует сейчас, что у него на душе и на уме. А теперь смотрите:

· Если вы рисуете сердечки, особенно если они при этом переплетаются друг с другом, — это говорит о том, что ребёнку всё по сердцу (или он/она безумно и безоглядно влюблен/а).

· Круги, волнистые линии, спирали показывают, что его мало интересует то, что происходит вокруг. Он / она так занят/а своими внутренними процессами и переживаниями (чаще всего — приятными), что совсем не заметил/а учителя у доски или вас с веником в руке.

· Переплетение из кругов. Ребёнок чувствует отстранённость от происходящего (от событий, дел). Он несколько растерян: с одной стороны, не против принять в них активное участие, но с другой — не знает, как начать и что сказать.

·

· Узор, напоминающий пчелиные соты, говорит о том, что ребёнок устал от суеты и бестолковщины. Мечтает о порядке, ритмичной, спокойной жизни.

· Солнышко, цветочки, как ни странно, чаще всего рисуют, когда плохое настроение. Видимо, чтобы себя приободрить.

· Крест, даже если его сделали изысканным или украшенным, говорит о том, что ребёнок испытывает чувство вины — и это ему очень мешает. А может быть, он на что-то или на кого-то обижен/а, но старается это скрыть.

· Решётка, сетка. Что-то очень-очень его не устраивает. Он попал в неловкое положение, и надо что-то менять, но никак не решится, точнее, не рискнёт начать действовать. Чем чётче прорисована и обведена сетка, тем прочнее проблема засела в голове и от неё никак не удаётся избавиться.

· Рисунок, похожий на шахматное поле, говорит о затруднительном положении, откуда не видно выхода. Или о большой любви к этой игре.

· Отдельные геометрические фигуры говорят, что у ребёнка есть чёткая цель и он не скрывает её. Чем чётче углы у фигуры, тем больше агрессии против всех, кто (как ему кажется) может помешать ему.

· Человечки, карикатурные лица или мордашки, бессистемно нарисованные на листе, выдают ощущение беспомощности, как бы раздвоенности, когда хочется уклониться от обязанностей, но возможности такой нет.

· Углы, овалы, мелкие квадраты или треугольники, как бы составляющие узор, который повторяется много раз (как на ковре или обоях), — признак скуки. Если этот мотив встречается постоянно — ребёнку скучно не просто в данный момент, а вообще — ему скучен его образ жизни. И вам пора что-то придумывать, иначе детка придумает что-то сама, а расхлебывать будете... ну, дальше вы знаете.

Кстати, это универсальная система расшифровки, и ваших собственных каракулей это тоже касается. Единственное, о чём не стоит забывать: рисунки описывают не прошлое, не будущее и не твоё отношение к жизни вообще. А только то, что человек переживает в эту секунду. Кстати, чем чаще встречается в вашем бессознательном творчестве какой-то мотив, тем выше вероятность, что он и отражает истинное душевное состояние.

 

Глава З

ОДНИ ДОМА

И вот ребёнок пошёл в школу. Это и радость, и новая головная боль для родителей, главная причина которой — куда деть своего ученика после школы. Хорошо, если есть бабушки-дедушки, няни-тёти, которые согласны с ним посидеть. Чаще — не бывает. И отправляют сынков да дочек на продлёнку. Но как бы вы не старались «выкрутиться», всё равно рано или поздно (чаще рано) маленькому ученику приходится оставаться одному дома. Без вас. Это большая нервотрепка для родителей и большое напряжение для ребёнка. К возвращению в пустую квартиру надо привыкнуть. Надо привыкнуть, что никто не спросит с порога «Как дела?» и никто не скажет «Садись кушать». И никто не проконтролирует, чем ты занимаешься дома — один. Впрочем, последний пункт детям даже нравится — ещё бы! — сам себе хозяин, что хочу, то и делаю.

Вот тут-то и сидит потенциальная опасность. В самом деле: а что он/она будет делать дома — один? Хорошо, если вы заранее будете готовить детей к этому испытанию. Да, испытанию. Потому что ребёнок пока ещё всё равно маленький и неопытный. И очень деятельный человек. Что это означает на деле?

Во-первых, ему может быть грустновато (и страшновато), и очень легко он может почувствовать себя забытым и покинутым.

Страх одиночества — один из самых сильных человеческих страхов. Ребёнку особенно необходимо ощущать постоянные тепло и поддержку, иначе он потеряет ощущение безопасности, не научится доверять ни миру, ни себе. Иррациональный страх «я один — мне страшно — меня бросили» время от времени возникает и у малыша, и у подростка (и у взрослого, кстати, тоже). Мы не можем уберечь детей от многих страхов, конфликтов и стрессов, но в наших силах уменьшить их разрушительное влияние. Расстроенный чем-то ребёнок, вернувшись из школы в пустую молчаливую квартиру, не почувствует себя одиноким и никчемным, если о ноги потрётся любимый кот или попугайчик что-то протрещит из клетки. Или выскочит навстречу любимый друг — собака и зальётся радостным лаем. И тогда можно сказать им, своим хвостатым и пернатым, то, что и словами не выразишь, или просто уткнуться в мягкую шкурку — и постоять, и пошмыгать носом, и — успокоиться. А потом позаботиться о них: налить в миску воды, угостить чем-то вкусненьким... Когда человеку (даже если это совсем юный человек) есть о ком заботиться — он чувствует себя и уверенней, и старше.

А потом придёт время позаботиться и о себе. Разогреть обед, отдохнуть, сделать уроки, погулять и снова вернуться домой. И при всём при этом соблюдать правила безопасности.

Поэтому нам надо заранее, шаг за шагом, учить ребёнка, что и как он будет делать (и что не делать), когда останется дома один.

 

«Мелочи» быта

Представьте, что вам хочется научиться кататься на велосипеде, а велосипеда у вас нет. Вы можете сесть верхом на стул, вообразив его велосипедом, и порулить, и покрутить колёса, и даже получить удовольствие от «поездки». Вы можете прорабатывать и правила посадки, и ритм движения, и повороты, и даже дыхание. И всё у вас получается. Но, когда вы сядете на настоящий велосипед, то… придется учиться заново. Вы уловите ритм движений и поворотов руля, баланс, освоите посадку и научитесь сохранять равновесие... А когда вы лихо промчитесь, довольные собой, вы уже никогда не забудете своих ощущений. На чувственном уровне всё это освоили, запомнили ваши руки, ваши ноги, ваше тело — что надо делать, чтоб не вылететь из седла. И ваше тело училось действовать машинально, почти бессознательно. Вы не просто учились сидеть верхом — вы приобретали опыт, вы пережили и прочувствовали его. То, что освоено через практику, через чувственный опыт, усваивается прочно и навсегда.

Так и в безопасности. Вы можете долго и старательно объяснять ребёнку прописные истины: не трогай спички, загорелось — накинь одеяло, не плещи в розетку водой... Вероятно, умный ребёнок послушается вас, но вот в критической обстановке, если тело не запомнило, что делать и как, он может поступить с точностью до наоборот.

Чему обучаемся:

· как включать и выключать газовую и электрическую плиту (последовательность действий доводите до автоматизма;

· как перекрыть воду;

· как отключить электричество, если... (загорелась розетка, проводка);

· как спасать пол и ковёр, если капает с потолка;

· как перекрыть воду, если сорвало кран;

· что делать, если прорвало трубу;

· что делать, если погас свет (включить фонарик или зажечь свечу, где находятся и как включаются пробки — для старших);

· как обращаться с фонариком и как зажигать свечу (поставить в надёжный подсвечник, на тарелку);

· как действовать в неожиданной и потенциально опасной

 

ПРАКТИКУМ

Игра с огнём

Старая реклама «прячьте спички от детей» оказывает плохую услугу, если буквально её понимать. До какого возраста надо прятать? Вы можете сто раз сказать, что спички брать непозволительно, а первоклашка-второклашка всё равно стащит и попробует: и как они зажигаются? Когда детка подрастает, прятать уже поздно. Когда ребёнок до этого дорос, надо просто научить его правильно с ними обращаться. А перед этим — дать наиграться. Лучше уж пусть учится и пробует при вас. Покажите и проверьте: чиркать надо о коробок движением от себя. Затушенную спичку можно бросать только в безопасное место. («А какое место безопасное? Почему?») Эксперименты лучше проводить на кухне или в ванной — у крана с водой. Наигравшись при вас вволю, потом он вряд ли попробует ещё — без вас, тайно. А зачем, если вы и так разрешаете?

Зажгите свечу, вместе подожгите кусочек шерсти, чтоб ребёнок видел, как быстро съедает его пламя, и унюхал запах. Это очень наглядно объясняет, почему не надо наклоняться над огнём — потому, что волосы могут легко вспыхнуть. Ещё лучше действует пример беспечного кота с обожжённым усом (но мы не призываем вас экспериментировать на зверье, это может быть просто наглядный пример).

Можно даже устроить «Курсы повышения квалификации», когда старшие буду обучать младших тем навыкам, до которых те уже доросли. Для старших детей польза двойная: и научат, и сами повторят. (Впрочем, если у вас — младшеклассник, в роли обучаемого «ребёнка» можете выступать вы сами. Заодно узнаете, чем они там во дворе занимаются.)

Осваивая правила безопасности, делайте акцент на тактильных ощущениях! Самое ценное — делать самому, получить чувственный опыт. Недостаточно сказать, как надо обращаться, например, со спичками.

 

Алгоритм ваших действий:

1) сказать (рассказать, познакомить, объяснить);

2) показать;

3)дать ребёнку попробовать сделать это самому; (а потом объяснить/показать младшим сестрёнке-братишке); 4) повторить.

Так вырабатывается полезный навык. Когда пробовал, когда делал сам (под вашим контролем) — не растеряется.

Запретный плод сладокпоэтому не запрещайте, а обучайте и объясняйте.

 

Ключ от квартиры и... прочие неожиданности

Прошли времена, когда мама могла спокойно вручить ребёнку ключ от квартиры, повесить... на шею на верёвочке, вместо медальона, — и пойти на работу. Как же сделать так, чтобы ребёнок легко и прочно запомнил правила безопасности?

1. Сделайте памятку. Это необходимо, чтобы не упустить ни одну потенциально опасную ситуацию. Памятка может быть в записной книжке, а можно её выполнить в форме плаката. Поделите лист на две колонки, одну подпишите «Если...», вторую «Что надо делать». Или: «Так нельзя!» и «Почему?» Прекрасно, если заполнять её вы будете постепенно, вместе с детьми, по мере усвоения ими «материала».

2. Оставьте напоминающие сигналы.

...Один раз дочь оставила конфорку включённой. Сгорел чайник... целый день вся семья жила без чая. Такие уроки дети запоминают прекрасно, но для надёжности на входной двери она написала крупно одно слово: «ГАЗ». Попробуй теперь забудь проверить перед уходом. Вывешивайте предупредительные надписи — очень помогает. Они должны, как рекламные плакаты:

а) бросаться в глаза;

б) быть лаконичными.

Желательно через несколько недель надпись поменять, чтобы «глаз не замылился» (как говорят дизайнеры).

Сведите важнейшие правила в таблицу. Хорошо, если вы будете заполнять её вместе с ребёнком.

 

Памятка для детей и их родителей, которую и тем и другим надо знать назубок. И довести навыки выполнения до автоматизма!

 

Когда дома один

 

Если... Что делать
Стемнело и пора включать свет. Плотно задёрни шторы.
На балконе странный шум. Тоже зашуми (чтоб поняли: дома кто-то есть). Закрой дверь, форточку.
Звонят по телефону, спрашивают родителей (кого-то из взрослых). Скажи: «Позвоните попозже, папа занят», «Мама не может подойти сейчас к телефону, она в ванной...», «Бабушка занята, что передать?» Нельзя говорить, что ты дома один и никого долго не будет. Спроси, кто звонит и что передать.
На твои встречные вопросы не отвечают. Срочно звони взрослым.
По телефону или на улице тебя спрашивают, во сколько придёт мама. Позвоните попозже, я у неё сейчас уточню. Нельзя сообщать, во сколько возвращаются взрослые (и во сколько уходят — тоже нельзя).
Звонят в дверь и настойчиво просят открыть, соблазняя чем-то или прося о какой-то простой услуге (например, говорят, что «на площадке сидит хорошенький щенок» или «очень хочется пить, принеси, пожалуйста, водички»). Никому не открывай дверь своей квартиры, если никого из взрослых нет дома. И — никаких переговоров!
  Молчи. Не выдавай никакую информацию.
Через дверь тебя о чём-то спрашивают, что-то предлагают. Запишите на магнитофон низкий собачий лай, рычание, пусть ребёнок после неизвестного звонка включит эту запись.
Показалось, что кто-то пытается открыть дверь. Спроси: «Кто там?» Сделай вид, покажи, будто дома есть кто-то ещё: «Да, мама, я слышу...», «Не знаю кто, сейчас спрошу...»
Подозрительный шум за дверью не прекратился. Скорее звони по телефону кому-то из своих близких. Если их нет — сразу звони «01», назови свой адрес и скажи, что случилось. На всякий случай у ребёнка должны быть номера телефонов надёжных знакомых. Держите их всегда в одном месте, которое ему хорошо известно, ещё лучше — на виду, в прихожей.
В дверь ломятся. Срочно подними как можно больше шума — чтоб было слышно в подъезде. Визжи, звони, стучи по батареям. Звони, зови на помощь. Открой балкон или форточку, кричи «пожар», этот призыв действует на всех без исключения.

 

Таблица может быть цветной — так лучше запоминается.

Чтоб не было так официально и скучно, вместо таблицы можно нарисовать большой зуб (знай, мол, назубок), а на нём расписать всю важную информацию — от номеров телефонов до тактики поведения.

 

Уличные правила

Напишите крупно: НА УЛИЦЕ НИКОГДА НЕЛЬЗЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.025 с.)