А. Внутренне настроить/ся на добро 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Внутренне настроить/ся на добро



Поначалу, маленькому ребёнку, вы даёте такое понимание очень просто: говорите «нельзя». Нельзя вылавливать рыбок из аквариума, нельзя швырять в папу игрушками... Тут тот самый случай, когда прямой строгий запрет необходим. Сначала — запрет, а потом он дорастает до ответа на вопрос «почему?».

Это долгая работа, но начинается она сейчас, пока ребёнок маленький, пока он ещё так живо и непосредственно воспринимает этот мир. Пока в делах, заботах и озабоченности собой (своей персоной) не отгородил себя — не отгородился от мира.

«А при чём тут безопасность?» — спросит кто-то.

То, что сидит у человека внутри, часто определяет и те события, которые с ним происходят в жизни, и то, как относятся к нему другие люди. И ещё. Задайте (себе, а потом своему наследнику) простой вопрос: кого скорее поддержат (с кем хочется дружить?) — доброго, отзывчивого или злого, вечно сердитого человека?

 

Поиграйте в «Эхо». Малышу неплохо бы сначала рассказать, что такое эхо. У того, кто постарше, можно спросить, где эхо бывает. У совсем больших — уточнить, как вообще рождается эхо. А поиграть можно со всеми. Просто предложите послушать эхо. Не слышите? Тогда эхом становитесь сами. Когда один говорит что-то, другой откликается: повторяет концы фраз, окончания слов...

Обратите внимание ребёнка на то, что стать хорошим «эхом» можно только тогда, когда слушаешь (вслушиваешься) в другой голос.

Пусть у «эха» меняется настроение: то оно доброе, то сердитое, то капризное. Играя, вы заметите, как легко настроение одного передаётся другому. Побудьте эхом ласковым, гневным, плаксивым... Скорее всего, такое «эхоловительство» доведёт всех вас до приступов смеха. Ну и хорошо! Обратите внимание ребёнка на то, что все мы отзываемся (так же, как и эхо) на эмоции других людей.

Ребёнок говорит, вы, как эхо, откликаетесь.

Вывод, к которому подводите ребёнка: то, что происходит с человеком, — это эхо того, что сидит у него внутри, в глубине души. Рано или поздно каждый получает по заслугам (вот почему опасно держать камень за пазухой). Как ты к другим — так и они к тебе. Добрым человеку быть вы-год-но и приятно.

 

Б. Насторожить (но не перепугать)

Как-то вечером гуляла я со своей шоколадного цвета собакой и ушла довольно далеко от дома. И тут повстречались мне две девочки лет 11-12. «Ой, какая шоколадка!»заахали они. Рута дружелюбно помахала им хвостиком, и обе кинулись радостно её наглаживать. «Ой, да у неё есть щенки!»вдруг сказала одна, видно, тоже опытная «собачница». Девчушки пришли в восторг и выразили полную готовность идти со мною хоть на край светатолько бы посмотреть на щенят. И, представляете, пошли. Отчаянно отбиваясь от этих очаровательных болтушек, я пребывала в полной растерянности. Как же так, девчушки, ни секунды не раздумывая, собрались идти домой к малознакомой тёте, да ещё и клялись, что ничего не скажут родителям! «Может быть, такая беспечностьисключительный случай»,подумала я тогда.

Но один коллега по работе, когда я там рассказывала эту вечернюю историю, моментально «успокоил» меня. «Хочешь, докажу, что мальчишки еще беспечнее твоих девчонок?, - спросил он и вызвался провести «следственный эксперимент», а именно: показал, как можно втереться в доверие любой малолетней личности и увести её с собой. Он поступил так. Вечером, обойдя двор и скверик, который к нему примыкал, по периметру, он отыскал кучку веток, сгрёб их поближе к забору, положил сверху смятые газеты и начал старательно разводить костёр. Сразу же после того, как пошёл первый дымок, около него материализовалось несколько мальчишек. Он дружелюбно пригласил их подойти поближе и принять участие в действе. А дальше было совсем просто. Минут через пятнадцатъ-двадцать коллега сказал: «Ветки заканчиваются, надо бы ещё набрать. Кто со мною?»и пошёл в темноту. Трое, помельче, ринулись за ним. Все остальные преспокойно сидели и любовались огнём.

Вывод печален и прост: хорошо, что это был всего лишь эксперимент.

Вполне вероятно, что и девочкам, и мальчикам не раз говорили, что уходить куда-то со знакомой территории, да ещё и с посторонними людьми, нельзя. Так почему же они не вняли родительским наставлениям? Да просто потому, что ребёнку трудно поверить: неприятность может случиться не с кем-то, а именно с ним, и прямо сейчас. Доверие — прекрасная черта, но излишнее доверие к людям может довести до беды.

Из сказок дети усвоили, что герои бывают разные, в том числе и не всегда хорошие: хитрые, коварные, злые, жестокие, те, кто обманывают и заманивают «в дремучие леса, за синие реки, за высокие горы». А так как дети (да и подростки тоже) не слишком хорошо различают, где сказка, где реальность, нам не сложно будет перенести (перевести) этот «сказочный» опыт в реальную жизнь. Детям школьного возраста это уже жизненно необходимо. Конечно, тут надо соблюдать меру, так, чтоб не запугать ребёнка всякими ужастиками из жизни, а — насторожить и помочь понять, что за внешней добренькой

 

ИГРА-НАБЛЮДЕНИЕ

 

На кого похож?

Уменьшить нелепую дозу доверчивости вам поможет эта игра. Она развивает наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать и делать выводы, учит обращать внимание на мелочи. Много времени не потребуется, играть можно когда угодно и где угодно.

Вспомните с ребёнком какую-либо сказку (например, «Зимовье зверей»), поговорите о сказочных героях и их характерах (кто сильный, кто умный, добрый, кто вредный и т. п.). А потом предложите поиграть: на кого похож во-он тот человек? Почему? А кто из знакомых похож на петуха? На быка? На медведя? Почему?

Внешние отличия дети замечают сразу, ваша задача — показать, что и внутри люди разные. Вот из окошка высунулась пожилая женщина и ругается — прогоняет детей от своих окон и залпом выпаливает всевозможные угрозы. «Ой, как Змей Горыныч!» Другая тётя ласково улыбается, заманивая дочку домой, а потом, когда та ни в какую не соглашается, вдруг меняется в лице и начинает угрожать. Ну чем не хитрая лиса!

Постепенно расширяйте спектр игры. Тут возможна масса вариантов: почему тот человек так сердит? А этот какой? Теперь ваша задача — помочь ребёнку проникнуть во внутренний мир людей, но не давать им оценок — плохой или хороший. Люди просто разные, на то или иное поведение их побудили какие-то причины, сейчас ваша задача — понять внутренний мир человека и ужиться с ним, найти какую-то тактику поведения или же избегать его.

Наблюдайте за животными, птицами, растительным миром. (Какая коварная крапива: с виду не угадаешь, что колется! Как ты думаешь, почему разлаялась эта собака? Она вредная или испуганная? Она может обидеть? Кого?)

С младшеклассниками и детьми средних классов уже пора обсуждать такие понятия, как коварство, притворство, обман и т. п.

Чтобы ребёнок не оказался беззащитным, столкнувшись со злом и коварством, он должен с раннего детства усвоить: мир добр, но иногда в нём встречаются и недобрые люди и явления. Выводы, к которым вам надо подвести ребёнка: все люди разные, бывают и такие, которым нельзя доверять.

 

Доверие к миру — прекрасная черта, благодаря доверию дети могут исследовать и познавать его спокойно и радостно... Потому, говоря о плохом, знакомя с плохим, не забывайте о хорошем. Главное тут — не перегнуть палку, не искать во всех подряд всяческие «бяки» и заморочки.

Ребёнок должен насторожиться, но не перепугаться. Постепенно, бережно мы приоткрываем завесу над «грязной» стороной. И обязательно показываем при этом, что мир — разный и добрых людей в нём гораздо больше, чем тех, кто недобр.

Как спастись (спасти себя) от не-добрых людей? Что требуется от родителей?

Родители должны помочь детям:

1. Разобраться — дать правильные ориентиры.

2. Справиться с чувством беспомощности и отчаяния — помочь обрести уверенность и силу.

3. Сохранить своё достоинство, научить постоять за себя.

4. Научить избавляться от страхов и стрессов.

 

ТЕСТ

Что будешь делать, если...

Этот тест — для ребёнка. Он поможет вам проверить, насколько хорошо ваше юное создание ориентируется в элементарных правилах безопасности, не нарывается ли он сам на конфликты и неприятности, а если есть такая тенденция — вовремя заметить и исправить/ся.

Для чистоты эксперимента не давайте ребёнку времени на долгие раздумья! (Отвечать надо сразу, например на счёт «три».) В жизни дети чаще всего сначала делают, потом думают. Считайте до трёх — это повысит шансы на точность теста (точность — в том смысле, что ребёнок выдаст тот вариант, который в действительности реализует).

Итак, раз! два! три!

Скажи, что будешь делать, если...

№ 1. Если упал и ободрал колено, надо срочно:

А. Завопить.

Б. Облизать.

В. Приложить подорожник.

Г. Бежать домой.

№ 2. Если на тебя зарычала собака, надо срочно:

А. Зарычать самому.

Б. Бежать куда глаза глядят.

В. Замереть на месте.

Г. Рявкнуть «ФУ!».

№ 3. Ты задержался в школе и подозреваешь, что дома тебя ждут и волнуются. На улице уже темнеет, а в скверике, через который ты обычно проходишь, не горит ни один фонарь. Какой дорогой пойдёшь?

А. Самой короткой.

Б. Самой привычной.

В. Самой людной.

Г. Самой интересной.

№ 4. Ты сегодня один/одна дома. Раздаётся звонок в дверь, потом ещё и ещё... Нужно:

А. Спросить «Кто там?».

Б. Затаиться, посмотреть в глазок.

В. Залаять.

Г. Позвонить родителям.

№ 5. Если на прогулке (за городом) тебя застала гроза, под каким деревом спрячешься?

А. Тем, что поближе.

Б. Тем, что повыше.

В. Лучше не под деревом.

Г. И подальше от водостоков.

№ 6. Ты проходишь мимо знакомой свалки и вдруг замечаешь, что один из контейнеров стоит как-то странно, под наклоном. Что ты сделаешь?

А. Посмотрю, что внутри.

Б. Проверю на прочность.

В. Обойду стороной, сообщу ребятам.

Г. Швырну булыжник: завалится или нет.

№ 7. Если вокруг тебя вьётся оса и, кажется, собирается сесть тебе на плечо. Что лучше сделать?

А. Отогнать.

Б. Прихлопнуть.

В. Замереть.

Г. Пожужжать.

№ 8. Ты взял сумку, деньги и идёшь в магазин за хлебом. И вдруг тебе показалось, что за тобой следит группа подростков. Что делать?

А. Спросить «Что вам надо?».

Б. Замести следы.

В. Позвонить домой.

Г. Проверить, ошибся или нет.

№ 9. Ты залез на дерево и довольно высоко. Вдруг раздалось странное потрескивание: кажется, ветка, на которой ты сидишь, сухая и — того и гляди — обломится. Что делать?

А. Упасть в обморок.

Б. Прикинуть, куда поудачнее падать.

В. Ползти обратно.

Г. Вцепиться покрепче и закричать «караул».

№ 10. Ты выходишь из автобуса и вдруг видишь в уголке на сиденье одинокий пакет. Что лучше сделать?

А. Заглянуть в него.

Б. Спросить: «Кто забыл?»

В. Не трогать и сказать шоферу.

Г. Взять с собой.

 

Результаты:

 

Большинство ответов А. Ваш ребёнок осторожен, и это хорошо. Но иногда эта настороженность переходит в пугливость; может легко поддаться панике, которая ещё никогда не была хорошим советчиком.

Большинство ответов Б. Ваш ребёнок слишком азартен, нет места, куда бы он не пытался сунуть свой любопытный нос. Это законное детское качество, но... его любопытство настолько сильно, что перевешивает и разум, и осторожность.

Большинство ответов В. Ваш ребёнок умеет сначала думать, а потом делать (а не наоборот). И что ещё лучше — похоже, он мыслит рационально, знает основные правила безопасности и умеет их применять.

Большинство ответов Г. Ваш ребёнок легкомыслен. Он крайне несерьёзно относится к опасности, то ли всегда везло, то ли слишком опекали и этим не дали получить маленькие «прививки от опасности», столкнуться с мелкими неприятностями, которые на самом деле оберегают от больших бед.

НО! Когда будете подводить итоги, учтите, что некоторые особо одарённые дети умеют подгонять ответы под вас — работая на публику. То есть говорят они одно, а на деле поступают иначе. Поэтому ответы на этот тест воспринимайте как иллюстрацию к настроениям ребёнка вообще, его подход к жизни. И, конечно, проработайте потом те моменты, когда детка слишком сильно отошла от правил безопасности.

Ведь это не просто тест, а повод «зацепить» своё прелестное создание и поговорить с ним на тему безопасности. Обсуждая один вопрос, совсем не трудно перейти к другому, следующему, а там и обсудить ситуацию, которая вас волнует, и найти верное её решение вместе. Так что можете проводить этот тест как игру или как викторину между несколькими детьми или как игру в фанты на желание.

Разобравшись, что дети знают, а чего нет, вы теперь сами сможете придумать массу вопросов и заданий — на те темы, которые требуют дополнительной проработки. А о том, что надо при этом учитывать возраст ребёнка, его интересы и склонности, думается, вам не стоит и напоминать. Сами знаете.

И будет просто отлично, если через несколько месяцев вы повторите этот (или подобные ему) тест. Просто чтобы убедиться, что теперь материал усвоен на «отлично». В тех местах, где ваш наследник раньше ошибался, он теперь будет действовать правильно.

 

Постоять за себя

Как-то дочь вернулась с уроков явно в неурочное время. Кипя от негодования и в такт ему притопывая ногой, она с порога выпалила, что её выставили, нет — вы-гна-ли («Ты представляешь, мама!) в коридор. («Посиди, подумай, а потом возвращайся».) На моё: «А дома-то ты как оказалась?» — ответила веско: «Ушла бороться за свои права». Интригующее начало. Девочка считалась сознательной ученицей, и хулиганского поведения за ней не наблюдалось, вроде бы... так что любопытство тут же перевесило желание разразиться тирадой о правах и обязанностях нормальных школьников. И что оказалось?

Оказалось, что на «ужасно трудную тему, мам!» отвечала одна подружка, девочка тихая и застенчивая. «Что ты плетёшь, ну что ты плетёшь?» — перебила её учительница. Девочка окончательно смешалась... учительница назвала её... м-м-м-м-м... мягко говоря, неумной. И добавила ещё ряд эпитетов — тех самых, которые умеют добавлять взрослые, когда выходят из себя. Подружка стояла, молчала, бледнела... Наша дочка вступилась за тихую девочку. В результате к директору вызывают меня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.034 с.)