Понятие о хозяйственном учете, его историческая обусловленность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о хозяйственном учете, его историческая обусловленность.



Понятие о хозяйственном учете, его историческая обусловленность.

На первых этапах развития человеческой цивилизации учет был лишь отражением фактической действительности в уме человека. Затем по мере развития условий и факторов жизни учет осуществлялся с использованием простейших носителей информации, например, на деревьях путем зарубок и узелков на ветках, на папирусе в Древнем Египте, глиняных табличках в Вавилоне, восковых табличках в Древнем Риме, а потом — с использованием более сложного технического обеспечения (учетные машины, программы).

С дальнейшим развитием и усложнением жизни, связанным с общественным разделением труда и научно-техническим прогрессом, учет выделился в самостоятельный вид управленческой деятельности.

Свидетельства о наличии документального учета относятся к 15 веку нашей эры. В 1458 г. купец Бенедетто Котрульи в своей книге «О торговле и совершенном купце» выделил главу о двойной записи. Специальная же книга по учету впервые была издана в 1494 г., т. е. более 500 лет назад Лукой Пачоли под названием «Трактат о счетах и записях».

Хозяйственный учет – способ количественного отражения фактической действительности и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений в целях контроля и руководства ими.

 

 

Требования, предъявляемые к хозяйственному учету

 

- достоверность фактической информации о результатах хозяйственной деятельности, которая обеспечивается документальностью, непрерывностью и другими принципами (особенностями) учета;

- своевременность отражения результатов хозяйственных опе­раций и составления бухгалтерской отчетности;

- экономичность бухгалтерского учета, т. е. экономное и рацио­нальное расходование средств на ведение бухгалтерского учета и составление его отчетности;

- оптимальное использование принципов международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности с учетом отечествен­ных научных и профессиональных достижений и традиций, мента­литета населения и действующего законодательства;

- сопоставимость данных учета, т.е. применение единой оценки;

- систематичность учета; т.е. учет должен вестись в установленные сроки, с установленной периодичностью; бухгалтерский учет должен вестись ежедневно с момента создания организации до момента ее ликвидации;

- профессиональная подготовленность учетных работников.

 

Учетный процесс и его стадии

Учет как элемент информационной системы и как одна из ос­новных функций управления представляет собой процесс, включа­ющий четыре основные стадии: регистрацию, измерение, обработ­ку и обобщение.

На первой стадии с помощью различных средств, включая документацию, фиксируются факты состояния или результаты изменения реальной действительности (что, где и когда прои­зошло).

На второй стадии полученные факты количественно измеряют­ся (сколько, в каком объеме).

На третьей стадии учетного процесса, названной обработка, осуществляется технологическая обработка зафиксированных на первой стадии и измеренных на второй стадии учтенных объек­тов на бумаге или других носителях информации (ПК) с помощью определенных методов и технических средств.

На четвертой стадии обобщается уже учтенная информация для разных целей ее использования и прежде всего для управления хозяйственной деятельностью. Это обобщение находит выражение в бухгалтерском балансе и других формах бухгалтерской отчетности.

 

Основные измерители, применяемые в учете

В хозяйственном учете используются три основных вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители дают количественную характеристи­ку учтенного объекта в натурально-естественном виде: в штуках (единицах), в весовых единицах (граммах, килограммах, центне­рах, тоннах и т. п.), мерах длины и площади (сантиметрах, метрах, квадратных метрах, километрах и т. п.), объема (кубометрах, лит­рах и т. п.), в астрономическом времени (днях, часах и т. п.).

В практике применяются еще и условно-натуральные показатели (например, перевозка груза автотранспортом в тонно-километрах).

Использование натуральных измерителей обеспечивается весо­измерительными приборами (весы, электросчетчики, водомеры, газомеры, мерная тара и т. д.).

Трудовые измерители позволяют выразить количество затра­ченного труда и измерить его рабочим временем (человеко-ча­сы, человеко-дни и т. п.). Например, производительность труда, выраженная выработкой продукции в один человеко-час, челове­ко-день или человеко-год (среднегодовая выработка рабочего). Этот измеритель используют для учета отработанного времени, времени болезни, а также для обобщения объема выполненных разных работ, чего нельзя сделать с помощью натуральных изме­рителей.

Денежный измеритель дает возможность определить величину стоимости в учтенных объектах с помощью стоимостных показателей себестоимости, цены, прибыли и т. п., выражающих индивидуальные и общественно необходимые затраты абстрактного труда, его количество и качество.

В Республике Беларусь применяется единый денежный измеритель - белорусский рубль.

 

Виды хозяйственного учета

В специальной литературе, а также в учет­ной практике известна единая система народнохозяйственного учета, которая включает три вида учета: бухгалтерский, статисти­ческий, оперативный.

 



Оборотные активы

Нормируемыми называются оборотные средства, вложенные в те виды материальных ценностей, которые необходимы предприятию для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов). К ним относятся

- сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия,запасные части и представляют собой оборотные средства, которые используются в одном производственном цикле и поэтому полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию, выполняемые работы или оказываемсые услуги.

- остатки незавершенного производства - это стоимость продукции, не прошедшей все стадии производственного процесса и не переданной на склад или не сданной заказчику.

- Денежные средств в кассе

Ненормируемые оборотные активы - суммы денежных средств на счетах в банке, а также денежные документы (авиабилеты и ж/д билеты, акцизные марки и т.д., товары отгруженные).

Дебиторской задолженностью называются средства в расчетах, т.е. по существу это средства данного предприятия, временно находящиеся у других предприятий или лиц и по истечении определенного срока подлежащие возврату данному предприятию в виде денежных или иных средств. Дебиторами могут быть: покупатели, подотчетные лица, получившие в кассе деньги в аванса под отчет, учредители.

2. Средства предприятия по источникам образования подразделяются на источники собственных средств и источники заемных средств.

Источники собственных средств (прибыль, фонды, резервы. бюджетное и другие виды финансирования)

Понятиефонды в бухгалтерском учете подразделяется на такие виды, как уставный фонд, амортизационный фонд, добавочный фонд.

Уставный фонд - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании для обеспечения деятельности предприятия в разме­рах, определенных учредительными документами.

Амортизационный фонд - предназначен для воспроизводства использованных основных средств. Он образуется за счет амортизационных отчислений, относимых в затраты на производство.

Добавочный фонд - образуется за счет прибыли предприятия и предназначен для производственного и социального развития.

Резервный фонд - образуется за счет прибыли предприятия для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы предприятия.

Резерв по сомнительным долгам - образуется за счет прибыли предприятия для погашения дебиторской задолженности, не погашенной в установленные сроки.

Резерв предстоящих расходов - создается с целью равномерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основных средств и т.д.).

Бюджетные и другие виды финансирования - собственные средства предприятия, которые пополняются за счет бюджетного или спонсорского финансирования на капитальное строительство и другие цели

Прибыль - сумма превышения доходов над расходами предприятия.

Источники заемных средств:

Долгосрочные обязательства

Долгосрочные кредиты - суммы задолженности по кредитам, полученным на срок более одного года для расшире­ния и развития производства, внедрения новой техники.

Долгосрочные займы - суммы, полученные от выпуска и продажи акций организации.

Краткосрочные обязательства

Краткосрочные кредиты банков - суммы задолженности перед банком по кредитам, полученным на срок менее одного года.

Кредиторская задолженность - состоит из задолженности поставщикам за товары и услуги, покупателям и заказчикам по авансам полученным, а также по доходам учредителям.

Обязательства по распределению - состоят из обязательств по оплате труда, по платежам в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, перед учредителями по доходам.

Метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет характеризуется особым приемом отражения хозяйственных явлений, который базируется на общих положениях диалектического метода, суть которого сводится к изучению всех процессов и явлений во взаимосвязи, развитии и движении от простого к сложному.

Методы бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия.

Методы бухгалтерского учета:

. Документация - это письменное свидетельство о со­вершении хозяйственной операции или указание на ее исполнение.

. Чтобы сравнить данные учета и фактическое наличие средств на предприятии, применяется способ инвентаризации.

Оценка является способом денежного выраженгия объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе.

Калькуляция - это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции. Калькуляция является основой денежной оценки объектов. Оценка и калькуляция тесно друг с другом.

Все хозяйственные средства после их оценки обобщаются по экономически однородным показателям и объединяются в группы. Текущий учет хозяйственных средств и их движение ведутся с помощью системы бухгалтерских счетов. На каждую группу хозяйственных средств и каждый вид источников образования средств открывается отдельный счет.

Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Так, при записи на счетах отпуска материалов со склада в произ­водство взаимодействуют показатели ценности на складе и затраты на производство. При отражении этой операции количество ценностей на складе становится меньше, одно временно затраты на производство увеличиваются.

Все записи на счетах обобщаются за отчетный период с помощью особого метода - балансового обобщения.

Бухгалтерским балансом называется способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату (обычно на 1-е число месяца). Бухгалтерский баланс характеризуется равенством средств предприятия по видам и размещению и источникам образования.

Для осуществления контроля за выполнением плана поразличным показателям хозяйственной деятельности предприятиях наряду с балансом составляется отчетность на определенный период.

Отчетность - это система экономических показателей, характеризующих результаты •хо зяйственной деятельности предприятий, степень выполнения ими плановых заданий. документация и инвентаризация как способ первичного наблюдения и контроля за хозяйственными явлениями.

 


Тема 3.: «Бухгалтерский баланс»

Вопросы к теме:

  1. Бухгалтерский баланс и его структура.
  2. Изменения, происходящие в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

 

Литература:

  1. Стражев В. И., Латыпова О.В. Теория бухгалтерского учета Минск «Высшая школа» 2003г. (24-48);
  2. Левкович О.А., Бурцева И.Н. Бухгалтерский учет Минск «Амалфея» 2004г. (26-33);

План счетов, принцип организации, его назначение и структура

Для единообразного обобщения данных о работе предприятий различных форм собственности и для удобства работы контролирующих органов разрабатывается единый систематизированный перечень счетов и субсчетов, который обязателен для всех субъектов хозяйствования, и называется он Планом счетов.

План счетов - единый систематизированный перечень счетов и субсчетов, который обязателен для всех субъектов хозяйствования.

План счетов бухгалтерского учета разрабатывается и утверждается Министерством финансов по согласованию с Министерством по анализу и статистике.

На основании типового плана счетов каждая организация разрабатывает рабочий план счетов.

В рабочем плане субсчета, предусмотренные в типовом Плане счетов, используются, исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут: уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнител­ьные, исключать или объединять отдельные субсчета.

 

План счетов имеет 8 разделов, причем разделы сформированы в строго логической последовательности. В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов. Разделы расположены в определенной последовательности, определяемой характером участия имущества в кругообороте средств предприятия.

Первый раздел «Внеоборотные активы» включает в себя счета, которые связаны с учетом основных средств и других долгосрочных вложений, т.е. связан с учетом орудий или средств труда.

Второй раздел «Производственные запасы» включает счета, по которым ведется учет предметов труда (производственные запасы).

Третий раздел «Затраты на производство» включает в себя счета, по которым отражаются затраты на производство, когда соединяются вместе орудия труда, предметы труда и рабочая сила (процесс производства).

В четвертый раздел «Готовая продукция и товары» включены счета, по которым ведется учет готовой продукции и товаров, а также расходы, связанные с продажами.

В пятый раздел «Денежные средства» входят счета, на которых учитываются денежные средства, используемые как эквивалент при обмене.

В шестой раздел «Расчеты» входят счета, с помощью которых осуществляются расчеты с поставщиками и под­рядчиками, с покупателями, с банками по кредитам и займам, с рабочими и служащими, с бюджетом и т.д.

В седьмой раздел «Источники собственных средств» включаются счета, отражающие собственный капитал пред­приятия, а также различные фонды и резервы, образуемые, как правило, за счет прибыли.

Восьмой раздел «Финансовые результаты» включает в себя счета, на которых отражается реализация продукции (работ, услуг), основных средств и других активов предприятия, различные внереализационные доходы и расходы предприятия, а также финансовые результаты.

Отдельно предусмотрена группа забалансовых счетов.

В Плане счетов предусматривается шифровка счетов путем присвоения каждому счету двузначного номера от 01 до 99. Субсчета нумеруются в пределах указанного синтетического счета.

В случае необходимости План счетов в установленном порядке позволяет вводить дополнительные счета, которые зарезервированы в плане без названия.

Основные счета

Инвентарные счета - предназначены для учета, контроля и движения хозяйственных средств, выраженных в форме материальных ценностей. Все счета активные - 01, 10, 11,43,41,45.

Денежные счета - предназначены для учета и контроля денежных средств. Все счета активные - 50, 51, 52, 55, 57.

Расчетные счета - предназначены для учета расчетов по взаимоотношениям между предприятиями или лицами. Активные - 73.Пассивные - 66, 67, 68, 69, 70. Активно-пассивные- 60, 62, 71, 75, 76, 79.

Фондовые счета и счета резервов - предназначены для учета и контроля закрепленных средств как источников образования и целевого финансирования.Все фондовые счета пассивные- 80, 82, 83, 96.

Кредитные счета - предназначены для учета задолженностей и расчетов по полученным займам. Все счета пассивные - 66, 67.

Регулирующие счета

Дополняющие счета - дополняют и уточняют сумму связанного с ними основного счета. Такой счет - 16.

Контрактивные счета - противопоставляются основным активным счетам и являются пассивными. Учтенные на них суммы уменьшают сумму связанного с ними основного активного счета. К этим счетам относятся - 02,05,14,42, 59,63.

Операционные счета

Эти счета предназначены для учета хозяйственных процессов.

Собирательно-распределительные счета - служат для собирания расходов по определенному процессу с целью последующего их распределения и отнесения на соответствующие объекты, т.е. на основное производство. Эти счета активные - 25, 26, 94, 97.

Калькуляционные счета - используются для учета затрат на производство продукции или на приобретение материальных ценностей с целью определения себестоимости продукции или приобретаемых ценностей. Эти счета активные - 08,15, 20, 21, 23, 28, 29.

Сопоставляющие (операционно-результативные) счета - предназначены для выявления результатов финансовой деятельности предприятия, т.е. для определения или расчета прибылей или убытков от реализации продукции, работ, услуг и прочих ценностей. Эти счета активно-пассивные -90,91,92.

Документация является способом сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения необходимых сведений о совершившихся хозяйственных явлениях, а также осуществления последующих записей в системе счетов бухгалтерского учета.

Независимо от способов записи исходных данных каждая хозяйственная операция должна быть оформлена документом в момент и по месту ее совершения. Оформление хозяйственных документов называется документацией.

В этом смысле документация является основой учета, определяя его правильность и достоверность.

Документы имеют правовое значение как письменное свидетельство совершенных хозяйственных операций, и, обоснованные записью в бухгалтерском учете, они приобретают доказательную силу и используются для рассмотрения в судебных органах при возникновении трудовых или хозяйственных споров.

Бухгалтерским документом следует считать любой материальный носитель информации об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтверждать совершение хозяйственных операций и право на их совершение. Для придания документам юридической силы они должны быть составлены с соблюдением правил, изложенных в Положении о документах и документообороте.

Особое значение приобретают документы при осуществлении контроля за соблюдением государственной дисциплины, за законностью совершаемых операций. Одной из важнейших форм последующего контроля являются документальные ревизии, проводимые систематически.

Документы классифицируются по следующим признакам:

1. по назначению:

1.1 распорядительные

1.2 оправдательные

1.3 документы бухгалтерского оформления

1.4 комбинированные документы

2. По месту составления:

2.1 внешние

2.2 внутренние

По порядку составления

3.1 первичные

3.2 сводные

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Инвентаризация представляет собой проверку соответствия учетных данных действительному наличию средств на предприятии и состоянию расчетов на определенный момент времени. Она выступает способом дополнительного контроля к текущей документации и является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета.

Необходимость инвентаризации вызвана следующими обстоятельствами:

фиксирование хозяйственных явлений, не поддающихся повседневному наблюдению в текущем учете. К ним относятся изменения массы или количества материальных ценностей в связи с изменением условий их хранения (усушка, распыл и т.д.);

устранение расхождений между данными учета и фактическим наличием средств на предприятии, которые возникают в процессе текущего учета. Они могут быть вызваны ошибками в учете (описки, неправильное отражение на счетах), неточностями при приеме и отпуске средств (просчеты, промеры);

контроль за материально ответственными лицами. С его помощью выявляются расхождения между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и данными учета, которые возникают в результате обмеров или обвесов при приемке или передаче ценностей, обсчетов при выдаче денег, хищений.

Классификация инветаризаций:

Оценка основных средств

Как и все объекты учета, основные средства в бухгалтерском учете отражают в денежной оценке. Различают три вида стоимостной оценки основных средств:

- первоначальную,

- восстановительную,

- остаточную.

Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат на строительство или приобретение объекта основ­ных средств, включающая расходы по доставке и установке (тариф, погрузочно-разгрузочные работы, строительство фундамента, монтаж, в том числе проценты за кредит, полу­ченный на приобретение основных средств), т.е. это стоимость объекта в момент ввода его в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость представляет собой с тоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (по действующим ценам). Обычно вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку.

В связи с этим периодически проводят переоценку основных средств по восстановительной стоимости, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. После переоценки основные средства отражают в учете по восстановительной стоимости.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, т.е. их первоначальная стоимость постоянно уменьшается. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за вычетом суммы износа. Это фактическая, реальная стоимость основных средств на отчетную дату. Износ основных средств отражают в учете обособленно от их первоначальной стоимости.

 


 

9.2 Документальное оформление и учет поступления основных средств

1. Поступление основных средств (на предприятие) оформляют актом приемки-передачи (форма ОС-1), который составляется специальной комиссией на каждый принимаемый объект. В акте (составляется в 2 экземплярах) указывают первоначальную стоимость объекта и его основное технические показатели. Общий акт на несколько объектов можно оставлять лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Если поступил объект, ранее бывший в эксплуатации, в акте приводят сумму его износа к моменту приемки. К акту прилагают техническую документацию (например, паспорт здания, чертежи), которая содержит полную техническую характеристику объекта.

2. Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи ( форма ОС-3) отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

3. Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передача из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляются накладной на внутреннее перемещение основных средств.

На основании перечисленных первичных документов основные средства в бухгалтерии вносят в инвентарную карточк у учета основных средств (форма ОС-6). В ней отражаются наименование объектов основных средств, все основные реквизиты, характеризующие объект, норма амортизационных отчислений, рассчитанная по каждому объекту исходя из предполагаемого срока службы объекта, а также присвоенный объекту инвентарный номер. В дальнейшем в инвентарной карточке отражают все операции, осуществляемые с данным объектом: перемещения, модернизация, ремонт, начисление амортизации, выбытие.

Для синтетического учета основных средств применяют активный счет 01 «Основные средства». На этом счете учитываются основные средства по их первоначальной стоимости.

Для учета затрат на создание (увеличение) стоимости внеоборотных активов предназначен активный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счета собирается информация о капитальных затратах по строительству и иному приобретению объектов основных средств и нематериальных активов, включаемых в их первоначальную стоимость.

Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость (без НДС) отражается по дебету активного счета 07 «Оборудование к установке», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении оборудования. При установке приобретенного оборудования в строящихся объектах, т.е. при передаче объектов в монтаж, стоимость оборудования списывается с кредита счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Журнал регистрации хозяйственных операций

№п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
  Акцептован счет поставщика (подрядчика) за основное средство(строительно-монтажные работы)     Фактическая стоимость без НДС
  Отражается НДС по поступившему основному средству (выполненным работам)     Стр 1 * 18/100
  Списывается стоимость топлива, по доставке основных средств и прочих материалов     Фактическая стоимость израсходованного топлива
  Начислена зарплата работникам за разгрузку основного средства     Сумма зарплаты
  Произведены отчисления в ФСЗН из зарплаты рабочих     Стр 4 * 35/100
  Начислен чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости от зарплаты рабочих     Стр 4 * 4/100
  Оприходование основных средств в эксплуатацию согласно акту приемки-передачи     Стр 1+3+4+5+6
  Перечислено поставщику за основное средство     Стр 1+2
  Отражается сумма НДС, подлежащая зачету     Стр 2

Библиотечные фонды

Памятники архитектуры

Начисление амортизации Не производится:

Во время консервации

Амортизация начинает начисляться с 01 числа месяца, следующего за месяцем приемки объекта ОС к бухгалтерскому учету,заканчивается с 01 числа месяца следующего за месяцем реализации либо списания.

Линейный

Нелинейный

Производительный

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении в течение всегоСПИ либо нормативного срока службы

Годовая норма амортизации (На) На= 1/СПИ х 100

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений =АС х На/100 х12

АС – амортизируемая стоимость

Нелинейный способ это неравномерное по годам начисление амортизации в течение всего СПИ. Здесь выделяют 2 способа:

- метод суммы чисел лет

При данном м-де норма амортизации рассчитывается исходя из числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта ОС

На=ЧОЛ х 100/СЧЛ

ЧОЛ - число лет, оставшихся до конца срока службы

СЧЛ -сумма чисел лет срока службы объекта ОС

СЧЛ=СПИ х (СПИ + 1)/2

-мктод уменьшаемого остатка

При данном м-де амортизация начисляется от стоимости объекта с учетом его износа за предыдущие годы

На=АС х 100х К /СПИ

К - поправочный коэффициент ускоренной амортизации не более 2,5

Производительный с пособ начисления амортизации по производственному оборудованию, транспортным средствам

Сумма отчислений зависит от объема выпущенной продукции или пробега автомобиля

Сумма Аi= АС х ОПРi/Сумма ОПР

ОПРi - объем выпуска продукции за отчетный год

ОПР – планируемый объем выпуска продукции в течение всего срока службы

Синтетический учет амортизации ОС ведется на пассивном сч.02. По К02 отражается начисление амортизации, а по Д02 – списание начисленной амортизации при реализации ОС либо их ликвидации. Сальдо по сч.02 отражает сумму накопленной амортизации ОС.

Начисление амортизации производится в ведомости начисления амортизации. Синтетический учет по счету 02 ведется в журналах ордерах 10 и 10/1.

Забалансовый счет 010 предназначен для отражения суммы накопленного амортизационного фонда, по Д010 отражается увеличение амортизационного фонда, а по К010 отражается использование средств амортизационного фонда при капитальном строительстве либо приобретении новых ОС.

  Начислена амортизаци я по производственному оборудованию    
  Начислена амортизация ОС общехозяйственного назначения (здания, оборудование офисных помещений)    
  Начислена амортизация здания цеха    
  Начислена амортизация ОС, использованных при строительстве объектов    
  Начислена амортизация ОС вспомогательных производств    
  Начислена амортизация ОС обслуживающих хозяйств    
  Начислена амортизация торгового оборудования    
  Начислена амортизация по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности. 91/2  
  Списана сумма начисленной амортизации при выбытии ОС    

9.4 Документальное оформление и учет выбытия основных средств

Выбытие основных средств связано либо с продажей, либо с ликвидацией вследствие физического или морального износа, аварий, стихийных бедствий, либо при передаче в уставный фонд другого предприятия, либо в связи с их безвозмездной передачей (дарением) другим субъектам хозяйствования или при недостачах, выявленных в результате проведения инвентаризаций.

Выбытие основных средств оформляется:

При безвозмездной передаче (дарении) или реализации – Актом приема-передачи основных средств, форма ОС-1,

при выбытии основных средств вследствие полного или

частичного их списания - Актом на списание основных средств.

На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках (книгах).

Учет выбытия основных средств в бухгалтерии ведется

на сопоставляющем счете 91 «Операционные доходы и расходы».

При выбытии основных средств в бухгалтерском учете отражают следующие проводки:

Журнал регистрации хозяйственных операций

№п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
  Списание первоначальной стоимости выбывающего объекта основных средств 01/2 01/1 Первоначальная стоимость
  Списание начисленной по объекту амортизации   01/2 Фактическая сумма амортизации (Кт счета 02)
  Списание остаточной стоимости выбывшего основного средства 91/2 01/2 Стр 1 – Стр 2
  Начислена зарплата работникам за демонтаж основного средства 91/2   Сумма зарплаты
  Произведены отчисления в ФСЗН из зарплаты рабочих 91/2   Стр 4 * 35/100
  Начислен чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости от зарплаты рабочих 91/2   Стр 4 * 4/100
  Оприходование материалов и деталей, полученных при демонтаже основного средства   91/1 Рыночная цена материалов
  Начислено сторонней организации за услуги по демонтажу основного ср6едства 91/2   Стоимость услуг без НДС
  Отражается выручка о реализации основного средства   91/1 Продажная (договорная) стоимость основного средства с НДС
  Начислен НДС от реализации основного средства 91/2   Стр 9 *18/118
  Отражается прибыль от реализации основного средства 91/9   Стр 9 + 7 – стр 3-4-5-6-8 (Кт 91 – Дт 91)

Расчет отпускных

Оплата очередных отпусков

Работникам ежегодно предоставляются отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Продолжительность ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях в соответствии с законодательством. Нерабочие, праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы в данной организации. По согласованию сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.099 с.)