Прием «Прикинуться ветошью», или «На всякого мудреца довольно простоты» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием «Прикинуться ветошью», или «На всякого мудреца довольно простоты»



Можно долго защищаться от давления фразами «Я не пойму что-то, а повторите снова, пожалуйста», игрой в «я – не я, и шуба не моя» или в заезженную пластинку наподобие «у попа была собака…»

 

– Подозреваемый, вы узнаете это нож?

– Да, узнаю.

– Значит, все-таки узнаете?

– Конечно, узнаю – вы ведь мне его третью неделю показываете.

 

Этот анекдот демонстрирует также работу приема «Условное согласие», рассматриваемого далее.

 

Прием «Наука в массы»

Если вас тенденциозно заваливают цитатами, ссылаются на научные авторитеты, однако искажая высказывания, и упиваются своей ученостью, не стесняйтесь ответить тем же и имейте на этот случай несколько подходящих заготовок.

 

В самолете на соседних креслах блондинка и адвокат. Лететь долго. Блондинка молча отворачивается и смотрит в иллюминатор. Адвокат:

– Давайте, я вам задаю вопрос, если вы не знаете ответа – вы мне 5 долларов. Потом вы мне задаете вопрос, если я не знаю ответа – я вам 500 долларов.

Блондинка соглашается. Адвокат:

– Каково расстояние от Луны до Земли? Блондинка молча отдает ему 5 долларов и спрашивает:

– Кто поднимается в гору на трех ногах, а спускается на четырех?

Проходит пара часов. Адвокат обзвонил всех друзей, перерыл Интернет, ответа найти не может. Делать нечего, отдает блондинке 500 долларов и спрашивает:

– Кто это???

Блондинка молча отдает ему 5 долларов и отворачивается к иллюминатору.

 

 

Прием «Контрастный душ»

 

Закончив работу над оперой «Трубадур», Верди самым любезнейшим образом пригласил одного бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

– Ну и как вам моя новая опера? – спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.

– Откровенно говоря, – решительно произнес критик, – все это мне кажется довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

– Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! – воскликнул искренне обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.

– Я не понимаю вашего восторга, – пожал плечами критик. – Ведь опера мне не понравилась.

– Теперь я совершенно уверен в успехе моего «Трубадура», – объяснил Верди. – Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!

 

Этот прием можно условно приравнять к психотерапевтической технике «парадоксальная интенция». Этот прием разработан В. Франклом в 1927 году в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа.

Он заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается.

Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную интенцию задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли чемпионом мира по дрожанию.

Другой его пример: супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз настолько долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению.

В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс дистанцирования, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. Для большего эффекта парадоксальная интенция может быть сформулирована в юмористической форме.

 

Прием «Прямой ответ»

 

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец, композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему, наделенный огромной физической силой, играл он из рук вон плохо. Закончив играть, гость попросил маэстро высказаться.

– Только скажите мне всю правду! – решительно молвил молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.

– Не могу, – со вздохом отвечал Верди.

– Но почему же?

– Боюсь…

 

 

Прием «Прерывание» (разрыв шаблона)

Что такое шаблон и зачем вандалы его разрывают? Прерывание выполняется при помощи неожиданного слова, фразы, внезапного действия. Термин разрыв шаблона был в свое время популярен в психологической среде в связи с модой на нейролингвистическое программирование Д. Гриндера и Р. Бэндлера и идейно близкие психологические теории.

Если упростить, он означает «зависание» человека, то, что он оказывается сбитым с толку при резком попадании из привычной ситуации в непривычную, например при неожиданном поведении собеседника.

То есть что-то вроде моментального создания когнитивного диссонанса – столкновения в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта.

Понаблюдайте за собой и другими людьми, и вы поймете, что шаблоны встречаются в нашей жизни значительно чаще, чем можно было бы предположить. Рукопожатие, особенно для мужчин, является шаблонным поведением, привычной и отработанной до автоматизма последовательностью действий. Когда вы видите поднимающуюся для рукопожатия руку, то включаетесь в стереотипное поведение и автоматически протягиваете свою. Попробуйте удержать ее на месте в течение дня, и вы узнаете, насколько сильны шаблоны.

Общение в коллективе, который проработал вместе несколько месяцев, с большой вероятностью до половины состоит из шаблонов. Что уж говорить о супругах, которые прожили вместе лет десять: все привычно, предсказуемо, почти все делается и говорится «на автомате».

Шаблоны, как и все в поведении человека, имеют определенную ценность. Они способствуют разгрузке сознания от рутинной работы. Но шаблоны создают и уязвимость в сложных условиях. Разрыв (прерывание) шаблона используют в гипнозе и наведении транса.

Помните, в «Карлсоне, который живет на крыше»:

 

– Так это вы таскали мои плюшки!!!

– Стоп! А у вас молоко убежало!

– Боже мой! Молоко убежало! Позвольте, какое молоко? Но у меня на плите нет молока. Опять розыгрыш. Шалунишка!

 

Широкая добродушная улыбка в ответ на хамство тоже в некоторых ситуациях становится разрывом шаблона. Из мрачных примеров можно привести поведение некоторых профессиональных убийц, появляющихся перед своей жертвой с улыбкой, что крадет драгоценные секунды, когда нужно сориентироваться в ситуации.

 

Прием «Уточнение»

Вспомните надписи в некоторых маршрутных такси, отпечатанные на принтере и заботливо приклеенные водителем при помощи скотча. Это метод борьбы с хамством и агрессией некоторых пассажиров. Подобная уточняющая информация описана в силу своего жанра лаконично, доходчиво, в некоторых случаях виртуозно и с хорошим юмором.

Как поспоришь с шедеврами «Место для удара головой» или «Чем тише вы говорите, тем дальше выходите»? Прием уточнения позволит вам формулировать посылы своим собеседникам, содержащие сфокусированную информацию, превентивно предупреждающую возможные инциденты или возлагающую на них ответственность за инцидент.

 

Прием «Перевод»

В случае предъявления вам необоснованной претензии или упрека вы можете перевести фокус внимания беседы с себя на своего собеседника. При этом можно воспользоваться его поведенческими, личностными и даже внешними характеристиками. В диалоге, приписываемом Анатолию Чубайсу и Борису Березовскому, наглядно демонстрируется эффективность приема перевода:

 

– Всего вам, Борис Абрамович, Бог дал: ума, богатства, а вот волос не дал. Как же так? Несправедливо!

– Да он предлагал, но рыжие. Я отказался.

 

Березовский мгновенно использовал в полуавтоматическом алгоритме построения своего ответа глагол «давать» и визуально представимое действие получения даров от Бога. Он не пустился в обсуждение собственных волос, не стал оправдывать их отсутствия, а сразу привлек внимание к волосам противника.

 

Прием «Наглядный ответ»

 

Как-то раз к художнику Сальвадору Дали явился журналист и принялся обвинять в том, что его манера письма не имеет ничего общего с искусством и живописью, а ею он просто скрывает свое неумение рисовать.

Дали позволил ему говорить долго, не перебивая, сидя напротив и невозмутимо водя ручкой в блокноте. Когда журналист иссяк, устав от своей обличительной речи, Дали развернул перед ним свой блокнот. Там с соблюдением всех правил наложения теней и полутонов была нарисована статуя Венеры с головой журналиста.

– Убедились, что я умею рисовать? – резюмировал художник. – Тогда до свидания, сударь!

 

 

Прием «Да, но…»

 

Будущая теща говорит жениху:

– Дочку тебе отдам, только если меня похоронят на Красной площади.

На следующий день жених приходит и говорит ей:

– Все, обо всем договорился, похороны завтра в 12:00.

 

Также помог выкрутиться своему хозяину Ксанфу его раб, философ Эзоп. Захмелевший Ксанф похвастался, что сможет выпить море. В ответ на смех сотрапезников он умудрился побиться об заклад и поставить все свое состояние. Эзоп предложил выйти из ловушки приемом «да, но…»: соглашайся выпить море, но потребуй, чтобы ты пил только море, без воды рек, в него впадающих. Невозможно выпить море, но невозможно также устранить все, что в него стекает.

 

Прием «Смягчение»

 

Репетируя в Лондоне с английским оркестром, великий, но вспыльчивый Вагнер был крайне недоволен музыкантами. Трубачи все время ошибались, барабанщик опаздывал, а скрипки совсем не звучали… Маэстро вне себя от ярости потребовал от переводчика, чтобы он сообщил музыкантам следующее:

– Если это стадо идиотов не будет играть как следует, я их всех выкину вон!

Переводчик понимающе кивнул и перевел:

– Джентльмены, маэстро приносит вам свои извинения в связи с тем, что его музыка доставляет вам трудности. Он просит вас сделать все, что в ваших силах, и ни в коем случае не волноваться!

 

 

Прием «Возврат»

Методология этого приема подразумевает возврат вербальному агрессору его претензии, иногда практически зеркально используя структуру посыла, но радикально меняя содержание.

 

Однажды, когда Андерсен гулял по улицам аккуратного и чопорного Копенгагена, какой-то прохожий бесцеремонно спросил его:

– Скажите, этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?

Андерсен стерпел укол, но задал похожий вопрос:

– А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?

 

Еще пример.

 

Однажды фотограф пришел в гости и принес показать свои фотографии. Они всем очень понравились. А хозяйка сказала:

– Наверно, у вас дорогой фотоаппарат.

Фотограф ничего не ответил. Отобедав и собравшись уходить, он ответил на вопрос, понравилось ли ему угощение, так:

– Обед был очень вкусный. Видимо, у вас дорогие кастрюли.

 

 

Прием «Эвфемизм»

Если ваш собеседник начал позволять себе нецензурные выражения и использовать бранные слова (обсценную лексику) и вы все-таки не удерживаетесь от ответа, не скатывайтесь до его уровня, а в самом крайнем случае используйте эвфемизмы.

Например, подчеркивая отсутствие мотивации или отношение к высказанному аргументу, не отвечайте традиционным грубым выражением, а произнесите спокойно: «Мне эквипенисуально». Или совсем тонко: «Это ниже моего достоинства!»

 

Прием «Условное согласие»

Под давлением, а также в случае внезапно предъявленной информации или заданного вопроса часто требуется время для анализа ситуации и принятия обдуманного решения. Сломить блицкриг вербально атакующего собеседника, навязывающего вам рамки своих условий, можно, условно согласившись с ним и тем самым получив возможность эти рамки затем переформатировать.

 

– Дорогая, я банкрот. Ты будешь меня любить?

– Да, но мне будет тебя не хватать.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.007 с.)