ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пассивно-агрессивные личности



 

Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.

Их главная проблема заключается в конфликте между желанием получать выгоды, которыми жалует власть и обладатели ресурсов, и желанием сохранить свою независимость. Следовательно, они пытаются поддерживать отношения, становясь пассивными и покорными, но когда чувствуют, что потеряли независимость, ниспровергают власть.

Эти люди могут воспринимать себя как самодостаточных, но уязвимых к постороннему вторжению. Однако они тянутся к сильным людям и организациям, поскольку жаждут социального одобрения и поддержки.

Желание «присоединиться» часто сталкивается со страхом вторжения и влияния со стороны окружающих. Однако других они воспринимают как назойливых, требовательных, вмешивающихся, контролирующих и доминирующих. Особенно часто пассивно-агрессивные личности думают так о людях, обладающих властью. И в то же время считают их способными к приятию, поддержке и заботе.

Внутренние скрытые убеждения пассивно-агрессивного человека связаны со следующими представлениями: «Невыносимо быть под контролем других», «Я должен делать все по-своему», «Я заслужил одобрение за все, что сделал».

Их конфликты выражены в столкновении убеждений: «Мне нужно, чтобы некто, облеченный силой и властью, поддерживал меня и заботился обо мне» против: «Я должен защищать свою независимость и самостоятельность», «Если я придерживаюсь чужих правил, я теряю свободу действий».

Поведение таких людей выражается в отсрочке действий, которых от них ожидает власть, или в поверхностном подчинении, но неподчинении по существу. Обычно такая личность сопротивляется требованиям других, как в профессиональной области, так и в личных отношениях. Но делает это косвенным образом: тянет с работой, обижается, «забывает», жалуется на то, что ее не понимают или недооценивают.

Главная угроза и страхи связаны с потерей одобрения и уменьшением независимости. Их стратегия заключается в укреплении своей независимости через скрытую оппозицию людям, наделенным властью, и в то же время через видимый поиск их покровительства.

Пассивно-агрессивные личности пытаются уклоняться от выполнения правил или обходить их с помощью скрытого неповиновения. Они часто бывают деструктивны, что принимает форму не выполненной вовремя работы, непосещения занятий и тому подобного поведения.

Несмотря на это, на первый взгляд, из-за потребности в одобрении, такие люди могут старательно казаться послушными и принимающими власть. Они часто пассивны и вообще склонны идти по пути наименьшего сопротивления, избегая ситуаций соперничества и действуя в одиночку.

Типичной эмоцией пассивно-агрессивных личностей является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным властью. Он вполне осознаваем и сменяется тревогой в ожидании репрессий и под угрозой прекращения подпитки властью.

Пассивно-агрессивные люди остро воспринимают все, в чем им видится недостаток уважения или недостаточная, на их взгляд, оценка их личности. Если вы попросите о чем-то в резкой манере или с отсутствующим видом, они тут же, с большой долей вероятности, настроятся враждебно.

Впрочем, поставьте себя на их место: как вы реагировали в последний раз, когда начальник сухо или жестко приказал вам что-то сделать? Даже если вы не возражаете по сути поручения, у вас, вероятно, возникнет искушение игнорировать приказ, потому что высокомерный вид и тон начальника вызывают раздражение.

Пассивно-агрессивные личности очень часто испытывают скрытый гнев, так что, если вы будете с ними вежливы и дружелюбны, это сильно облегчит жизнь. А если ваша просьба или требование причиняет им неудобство, постарайтесь выразить сочувствие и понимание ситуации несколькими дружелюбными, но уважительными (ни в коем случае не фамильярными!) фразами.

Сравните два варианта общения с официантом. Первый: «Что за обслуживание?! Нельзя ли побыстрее?» Второй: «Я очень спешу! Вижу, что в ресторане много посетителей, и у вас работы по горло, но если бы вы обслужили меня побыстрее, я был бы вам признателен».

Безусловно, ни тот ни другой подход не гарантируют результат. Но, приняв первый, вы наверняка спровоцируете новую пассивно-агрессивную реакцию. Официант, даже если ускорится, найдет возможность «наказать» вас другим способом: «забудет» принести приборы или одно из блюд, «исчезнет», когда вы соберетесь заплатить, или усадит за соседний столик шумную компанию.

Пассивно-агрессивная личность чаще выражает свою агрессивность косвенным путем, считая, что так рискует значительно меньше. В некоторых случаях это действительно срабатывает и подкрепляет выбранное поведение. Но если вам удастся побудить такую личность откровенно высказать свое недовольство, это позволит обсудить проблему и, возможно, найти взаимоприемлемое решение.

Если это человек, с которым вам еще не раз придется взаимодействовать, тактика игнорирования его косвенной агрессии – не самая конструктивная и полезная. Старайтесь не притворяться, что не замечаете недовольства. Если ваша вторая половина или сотрудник дуются на вас, может возникнуть желание промолчать и не реагировать, пока все не пройдет. Но, увы, в большинстве случаев «само» это не проходит.

Не забывайте, что пассивно-агрессивное поведение – почти всегда некий сигнал или призыв. Если вы его не воспринимаете, пассивно-агрессивный тип, скорее всего, будет увеличивать мощность, пока вы так или иначе не отреагируете. Недостижение цели часто распаляет таких людей. Подтолкнуть такого собеседника к разрядке или переходу в открытый диалог может, например, вопрос: «Мне кажется, ты чем-то недоволен. Или я ошибаюсь?»

В диалоге старайтесь не критиковать пассивно-агрессивных людей, формируя у них образ родителей, читающих нотации. Иначе попадете в замкнутый круг взаимного мщения.

 

Параноидные личности

 

Ключевое слово для параноидного расстройства личности – недоверие. Возможно, при определенных обстоятельствах осторожность, поиск скрытых мотивов или недоверие к окружающим может быть полезным, адаптивным и даже спасительным. Однако параноидная личность занимает такую позицию в большинстве ситуаций в своей жизни, включая наиболее благоприятные и безопасные.

Такие люди полагают себя добродетельными и считают, что с ними незаслуженно плохо обращаются. По сути они воспринимают других как заблуждающихся, нечестных, вероломных и скрыто манипулирующих. Думая, что окружающие хотят вмешиваться в их дела и критиковать, параноики относятся ко всем пристрастно и делают это скрытно, под маской невинности.

Параноидные личности могут считать, что другие люди организуют против них заговоры и тайные коалиции. Их скрытые внутренние убеждения состоят из представлений типа: «Я уязвим для других людей», «Людям нельзя доверять», «Их мотивы подозрительны», «Они замышляют недоброе», «Они обманщики», «Они что-то скрывают и настроены против меня», «Они собираются навредить мне или унизить меня».

Поведение параноиков определяется идеями: «Если я не буду осторожен, люди будут управлять, злоупотреблять или пользоваться мной», «Если люди настроены дружелюбно, это значит, что они пытаются как-то использовать меня», «Если люди ведут себя сдержанно, это доказывает, что они недружелюбны и что-то скрывают». Инструкции параноидной личности самому себе: «Будь начеку», «Не доверяй никому», «Ищи скрытые мотивы», «Не позволяй себя одурачить».

Главные страхи связаны с тем, что ими тайно манипулируют, их контролируют, унижают или относятся пристрастно. Полагая, что другие люди настроены враждебно, параноидные личности вынуждены всегда быть начеку.

Они осторожны, подозрительны и непрерывно ищут признаки коварных планов своих «противников». Время от времени они могут обвинять этих противников в причинении вреда и, следовательно, вызывать некоторую враждебность к себе со стороны окружающих, что лишь подкрепляет болезненные убеждения.

Ведущая эмоция – гнев по поводу предполагаемых бесчинств и козней, направленных против них. Некоторые параноики дополнительно могут испытывать постоянную тревогу по поводу воспринимаемых угроз.

Общение с такими типами – непростая задача. Если работаешь вместе с тем, кто думает, что все люди могут оказаться злыми и нечестными, прямые попытки убедить его доверять вам, вероятно, будут восприняты как попытка обмана и лишь усилят подозрения.

Наиболее эффективный подход заключается в том, что собеседник открыто принимает недоверие параноидной личности, как только оно становится очевидным для обоих. А затем постепенно и последовательно демонстрирует свою надежность через действие, не оказывая давления и не требуя немедленного доверия.

 

Антисоциальные личности

 

Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы. Проявления антисоциального поведения варьируются от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямого нападения. Люди с таким расстройством считают себя одинокими, независимыми и сильными.

Некоторые из них полагают, что общество и отдельные его представители злоупотребляют ими или обращаются с ними жестоко. То есть считают себя притесняемыми, тем самым оправдывая притеснение окружающих со своей стороны.

Другие могут принимать на себя роль хищника в «жестоком» мире, где нарушение правил общества является нормальным и даже желательным. Они воспринимают других людей как эксплуататоров, заслуживающих того, чтобы их самих эксплуатировали, либо как слабых и уязвимых, а потому заслуживающих роли жертвы.

Убеждения людей с антисоциальным расстройством личности носят эгоцентрический характер и по сути таковы: «Я должен быть начеку», «Я должен быть агрессором, иначе стану жертвой», «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, эксплуатировать их, даже нападать), я никогда не получу то, что заслуживаю», «Сделай другого, пока он не сделал тебя», «Ты заслуживаешь всего, чего хочешь», «Возьми это, ты это заслуживаешь».

Антисоциальная личность также полагает: «Все люди – лохи и слизняки» или: «Все занимаются эксплуатацией, поэтому я тоже имею право эксплуатировать». Такой человек считает себя вправе нарушать правила, которые, по его мнению, произвольны и предназначены для защиты имущих от неимущих.

Подобные взгляды отличаются от представлений людей с нарциссическим расстройством личности, считающих себя особенными и уникальными, и поэтому стоящими выше правил – привилегия, которую все должны признавать и уважать.

Стратегии антисоциальных личностей делятся на два класса. Откровенно антисоциальная личность открыто нападает, грабит и обманывает людей. Более тонкий тип – «ловкий мошенник» – стремится привлечь других и с помощью проницательной манипуляции эксплуатировать или обманывать их.

Единственное открытое проявление эмоций у таких личностей – гнев по поводу того, что окружающие имеют нечто, чего нет у них, но чего они заслуживают гораздо больше.

 

Нарциссические личности

 

Название этого типа проблемных личностей произошло от имени героя греческой мифологии Нарцисса. Согласно легенде, он увидел в воде свое отражение, влюбился в него, не смог оторваться от созерцания собственной красоты и умер. После смерти боги превратили его в цветок нарцисс.

По выражению американского специалиста по психологии личности Нэнси Маквильямс, личность нарциссов организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Имидж заменяет им сущность, выглядеть для них важнее, чем быть.

Ряд исследователей полагают, что проблема связана с нормальным в детстве чувством собственной грандиозности, у нарциссических личностей затянувшимся до взрослого периода. Другие склонны видеть в этом компенсацию ранних и потому глобальных разочарований во взаимоотношениях.

Нарциссические личности склонны обесценивать практически все на свете, идеализируя при этом то, с чем ассоциируют самих себя. Все неидеальное кажется им ничтожным, и наоборот: все важное кажется идеальным. Причем восприятие объектов может в любой момент резко и диаметрально измениться, так как грань между идеальным и ничтожным для нарцисса очень тонка.

Их потребность в других людях велика, но любовь к ним поверхностна. Нарциссы выстраивают отношения, в основе которых нет истинной привязанности, другой выполняет компенсаторную функцию – это зеркало, благодаря которому нарциссическая личность может видеть отражение своего грандиозного жизненного проекта.

Возможно, во времена Фрейда большинство пациентов чаще страдали от переизбытка внутренних комментариев по поводу собственных достоинств и недостатков. В противоположность этому, современные нарциссы часто ощущают себя скорее субъективно пустыми, а в основе их психологических затруднений лежит не конфликт, а дефицит, который они упорно восполняют чужими комментариями.

Ключевое поведение для такого типа людей – возвеличивание себя. Нарциссические личности искренне воспринимают себя как особенных и уникальных, почти как принцев или принцесс, «голубую кровь» и «белую кость». Такое отношение возникает само по себе, без веских биологических, социальных или родовых предпосылок.

Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей и общепринятых правил. Себя же рассматривают как лучших представителей рода людского и в связи с этим уверены, что имеют право на особое расположение и благосклонное обхождение. Всех прочих нарциссы автоматически считают хуже себя, но иначе, чем это делают антисоциальные личности.

Эти расценивают других людей как своих подчиненных, почитателей или на худой конец избирателей. В то же время им приходится становиться зависимыми от окружающих, поскольку они ожидают и даже ищут восхищения. Последнее жизненно необходимо! Прежде всего для подтверждения собственного величия и сохранения имиджа, высокого положения.

Ведущие нарциссические убеждения таковы: «Так как я особенный, я заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Я выше других и выше правил. Остальные должны признавать это», «Если люди не признают мое особое положение, они должны быть наказаны», «Если я должен поддерживать свое особое положение, мне следует ожидать и добиваться позитивного расположения со стороны всех окружающих», «Всегда стремись настаивать на своем превосходстве или демонстрировать его».

Главные стратегии нарциссов состоят в том, чтобы делать все возможное для укрепления своего более высокого положения и расширения влияния. Они могут добиваться славы, богатства, положения, власти и престижа. И все это – лишь для постоянного укрепления своего превосходства. Нарциссы склонны соперничать с теми, кто претендует на такое же высокое положение.

Кроме того, они довольно часто прибегают к манипуляционным стратегиям, чтобы достичь своих целей. Поскольку такие люди думают, что стоят выше правил, управляющих простыми смертными, они полагают, что им можно все. Однако, в отличие от антисоциальной личности, у них отсутствует циничное отношение к правилам поведения; они просто считают себя свободными от них. Рассматривают себя как часть общества, но всегда высшего.

Самая частая эмоция нарциссических личностей – раздражение или гнев, возникающие, когда другие ими не восхищаются и не проявляют уважения либо когда люди спорят, перечат им. Если их стратегиям препятствуют, нарциссы склонны впадать в депрессию.

 

Шизоидные личности

 

Ключевое слово для шизоидной личности – одиночество. Эти люди – воплощение автономной личности. Они жертвуют близостью, чтобы сохранить свою уединенность и независимость. Шизоиды считают себя самодостаточными одиночками, высоко ценят свободу и независимость, предпочитают принимать решения и действовать только самостоятельно, чураясь вовлечения в какие бы то ни было коллективы, группы или сообщества.

Сама мысль об общении с людьми для них тягостна и мучительна. Они воспринимают других как навязчивых и прилипчивых, нарушающих покой и гармонию, кропотливо созданную шизоидом для себя самого. Полагают, что близость дает возможность людям ограничивать их и создает дискомфорт.

Их глубинные внутренние убеждения состоят из представлений типа: «Я по существу один», «Близкие отношения с людьми бесполезны и неприятны», «У меня все получается лучше, если я никем не обременен», «Близкие отношения нежелательны, так как они ограничивают свободу действий».

Чаще всего шизоидные личности склонны придерживаться идеологии: «Если я слишком сильно сближаюсь с людьми, они пользуются мной», «Я не смогу быть счастлив, если потеряю свои свободу и независимость». Поэтому их типичные самоинструкции: «Не сближайся с людьми», «Сохраняй дистанцию», «Не участвуй ни в чем коллективном».

Главная межличностная стратегия заключается в том, чтобы держаться от людей на максимально бо́льшем расстоянии, насколько это вообще возможно. Они, конечно, могут иметь с кем-нибудь дело для достижения определенных целей, например в профессиональной деятельности или ради секса, но в других случаях предпочитают держать дистанцию. Любые попытки сблизиться воспринимаются ими как вторжение и угроза.

Пока шизоиды сохраняют дистанцию, их печаль незначительна. Но такие люди могут стать очень беспокойными, если вынуждены вступать в тесный контакт. В отличие от истероидных личностей, они не склонны выражать свои чувства мимикой или громкими словами, поэтому создается впечатление, что у них нет сильных эмоций. Тем не менее обычно такие личности обладают сильной волей и твердыми планами.

Типичный пример шизоидной личности – 14-кратный олимпийский чемпион, обладатель шести золотых медалей в Афинах и восьми – в Пекине, пловец Майкл Фелпс.

Одновременно это человек фантастического упорства и трудолюбия. В детстве ему ставили диагноз «дефицит внимания и гиперчувствительность», а учителя и сверстники сомневались, что он сможет чего-то добиться в жизни. Они судили, исходя из замкнутости мальчика, его нежелания контактировать с окружающими и, в связи с этим, плохой успеваемости.

Шизоидными личностями являются многие компьютерные гении. Им гораздо легче и приятнее общаться с компьютером и безличным Интернетом, чем с шумными, тягостными и неупорядоченными людьми. Люди шизоидного склада предпочитают уходить из коллектива и становиться «вольными художниками», используя для этого любую возможность.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.012 с.)