ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения детей в многонациональной среде



Особенности обучения детей в многонациональной среде

Часть 1.

Обучение детей полиэтнического контингента в общеобразовательных школах: исторический экскурс.

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1374» г. Москвы

Если мы обратимся к истории, то увидим, что проблема обучения детей другой национальности и культуры существовала во все времена и во всех странах.

В первую очередь это касается бывших великих империалистических держав, таких как Великобритания и Франция. Имея обширные колонии, эти страны первыми столкнулись с необходимостью обучения местного населения своей культуре, традициям, нормам морали и этики, языку. Обучение проводилось среди взрослого и детского населения, и имело, по сути, насильственный характер. Целью подобного «образования» было экстраполирование западноевропейских культурных ценностей и политического влияния на принадлежащие им колонии; истинные потребности и желания местного населения при этом, разумеется, не учитывались. Необходимо заметить, что такое обучение не было связано с обучением в государственном общеобразовательном учреждении.

С проблемой обучения детей разных национальностей в общеобразовательной школе столкнулись и социалистические страны, в частности, страны бывшего Советского Союза. Принимая во внимание то, что практически всё огромное многонациональное население СССР говорило на одном государственном языке, обучение детей иностранного контингента происходило намного легче, чем сегодня. Кроме того, в советских школах уделялось огромное влияние сплочению детского коллектива, нивелировались индивидуальные отличия (в том числе и национальные отличия), подчёркивалась значимость дружбы между братскими народами.

Сегодня, когда проблема массовой эмиграции достигла широчайших масштабов, очень многие страны попали в ситуацию необходимости обучения детей полиэтнического контингента в общеобразовательных школах. В поисках лучшей доли для себя и своих ближних, эмигранты стремятся устроить своих детей в государственные общеобразовательные школы той страны, которая стала их вторым домом; при этом главной целью является не обучение традициям и культуре этой страны, а именно попытка удержаться, закрепиться среди коренного населения. Достоин сожаления тот факт, что полиэтнический контингент, в основной своей массе, совершенно не интересуются ни историей, ни традициями своей второй родины, не желает относиться лояльно к другой религии, не учится новому для них языку. Если удержаться в одной стране не получается, происходит эмиграция в другую страну.

С подобной ситуацией столкнулись и в нашей стране, особенно после распада СССР, когда каждая республика стала отдельным государством со своим национальным колоритом, государственным языком.

На сегодняшний день большинство детей полиэтнического контингента, которые приходят учиться в общеобразовательную российскую школу, очень плохо говорят по-русски, многие вообще не понимают русского языка.

Особенно остро эта проблема стоит в Москве. Ежегодно в столицу приезжает большое число эмигрантов из стран бывшего СССР, которые, желая обеспечить достойное будущее для своих детей, стремятся устроить их в общеобразовательные школы. При этом мало кто задумывается о том, насколько трудным будет обучение в российской школе для самого ребёнка, который

не говорит или плохо говорит по-русски, не понимает учителя, не может объясниться со сверстниками, а дома слышит только родной язык и не имеет возможности практиковаться в освоении нового языка, так как его родители тоже не владеют русским. О получении качественного образования в данном случае не стоит и говорить. Следует отметить, что, несмотря на идею проверки полиэтнического контингента на предмет знания истории России и русского языка, всего лишь небольшой процент свидетельствует об обладании элементарными знаниями в этих областях. Представления о культуре и традициях нашей страны среди представителей других национальностей весьма расплывчаты.

Часть 2.

Национальные ценности и религиозные догматы – как основные причины трудностей, возникающих при обучении детей полиэтнического контингента в общеобразовательных учреждениях

Каковы же основные причины трудностей, возникающих при обучении детей полиэтнического контингента в общеобразовательных учреждениях?

Во-первых, следует отметить очень важный фактор – язык. Ведь другой язык, как сказал И.А. Бродский, – это, прежде всего, другая психология. Это совершенно другое восприятие мира. Язык каждого народа богат и многогранен, и отражает неповторимые особенности этого народа – носителя языка. Изучать иностранный язык – значит постигать иную систему мировоззрения, осваивать иной способ чувственного восприятия и отражения окружающей действительности. Находится среди людей и не понимать языка, на котором они говорят, думают и чувствуют – значит ощущать себя одиноким, изолированным от общества человеком. Эта ситуация сложна для взрослого человека, но ещё сложнее она для ребёнка.

Второй аспект, на который следовало бы обратить внимание, это религия.

Ни для кого не является секретом, что влияние религиозных догматов на восприятие мира и себя в нём очень велико. Различия в религии зачастую являются причинами непонимания и конфликтов в полиэтнической среде общеобразовательной школы.

Третий важный фактор – национальные традиции и культура. Сюда относятся не только особенности национального костюма, но и более существенный факт – моральные нормы и этика, правила поведения и взаимодействия в социуме. У каждого народа эти правила и нормы – свои. Своя этика, своя эстетика, свои моральные устои. Разумеется, общие точки пересечения в этом вопросе есть у каждого народа, но существуют и противоречия, которые необходимо учитывать.

С целью нивелирования всех вышеперечисленных факторов возникновения трудностей в обучении детей полиэтнического контингента общеобразовательная школа сегодня позиционируется как светское учебное заведение, где не должно быть и намёка на принадлежность к какой-либо религиозной конфессии.

Часть 3.

Часть 4

Обучение детей мигрантов через проектную деятельность на примере преподавания русского языка.

Предложение «Я иду в школу».

2. Учащийся переводит его на свой язык: «Էս քնում էմ պրոզ».

Часть 5

Обучение детей мигрантов: как организовать учебное занятие.

Какие могут быть тексты?

• тексты-диалоги;

• тексты-стихи;

• тексты-картины;

• тексты-описания;

• тексты на раскрытие определённой темы.

Они могут различаться размером.

По размерам тексты могут быть:

• тексты-малютки;

• тексты средней величины;

• большие тексты.

Для каждого текста заготавливаются карточки:

• текст целиком;

• рассыпной текст;

• вопросы к тексту (разрезные);

• задания к тексту;

• иллюстрации (технология пазла) и картинки (к каждому предложению).

Когда мы работали над текстомцелесообразно использовать задания следующего плана:

1. Послушайте текст. (Текст читает учитель. В тексте должны быть типовые предложения и словосочетания. Необходимы яркие иллюстрации к предложениям.)

2. Найдите картинки, подходящие по смыслу текста.

Так как у детей маленький запас русских слов, то объяснять значение непонятных для детей слов можно через картинки или через перевод на родной язык (можно воспользоваться онлайн переводчиком).

3. Прочитайте текст по фразам.

4. Использование технологии рассыпанного предложения: дается разрезанный на предложения текст и предлагается попробовать самостоятельно восстановить прослушанный несколько раз текст.

Если возникли трудности и ребёнок попросил о помощи, то учителю следует помочь восстановить «рассыпной текст» по схеме «учитель – ученик». Затем следует прочитать восстановленный текст, а потом ребенку предложить ещё раз самостоятельно восстановить текст по предложенной теме. (Можно вначале использовать картинки в определённой последовательности, затем по ним восстановить рассыпанный текст).

Например:

Это двор. Во дворе много детей. Они играют в мяч (кубики, волейбол, куклы, в машинки). Во дворе много деревьев. Около деревьев стоят скамейки. Бабушки и дедушки сидят на скамейках. Они отдыхают и разговаривают.

К тексту предполагаются иллюстрации и вопросы.

Вопросы к тексту:

1. Что нарисовано на картинке?

2. Что растёт во дворе?

3. Где дети?

4. Что они делают?

5. Что стоит около деревьев?

6. Кто сидит на скамейках?

7. Что они делают?

Определим этапы работы над текстом.

Этапы работы над текстом:

1. Фонетическая зарядка на произношение отдельных звуков и их сочетаний:

УШ-УШ-УШ ШКА-ШКА-ШКА УШКА-УШКА-УШКА УШКА-УШКА-БАБУШКА

ДЕ-ДЕ-ДЕ-ду-ду-ду-УШКА-УШКА-УШКА-ДЕДУШКА

ГР-ГР-ГР-ИГР-ИГР-ИГР-АТЬ-АТЬ-ИГРАТЬ.

2. Чтение текста полностью.

3. Определение предложений текста.

4. Подбор картинок к предложению.

5. Тренировка употребления в речи вопроса: кто это?

6. Самостоятельное воспроизведение текста с опорой на картинку.

7. Выполнение заданий: «прослушай предложение и подбери к нему картинку», «восстанови запутавшиеся предложения».

Текст:

Здравствуйте! Меня зовут Рауф. Мне 11 лет. Я школьник. Я люблю играть в футбол. У меня есть семья. Это папа, мама, брат и сестра. Моя мама – доктор. Её зовут Гульнара. Ей 44 года. Мой папа – преподаватель восточных танцев. Его зовут Баходыр. Ему 46 лет. Моя сестра – школьница. Её зовут Мафнуза. Ей 8 лет. Она ходит на бальные танцы. Мой старший брат – инженер. Его зовут Мурод. Ему 24 года.

Наша семья дружная. По выходным мы вместе ходим в театр или кино. Ещё мы часто ходим в гости к бабушке. Её зовут Шахноз-опа . Она готовит вкусный плов и манты.

Задание 1. А)Найдите незнакомые слова в словаре и составьте с ними предложения:

Преподаватель - тот, кто учит танцевать. Школьница – девочка, которая учится в школе. И.т.тд.  

Задание 2. Прочитайте текст.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Кто школьник? Сколько ему лет?

2. У него есть семья? Кто это?

3. Кто его родители по профессии?

4. Его сестра студентка? А брат?

5. Что любит делать Рауф?

6. Кем работают его родители?

7. Как зовут брата? Сестрёнку?

8. Что любит делать семья Рауфа? И.т.д.

Задание 4. Прочитайте текст еще раз, разделите его на части, дайте название каждой части, выпишите ключевые слова.

Задание 5. Перескажите текст по плану.

Задание 6. Составьте свой рассказ - описание Вашей подруги или Вашего друга.

Для отработки навыка составления текста описательного характера можно использовать следующие задания как репродуктивного, так и продуктивного характера:

1.Прочитайте текст.

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин родился в конце восемнадцатого века, в 1977-ом году, в Москве. Его отец, Сергей Львович Пушкин, - потомок старинного дворянского рода Пушкиных. Мать, московская красавица Надежда Осиповна, - внучка воспитанника Петра Первого Абрама Ганнибала.

Интересна жизнь прадеда Пушкина. Абрам Ганнибал, сын эфиопского князя, попал в Россию в детстве.

Император Пётр, крёстный отец мальчика, любил его, как сына. Он дал ему отчество – Петрович, то есть сын Петра.

Но Абрам Петрович Ганнибал известен в русской истории не только как воспитанник и любимец Петра великого. Это был талантливый российский инженер, генерал. О своём прадеде Абраме Петровиче Ганнибале А.С. Пушкин рассказывает в повести «Арап петра Великого».

Итак, А. С. Пушкин родился в Москве. Здесь же прошло его детство. В семье было трое детей: старшая дочь Ольга, Александр и младший сын Лев. Родители мало заботились о воспитании детей. Их воспитывали гувернёры и гувернантки. Обычно это были иностранцы, и часто дворянские дети учились читать и писать сначала по-французски и по- немецки, а уже потом по-русски. Вот и Александр в детстве больше читал и писал по-французски. К счастью для русской литературы, у него были и русские воспитатели: это его бабушка Мария Алексеевна, мать Надежды Осиповны, его дядька Никита Козлов, который всю жизнь будет рядом. Это любимая няня и друг Арина Родионовна. Мальчик слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, и эти сказки оказали в будущем влияние на его творчество.

В доме Пушкиных часто бывают писатели. Сергей Львович и сам иногда пишет стихи. А его брат Василий Львович, дядя Александра, - известный московский поэт. Когда собираются писатели, Александр обычно сидит где-нибудь в уголке и с интересом слушает разговоры о литературе, о поэзии.

Богатая отцовская библиотека – в основном на французском языке – тоже играет большую роль в его жизни.

Мальчик много читает (в основном по-французски). Он читает произведения французских писателей. Есть в отцовской библиотеке и книги русских авторов. Их он тоже читает. Александр пробует писать – стихотворения и небольшие пьесы (всё – на французском языке). И не только пишет, но и сам играет в своих пьесах все роли. Его зритель – старшая сестра Ольга. Ей очень нравится всё, что пишет брат. Других зрителей нет, потому что Лёвушка ещё мал, а няня по-французски не понимает.

В 1811-ом году недалеко от Петербурга, в Царском селе – летней резиденции императорской семьи – открывается учебное заведение для дворянских детей - лицей. Дядя Василий Львович и племянник едут в Петербург. Александр поступает в Царскосельский лицей. Шесть лицейских лет играют огромную роль в жизни Пушкина. В лицее у него появляются друзья на всю жизнь. Здесь Пушкин начинает понимать, что он - поэт. Память о лицейских годах – самое дорогое в его жизни. В одном из стихотворений он писал:

… Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен …

… нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село.

В лицее преподавали замечательные профессора, большое внимание обращали они на русскую литературу. В лицейские годы юный поэт публикует свои первые стихотворения.

После окончания лицея юный поэт живёт в Петербурге. Формально он служит в иностранной коллегии, но служба его не интересует.

Он много пишет. В 1820-ом году появляется его первое крупное произведение - поэма «Руслан и людмила». В эти годы молодой поэт пишет политические стихотворения.

Царь Александр Первый недоволен. Грозит ссылка на север, в Соловецкий монастырь (Соловки на Белом море. Там находилась тюрьма для государственных преступников). Это гибель.

Спасают от Соловков поэт В.А. Жуковский и писатель Н.М, Карамзин – известные в России люди: Пушкин едет в ссылку на юг.

Ссылка продолжается 6 лет: 2 года на юге и 4 года в селе Михайловском.

В годы ссылки поэт пишет много замечательных произведений: он начинает писать роман в стихах «Евгений Онегин», пишет историческую народную драму «Борис Годунов» и многое другое.

В 1826-ом году поэт возвращается в Петербург. Как всегда, он много работает. Появляются новые стихотворения и поэмы, но теперь Пушкин пишет и прозу – блестящую прозу, и драматические произведения, и критические статьи. Он начинает издавать журнал «Современник».

Планы большие. Но трагическая смерть прерывает его работу. Поэт защищает честь своей жены и погибает на дуэли от руки французского эмигранта Дантеса.

На Чёрной речке, недалеко от Петербурга, Дантес смертельно ранил Пушкина. Через 3 дня после дуэли поэт скончался.

 

Задание 1.а) Найдите незнакомые слова в предложенном словаре и составьте с ними предложения:

дворянский род крёстный отец воспитанник прадед заботиться о ком? творчество оказать какое влияние на что? няня играть какуюрольгде? пробовать – попробовать что делать? обращать внимание на что? публиковать – опубликовать что? ссылка тюрьма преступник смерть прерываться – прерваться защищать – защитить что? честь погибать – погибнуть ранить кого? скончаться

б) Подберите синонимы к этим словам, если возможно.

Задание 2. Прочитайте текст.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Когда родился и умер А. С. Пушкин?

2. Сколько лет было А. С. Пушкину, когда он умер?

3. Кто был прадедом А. С. Пушкина?

4. Кто занимался воспитанием детей в семье Пушкиных?

5. Кто оказал большое влияние на жизнь и творчество А. С. Пушкина?

6. Где учился А. С. Пушкин?

7. Какие произведения написал А. С. Пушкин?

8. Как погиб великий поэт?

9. Какие произведения А.С. Пушкина Вы читали?

Задание 4. Прочитайте текст еще раз. Составьте план.

Задание 5. Перескажите текст по плану.

Задание 6. Прочитайте стихи А.С. Пушкина.

Я Вас любил …

Я Вас любил: любовь ещё, быть может.

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить Вас ничем.

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть другим.

Узник

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет6 «Давай улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!»

 

Индивидуальные занятия и индивидуальный подход при обучении детей - один из главных принципов педагогики. Тем более он важен при обучении ребят, для которых русский язык не родной. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но в деятельности педагога можно выделить основополагающие моменты при осуществлении дифференцированного:

- знание и понимание детей;

- любовь к детям;

- способность педагога размышлять и уметь анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок - это субъект собственного развития, что каждый ребёнок самоценен, что он раним и часто комплексует из-за плохого владения языком. Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога, а учитель должен иметь желание помочь ребёнку, понять, в чём заключается трудность и помочь в ликвидации этой проблемы. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли освоить новый для него язык, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам обучения.

 

 

Особенности обучения детей в многонациональной среде

Часть 1.

Обучение детей полиэтнического контингента в общеобразовательных школах: исторический экскурс.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.021 с.)