Законодательство, регулирующее изменения условий трудового договора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство, регулирующее изменения условий трудового договора



Система норм законодательного регулирования трудовых отношений характеризуется единством, которое обусловлено наличием единого предмета и метода регулирования, принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассматривая систему норм регулирования трудовых отношений, в первую очередь обращает на себя внимание обширный законодательный материал, который в литературе, обычно, классифицируется по уровню правового регулирования на международный и внутригосударственный, последний подразделяется на федеральный уровень и уровень субъектов федерации. Кроме этого, все нормы, регулирующие трудовые отношения сообразно своей сфере действия целесообразно подразделять на: общие, региональные, отраслевые, локальные, коллективные и индивидуальные.

Б. А. Горохов, в зависимости от субъекта регулирования в структуре единой системы регулирования трудовых отношений различает три блока: а) публично-правовой; б) локально-правовой; в) индивидуально-правовой [24].

Публично-правовой блок функционирует на основе применения нормативно-правовых и судебно-правовых средств общего, регионального и отраслевого регулирования. Локально-правовой блок использует в качестве основных коллективно-договорные и локально-нормативные средства локального правового регулирования. Индивидуально-правовой блок базируется в своем действии на индивидуально-договорных, распорядительных, казуально-судебных и внесудебных средствах индивидуального правового регулирования.

Рассмотрим законодательное регулирование в соответствии с иерархией законодательных актов.

Согласно ч. 1 ст. 10 Трудового кодекса РФ [25] общепризнанные принципы и норм международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ [26] являются составной частью правовой системы РФ. А в соответствии с ч. 2 той же статьи ТК РФ, если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Трудовые отношения человека неразрывно связаны с его личностью, поэтому, одним из основополагающих документов в данной области является Всеобщая декларация прав человека 1948 г [27]. Данный документ признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23).

В 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В данном документе признаются права на труд, которые состоят из прав каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Государства-участники обязуются в этом документе предпринять надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст. 6). Участвующие в этом Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равную оплату за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Кроме того, должны быть гарантированы условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, одинаковая для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Таким образом, в международных пактах и иных международных соглашениях, которые формируют основы межгосударственного сотрудничества в данной и смежных с ней областях (например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г. и др.), заложены основы трудового международного права.

Большую роль в области трудовых отношений играет Международная организация труда. Она является одной из старейших специализированных учреждений ООН, которая была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Одна из основных задач МОТ сводится к подготовке и принятию конвенций и рекомендаций по вопросам условий труда и жизни трудящихся. Российская Федерация участвует в 47 конвенциях МОТ.

Конвенции МОТ регулируют различные отношения в сфере труда. Так, к основным документам относятся Конвенция «О правах трудящихся-мигрантов», «О прекращении трудовых отношений» 1982 г., «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г., «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». В декабре 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей.

Среди внутригосударственных правовых актов главенствующее положение занимает Конституция РФ, которая является Основным законом нашего государства и определяет основные права и свободы человека и гражданина. Конституция определяет право человека на труд, на заработную плату, на отдых, запрещает любые формы дискриминации. Данные права закреплены и в отраслевом законодательстве. Трудовой кодекс Российской Федерации [28], прежде всего, определяет цели трудового законодательства, которыми являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ст.1).

Н. Г. Александров еще в 70-х г. XX в. начал исследования по выявлению роли трудового договора в механизме правового регулирования [29]. Трудовой договор занял главное место в системе индивидуальных правовых регуляторов трудовых отношений и в системе индивидуально-договорных регуляторов, не являясь, в то же время, нормативным правовым актом, источником трудового права, хотя трудовой договор и источники права (нормативные правовые акты) имеют один общий признак - они являются правовыми, т.е. обязательными для реализации. Однако в литературе сегодня нет единого мнения на то, является ли трудовой договор источником права. Безусловно, трудовой договор можно признать источником субъективного права, т.е. актом, устанавливающим субъективные права и обязанности работника и работодателя. Однако норм права он не содержит. Если исходить из широкой трактовки права, то правильнее говорить не об источниках, а о формах существования права.

Большой законодательный пласт в регулировании трудовых отношений содержится в федеральном законодательстве. В целях юридического обеспечения формирования рынка труда был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [30] от 19 февраля 1991 года, который закрепил новые тенденции на рынке труда, характерные для российской экономики, выделил наряду с наемными работниками и работодателями других участников рынка труда и определил различные формы занятости. Кроме этого, на федеральном уровне определяется положение иностранных граждан, регулируется альтернативная гражданская служба [31]. К федеральным законам в данной сфере относятся и упомянутые нами ранее ФЗ о государственных и муниципальных служащих.

Следующий уровень составляют Указы Президента и Постановления Правительства [32].

В правовом регулировании изменений трудового договора, т.е. непосредственно в главе 12 ТК РФ определено, что перевод может осуществляться, если работник, нуждающегося в этом в соответствии с медицинским заключением. Данное правило также регулируется Приказом Минздравсоцразвития [33].

Разъяснение отдельных терминов, употребляемых в ТК РФ, а также возникающие вопросы судебной практики, содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ [34].

Нормативное правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется посредством нормативных правовых актов (в том числе и нормативного правового акта работодателя). По мнению большинства исследователей, такие акты обладают несколькими специфическими признаками: они исходят от официальных органов, уполномоченных на правотворческую деятельность, т.е. на установление, изменение или отмену правовых норм, которые распространяются на неперсонофицированный круг субъектов, на родовые отношения[35].

Право, регулирующее трудовые отношения, носит двойственный характер: ему кроме частноправового элемента присущ и элемент публично-правовой[36]. По мнению Л. А. Лунца, нельзя сказать, чтобы было ясно, какие вопросы относятся к публично-правовым, а какие — к гражданско-правовым элементам трудового права [37]. В трудовом праве вообще наличествуют как публично-правовые, так и частноправовые элементы, что, является объективным обстоятельством [38].

Государственное, и прежде всего законодательное, регулирование в сложившейся ситуации должно установить минимум социальных гарантий для работника по каждому институту трудового права. Этот минимум должен выполнять две функции:

1) обеспечить достаточное регулирование и приемлемый уровень защиты работника в случае отсутствия коллективно-договорных актов;

2) служить базовым уровнем, своего рода отправной точкой договорного регулирования.

Необходимо отметить, что сам по себе договор (будь то трудовой договор или договор найма) не способен в полной мере защищать интересы работника, как того требует общество. Ведь договор есть продукт согласования интересов и воли сторон, и следовательно, в нем всегда будут превалировать интересы более сильной в том или ином плане стороны. Как правило, такой стороной является работодатель. Поэтому многие ученые-юристы считают, что трудовой договор должен сопровождаться системой средств внедоговорного регулирования, в условиях нашего общества данная система должна создаваться прежде всего государством.

О значимости сочетания государственного и договорного регулирования в трудовых отношениях, по нашему мнению, очень метко сказал еще в начале 20-го века крупнейший ученый-цивилист И.А. Покровский, который отмечал, что вследствие свободы договорных соглашений возможны случаи самой жестокой экономической эксплуатации: сторона, экономически сильнейшая, пользуясь нуждой стороны слабейшей, ставит ей тяжелые условия, на которые та по необходимости должна согласиться [39].

Сегодня идут жаркие дискуссии по реформированию, модернизации трудового законодательства. В России предложения по модернизации трудового права обусловлены тем, что:

¾ во-первых, мировой кризис обострил экономические проблемы, поэтому одним из условий эффективности производства стало повышение производительности труда и сокращение издержек;

¾ во-вторых, была поставлена задача модернизировать экономику, в связи с чем бизнес ищет наиболее приемлемые и удобные для себя способы ее решения;

¾ в-третьих, проводится реструктуризация экономики, для которой требуется создание эффективных рабочих мест, условий для «гибкой» занятости, поиск новых форм привлечения к труду, наполнение трудовыми ресурсами «трудонедостаточных» регионов и проч.

Обращает на себя внимание тот факт, что в первую очередь о реформе трудового законодательства заговорили представители крупного бизнеса, причем его производственного сектора, который является наиболее консервативным.

Трудовое право способно внести вклад в решение задач, направленных, с одной стороны, на подъем производства и, следовательно, на облегчение финансовой, в том числе связанной с соблюдением трудовых прав работников, нагрузки на бизнес, с другой - на предотвращение массовой безработицы. Одной из основных задач трудового права (включая как законодательство, так и коллективно-договорные и локальные нормативные акты) является создание таких правовых механизмов, которые предотвращали бы ущемление трудовых прав работников, особенно в условиях экономических кризисов, и не влекли бы за собой потерю ими работы и заработка.

Однако это не означает, что интересы работодателя не должны учитываться, ведь рабочее место можно сохранить только на действующем предприятии, а социальную поддержку работника может осуществлять только функционирующий (существующий) работодатель. Поэтому не случайно основной задачей трудового законодательства ТК РФ провозгласил создание условий, обеспечивающих равновесие прав работников и работодателей, баланс их интересов и интересов государства.

Именно поэтому отношения, которые регулирует ТК РФ, напрямую затрагивают так называемую социальную безопасность. Наличие в ТК РФ защитных и гарантийных норм является залогом социального мира и стабильности, отказаться от которых не может ни одно государство мира.

Бизнес-сообществом высказаны следующие предложения по модернизации трудового права, которые могут быть сведены к шести основным позициям:

1. уменьшение издержек работодателей по увольнению работников по экономическим причинам, путем сокращения установленных законом сроков предупреждения об увольнении и уменьшения размеров выходных пособий, выплачиваемых работникам при увольнении;

2. предоставление работодателю возможности в одностороннем порядке менять трудовой договор;

3. отмена ограничения на заключение срочных трудовых договоров;

4. пересмотр норм, касающихся регулирования рабочего времени, расширение возможности привлечения работников к работе за пределами установленного 8-часового рабочего дня. Увеличение объема полномочий работодателя при регулировании вопросов рабочего времени. Предоставление работодателям возможности создания значительного числа рабочих мест с гибким графиком работы;

5. отмена региональных (прежде всего северных) льгот для работников, а также всех льгот, связанных с обучением;

6. создание условий для широкого применения заемного труда.

В последнее время среди предпринимателей и некоторых экономистов сформировалась позиция, заключающаяся в том, что именно старое консервативное трудовое право тормозит проведение экономических реформ. Излишняя урегулированность, несбалансированность интересов работников и работодателей мешает развитию предпринимательской инициативы, вытесняет трудовые отношения из правовой сферы в неформальную (теневую) сферу. Обеспечение равновесия прав работников и работодателей, баланса их интересов и интересов государства - это тот критерий, которому должны соответствовать все нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, и в первую очередь - Трудовой кодекс. Это следует рассматривать как стратегическую линию развития трудового законодательства.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.034 с.)