ТОП 10:

Место и значение экологической экспертизы в системе гарантий качества окружающей природной среды. Соотношение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.



ЭЭ проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деят-ти на окр. природную среду и связанных с ними соц., эк. и иных последствий реализации объекта ЭЭ. Т.о., ЭЭ является формой предупредительного экол. контроля. Она является также инструментом поддержания экол. правопорядка в правотворчестве, в хоз., управленческой и иной деят-ти, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окр. среду, служит источником разнообразной экологически значимой инф-ции, средством доказывания при разрешении споров. Если ОВОС представляет собой средство обеспечения учета экол. требований при планировании и проектировании новой хоз. деятельности и составляет основу подготовки экол. значимых хоз. решений, то ЭЭ, прежде всего гос., создает правовые предпосылки для их принятия. ЭЭ – логическое продолжение оценки воздействия намечаемой хоз. деят-ти на окр. среду и обеспечения учета экол. требований при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение ЭЭ – более широкое. Задача ГЭЭ – гарантировать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окр. среды, адекватные требованиям зак-ва.

 

Экономический механизм охраны окружающей среды.

Эконом. мех-м охраны окр. среды- совокупность предусмотренных эконом. мер обеспечения охраны окр. среды и рационального природопользования. Основные элементы: 1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;2) установление лимитов использования природныхресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окр. природную среду, размещение отходов;3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окр. природную среду, размещение отходов и др. виды вредного воздействия; 4) предоставление ФЛ и ЮЛ налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осущ. др. эффективных мер по охране окр. природной среды; 5) возмещение вреда, причиненного окр. природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр- систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов. Планирование мероприятий по охране окр. природной средыосуществляется на основе программ и прогнозов соц.-эк. развития отдельных регионов.

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ст. 16 ФЗ «Об ООС». Негативное воздействие на окр. среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окр. среду определяются ФЗ. Плата за загрязнение окр. природной среды и др. виды вредного воздействия на нее рассматривается в ЭП РФ и зарубежных гос-в как один из основных эк. стимулов к тому, чтобы предприятия-природоп-ли, деят-ть которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окр. среды в соотв. с требованиями зак-ва. К видам негативного воздействия на окр. среду относятся: 1) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; 2) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3) загрязнение недр, почв; 4) размещение отходов производства и потребления; 5) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 6) иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

 

Правовые меры экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

Направления эк. стимулирования охраны окр. среды включают: 1) установление налоговых и иных льгот, предоставляемых гос. и др. предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и пр-в, использовании вторичных ресурсов, осуществлении др. деят-ти, обеспечивающей природоохранительный эффект; 2) освобождение экологических фондов от налогообложения; 3) передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; 4) установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; 5) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; 6) введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; 7) применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

 

Экологическое страхование.

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Система экологического страхования включает в себя следующие виды: 1) страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.; 2) имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы; 3)личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности.

Объект– риск гражданской отв-ти, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий ФЛ и ЮЛ в соотв. с нормами гр. зак-ва о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховым событиемслужит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба ОС в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в ОС. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. По добровольному экологическому страхованию страховые организации самостоятельно разрабатывают свои программы и правила страхования. Обязательным экологическим страхованием согласно законодательству является страхование гражданской ответственности предприятий, создающих повышенную экологическую опасность.

 

Экологический аудит.

ЭА – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. К основным принципам экологического аудита следует отнести принципы независимости, комплексности, документированности. Кроме этого, важными для экоаудиторской деятельности являются принципы конфиденциальности и ответственности. К объектам экологического аудита относится конкретная документация в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, а также фактическая деятельность физических и юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду. Основной целью экологического аудита является оценка соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления окружающей средой) в части воздействия на окружающую среду и ее компоненты. В качестве дополнительной цели экологического аудита можно назвать вынесение рекомендаций по улучшению деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Экологический аудит подразделяется на обязательный и добровольный (инициативный). Инициативный вид экологического аудита – проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта. Обязательный вид экологического аудита – проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях. Однако нормативно-правовыми актами федерального уровня не предусмотрено случаев проведения обязательного экологического аудита.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.007 с.)