Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические нормативные правовые акты в области охраны труда

Поиск

Конкретные нормы безопасности, гигиены труда, производственной санитарии и пожарной профилактики регламентируются ТНПА.

К ним относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению и другие документы, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Технический регламент (ТР) - это ТНПА, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики или государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, а также утилизации или оказания услуг.

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) представляет собой ТНПА, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

 


 

4. Локальные нормативные правовые акты. Инструкции по охране труда

Локальные НПА представляют собой внутренние документы, регулирующие производственные отношения и производственную деятельность конкретных предприятий (например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, стандарты предприятий, технологические регламенты и карты и т.д.).

Важнейшими локальными нормативными правовыми актами являются инструкции по охране труда, требования которых направлены на безопасное выполнение соответствующих работ. Постановлением Министерства труда и социальной защиты

Инструкции подготавливаются на основе стандартов безопасности труда, правил и норм безопасности и гигиены труда, соответствующих типовых отраслевых и межотраслевых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей оборудования, а также на основе технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства. Требования инструкций являются обязательными для работающих, а их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. Работодатель обязан обеспечить всех работающих инструкциями по охране труда и организовать изучение их до начала выполнения трудовых обязанностей. Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем, составленным службой охраны труда и утвержденным руководителем организации. Разработка инструкций производится на основании приказов и распоряжений руководства предприятия, в которых указываются исполнители и сроки выполнения работ. Инструкции подготавливаются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений предприятия о участием профсоюзов. Руководство разработкой инструкций возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда. В необходимых случаях руководитель предприятия привлекает к работе специалистов других подразделений. Служба охраны труда предприятия осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми документами (правилами, стандартами, типовыми инструкциями и другими ТНПА). При использовании типовых инструкций (без переработки) их необходимо переоформить, согласовать и утвердить в соответствии с установленным порядком. Проект инструкции рассматривается службой охраны труда объектовой пожарной частью, медицинской службой и другими заинтересованными службами и подразделениями, а также профсоюзами предприятия. После изучения поступивших замечаний и предложений разрабатывается окончательный вариант инструкции, который подписывается руководителем подразделения - разработчика инструкции и представляется на согласование в службу охраны труда, профсоюзному комитету, а также при необходимости другим заинтересованным подразделениям (по усмотрению службы охраны труда). Утверждение инструкции осуществляется руководителем предприятия или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда, либо приказом. Инструкция вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. Инструкции должны быть введены в действие только после обучения работников и до внедрения соответствующего технологического процесса или ввода в эксплуатацию нового оборудования. Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение (регистрационный номер по предприятию). В наименовании указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена (например, инструкция по охране труда для токаря, инструкция по охране труда при работе на высоте и т.п.).

Требования инструкции излагаются в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом условий, в которых выполняется эта работа.

Инструкция должна содержать следующие главы:

♦ Общие требования по охране труда;

♦ Требования по охране труда перед началом работы;

♦ Требования по охране труда при выполнении работы;

♦ Требования по охране труда в аварийных ситуациях;

♦ Требования по охране труда по окончании работы.

В необходимых случаях в инструкцию могут включаться дополнительные главы.

Текст инструкции должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Используемые в инструкций термины должны соответствовать общепринятой терминологий, а в случае применения специфических терминов приводят их определения с соответствующими пояснениями.

Инструкции подвергаются периодической проверке для определения их соответствия действующим требованиям охраны труда и решения вопроса о необходимости их пересмотра. Проверка инструкций проводится не реже одного раза в пять лет, а инструкций для профессий и работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в три года. Если в течение указанных сроков условия труда на предприятии и требования документов, использованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по предприятию действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись или ставится штамп «Срок действия продлен. Приказ от___ №___» на первой странице инструкции. До истечения сроков, указанных выше, инструкции пересматриваются в случаях:

♦ введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты по охране труда;

♦ внедрения новой техники и технологии;

♦ возникновения аварийной ситуации или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;

♦ изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента (в этом случае пересмотр инструкций производится до введения изменений).

Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций такой же, как и для вновь разработанных. Утвержденные инструкции регистрируются службой охраны труда предприятия в специальном журнале и выдаются руководителям подразделений под их личную роспись с регистрацией в журнале. У руководителя подразделения должен храниться комплект действующих инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ в подразделении, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем предприятия или его заместителем. У руководителя участка (мастера, прораба и т.д.) должен быть в наличии утвержденный перечень и комплект действующих инструкций для работников всех профессий и по всем видам выполняемых на данном участке работ. Отмененные инструкции служба охраны труда предприятия изымает. Инструкции выдаются работникам под роспись в личной карточке инструктажа, либо вывешиваются на рабочих местах и участках, либо хранятся в определенном месте, доступном для работника.


5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система Стандартов Безопасности Труда - комплекс мер, направленных на обеспечение БТ. Система стандартов безопасности труда является составной частью государственной системы стандартов. В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсистем) от 0 до 9.

0 - организационно-методические стандарты основ построения системы

1 - Государственные стандарты требований и норм контроля по видам опасных и вредных производственных факторов.

2 - Государственные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают: требования безопасности к конструкции оборудования в целом и к отдельным его элементам

3 - Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам

4 - Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих

5 - Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.

6–9 являются резервными для дальнейшего развития ССБТ

Условное обозначение стандартов ССБТ

ГОСТ 12.Х.ХХХ – ХХ ССТБ наименование стандарта

Х - № подсистемы

ХХХ – порядковый № стандарта подсистемы

ХХ – год разработки

 


 

6. Права, обязанности и ответственность должностных лиц в области от

Наниматель обязан:

-Обеспечивать надлежащие техническое состояние раб мест

-Внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм.

- Обеспечить санитарно-гигиенические условия предотвращающие возникновения профессиональных заболеваний

-Обеспечить безопасность зданий, сооружений, оборудования и технологических процессов

-Проводить инструктаж работающих по ОТ и обучение безопасным приемам работы

-Осуществлять контроль за соблюдением работающими требований по ОТ

-Проводить расследования и учет несчастных случаев на производстве и принимать необходимые меры по устранению причин травматизма

-Обеспечивать работающих индивидуальными средствами защиты

-Обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работающих

Законодательством установлено, что ответственность за ОТ на предприятиях и учреждениях в целом несут директор и гл. инженер, а по отдельным подразделениям – руководители этих подразделений

Непосредственное руководство работы по ОТ осуществляет гл. инженер, в ведении которого находится служба ОТ.

Для должностных лиц административного и административно-технического персонала законом установлены след. ответственности:

1. дисциплинарная 2. Административная 3. уголовная

Дисциплин. ответственность наступает тогда, когда допущен. нарушения не повлекли и не могут повлечь за собой тяжелые последствия. К этой ответственности виновных лиц имеет право привлекать наниматель. Имеет право налагать на виновного след. виды взысканий:

- замечание - выговор - увольнение с работы

- лишение премий - перенос отпуска в неудобное время

 


 

7. Обучение и инструктажи персонала по безопасным методам производства работ.

Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда проводится при подготовке и переподготовке по профессиям, а также при повышении квалификации. Сроки обучения при про­фессиональной подготовке рабочих определяются квалификационными характеристиками и учебными планами. Учебные планы и программы при подготовке рабочих по профессиям должны предусматривать теоретическое обучение по охране труда (не менее 10 ч) и производственное обучение безопасным методам и приемам работы. При обучении профессиям рабочих, занятых на работах с Повышенной опасностью, учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 ч в учреждениях профессионально-технического образования и не менее 20 ч - при обуче­нии непосредственно в организации. Продолжительность производственного обучения профессиям рабочих, занятых на ра­ботах с повышенной опасностью, устанавливается не менее 12 рабочих дней, а на других работах - не менее 4 рабочих дней. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих завершаются итоговой аттестацией в форме квалификационных экзаменов.

Согласно Типовому положению об обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, вторичный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводится при поступлении на постоянную или временную работу, а также для командированных и учащихся прибывших на практику или на экскурсию. Цель инструктажа - ознакомиться с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте для всех принятых на предприятие, перед 1ым допуском к работе. Цель- изучение конкретных требований и правил, обеспечение безопасности на конкретном оборудовании при выполнении конкретного технологического процесса. В течении 2-14 смен рабочий проходит стажеровку под руководством назначенного ответственного лица.

Повторный инструктаж проводится не реже 1 го раза в полугодие, а для работ с повышенной опасностью 1 раз в квартал по программе первичного инструктажа. восстановление в памяти работника правил охраны, а также разбор имеющих место нарушений требований техники безопасности.

Внеплановый инструктаж проводится при принятии новых нормативных актов, изменении технологических процессов при модернизации оборудовании, при перерыве в работе на 60 календарных дней, для работ с повышенной опасностью через 30 календарных дней, при нарушении работниками правил по охране труда, которые привели или могли привести к несчастному случаю, при перерывах в работе более 6 месяцев.

Целевой инструктаж - при выполнении разовых работ не связанных с прямыми обязанностями по специальности, при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, катастроф, при производстве работ на которые оформляется наряд допуск.

Все инструктажи регистрируются в журнале. Срок хранения 10 лет со дня внесения последней записи.

 

 

8. Государственный надзор, общественный и ведомственный контроль в области охраны труда. Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т.п.).

Органы контроля и надзора осуществляют предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений, и текущий контроль, осуществляемый в процессе производственной деятельности контролируемых субъектов.

В настоящее время в республике действует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности. Один из них, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ, является надзорно-контрольным органом общей компетенции.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Беларусь о труде.


9. Органы надзора, контроля и управления в области охраны труда.

Существуют следующие виды к-ля:

- об щественный к-ль(осуществляют профсоюзные органы);

- ве домственный(вышестоящие орш-ции); - внутренний к-ль(наниматель);

- го с. к-ль(специально уполномоченные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от нанимателей и их вышестоящих организаций, а также прокурора)

- Де партамент по инспекции условий труда сформирован при министерстве труда и соц. Защиты ГОСПРОМАТОМНАДЗОР. Он контролирует техническую без-ть при сооружении атомных электростанций, теплоцентралей, опытных и исследовательских атомных реакторов, устройство и эксплуатацию подъёмных кранов, лифтов, с-м работающих под давлением, объектов, связанных с использованием природного газа, а также горных разработок.

ГОСЭНЕРГОНАДЗОР. Осуществляет к-ль за соблюдением правил исп-ия электроустановок, а также проведением мероприятий, обслуживающих без-ть обслуживания электро- и теплоустановок.

Инспекторы имеют право остановить работу на любом предприятии в случае угрозы жизни людей; имеют право расследовать тяжёлые, групповые и смертельные случаи; имеют право налагать штраф (до шести окладов) и передавать материалы в прокуратуру.

ГОССНАДЗОР. Осуществляет надзор за проведением сан-гигиенических и санитарнопротивоэпидемилогических мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды. Свою деятельность осуществляют через санэпидстанции.

ГОСПОЖАРНАДЗОР. Осуществляет к-ль за пожарной безопасностью.

ГОССТАНДАРТ. Осуществляет контроль ща соблюдением стандартов на предприятии.

Государственная инспекция труда. Осущ. К-ль за соблюдением законодательства и технических норм и правил по охране труда. Внутриведомственный надзор осуществляется министерствами и ведомствами, которым подконтрольно предприятие. Высший надзор осуществляет генеральный прокурор.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.015 с.)