Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционные народные игрушки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русская Матрёшка Сейчас матрёшка – не просто народная игрушка, это хранительница русской культуры. Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей. Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцев, а самая маленькая была крошка – младенец. Назвали куклу "Матрёшкой", так как тогда очень популярным было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 г. производство переехало в уездный городок Сергиев Посад. Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек. Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями, акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций. Украинская кукла-мотанка Кукла-мотанка с незапамятных времён была оберегом в украинской семье. Её главное назначение – беречь душу своего владельца от зла и нечистых помыслов. В давние времена такие куклы использовали як обрядовые, ритуальные, а потом и коллекционные. Куклы-мотанки изготавливают из натуральных тканей, природных материалов, фрагментов кружева и вышивок. Иголка при этом не используется – кукла не шьётся, а изготавливается с помощью ткани, ниток, ленточек путём наматывания. В основе украинской куклы-мотанки лежит крестообразная фигура (крест – христианский символ), единственная объёмная деталь которой – голова. Сматывается спираль – символ вечности и бесконечности. А крест является оберегом – символом жизни, новых начинаний, а также символом самого человека, гармонии физического (горизонталь) и духовного (вертикаль) мира.
Кукла-мотанка должна быть безликой, а та, которая служит оберегом – с крестом вместо лица. Лицо кукле делать нельзя, потому что она может получиться на кого-то похожей и принести этому человеку вред. Одевают куклу в зависимости от того, какую роль она должна исполнять. Если кукла должна приносить благополучие и здоровье, её одевают в красно-зелёные цвета, для счастья в любви и супружеской жизни – в красные и розовые цвета, для успеха в творчестве – в голубые. Обычно куклу одевали в светлую сорочку, нижнюю юбку и запаску. Юбка символизирует землю, сорочка служит обозначением трёх времён – прошлого, настоящего и будущего. Обязательно на кукле должен быть головной убор, который символизирует связь с небом. Белорусская кукла Погремень (Громница) Кукла Погремень имеет белорусские корни. Э то образ девочки или женщины. Выполнена из текстильных материалов, в качестве головы использованы небольшие баночки или футлярчики с горохом, обтянутые тканью. Иногда используют крупные маковые головки, пустые грецкие орехи, другие шарообразные предметы. История этих игрушек, как и многих других, очень древняя и неразрывно связана с культурным развитием человечества. Погремушки были предметами культов, ритуальными и музыкальными инструментами. Они прошли через столетия, постепенно сменяя названия, форму, материалы, из которых изготовлены, и назначение. Сегодня эти куклы стали обычными детскими игрушками или музыкальными инструментами. Традиционно эту куклу делали на праздник Громницы (Сретение): 2 февраля – католики / 15 февраля – православные. Национальная одежда Украинский национальный костюм Национальный костюм украинцев существует с древних времён. Имеет заметные отличия в зависимости от конкретного региона. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный). Мужской костюм. Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими – русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.
Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. Штаны украинцы закрепляли на теле с помощью пояса или ремня (укр. очкур, гачник) – его украинцы носили с пряжкой. Штаны шились из холста или сукна. Женский костюм. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Женский крестьянский костюм состоял из длинной вышитой рубашки, поясной одежды в виде одного или двух несшитых полотнищ орнаментированной шерстяной ткани. Несшитая набедренная одежда – запаска, плахта. Сшитая набедренная одежда – юбка (летник, фартук, дымка). Одежда типа плахты была распространена на Поднепровье и имела очень древнее происхождение. Головной убор женщины имел ритуальное значение. Закрывание волос было обязательным. Девушки заплетали волосы. Головным убором девушек была полоса ткани или вышитая лента. В праздники девушки надевали венки из цветов, замужние женщины – платки. Замужние женщины везде в Украине покрывали голову очипком. До конца ХІХ в. был распространен давний головной убор – наметка, украшенная вышитым или тканым орнаментом. Обувью были плетеные или кожаные лапти. Наиболее распространенным в Украине женским украшением было коралловое ожерелье. Зажиточные девушки украшали себя дукатами, личманами (кокарда с подвеской), згардами (ожерелье из литых медных крестиков). Очень много изделий изготовляли в западных областях Украины из мелкого бисера. Русский национальный костюм Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Условия исторического развития начиная с XII–XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие её видов. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шёлк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространённые элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звёзды, розетки, ёлочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Мужской костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без неё и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета.
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застёжкой на крючки или пуговицы, зимой – овчинные шубы. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами. Женский костюм. Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном – поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было своё традиционное орнаментальное решение. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки – оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего – в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, "сороки", разнообразные повязки и венцы. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги. Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. В конце XIX в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизованные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зелёного, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенной по цвету – юбка. Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получила вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.009 с.) |