Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 4. Строительство и архитектура↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Деревянное строительство На территории Руси издавна главными строительными материалами были камень, глина и дерево. Чаще всего для строительства использовались хвойные породы дерева, из лиственных предпочтение отдавалось дубовым брёвнам и лиственнице, стойкой к загниванию. Дополнительно материал обжигался на костре или смазывался дёгтем. Дуб использовали для стен Московского Кремля (1339 г.). Из дерева, которым богаты наши земли, строили всё: избы, бани, храмы, терема и церкви. Родились такие уникальные явления, как постройки без единого гвоздя, сочетание монументальных древесных срубов и лёгких каркасных построек. Деревянные постройки вкапывали в грунт, крышу также зачастую обрабатывали землёй. Позже для этой цели стала применяться слюда. Стекло появилось лишь в XVIII–XIX вв. Нередко волоки сохранялись даже после застекления, такие окна получили название "красные". Двери загораживали досками или завешивали полотном. Первые деревянные постройки были возведены примерно 6 тысяч лет назад. По свидетельствам, которые дошли к нам из старых летописей, строительство деревянных домов началось раньше сооружения жилья из камня. Совершенствование приёмов строительства привело к образованию 50 типов срубов, среди них простейшие: четырёхстенные, многоугольные, крестообразные здания. Фундаментов у деревянных построек не было, брёвна клали на землю или зарывали в неё. В углы и посреди стен помещали большие камни или выпирающие толстые бревна – "стулья". Главным строительным орудием на Руси был топор, с помощью которого народные умельцы изготавливали "дивное узорочье". Русское деревянное оборонное зодчество Оборонная крепость Памятники оборонного зодчества отражают героическое прошлое русского народа, осуществляя связь времён и поколений. Они остаются ценнейшим культурным наследием. История деревянных русских крепостей – это не только история развития военного искусства и техники, это история многовековой борьбы русского народа с многочисленными врагами, пытавшимися поработить Русь. Цепкая народная память навсегда сохранила в преданиях и былинах их величественный образ. Каменное строительство С XI в., после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. В деревнях, городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII в. – богатые жилые дома.
С XIV в. из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы. Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы в 988–996 гг. Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви). В 1037 г. Киев был обнесен каменными стенами. В 1044 г. положено основание новгородскому каменному городу и Кремлю, а в 1045–1050 гг. построен собор св. Софии. Столь бурное строительство нуждалось в выработке общих правил. Среди сооружений Растрелли (XVIII в.), возможно, наиболее нарядной и лирической является знаменитая Андреевская церковь, первое большое культовое здание. Работой мастера Камерона стал Дворец Кирилла Розумовского в г. Батурин. Петергоф – величайшая работа Растрелли. Это дворцово-парковый ансамбль в пригороде Санкт-Петербурга; загородная летняя резиденция императора Петра I ("столица фонтанов"), созданная на дороге вдоль Финского залива. В XIX в. активно ведётся строительство каменных храмов. Одесса – один из центров каменных построек XX в. Традиции иконописи
Иконопись – писание икон, вид живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам. Икона (Εἰκόνα от греч. Εἰκών "образ", "изображение") – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории. Цель иконы– направить все наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу к её истинной цели – на путь превращения. История развития Древнейшие памятники иконописи датируются VI в. Большие собрания сосредоточены в монастырях Синая и Иерусалима. Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинистического искусства.
Первые христиане избегали изображений Бога и его ангелов. В X-XII вв. центром иконописи стала Византия. Сегодня древнейшими сохранившимися иконами считаются Холмская и Владимирская иконы Божьей Матери. Холмская икона датирована 1259 г. и хранится в городе Луцк в Музее волынской иконы. Владимирская икона привезена из Киевской Руси как подарок князю Киевскому Мстиславу Великому от Константинопольского патриарха в 1131 г. Она хранилась в Вышгородском девичьем монастыре. Сегодня эта икона хранится в Третьяковской галерее в Москве – её перевезли сюда в 1395 г. для защиты города от Тамерлана-завоевателя. Именно эти две иконы стали прототипами-ориентирами для начинающих украинских иконописцев. История развития Иконопись в Киевской Руси зародилась после крещения Руси князем Владимиром в 988 г. Первая монументальная культовая постройка Киевской Руси – Десятинная церковь – была украшена фресками и иконами, привезенными из Византии. Киев был центром иконописи Киевской Руси, об этом свидетельствует одна из замечательных икон начала XII в., известная под названием "Великая Панагия". Характерные черты искусства ХIV в.: v мягкая светотеневая моделировка ликов; v подчеркивание индивидуальных черт; v неповторимость построения фигур, их динамика и место в композиции побуждает обратить внимание на образ каждого святого, без подчеркивания главных фигур. С начала XV в. образы святых обобщенно подобные, однотипные, преобладает символизм. Иконы XV в. имеют черты готического стиля, который существовал в Европе на столетие раньше. Для него характерны сложные сочетания цветов, индивидуализированные образы святых, определенный психологизм и напряженность образа, острые и динамические элементы одежды и окружения. Иконы конца XVII – начала XX в. – оригинальное, самобытное явление, их трудно спутать с иконами других народов византийской сферы влияния. Одна из лучших икон в коллекции музея – "Спас", XVII-XVIII в. Плоскоорнаментальное решение этой иконы характерно для иконописи того времени. Икона привлекает декоративной пышностью, орнаментальной ритмикой, линеарным описанием форм. В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бака, багор, голубец, изумруд. Но в действительности гамма красок древнерусской живописи более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами было множество промежуточных. Главные отличия киевской иконы: v использование красного золота вместо жёлтого; v использование растительных орнаментов в отделке периметра икон; v использование различных материалов (ткань, стекло, древесина) для основы иконы. Византийские и греческие мастера использовали исключительно кипарис, украинские иконописцы начали применять липовые доски. v Великие иконописцы v Алимпий – Киево-Печерский чудотворец. Талант этого иконописца был настолько велик, что народ свято верил в то, что иконописцу помогают ангелы или сам Господь в написании икон. v Алимпий учился у греческих иконописцев, но, находясь у истоков киевской школы, создал свой собственный стиль. v Крупнейшими его малярными работами были семь икон деисусного ряда, написанных для домовой церкви неизвестного лица. Они считались чудодейственными, поскольку не сгорели во время пожара.
v Лемковский Пикассо. Лемковский аноним XVI–XVII вв. – народный иконописец из Лемковщины. За ярко выраженный стиль, смелые стилизованные и деформированные пропорции фигур его иронически назвали Лемковским Пикассо. v Народная икона v Параллельно с профессиональной художественной культурой в Украине существовал и "низменный" слой, он опирался на народную демократическую среду. v С конца XVIII и особенно в XIX в. народная икона была основным носителем национальных художественных традиций. В коллекции народных икон выделяются своей композицией, колоритом и техникой исполнения иконы "Рождество Богородицы" и "Исцеление слепорожденного" (XVIII - XIX вв.); "Деисус" (XVIII в.); "Покрова Пр. Богородицы". v Приём изображения нескольких образов по горизонталина одном полотне присущ стилю народных мастеров центральной Украины, в частности Подолья. Как пример – иконы "Св. Николай", "Покрова Пр. Богородицы", "Мария Магдалина". Подобные иконы ("Св. Николай", "Покрова Пр. Богородицы", "Св. Параскева Пятница")хранятся в фондах Винницкого областного художественного музея. v Книжная миниатюра v Среди древнейших сохранившихся книг с иллюстрациями: v Остромирово Евангелие (XI в.), v "Изборник Святослава" (1073 г.), v Бучацкое Евангелие, v Юрьевское Евангелие (относятся к XII в.). v ТЕМА 5. Традиции в обустройстве дома v v 5.1. Интерьер традиционного жилища v Дом и весь замкнутый цикл хозяйственных зданий – клуня, сарай, ветряная мельница, кузница, амбар, колодец – являются не только местом поселения, но и носителями символических знаков, которые свидетельствуют о социальном положении, зажиточности, вкусе хозяина, его мировоззренческих позициях. v Славянский дом – завершенное произведение искусства, построенное по законам красоты и совершенства. Внутренняя площадь дома делилась на рабочую, обрядовую и бытовую. Рабочая площадь – это печь, полка для посуды, ложник; обрядовая – стол, красный угол; бытовая – кровать, сундук, колыбель, скамейки. Стены, окна, дверь, карниз печи, порог были орнаментированы с использованием красного, синего и жёлтого цветов, которые содержали в себе магическую и символическую информацию. v Внутренний угол дома занимала печь, по диагонали от неё – красный угол (его ещё называют покутьем), в котором размещали иконы, украшенные рушниками, цветами и зельем; за боковой стеной печи устраивали деревянный настил ("пол"), близ него – сундук, дальше – колыбель; вдоль стен устанавливали скамейки, украшенные коврами, возле двери – полки для посуды. Перед столом ставили скамейку. От печи до стены на жерди хранили бытовые ткани и будничную одежду. Стол всегда стоял в углу, напротив печи. Святейшее место в доме – покутье.
v Наружным оберегом дома была завалинка. Ее обводили рыжей глиной, застилали домоткаными дорожками. Завалинка выполняла не только хозяйственные функции (утепляла дом, была местом, где сушили мак, проветривали чеснок, лук), но и играла роль объединяющего начала, где собиралась семья вместе. Украинский дом, в отличие от русской и белорусской избы, обмазывали глиной и белили. В украинских домах делали четырёхсклонные крыши.. Польские дома, белорусские и русские избы имеют двухсклонные крыши. В Украине двухсклонные дома тоже встречаются, но только там, где украинцы граничат с поляками, белорусами или русскими.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.011 с.) |