ТЕМА 4. Строительство и архитектура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. Строительство и архитектура



Деревянное строительство

На территории Руси издавна главными строительными материалами были камень, глина и дерево.

Чаще всего для строительства использовались хвойные породы дерева, из лиственных предпочтение отдавалось дубовым брёвнам и лиственнице, стойкой к загниванию. Дополнительно материал обжигался на костре или смазывался дёгтем. Дуб использовали для стен Московского Кремля (1339 г.).

Из дерева, которым богаты наши земли, строили всё: избы, бани, храмы, терема и церкви.

Родились такие уникальные явления, как постройки без единого гвоздя, сочетание монументальных древесных срубов и лёгких каркасных построек.

Деревянные постройки вкапывали в грунт, крышу также зачастую обрабатывали землёй. Позже для этой цели стала применяться слюда.

Стекло появилось лишь в XVIII–XIX вв. Нередко волоки сохранялись даже после застекления, такие окна получили название "красные". Двери загораживали досками или завешивали полотном.

Первые деревянные постройки были возведены примерно 6 тысяч лет назад. По свидетельствам, которые дошли к нам из старых летописей, строительство деревянных домов началось раньше сооружения жилья из камня.

Совершенствование приёмов строительства привело к образованию 50 типов срубов, среди них простейшие: четырёхстенные, многоугольные, крестообразные здания.

Фундаментов у деревянных построек не было, брёвна клали на землю или зарывали в неё. В углы и посреди стен помещали большие камни или выпирающие толстые бревна – "стулья".

Главным строительным орудием на Руси был топор, с помощью которого народные умельцы изготавливали "дивное узорочье".

Русское деревянное оборонное зодчество

Оборонная крепость

Памятники оборонного зодчества отражают героическое прошлое русского народа, осуществляя связь времён и поколений. Они остаются ценнейшим культурным наследием.

История деревянных русских крепостей – это не только история развития военного искусства и техники, это история многовековой борьбы русского народа с многочисленными врагами, пытавшимися поработить Русь. Цепкая народная память навсегда сохранила в преданиях и былинах их величественный образ.

Каменное строительство

С XI в., после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. В деревнях, городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII в. – богатые жилые дома.

С XIV в. из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы.

Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы в 988–996 гг. Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви).

В 1037 г. Киев был обнесен каменными стенами. В 1044 г. положено основание новгородскому каменному городу и Кремлю, а в 1045–1050 гг. построен собор св. Софии. Столь бурное строительство нуждалось в выработке общих правил.

Среди сооружений Растрелли (XVIII в.), возможно, наиболее нарядной и лирической является знаменитая Андреевская церковь, первое большое культовое здание. Работой мастера Камерона стал Дворец Кирилла Розумовского в г. Батурин.

Петергоф – величайшая работа Растрелли. Это дворцово-парковый ансамбль в пригороде Санкт-Петербурга; загородная летняя резиденция императора Петра I ("столица фонтанов"), созданная на дороге вдоль Финского залива.

В XIX в. активно ведётся строительство каменных храмов.

Одесса – один из центров каменных построек XX в.

Традиции иконописи

 

Иконопись – писание икон, вид живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам.

Икона (Εἰκόνα от греч. Εἰκών "образ", "изображение") – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории. Цель иконы– направить все наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу к её истинной цели – на путь превращения.

История развития

Древнейшие памятники иконописи датируются VI в. Большие собрания сосредоточены в монастырях Синая и Иерусалима. Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинистического искусства.

Первые христиане избегали изображений Бога и его ангелов.

В X-XII вв. центром иконописи стала Византия.

Сегодня древнейшими сохранившимися иконами считаются Холмская и Владимирская иконы Божьей Матери. Холмская икона датирована 1259 г. и хранится в городе Луцк в Музее волынской иконы. Владимирская икона привезена из Киевской Руси как подарок князю Киевскому Мстиславу Великому от Константинопольского патриарха в 1131 г. Она хранилась в Вышгородском девичьем монастыре. Сегодня эта икона хранится в Третьяковской галерее в Москве – её перевезли сюда в 1395 г. для защиты города от Тамерлана-завоевателя.

Именно эти две иконы стали прототипами-ориентирами для начинающих украинских иконописцев.

История развития

Иконопись в Киевской Руси зародилась после крещения Руси князем Владимиром в 988 г.

Первая монументальная культовая постройка Киевской Руси – Десятинная церковь – была украшена фресками и иконами, привезенными из Византии.

Киев был центром иконописи Киевской Руси, об этом свидетельствует одна из замечательных икон начала XII в., известная под названием "Великая Панагия".

Характерные черты искусства ХIV в.:

v мягкая светотеневая моделировка ликов;

v подчеркивание индивидуальных черт;

v неповторимость построения фигур, их динамика и место в композиции побуждает обратить внимание на образ каждого святого, без подчеркивания главных фигур.

С начала XV в. образы святых обобщенно подобные, однотипные, преобладает символизм. Иконы XV в. имеют черты готического стиля, который существовал в Европе на столетие раньше.

Для него характерны сложные сочетания цветов, индивидуализированные образы святых, определенный психологизм и напряженность образа, острые и динамические элементы одежды и окружения.

Иконы конца XVIIначала XX в. – оригинальное, самобытное явление, их трудно спутать с иконами других народов византийской сферы влияния.

Одна из лучших икон в коллекции музея – "Спас", XVII-XVIII в. Плоскоорнаментальное решение этой иконы характерно для иконописи того времени. Икона привлекает декоративной пышностью, орнаментальной ритмикой, линеарным описанием форм.

В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бака, багор, голубец, изумруд. Но в действительности гамма красок древнерусской живописи более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами было множество промежуточных.

Главные отличия киевской иконы:

v использование красного золота вместо жёлтого;

v использование растительных орнаментов в отделке периметра икон;

v использование различных материалов (ткань, стекло, древесина) для основы иконы. Византийские и греческие мастера использовали исключительно кипарис, украинские иконописцы начали применять липовые доски.

v Великие иконописцы

v Алимпий – Киево-Печерский чудотворец. Талант этого иконописца был настолько велик, что народ свято верил в то, что иконописцу помогают ангелы или сам Господь в написании икон.

v Алимпий учился у греческих иконописцев, но, находясь у истоков киевской школы, создал свой собственный стиль.

v Крупнейшими его малярными работами были семь икон деисусного ряда, написанных для домовой церкви неизвестного лица. Они считались чудодейственными, поскольку не сгорели во время пожара.

v Лемковский Пикассо. Лемковский аноним XVI–XVII вв. – народный иконописец из Лемковщины. За ярко выраженный стиль, смелые стилизованные и деформированные пропорции фигур его иронически назвали Лемковским Пикассо.

v Народная икона

v Параллельно с профессиональной художественной культурой в Украине существовал и "низменный" слой, он опирался на народную демократическую среду.

v С конца XVIII и особенно в XIX в. народная икона была основным носителем национальных художественных традиций. В коллекции народных икон выделяются своей композицией, колоритом и техникой исполнения иконы "Рождество Богородицы" и "Исцеление слепорожденного" (XVIII - XIX вв.); "Деисус" (XVIII в.); "Покрова Пр. Богородицы".

v Приём изображения нескольких образов по горизонталина одном полотне присущ стилю народных мастеров центральной Украины, в частности Подолья. Как пример – иконы "Св. Николай", "Покрова Пр. Богородицы", "Мария Магдалина". Подобные иконы ("Св. Николай", "Покрова Пр. Богородицы", "Св. Параскева Пятница")хранятся в фондах Винницкого областного художественного музея.

v Книжная миниатюра

v Среди древнейших сохранившихся книг с иллюстрациями:

v Остромирово Евангелие (XI в.),

v "Изборник Святослава" (1073 г.),

v Бучацкое Евангелие,

v Юрьевское Евангелие (относятся к XII в.).

v ТЕМА 5. Традиции в обустройстве дома

v

v 5.1. Интерьер традиционного жилища

v Дом и весь замкнутый цикл хозяйственных зданий – клуня, сарай, ветряная мельница, кузница, амбар, колодец – являются не только местом поселения, но и носителями символических знаков, которые свидетельствуют о социальном положении, зажиточности, вкусе хозяина, его мировоззренческих позициях.

v Славянский дом – завершенное произведение искусства, построенное по законам красоты и совершенства. Внутренняя площадь дома делилась на рабочую, обрядовую и бытовую. Рабочая площадь – это печь, полка для посуды, ложник; обрядовая – стол, красный угол; бытовая – кровать, сундук, колыбель, скамейки. Стены, окна, дверь, карниз печи, порог были орнаментированы с использованием красного, синего и жёлтого цветов, которые содержали в себе магическую и символическую информацию.

v Внутренний угол дома занимала печь, по диагонали от неё – красный угол (его ещё называют покутьем), в котором размещали иконы, украшенные рушниками, цветами и зельем; за боковой стеной печи устраивали деревянный настил ("пол"), близ него – сундук, дальше – колыбель; вдоль стен устанавливали скамейки, украшенные коврами, возле двери – полки для посуды. Перед столом ставили скамейку. От печи до стены на жерди хранили бытовые ткани и будничную одежду. Стол всегда стоял в углу, напротив печи. Святейшее место в доме – покутье.

v Наружным оберегом дома была завалинка. Ее обводили рыжей глиной, застилали домоткаными дорожками. Завалинка выполняла не только хозяйственные функции (утепляла дом, была местом, где сушили мак, проветривали чеснок, лук), но и играла роль объединяющего начала, где собиралась семья вместе.

Украинский дом, в отличие от русской и белорусской избы, обмазывали глиной и белили. В украинских домах делали четырёхсклонные крыши.. Польские дома, белорусские и русские избы имеют двухсклонные крыши. В Украине двухсклонные дома тоже встречаются, но только там, где украинцы граничат с поляками, белорусами или русскими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.014 с.)