Умение распознавать ударный гласный звук в слове



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умение распознавать ударный гласный звук в слове



 

Задание № 64

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Огромный, уверенность, поставили, похолодело.

 

Задание № 65

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Здоровье, произошли, называли, долголетие.

 

Задание № 66

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Способы, натолкнулись, предлагали, заморозили.

 

Задание № 67

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Любимец, означает, провалилось, устойчивое.

 

Задание № 68

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Лодочка, аттракцион, означает, сохранилась.

 

 

Задание № 69

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Столица, горожане, заложили, основание.

 

Задание № 70

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Железо, материал, намокают, получается.

Задание № 71

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Храбрецы, побоялись, приручают, удивительные.

 

Задание № 72

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Хозяин, любимица, поселился, возвращается.

 

Задание № 73

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Слезинки, отвернулись, захотели, перебирает.

 

Задание № 74

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Хозяйки, фруктовый, подавали, мороженое.

 

Задание № 75

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Спереди, выговорить, название, перепутали.

Задание № 76

Укажи слово, в котором ударение падает НЕ на последний слог.

 

1)средства; 2)звоним; 3)цемент; 4)квартал.

 

Задание № 77

Укажи слово, в котором ударение падает НЕ на последний слог.

 

1)повторит; 2)средства; 3)начала; 4)цемент.

Задание № 78

Укажи слово, в котором ударение падает НЕ на последний слог.

 

1)досуг; 2)магазин; 3)понял; 4)документ.

 

Задание № 79

Укажите, какое слово является формой слова ДОРОГА.

 

1)дорожный 2)придороге 3)надорожке 4)задороженькой

 

Задание № 80

Укажите, какое слово является формой слова ПАЛАТА.

 

1)палаточный 2)у палатки 3)в палате 4)палатный

 

Задание № 81

В каком слове ударение падает на второй слог?

 

1)положил 2)квартал 3)повторит 4)километр

Задание № 82

В каком слове ударение падает на второй слог?

 

1)алфавит 2)километр 3)торты 4)досуг

Задание № 83

В каком слове ударение падает на второй слог?

 

1)километр 2)дефис 3)начали 4)документ

Задание № 84

В каком слове ударение падает на второй слог?

 

1)начали 2)углубит 3)партер 4)торты

 

Умение распознавать главные (и второстепенные) члены предложения

 

Задание № 85

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Продавцы положили лакомство в вафельный рожок.

 

Задание № 86

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Первобытные люди внесли огонь в жилище.

 

Задание № 87

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.

 

Задание № 88

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

История о неудачном спектакле распространилась по Италии.

 

Задание № 89

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Строители вели под землёй длинный тоннель.

 

Задание № 90

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке.

 

Задание № 91

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф.

 

Задание № 92

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

В средневековой Европе существовали рыцарские турниры.

 

Задание № 93

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Под Москвой текут подземные реки.

 

Задание № 94

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Могучие львы обитают в жарких странах.

 

Задание № 95

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Люди делают из жести недорогие чайники.

Задание № 96

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.

 

Древние люди поклонялись большим деревьям.

 

Задание № 97

Укажи главные члены предложения.

 

Загадочные тайны хранят полярные льды.

1)загадочные тайны

2)тайны хранят

3)полярные льды

4)льды хранят

 

Задание № 98

Укажи главные члены предложения.

 

Звонкие ручейки заполонили садовые дорожки.

1)звонкие ручейки

2)ручейки заполонили

3)дорожки заполонили

4)садовые дорожки

 

Задание № 99

Укажи главные члены предложения.

 

Стены пещеры украшали таинственные надписи.

1)стены пещеры

2)стены украшали

3)таинственные надписи

4)надписи украшали

 

Задание № 100

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

 

Дожди омыли пыльные кроны деревьев.

1)дожди омыли

2)кроны омыли

3)пыльные кроны

4)кроны деревьев

 

Задание № 101

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

 

Гордые лебеди расправляют белоснежные крылья.

1)гордые лебеди

2)лебеди расправляют

3)крылья расправляют

4)белоснежные крылья

 

Задание № 102

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

 

Раки ищут на дне пустые раковины.

1)раки ищут

2)ищут раковины

3)пустые раковины

4)ищут на дне

 

Задание № 103

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

 

Новогодние ёлки украшают огромные шары.

1)новогодние ёлки

2)ёлки украшают

3)шары украшают

4)огромные шары

 

Задание № 104

Укажите предложение с однородными сказуемыми.

 

1)С восходом солнца одуванчики просыпаются и широко раскрывают свои лепестки.

2)Под лучами горячего солнца посветлели поля, чуть пожелтела нива.

3)Холодными зорями тянется от болота к лесу редкая полоса тумана.

4)Часто прилетают в наш сад на угощенье проворные синицы и свиристели.

 

Задание № 105

Укажите предложение с однородными сказуемыми.

 

1)Лисёнок забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам.

2)Солнце осветило умытый дождями лес, влажную землю, тёмную листву в осиннике.

3)В стороне от дороги слышится ещё негромкое урчание лягушек в пруду.

4)Ветер раскачивал верхушки деревьев, и с веток на землю падали последние листья.

 

Задание № 106

Укажите предложение с однородными сказуемыми.

 

1)Небо затянули тёмно-синие тучи, из них посыпались первые снежинки.

2)Лисица бегала вокруг амбара, несколько раз пробовала подрыть под ним землю.

3)Утром ярко сверкали посеребрённая морозцем трава и тонкий ледок на лужах.

4)Илистые берега болотной речушки долго хранили узорчатые отпечатки птичьих следов.

 

Задание № 107

Укажите предложение с однородными сказуемыми.

 

1)В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

2)Хлопья снега укрыли землю и нарядили в пушистую шубу лес.

3)По небу неторопливо плывут синие облака с розовыми прожилками заката.

4)Вдоль опушки растут пышные ёлочки, от них идёт смолистый дух.

 

 

Умение распознавать части речи

 

Задание № 108

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Первобытные люди внесли огонь в жилище.

 

Задание № 109

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Могучие львы обитают в жарких странах.

 

Задание № 110

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Строители вели под землёй длинный тоннель.

 

Задание № 111

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.

 

Задание № 112

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Продавцы положили лакомство в вафельный рожок.

 

Задание № 113

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Древние люди поклонялись большим деревьям.

 

Задание № 114

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке.

 

Задание № 115

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

История о неудачном спектакле распространилась по Италии.

 

Задание № 116

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Люди делают из жести недорогие чайники.

 

Задание № 117

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

В средневековой Европе существовали рыцарские турниры.

Задание № 118

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф.

 

Задание № 119

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

Под Москвой текут подземные реки.

 

Задание № 120

Укажи, слово какой части речи отсутствует в предложении.

 

Снег последний в дальнем полетает.

1)глагол

2)местоимение

3)имяприлагательное

4)предлог

 

Задание № 121

Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

 

Глухой стеной окружили нас тёмные ели.

1)глагол

2)местоимение

3)имяприлагательное

4)предлог

 

Задание № 122

Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

 

Внезапно в тишине послышались хруст снега и треск сучьев.

1)имясуществительное

2)имяприлагательное

3)глагол

4)предлог

 

Задание № 123

Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

 

Бумагу для письма изобрели в Древнем Китае.

1)глагол

2)местоимение

3)имяприлагательное

4)предлог

 

Задание № 124

Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

 

Золотые лучи солнца нежно коснулись верхушек сосен и елей.

1)имясуществительное

2)имяприлагательное

3)глагол

4)предлог

 

 

Задание № 125

Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица единственного числа настоящего времени.

 

1)прячешься 2)шумите 3)выгонишь 4)находишься

 

Задание № 126

Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица единственного числа будущего времени.

 

1)носишься 2)посмотришь 3)лепите 4)размышляешь

 

Задание № 128

Укажи неверное утверждение.

 

1)пищать– 1 спр.

2)вертеть– 2 спр.

3)возить– 2 спр.

4)читать– 1 спр.

 

Задание № 129

Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.

 

1)решать– 1-еспряжение

2)верить– 2-еспряжение

3)лететь– 1-еспряжение

4)терпеть− 2-еспряжение

 

Задание № 130

Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.

 

1)гонять– 1-еспряжение

2)крутить– 2-еспряжение

3)свистеть– 1-еспряжение

4)зависеть− 2-еспряжение

 

Задание № 131

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени существительного (К) ВЕРХУШКЕ?

1)1-ескл., ед. ч., тв. п.

2)1-ескл., ед. ч., дат. п.

3)2-ескл., ед. ч., дат. п.

4)1-ескл., ед. ч., предл. п.

 

Задание № 132

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (с) муравьём.

 

1)1-ескл., ед. ч., Т. п.

2)2-ескл., ед. ч., П. п.

3)2-ескл., ед. ч., Т. п.

4)3-ескл., ед. ч., Т. п.

 

Задание № 133

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (в) чехле?

 

1)1-ескл., ед. ч., П. п.

2)2-ескл., ед. ч., Т. п.

3)2-ескл., ед. ч., П. п.

4)3-ескл., ед. ч., Т. п.

 

Задание № 134

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени существительного (В) РУЧЕЙКЕ?

 

1)1-ескл., ед. ч., тв. п.

2)1-ескл., ед. ч., предл. п.

3)2-ескл., ед. ч., предл. п.

4)2-ескл., ед. ч., тв. п.

 

Задание № 135

Укажи имя существительное в творительном падеже.

 

1)(видим) на картине

2)(встаёт) над поляной

3)(заблудился) в тумане

4)(шёл) по следу

Задание № 136

Укажи имя существительное в творительном падеже.

 

1) (гуляли) в роще

2) (спрятались) под берёзу

3) (бежала) по тропинке

4) (кружила) над сосной

 

Задание № 137

Укажи имя существительное в творительном падеже.

 

1)(написал) в письме

2)(играл) с сестрой

3)(вышел) на улицу

4)(спешил) к другу

 

Задание № 138

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?

 

1)выбирал–прош. вр., ед. ч., 3-ел.

2)выбирает–буд. вр., ед. ч., 3-ел.

3)выбирать–неопред. ф., наст. вр.

4)выбирают–наст. вр., мн. ч., 3-ел.

 

Задание № 139

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?

 

1)защитить–неопред. ф., наст.вр.

2)защитил–прош. вр., ед. ч., 3-ел.

3)защитит–буд. вр., ед. ч., 3-ел.

4)защитят–наст. вр., мн. ч., 3-ел.

 

Задание № 140

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

 

Скамейку поставили под старыми вязами.

1)мн. ч., м. р., тв. п.

2)ед. ч., м. р., предл. п.

3)мн. ч., тв. п.

4)мн. ч., предл. п.

 

Задание № 141

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

 

Веснойтополёкпокрылсязелёнымилисточками.

1)мн. ч., П. п.

2)мн. ч., Т. п.

3)ед. ч., м. р., Т. п.

4)мн. ч., м. р., П. п.

 

Задание № 142

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

 

В высоких облаках живёт солнце.

1)мн. ч., Т. п.

2)ед. ч., ср. р., Т. п.

3)мн. ч., ср. р., П. п.

4)мн. ч., П. п.

 

Задание № 143

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

 

За белыми акациями просматривалась беседка.

1)мн. ч., ж. р., тв. п.

2)ед. ч., ж. р., предл. п.

3)мн. ч., предл. п.

4)мн. ч., тв. п.

 

Задание№144

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?

 

1)исправит−наст. вр., ед. ч., 3-ел.

2)исправил−прош. вр., ед. ч., 3-ел.

3)исправить−наст. вр., неопред. ф.

4)исправят−буд. вр., мн. ч., 3-ел.

 

Задание№145

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?

 

1)попросит–наст. вр., ед. ч., 3-ел.

2)попросят–буд. вр., мн. ч., 3-ел.

3)попросить–наст. вр., неопред. ф

4)попросил–прош. вр., ед. ч., 3-ел.

 

Умение распознавать основную мысль текста, в котором она прямо несформулирована, при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Задание№146

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) Вова рос подвижным и сильным мальчиком. (2) Все боялись его. (3) Да и как не бояться такого! (4) Он бил товарищей, стрелял в девочек из рогатки. (5) Собаке Пушку на хвост наступал, коту Мурзею усы выдёргивал, ёжика под диван загонял, даже своей бабушке грубил. (6) Никого не боялся Вова и очень этим гордился. (7) Нонедолго.

(8) Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. (9) Он к девочкам побежал, но и они от него отвернулись. (10) Кинулся Вовка к Пушку, а тот на улицу удрал. (11) Хотел Вова с Мурзеем поиграть. (12) Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф. (13) Решил Вова ёжика из-под дивана выманить. (14) Куда там! (15) Ёжик давно в другой дом жить перебрался. (16) Подошёл Вова к бабушке, а она даже глаз не подняла на внука. (17) Сидит в уголке, крупу перебирает да слезинки утирает.

(18) Наступило самое страшное, что только бывает на свете: Вова остался один. (19) Один-одинёшенек!

(По Е. Пермяку)

 

Задание № 147

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) Всего сто лет назад Москва была двух-трёхэтажной. (2) Горожане толпами ходили к первому пятиэтажному дому. (3) Десятиэтажное здание, построенное в 1913 году, потрясло воображение москвичей. (4) Но в целом Москва оставалась малоэтажным городом, поэтому, когда начали строить высотные дома–высотки, это стало настоящим событием.

(5) В 1947 году Москва отмечала юбилей – 800 лет со дня основания. (6) В этот праздник и заложили первые камни в основания восьми высотных зданий – по числу столетий, которые прожил город. (7) Однако сейчас нашу столицу украшают семь высоток, одно здание так и не было построено. (8) Строительство таких зданий очень сложное и дорогое дело. (9) Высотные здания в Нью-Йорке построены на твёрдом грунте – на скалах. (10) А под Москвой – непрочные глина, песок и подземные реки, которые размывают почву. (11) Московские строители специально замораживали землю. (12) Это делали для того, чтобы фундамент высоток был надёжным.

(13) Все семь высоток – уникальные сооружения, украшенные статуями, редкими породами камня. (14) Пышные, монументальные московские высотки – один из символов столицы России.

(По Н. и В. Волковым)

Задание № 148

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) Цирковой слон Бэби не переносил одиночества: он топорщил уши и ревел. (2) В слоновнике с ним обязательно должен был спать служащий, иначе слон своим рёвом не давал никому покоя. (3) Поэтому в стойла возле слона поместили с одной стороны верблюда, а с другой – ослика Оську.

(4) Слон очень привык к своим соседям, особенно он подружился с Оськой. (5) Бэби часто просовывал хобот через перегородку и нежно гладил ослика пошее и спине. (6) Раз Оська заболел расстройством желудка, и ему не дали обычной порции овса. (7) Уныло опустив голову, он, голодный, скучал в стойле. (8) А рядом Бэби, наевшись до сыта, развлекался как мог: то положит клок сена в рот, то вынет, повертит во все стороны. (9) Случайно хобот Бэби с сеном потянулся к ослику. (10) Оська не прозевал: он схватил сено и стал жевать. (11) Бэби это понравилось. (12) Он начал загребать хоботом с сено и передавать его через перегородку другу-ослику…

(13) Так мы стали свидетелями настоящей звериной дружбы и заботы.

(поВ. Дурову)

Задание № 149

В каком предложении содержится основная мысль текста?

 

1)в предложении 1

2)в предложении 4

3)в предложении 12

4)в предложении 13

 

(1) Обычай поддерживать неугасимый огонь один из самых древних на Земле. (2) Тысячи лет назад люди не умели добывать огонь. (3) Они искали его и берегли, как сокровище. (4) Если бы он погас, другого негде было бы достать.

(5) Первобытный человек был смелым существом. (6) Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным мамонтом, и с могучим пещерным медведем. (7) Нашлись и храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. (8) Они схватили горящий сук и внесли его в своё жилище. (9) Эти удивительные, смелые люди приручили огонь, как приручают диких зверей. (10) Изобретение Э́дисона, который сделал первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. (11) Не будь огня, мы и сейчас мало чем отличались бы от обезьян.

(12) Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. (13) Но ещё долго в храмах горели неугасимые светильники. (14) Они напоминали о том времени, когда огонь не умели добывать, когда он был редкой и драгоценной находкой.

(По М. Ильину)

 

Задание № 150

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1) В средневековой Европе существовали рыцарские турниры. (2) На глазах у восхищённых зрителей вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. (3) Но любимые всеми праздники часто омрачались смертью бесстрашных рыцарей.

(4) Однажды французский король Генрих II тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монтгомери в силе и ловкости. (5) Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король был смертельно ранен. (6) С тех пор рыцарские турниры были запрещены. (7) Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. (8) Такие скачки назвали «карусель» (от итальянских слов «карда» – хороводи «седла» – седло), что буквально означает «хоровод в седле».

(9) В восемнадцатом веке французские инженеры придумали для развлечения народа механическую карусель. (10) Это был огромный круг с деревянными лошадками и лодочками. (11) Когда круглую платформу раскручивали, лошадки и лодочки начинали двигаться. (12) В таком виде карусель сохранилась до наших дней и стала одним из самых популярных детских аттракционов.

 

Задание № 151

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) Обычно в дневные часы на середину поляны, где возвышался дуб, заяц забегал редко. (2) Однако на этот раз его сбила с толку туманная хмурь – поленился сторонкой обежать. (3) За осиновой корой прямиком направился – через поляну.

(4) И до середины поляны ещё не допрыгал, как страшно зашумело над головой, – коршун! (5) Едва успел заяц на спину броситься; закричал тонко, ударил навстречу врагу сильными задними лапами. (6) Пух, перья полетели… (7) Не ждал такого отпора коршун, взмыл вверх, а косой тем временем вскочил и помчался к лесу. (8) Лишь несколько скачков сделал, а птица опять вниз летит – в атаку идёт. (9) Заяц снова на спину повалился, визжит и сечёт перед собой коготками.

(10) Ничего у коршуна не выходит. (11) Пока он отлетит да развернётся, косой всё ближе и ближе к лесу, так и ушёл в гущину. (12) Сел недовольный коршун на верхушку дуба, озирается сердито, ищет, на ком бы зло сорвать. (13) Обидно ему: от зайца попало. (14) Астарый дуб доволен: косой жив остался. (15) Вот ведь как, значит, – если надо, заяц-то вовсе не трус!

(по В. Спице)

Задание № 152

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.

 

(1) Каждые три секунды на нашей планете съедают одну порцию мороженого! (2) Сейчас это самый любимый десерт детей и взрослых всего мира, поэтому в каждой стране есть занимательные истории о мороженом.

(3) Родиной мороженого считают Китай: там мороженое было лакомством императоров. (4) Тогда оно больше напоминало фруктовый лёд. (5) В Европу секрет рецепта мороженого привёз итальянский путешественник Марко Поло. (6) Оно долго оставалось государственной тайной Италии. (7) Затем знатная итальянка вышла замуж за французского короля и познакомила с мороженым Францию. (8) В Америке придумали вафельный стаканчик. (9) Как-то на ярмарке у продавца мороженого закончились бумажные блюдца, на которых он подавал свой товар. (10) Не растерявшись, он попросил у торговавшего рядом продавца его продукцию – горячие вафли. (11) Продавцы свернули вафли рожком и наполнили его мороженым, подарив миру новое лакомство.

(12) В России, где льдом и холодом никого не удивишь, тоже было своё мороженое. (13) В деревнях Сибири хозяйки замораживали молоко, потом мелко его стругали, посыпали ледяные стружки ягодами и подавали к столу.

(По Д. Арсеньевой)

 

Задание № 153

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) У моей бабушки был когда-то очень умный кот по имени Барсик. (2) Всё лето они с бабушкой проводили на даче. (3) А на соседском участке обитал огромный злой пёс по кличке Рекс, который никому проходу не давал, особенно котам.

(4) И вот решили как-то соседи поменять забор между дачами. (5) Старый забор снесли, а новый ещё не поставили. (6) Рекс должен был находиться на привязи. (7) Но то ли хозяева забыли и не посадили его на привязь, то ли он сам её оборвал… (8) Одним словом, хулиган вырвался на свободу и прямиком побежал на наш участок. (9) Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке. (10) Рекс увидел кота и рванул прямо к нему. (11) У бабушки на душе похолодело от страха за любимца.

(12) А Барсик и ухом не повёл, сидит себе и пристально смотрит на приближающуюся овчарку. (13) Рекс подбежал совсем близко и вдруг засмущался от такой кошачьей храбрости и уверенности. (14) Пёс аккуратно, даже с каким-то уважением обнюхал Барсика и быстренько убрался с его территории.

 

Задание № 154

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашёл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.

(2) Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад — продолжал наступление или погибал в бою. (3) Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой.

(4) Но едва удалось разложить костёр, чтобы сварить овсяную кашу, в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. (5) «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», – сердито проговорил незнакомец. (6) По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего – надо отдать. (7) Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает!»

(8) Наступила зима, дороги замёрзли, подвоз продовольствия наладился, и происторию с овсянкой забыли…

(9) В одном из ожесточённых январских боёв с немцами Лукашука тяжело ранило. (10) Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание. (11) Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки-госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. (12) Рядом стоял тощий рыжийсолдат – санитар с каской дымящейся овсяной каши. (13) «Где-то я видел его раньше, − подумал Лукашук и вдруг вспомнил: − Овсянка!»

(14) Санитар поставил каску с овсянкой в снег. (15) «Молодцы, други мои, успели, спасли, − приговаривал он, гладя собак. −Ну, подкрепитесь−и вперёд!» (16) Лукашук слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала…Плохо я о тебе подумал… Прости, брат!»

(по А.В. Митяеву)

 

Задание № 155

В каком предложении выражена основная мысль текста?

 

1)в 1-м предложении

2)в 3-м предложении

3)в 15-м предложении

4)в 16-м предложении

 

(1) В лесу мало кто любит сороку: шкодливая птица. (2) Трещит она не по делу, яйца и чужих гнёзд таскает. (3) А лисица и вовсе терпеть не может белобокую. (4) В год, когда сорока поселилась возле её норы, рыжей никакого житья не стало. (5) Не успеет лисица голову из норы высунуть – сорока тут как тут. (6) Вертится на ветке и прямо-таки заходится втрескотне, оповещает весь лес: «Берегись! Вышла рыжая на разбой!»

(7) Подрастают в норе лисята, хнычут, скулят, постоянно просят есть. (8) Мать с ног сбилась, стараясь накормить их досыта, а малышам всё мало. (9) Вот и приходится ей не только ночью, но и днём на промысел идти.

(10) Осторожно выбирается лисица наверх и при солнце крадётся по лесу. (11) Но куда бы ни направлялась рыжая, в какую бы гущину ни забиралась, не отступно следует за ней, перелетая от дерева к дереву, сорока. (12) Какая уж тут охота! (13) Не сдержавшись, сердито тявкает лиса на назойливую птицу и понуро возвращается домой дожидаться темноты. (14) Вот так при всей своей шкодливости сорока немало жизней спасает в лесу, сопровождаяхищницу.

(по В. Спице)

 

Задание № 156

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.

 

(1) Есть подвиги, за которые не полагается ни орденов, ни медалей: за доброту, милосердие награда одна – память.

(2) Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули прочный чехол. (3) Зачехлили и трёхмачтовый кораблик-флюгер с надутыми парусами, венчающий шпиль на семидесяти двухметровой высоте. (4) И сам шпиль, который называют Адмиралтейской иглой, и кораблик на нём – один из дорогих сердцу каждого ленинградца символов города.

(5) Однако снаряды, которыми забрасывали Ленинград фашисты, рвались в самом центре осаждённого города, и поэтому к лету 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество прорех и дыр.

(6) Двое музыкантов, О.А. Фирсова и М.И. Шестаков, увлекавшиеся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали прорехи. (7) Шпиль снова стал невидимым.

(8) Для людей, ослабленных голодом, работа на высоте – труд неимоверно тяжёлый и очень опасный. (9) И вот, когда многочасовая работа была закончена и в конец уставшие мастера уже стали спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (10) Чехол закрыл под карнизом шпиля гнёзда. (11) Что было делать? (12) Да ничего другого, как спасать жизни!

(13) Оба музыканта-альпиниста были без сил. (14) Но распороли парусину и снова зашили, освободив гнёзда, а это ещё несколько часов изнурительной работы.

(15) Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые. (16) Ласточки летали над родным городом. (17) Родные ласточки!

(по В.А. Бахревскому)

 

Задание№157

В каком предложении выражена основная мысль текста?

 

1)в 1-мпредложении

2)в 4-мпредложении

3)в 6-мпредложении

4)в 17-мпредложении

(1) Плотники жили в строящемся Петербурге, на правом берегу Невы. (2) По имени реки, впадающей здесь в Неву, местность эта называется Охтой.

(3) Хотя и было приказано строить город из камня, но строились больше мазанки. (4) Рубили также дома из брёвен и брусьев. (5) Весь Петербург был покрыт щепками, потому что строили флот парусный и флот галерный. (6) Били сваи, укрепляли набережные, возводили мосты.

(7) Царь Пётр заботился о плотниках, часто бывал у них на Охте. (8) Однажды заехал он в дом плотника Ямщикова и видит: Ямщиков-старик метёт двор. (9) Странно это показалось царю. (10) Позвал он Ямщикова-сына и сказал: «Такая работа главе семейства и человеку старому неприлична».

(11) Ямщиков-сын ответил: «Государь, наше дело рабочее. (12) Я, когда сплю, так и во сне себя с топором вижу. (13) Руки у меня без дела висеть не привыкли. (14) Как ослабну и топором стучать не смогу, так тоже возьму метлу».

(15) «Рад я, что ошибся, −сказал Пётр, − иначе ощутили бы гнев мой. (16) Ведь не почитающие родителей – самые неблагодарные люди».

(по В.Шкловскому)

 

Задание№158

В каком предложении выражена основная мысль текста?

 

1)в 7-м предложении

2)в 10-м предложении

3)в 11-м предложении

4)в 16-м предложении

 

(1) Слово «фиаско» происходит из итальянского языка и означает большую бутыль. (2) Однако почему «бутылка», и при том итальянская, стала обозначением неудачи?

(3) В позапрошлом веке в Италии жил знаменитый комик Бианконели. (4) Он был любимцем публики и часто появлялся на сцене с какой-нибудь вещью в руках. (5) Это могла быть и шляпа, и трость, и книга. (6) С их помощью он разыгрывал целые спектакли. (7) Зал не раз взрывался хохотом и аплодисментами. (8) И вот однажды, появившись с бутылью, Бианконели разыграл с ней очередную сценку. (9) Но его остроты на этот раз оказались не смешными. (10) Выступление провалилось, и под свист недовольных зрителей бедный актёр закричал: «Это ты, фиаско, всему виной!» (11) И с этими словами он разбил бутылку об пол.

(12) История неудачного выступления распространилась по Италии. (13) Возникло устойчивое выражение «фиаско Бианконели». (14) Так стали называть любую провалившуюся пьесу. (15) А затем слово «фиаско» в значении «провал» постепенно разошлось по всему миру.

(По Э. Вартаньяну)

 

Задание№159

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

(1) Сидели мы как-то в столовой. (2) Вдруг видим – с балкона Барсик, наш ручной барсук, в комнату входит, еле-еле идёт. (3) Мы так и ахнули: кто же его так искусал, изранил?! (4) Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.

(5) Папа из-за стола вскочил, побежал в кабинет за бинтом, за ватой, а мама на кухню поспешила за тёплой водой.

(6) Взяли мы барсучонка на руки. (7) А он – такой умница – и не сопротивляется, понимает, что ему зла не сделают, только тихонечко стонет. (8) Папа окунул вату в тёплую во



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.013 с.)