Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Говорные отклонения в области согласныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. цоканье – дево ц ки (девочки), ц ай (чай) 2. чоканье – пале ч (палец), молоде ч (молодец) 3. шоканье – ш ашка (чашка), но щ ь (ночь) 4. соканье – с ыпленок (цыпленок), яй с о (яйцо) 5. хгеканье – вра х (врак), лу х (лук) 6. дзеканье – дз я дз я (дядя) 7. замена т' на ч – сня ч ь (снять), бра ч ь (брать) 8. смягчение т в конце слов – идё ть (идёт), поё ть (поёт) 9. не оглушение в – де в ка (дефка), кро в ь (крофь)
Кроме перечисленных особенностей, в речи встречаются украинизмы, белоруссизмы и другие различия в произношении, говорящие о многообразии форм существования русского языка в исторически сложившихся диалектных зонах. Кроме изменений качества звучания гласных и согласных, в русской говорной речи есть диалектное явление, в котором сильно проявляется фонетическое несоответствие литературной норме. Это – нарушение ритмики русской речи. Предлагаемая методика работы над исправлением говоров направлена на выявление индивидуальных отклонений в области ритмики речи у диалектоносителей и овладение литературным произношением через освоение ритмической структуры слова. Овладение ритмическими структурами русского литературного языка может быть успешным лишь в том случае, если заложены прочные основы и выработаны практические навыки в области ритмики речи на уровне слова, словосочетания и фразы. Начальный этап тренинга включает в себя работу на уровне слова как наиболее простой ритмической модели речи. Через слово легче выработать слухопроизносительные навыки противопоставления ударных слогов безударным по длительности и напряженности. После этого этапа работы освоить ритмику русской речи в речевом потоке будет значительно проще.
РИТМИКА РУССКОЙ РЕЧИ
С лингвистической точки зрения, понятие «ритмика» отражает совокупность всех проявлений ритма данной языковой системы: чередование ударности-безударности, длительности, интенсивности тона гласных звуков, позиционных проявлений сочетаемости звуков. Сложность психологических механизмов ритмической организации речи на родном языке (ранний период их формирования, зарождение на глубинных уровнях сознания, тесная взаимосвязь с врожденными свойствами организма) обусловливает устойчивость навыков ритмической организации речи. В основе ритма лежит правило повтора элемента. Минимальной ритмической единицей в речи является слог. Слог – не сумма составляющих его звуков, а качественно новая единица, спаянная изнутри коартикуляцией (взаимной адаптацией звуков). Отличаясь артикуляционным и акустическим единством, слоги служат минимальными единицами, на которые распадается речь. Это элементарные артикуляционные комплексы. Входя в состав слова, слоги создают определенные ритмические структуры (односложные, двусложные, трехсложные и др.). В слове есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Основной признак ударности – это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов. Безударные слоги можно разделить на две большие группы: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные – отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках: предударные меньше редуцируются, чем заударные. Под редукцией будем понимать и изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция) и изменения качества гласного (качественная редукция). Все эти изменения связаны с одним общим свойством безударных – малой длительностью этих звуков, не позволяющих выполнить полную артикуляторную программу, как это происходит при произнесении ударных. Последствием этого являются изменения всех признаков гласных, в том числе и качественных, если они находятся в безударной позиции. Более определенным образом эта мысль была высказана академиком Л.С. Щербой: «Непосредственной причиной качественных изменений наших неударенных гласных является количественная редукция» Последовательность слогов в слове – это чередование усилений и ослаблений мускульного напряжения. Этот контраст ударных и безударных по длительности и напряженности и лежит в основе ритмики русского слова. Как же предударные и заударные слоги относятся по длительности к ударному слогу? Обратимся к классической формулировке, данной выдающимся русским лингвистом XIX в. А.А. Потебней: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, 1». Эта формула А. Потебни позволяет различить две степени изменения характеристик безударного гласного по сравнению с ударным: первая степень (или ступень) редукции – для гласных в первом предударном слоге и вторая степень редукции – во втором (третьем и т.д.) предударном и во всех заударных слогах.
Пример: та-та-та-та 1 2 3 1
Экспериментальные фонетические исследования характеристик гласного а в первом и втором предударном слогах показали, что их отношение к ударному приблизительно можно выразить пропорцией 1: 2: 3, где 3 – длительность ударного слога. Следовательно, в слове барабашка можно записать длительности произнесения а как дроби: 1/2 от а и 1/3 от а. То есть, 1/2 в первом предударном, 1/3 во втором предударном, и 1/3 в заударном слоге. Длительность звуков речи в экспериментальной фонетике измеряют в миллисекундах (мс) – тысячная доля секунды. Так длительность ударного гласного а в слове сад, произнесенном в нормальном среднем темпе, будет составлять примерно 250 мс, длительность второго предударного а в слове садово д – около 60 мс. Таким образом, он укорочен по отношению к ударному почти как 1: 4. Современные исследования показывают, что отношения ударного и безударного слогов по длительности значительно сложнее и не укладываются в четкую арифметическую схему А.А. Потебни, но эта схема верно определяет тенденцию этих отношений. Когда же мы исследуем длительность предударных и, у, ы, то оказывается, что между первым и вторым предударным нет таких сильных различий, как для гласного а. Неударяемые и, ы, у составляют примерно половину длительности ударного слога.
Например: сундуку уксусу ½ ½ ½ ½ миллилитр лилипут ½ ½ ½ ½
В абсолютном начале слова гласный а изменяется меньше всего. Этот гласный совпадает по своим характеристикам с ударным а, даже длительность его немного уступает длительности ударного, так что нет причин для качественной редукции.
Например: атаман ½ ½
В говорной речи изменения длительности произнесения гласных в слове отличаются от литературного произношения. Эти отклонения в области ритмики прослеживаются во всех ритмических компонентах слова: в ударном, предударных и заударных слогах. Удлинение или укорочение времени произнесения слогов вызывает перестройку слоговой структуры слова и изменение его ритмической организации. Эти диалектные явления наиболее ярко проявляются в произнесении гласных звуков А и О. Поэтому мы проследим изменения в произношении именно этих гласных в одно-, двух-, трех- и четырехсложных ритмических структурах слова. Перечисленные ритмические структуры наиболее распространены в русской речи.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |