Говорные отклонения в области согласных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорные отклонения в области согласных



 

1. цоканье – дево ц ки (девочки), ц ай (чай)

2. чоканье – пале ч (палец), молоде ч (молодец)

3. шоканье – ш ашка (чашка), но щ ь (ночь)

4. соканье – с ыпленок (цыпленок), яй с о (яйцо)

5. хгеканье – вра х (врак), лу х (лук)

6. дзеканье – дз я дз я (дядя)

7. замена т' на ч – сня ч ь (снять), бра ч ь (брать)

8. смягчение т в конце слов – идё ть (идёт), поё ть (поёт)

9. не оглушение в – де в ка (дефка), кро в ь (крофь)

 

Кроме перечисленных особенностей, в речи встречаются украинизмы, белоруссизмы и другие различия в произношении, говорящие о многообразии форм существования русского языка в исторически сложившихся диалектных зонах.

Кроме изменений качества звучания гласных и согласных, в русской говорной речи есть диалектное явление, в котором сильно проявляется фонетическое несоответствие литературной норме. Это – нарушение ритмики русской речи.

Предлагаемая методика работы над исправлением говоров направлена на выявление индивидуальных отклонений в области ритмики речи у диалектоносителей и овладение литературным произношением через освоение ритмической структуры слова.

Овладение ритмическими структурами русского литературного языка может быть успешным лишь в том случае, если заложены прочные основы и выработаны практические навыки в области ритмики речи на уровне слова, словосочетания и фразы.

Начальный этап тренинга включает в себя работу на уровне слова как наиболее простой ритмической модели речи. Через слово легче выработать слухопроизносительные навыки противопоставления ударных слогов безударным по длительности и напряженности. После этого этапа работы освоить ритмику русской речи в речевом потоке будет значительно проще.

 

 

РИТМИКА РУССКОЙ РЕЧИ

 

С лингвистической точки зрения, понятие «ритмика» отражает совокупность всех проявлений ритма данной языковой системы: чередование ударности-безударности, длительности, интенсивности тона гласных звуков, позиционных проявлений сочетаемости звуков.

Сложность психологических механизмов ритмической организации речи на родном языке (ранний период их формирования, зарождение на глубинных уровнях сознания, тесная взаимосвязь с врожденными свойствами организма) обусловливает устойчивость навыков ритмической организации речи. В основе ритма лежит правило повтора элемента. Минимальной ритмической единицей в речи является слог.

Слог – не сумма составляющих его звуков, а качественно новая единица, спаянная изнутри коартикуляцией (взаимной адаптацией звуков). Отличаясь артикуляционным и акустическим единством, слоги служат минимальными единицами, на которые распадается речь. Это элементарные артикуляционные комплексы. Входя в состав слова, слоги создают определенные ритмические структуры (односложные, двусложные, трехсложные и др.).

В слове есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Основной признак ударности – это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов.

Безударные слоги можно разделить на две большие группы: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные – отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках: предударные меньше редуцируются, чем заударные.

Под редукцией будем понимать и изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция) и изменения качества гласного (качественная редукция).

Все эти изменения связаны с одним общим свойством безударных – малой длительностью этих звуков, не позволяющих выполнить полную артикуляторную программу, как это происходит при произнесении ударных. Последствием этого являются изменения всех признаков гласных, в том числе и качественных, если они находятся в безударной позиции. Более определенным образом эта мысль была высказана академиком Л.С. Щербой: «Непосредственной причиной качественных изменений наших неударенных гласных является количественная редукция»

Последовательность слогов в слове – это чередование усилений и ослаблений мускульного напряжения. Этот контраст ударных и безударных по длительности и напряженности и лежит в основе ритмики русского слова.

Как же предударные и заударные слоги относятся по длительности к ударному слогу? Обратимся к классической формулировке, данной выдающимся русским лингвистом XIX в. А.А. Потебней: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, 1». Эта формула А. Потебни позволяет различить две степени изменения характеристик безударного гласного по сравнению с ударным: первая степень (или ступень) редукции – для гласных в первом предударном слоге и вторая степень редукции – во втором (третьем и т.д.) предударном и во всех заударных слогах.

 

Пример: та-та-та-та

1 2 3 1

 

Экспериментальные фонетические исследования характеристик гласного а в первом и втором предударном слогах показали, что их отношение к ударному приблизительно можно выразить пропорцией 1: 2: 3, где 3 – длительность ударного слога. Следовательно, в слове барабашка можно записать длительности произнесения а как дроби: 1/2 от а и 1/3 от а. То есть, 1/2 в первом предударном, 1/3 во втором предударном, и 1/3 в заударном слоге.

Длительность звуков речи в экспериментальной фонетике измеряют в миллисекундах (мс) – тысячная доля секунды. Так длительность ударного гласного а в слове сад, произнесенном в нормальном среднем темпе, будет составлять примерно 250 мс, длительность второго предударного а в слове садовод – около 60 мс. Таким образом, он укорочен по отношению к ударному почти как 1: 4.

Современные исследования показывают, что отношения ударного и безударного слогов по длительности значительно сложнее и не укладываются в четкую арифметическую схему А.А. Потебни, но эта схема верно определяет тенденцию этих отношений.

Когда же мы исследуем длительность предударных и, у, ы, то оказывается, что между первым и вторым предударным нет таких сильных различий, как для гласного а.

Неударяемые и, ы, у составляют примерно половину длительности ударного слога.

 

Например: сундуку уксусу

½ ½ ½ ½

миллилитр лилипут

½ ½ ½ ½

 

В абсолютном начале слова гласный а изменяется меньше всего. Этот гласный совпадает по своим характеристикам с ударным а, даже длительность его немного уступает длительности ударного, так что нет причин для качественной редукции.

 

Например: атаман

½ ½

 

В говорной речи изменения длительности произнесения гласных в слове отличаются от литературного произношения.

Эти отклонения в области ритмики прослеживаются во всех ритмических компонентах слова: в ударном, предударных и заударных слогах. Удлинение или укорочение времени произнесения слогов вызывает перестройку слоговой структуры слова и изменение его ритмической организации.

Эти диалектные явления наиболее ярко проявляются в произнесении гласных звуков А и О. Поэтому мы проследим изменения в произношении именно этих гласных в одно-, двух-, трех- и четырехсложных ритмических структурах слова.

Перечисленные ритмические структуры наиболее распространены в русской речи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.009 с.)