Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третья схема четырехсложной ритмической структурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте ^ / ъ ъ ٮ – ٮٮ предударн. ударн. зауд. второй зауд. слог слог слог слог
^ / ъ ъа ^ / ъ ъ пара бола пожа ловать тата рочка пора довать каре лочка кома ндовать таре лочка поми ловать мазу рочка пози ровать зами ночка копи ровать
Рекомендации: Отрабатывая третью ритмическую схему, необходимо сначала отхлопать ее ритм, чтобы почувствовать краткость заударных слогов. Следить, чтобы энергия была сосредоточена в ударном слоге: та‑ та ‑та‑та. Очень часто заударные гласные сильно растягиваются, и слово звучит с сильным говором. Например, парабо ла вместо правильного парабЪлЪ. Старательно «подбирайте» заударные слоги. Отработайте ритмику четырехсложных слов, произносите слова, отбивая ритм.
Четвертая схема четырехсложной ритмической структуры / ъ ъ ъ ъ – ٮٮٮٮ ударн. перв. зауд. вт.зауд. тр.зауд. слог слог слог слог слог
Особенностью этой ритмической структуры является то, что все три заударные гласные произносятся редуцировано, как Ъ (ер), но отличаются друг от друга длительностью произношения: чем дальше от ударного, тем короче. Самым коротким будет третий заударный слог.
ъ ъ ъа проволока наволочка сыворотка сутолока жаворонок папоротник
Рекомендации: Отхлопать ритм данной структуры с одновременным произнесением ритмической схемы: та ‑та‑та‑та. Следить, чтобы заударные были «подобраны» так, чтобы в них не звучал гласный а вместо среднего между А и Ы. Следить за тем, чтобы слово было озвучено до конца, не сбрасывать дыхание с последнего слога. Иначе будет слышаться усеченное слово наволочк вместо навЪлЪчкЪ, суталака вместо сутЪлъкЪ. Обращение к ритмическим структурам слова дает сильный толчок в работе над исправлением говоров. Через освоение ритмики происходит более активное формирование навыков верного литературного произношения. Орфоэпические правила быстрее входят в «плоть и кровь» диалектоносителей. Полезным упражнением для закрепления навыков правильного ритмического оформления речи на первом этапе является использование изученных ритмических моделей в стихотворных текстах, которые самостоятельно сочиняются для индивидуального тренинга. Двух- и трехсложные ритмические структуры русской речи совпадают с пятью классическими стихотворными размерами: двусложные – с хореем, ямбом; трехсложные – с дактилем, амфибрахием, анапестом. Поэтому чтение русской классической поэзии, безусловно, поможет устранить говорные отклонения и быстрее усвоить нормы русского литературного произношения.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ
Стихотворные тексты, сочиненные студентами курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории, предлагаются как примеры для индивидуальной работы над исправлением говоров.
Саша с Машей Съели сахар, Сашу с Машей Съел комар!
Шорох, запах, голос, Что-то шепчет колос, Где-то сена ворох – Это лета шорох.
Комар – богач Большой ловкач. Бобыль просил ночлег, Хотел свершить побег.
Чемодан
У меня на кухне диван, За диваном стоит чемодан. В чемодане – игра «Магазин», А в нем продают сахарин. А еще там есть батальон, А за ним идет почтальон, Письма несет, спешит И про себя говорит: работа, растяпа, баранка, корова, собака, болванка, дорога, колонна, пороша, раззява, растяпа, калоша.
Завтракала курочка, Милочка и дурочка. Поклевала колосок, Разбудила голосок.
Корова, Собака, Забота – За ними – большая работа. Дорога, а в поле картошка, Болото, там зреет морошка.
На работу растяпа идет – Аппетитно баранку жует.
Как поеду на охоту, Прихвачу я шарабан, Барабаны брать не буду, Но зато возьму капкан. Все капканы тараканы обегают стороной, И ни зайцы, ни бараны не заходят в дом родной.
Никогда не быть растяпой И не лезть в бульоны лапой, Не мычать в тоске коровой Оттого, что погреб новый.
Как-то я попал в водоворот, И сломался у меня водопровод – Получился вот такой коловорот...
Взял я булочку, Положил на форточку – Получилась корочка!
Там сидят карелочки, Там сидят татарочки – Прямо из тарелочки Кушают бараночки.
Сопроводить, восстановить, растормошить – Без говора мне нужно говорить, А если с говором скажу: «водоворот», – Всю жизнь придется мне чинить водопровод...
Водопровод
Водопровод – кричали люди, Коловорот – кричал рыбак. Восстановить – кричал раззява, Боготворить – кричал чудак.
Водоворот, коловорот, водопровод – Дружно идет на работу народ.
Марафон
Балалайка бежит впереди, Канарейка бежит позади, Замарашка тащится сзади, Барабашка осталась в засаде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. 2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. 3. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. Сборник упражнений. М., 2002. 4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. М., 1977. 5. Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997. 6. Васильева Г.И. Упражнения по дикции. Согласные звуки. М., ГИТИС, 1988. 7. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990. 8. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., 2001. 9. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. «Петербург XXI век», 1995. 10. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997. 11.Лубенская К.А. Русское литературное произношение и ударение. СПбГАТИ, 1997. 12. Любимова Н.А., Братыкина А.Г., Вострова Т.А. Русское произношение. Звуки. Ударение. Ритмика. Учебное пособие. М., 1981. 13. Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера: I актерский курс. Л., ЛГИТМиК, 1989. 14. Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М., 1998. 15. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2, 3. М., 1956. 16. Смирнова М.В. «2500 скороговорок». СПб., 2003. 17. Сценическая речь. Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 2-е изд., испр. и доп. М., ГИТИС, 2000. 18. Фимичева Т.В., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. М., 1989. 19. Чарели Э.М. Учитесь говорить! Свердловск, 1991.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
От а в т о р а Ч а с т ь 1. Д и к ц и о н н ы й т р е н и н г 1. О с н о в н ы е в и д ы д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в 2. С п о с о б ы и с п р а в л е н и я д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в а) а р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а б) и с п р а в л е н и е с в и с т я щ их з в у к о в С–З–Ц в) и с п р а в л е н и е ш и п я щ и х з в у к о в Ш–Ж–Щ–Ч г) и с п р а в л е н ие с о н о р н ы х з в у к о в Л–Р д) исправление переднеязычных звуков ТЬ–ДЬ 3. Тренировочные дикционные таблицы и скороговорки Таблица 1 (П–Б) Таблица 2 (В–Ф) Таблица 3 (К–Г–X) Таблица 4 (С–З–Ц) Таблица 5 (Ш–Ж) Таблица 6 (Щ–Ч) Таблица 7 (М–Н–Л–Р) Таблица 8 (Р–Рь) Таблица 9 (Ть–Дь) Часть 2. Исправление говоров 1. Г о в о р ы к а к р а з н о в и д н о с т ь р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о я з ы к а 2. Г о в о р н ы е о т к л о н е н и я от л и т е р а т у р н о го п р о и з н о ш е н и я 3. Р и т м и к а р у с с к ой р е ч и 4. С л о в е с н ое у д а р е н и е и е го р о ль в о р г а н и з а ц и и р и т м и ч е с к их с т р у к т у р 5. И с п р а в л е н и е г о в о р н о го п р о и з н о ш е н и я г л а с н ы х А и О 6. Тренировочные тексты Литература Содержание
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой – тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать; нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |