Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ.
Фонетический разбор (1)
Записать слово орфографически правильно. Разделить слово на слоги и найти место ударения. Отметить возможности переноса слова по слогам.
Фонетическая транскрипция слова.
По порядку характеризовать все звуки:
согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен;
гласный: ударный или безударный.
Подсчитать количество букв и звуков.
Образец: Я очень люблю есть морковь. Фонетический разбор слова люблю: люблю люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
люб-лю [л'убл'у]
Л –[л'] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л'] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
А
| О
| У
| Ы
| Э
| Л
| М
| Н
| Р
| Й
| Б
| В
| Г
| Д
| Ж
| З
| | | | | Ъ
| Я
| Ё
| Ю
| И
| Е
| | | | | | П
| Ф
| К
| Т
| Ш
| С
| Х
| Ц
| Ч
| Щ
| Ь
| 06/26 2
А О У Ы Э –указывают на твёрдый согласный звук
Я Ё Ю И Е –указывают на мягкий согласный звук
| [Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–всегда звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] –всегда глухие согласные звуки
| [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] –парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] –парные глухие согласные звуки
| Ъ Ь –звука не дают
| [Ж] [Ш] [Ц] –всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
| [А], [О], [И], [Ы], [У], [Э] – ГЛАСНЫЕ (ударные или безударные)
|
Я Ё Ю Е (Е,Ё,Ю,Я не пишутся)
/ \ / \ / \ / \
[Й’] [А ] [ Й’][О] [Й’] [У] [Й’] [Э] Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:
· в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
· после гласной (лесная, умею)
· после ь, ъ (вьюга, подъезд)
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР (2)
План морфемного разбора
1.Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи
2.У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
3.Указать основу слова.
4.Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
5.Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
| 1. парикмахер-ск - их (имя существительное). 2. Окончание – - их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск - ая, парикмахерск - ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □, парикмахер -ш - а. 5. - ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск - ий, жен- ск - ий.
|
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3)
ПОРЯДОК РАЗБОРА
| ОБРАЗЕЦ
| существительного
Начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;
род, склонение; число, падеж;
роль в предложении.
| Малыши любят пить молоко.
Молоко– существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), дополнение.
| прилагательного
Начальная форма – мужской род, именительный падеж, единственное число); краткое или полное;
род (только в единственном числе); падеж; число; роль в предложении.
| Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; полное; в среднем роде, винительном падеже, является определением.
| глагола
Неопределенная форма (что делать? что сделать?); совершенный или несовершенный вид;
спряжение; время, лицо (для настоящего, будущего времени; род (для прошедшего времени); число; роль в предложении.
| Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали(сто сделали?) – глагол, начальная форма – сказать, совершенного вида, 1-го спряжения, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
|
ПАДЕЖИ
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?
| Неодушевленные: группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора; названия планет по имени богов: Юпитер, Марс.
Одушевленные: мертвец, покойник. Названия игрушек, механизмов, изображений человека: кукла, матрешка, робот. Названия фигур в играх (шахматах, картах):конь,валет, туз. Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной)
| Запомните!
Женский род
| Мужской род
| Средний род
| Мозоль,вуаль, бандероль,
цеце,салями, авеню, иваси
| Тюль, лебедь, шампунь,
пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе
| Какао, повидло
кино, метро, пианино, какао,
жалюзи, такси, рагу,эскимо, желе, меню
| | мужской род
| женский род
| средний род
| он, мой
| она, моя
| оно, мое
| , - а, -я
| - а, - я,
| - о, - е,
| отец
| стран а
| Пальто, радио, шоссе
| дяд я Миш а
| земл я, дочь
|
| |
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спр.
| I спр.
| все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)
| глаголы брить, стелить, зиждиться
| 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
| все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)
| 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать
| все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)
|
| все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.
|
Рассказ
Рассказ – это вид художественного произведения.
Особенности рассказа:
1. Рассказ обычно написан прозою. Например, рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
2. В рассказе обычно описывается какое-то одно событие или случай. Например, побег Жилина из плена.
3. Действующих лиц немного (Жилин, Костылин, Дина).
Объём содержания небольшой.
Фонетический разбор (1)
Записать слово орфографически правильно. Разделить слово на слоги и найти место ударения. Отметить возможности переноса слова по слогам.
Фонетическая транскрипция слова.
По порядку характеризовать все звуки:
согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен;
гласный: ударный или безударный.
Подсчитать количество букв и звуков.
Образец: Я очень люблю есть морковь. Фонетический разбор слова люблю: люблю люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
люб-лю [л'убл'у]
Л –[л'] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л'] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
А
| О
| У
| Ы
| Э
| Л
| М
| Н
| Р
| Й
| Б
| В
| Г
| Д
| Ж
| З
| | | | | Ъ
| Я
| Ё
| Ю
| И
| Е
| | | | | | П
| Ф
| К
| Т
| Ш
| С
| Х
| Ц
| Ч
| Щ
| Ь
| 06/26 2
А О У Ы Э –указывают на твёрдый согласный звук
Я Ё Ю И Е –указывают на мягкий согласный звук
| [Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–всегда звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] –всегда глухие согласные звуки
| [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] –парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] –парные глухие согласные звуки
| Ъ Ь –звука не дают
| [Ж] [Ш] [Ц] –всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
| [А], [О], [И], [Ы], [У], [Э] – ГЛАСНЫЕ (ударные или безударные)
|
Я Ё Ю Е (Е,Ё,Ю,Я не пишутся)
/ \ / \ / \ / \
[Й’] [А ] [ Й’][О] [Й’] [У] [Й’] [Э] Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:
· в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
· после гласной (лесная, умею)
· после ь, ъ (вьюга, подъезд)
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР (2)
План морфемного разбора
1.Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи
2.У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
3.Указать основу слова.
4.Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
5.Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
| 1. парикмахер-ск - их (имя существительное). 2. Окончание – - их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск - ая, парикмахерск - ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □, парикмахер -ш - а. 5. - ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск - ий, жен- ск - ий.
|
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3)
ПОРЯДОК РАЗБОРА
| ОБРАЗЕЦ
| существительного
Начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;
род, склонение; число, падеж;
роль в предложении.
| Малыши любят пить молоко.
Молоко– существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), дополнение.
| прилагательного
Начальная форма – мужской род, именительный падеж, единственное число); краткое или полное;
род (только в единственном числе); падеж; число; роль в предложении.
| Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; полное; в среднем роде, винительном падеже, является определением.
| глагола
Неопределенная форма (что делать? что сделать?); совершенный или несовершенный вид;
спряжение; время, лицо (для настоящего, будущего времени; род (для прошедшего времени); число; роль в предложении.
| Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали(сто сделали?) – глагол, начальная форма – сказать, совершенного вида, 1-го спряжения, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
|
ПАДЕЖИ
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?
| Неодушевленные: группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора; названия планет по имени богов: Юпитер, Марс.
Одушевленные: мертвец, покойник. Названия игрушек, механизмов, изображений человека: кукла, матрешка, робот. Названия фигур в играх (шахматах, картах):конь,валет, туз. Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной)
| Запомните!
Женский род
| Мужской род
| Средний род
| Мозоль,вуаль, бандероль,
цеце,салями, авеню, иваси
| Тюль, лебедь, шампунь,
пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе
| Какао, повидло
кино, метро, пианино, какао,
жалюзи, такси, рагу,эскимо, желе, меню
| | мужской род
| женский род
| средний род
| он, мой
| она, моя
| оно, мое
| , - а, -я
| - а, - я,
| - о, - е,
| отец
| стран а
| Пальто, радио, шоссе
| дяд я Миш а
| земл я, дочь
|
| |
Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ.
падежи
| 1 скл
| 2 скл
| 3 скл
| Р.п
| –и (–ы)
|
| –и
| Д.п
| –е
|
| –и
| П.п
| –е
| –е
| –и
| |