Принципы законности и осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы законности и осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом



В. 16 Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом. Правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Украины (ст32 Конституции). Равенство граждан означает, что при нарушении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел ко всем применяется одно и тоже уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, никто не при этом никаких преимуществ и не подвергается никаким ограничениям в правах. Меры, применяемые в рамках закона и предназначенные для защиты прав и особого статуса женщин (прежде беременных женщин и матерей, кормящих младенцев), а также детей, подростков, престарелых, больных или инвалидов, не рассматриваются как дискриминационные (принцип 5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в любой форме, утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН 9/12/1988). [6] Во равенством граждан перед судом следует понимать, что все уголовные дела рассматриваются и разрешаются судами., Которые входят в систему общих судов Украины. При этом граждане не имеют никаких преимуществ и не подвергаются никаким ограничениям, не предусмотренным законом. Наличие правил о подсудности уголовных дел не противоречит принципу равенства граждан перед законом и судом, поскольку они не получают никаких привилегий (например, когда дело рассматривается по первой инстанции областным, а не районным судом). Хотя в СТ16 говорится о равенстве граждан перед судом, но фактически они равны (в пределах, предусмотренных настоящей статьей) также перед следственными органами и прокурором. Как исключение из принципа равенства граждан перед законом можно рассматривать правила о неприкосновенности Президента Украины, кандидатов в Президенты, депутатов, кандидатов в депутаты, судей. Такое исключение необходим для обеспечения успешного выполнения указанными лицами их функций независимо от незаконных действий. [18]

5. В наши дни существенная роль в правовой регламентации, в том числе в регулировании уголовного судопроизводства, также отведена принципам и нормам международного права и международных договоров Украины. В соответствии со ст. 9 Конституции, «действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины".

Международный договор Украины - заключен в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т.п.).

Согласие Украины на обязательность для нее международного договора может предоставляться путем подписания, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединение к договору.

Согласие Украины на обязательность для нее международного договора может предоставляться и другим путем, о котором договорились стороны.

В Законе Украины "О международных договорах" от 29 июня 2006 года указывается: ​​"если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора."

Однако такое применение договоров не должно происходить автоматически во всех случаях, так как их обязательность бывает разной: в одних случаях она признается законом, а в других - иными актами (например, правительства, министерства, ведомства). Если обязательность договора признана, скажем, ведомственным актом и такой договору вступает в коллизию с законом, то применяется последний. Кроме того, если по условиям договора требуется издание какого внутригосударственного акта (закона, постановления правительства и др.), То применяться должны и договор, и выданный в соответствии с ним.

В рамках уголовного процесса следовало бы особо выделять среди международных документов (договоров) Всеобщую декларацию прав человека, принятую 10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН, и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, который был ратифицирован 19 октября 1973 и вступил в силу 23 Март 1976.

Существуют и другие авторитетные международные документы, положения которых имеют определенное значение для решения ряда процессуальных вопросов. К ним можно отнести, например, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН Основные принципы независимости судей, Декларацию принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью и Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению любым образом. Эти и подобные им документы не являются юридически обязательными, но их положения должны приниматься во внимание при подготовке и принятии законодательных актов, а также в процессе их применения.

Значительное практическое значение для регулирования уголовного судопроизводства имеют договоры о правовой помощи. В них решаются многие вопросы сотрудничества правоохранительных органов при расследовании и осуществлении правосудия по уголовным делам. В свое время договоры были заключены со всеми восточноевропейскими странами, входившими в так называемый социалистический лагерь, а также некоторыми другими. В наши дни среди международных документов такого рода видное место отводится разработанной государствами-членами СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Она была одобрена в Минске 22 декабря 1993 и вступила в силу 10 ноября 1994. В ней имеется Раздел IV «Правовая помощь по уголовным делам», в котором установлены согласованные правила о выдаче лиц, совершивших преступления, уголовного преследования по просьбе государств-членов Конвенции, о взаимном предоставлении информации, а также осуществление других действий, связанных с производством по уголовным делам.

Эта многосторонняя конвенция не препятствует выводам двусторонних соглашений такого рода, например, договоры о правовой помощи с Республикой Молдова (вступил в силу 10 ноября 1994), Эстонской Республикой (вступил в силу 22 ноября 1995), Латвийской Республикой (вступил в силу 22 ноября 1995). В этих документах содержится более подробная регламентация вопросов уголовного судопроизводства по делам, затрагивающих интересы России и других стран.

Следует также иметь в виду, что для производства по уголовным делам могут иметь значение консульские конвенции, заключаемые на двусторонней основе, договоры о торговом судоходстве и другие. В консульских конвенциях и договорах о торговом судоходстве можно найти так называемые юрисдикционные нормы, в которых устанавливаются условия, дающие основание для применения украинских законов, в том числе уголовно-процессуальных. Например, ст.8 Соглашения о торговом судоходстве между Кабинетом министров Украины и Правительством Французской Республики (ратифицирована Законом 10 января 2002) предусматривает, что "в случае, если член экипажа судна одной Договаривающейся Стороны совершит преступление на борту судна, находящегося в территориальных водах другой Договаривающейся Стороны, власти последней не преследовать его без согласия компетентного дипломатического или консульского официального лица страны флага судна, если:

а) последствия преступления не распространяются на территорию государства, в котором находится судно;

б) преступление не нарушает общественный порядок государства или его безопасность;

в) преступление по законам этой Договаривающейся Стороны не рассматривается как тяжкое преступление;

г) преступление не совершено против любого лица, кроме членов экипажа этого судна.

д) преступление не связано с незаконной перевозкой наркотических средств или психотропных веществ.

3 Положения пункта 2 настоящей статьи не затрагивают право контроля и расследования, которые власти каждой Договаривающейся Стороны согласно своему законодательству.

Уголовная юрисдикция на борту судна, находящегося "не в своем» порта, осуществляется только по просьбе или с согласия консульского должностного лица того из государств, что договорились, которому принадлежит торговое судно, и что из этого общего правила возможны исключения, скажем, для случаев совершение тяжких преступлений. Другими словами, если на борту торгового судна под французским флагом, находится в украинском порту, будет совершено преступление, по французским законам считается тяжким, то украинские компетентные органы вправе возбудить уголовное дело и проводить следственные действия (избрание меры пресечения, допрос, обыск и т.д.) без согласия консульского должностного лица.

Подобные юрисдикционные положения можно найти и в соответствующих соглашениях со многими другими странами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.014 с.)