Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.



В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон - принимаемый высшим представительным (законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в разделах 2 и 8, посвященных правам и свободам человека и гражданина, а также судебной власти. Эти распоряжения содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом, свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни, охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища, право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд; презумпция невиновности; гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т.д.).

Опыт реализации положений Конституции показал, что на практике не всегда правильно решаются вопросы, связанные с обеспечением ее непосредственного действия. Суды и другие правоохранительные органы попросту не были готовы к такому применению основного закона. В связи с этим Пленум Верховного Суда Украины, обобщив основные тенденции в деятельности судов на данном направлении,

в своем постановлении № 9 от 01.11.1996 года «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия" дал следующее разъяснение (п. 2):

«Поскольку Конституция Украины, как указано в ее ст.8, имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия, суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого закона или другого нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Конституцию как акт прямого действия. Судебные решения должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, не противоречит ей.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Украины применен закон или закон, подлежащий применению в конкретном деле, суд по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе приостанавливает рассмотрение дела и обращается с мотивированным определением (постановлением) в Верховный Суд Украины, который согласно ст.150 Конституции может ставить перед Конституционным Судом Украины вопрос о соответствии Конституции законов и других нормативно-правовых актов. Такое решение может принять суд первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

Суд непосредственно применяет Конституцию в случае:

1) когда из содержания норм Конституции не вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом;

2) когда закон, который действовал до вступления в силу Конституции или принят после этого, противоречит ей;

3) когда правоотношения, рассматриваются судом, законом Украины не урегулирован, а нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, противоречит Конституции Украины;

4) когда указы Президента Украины, которые вследствие их нормативно-правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, противоречат Конституции Украины. "

В случаях, когда статья Конституции Украины является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Украины о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в другой части.

Непосредственно в уголовном процессе закреплены следующие положения Конституции Украины:

Статья 24 Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Статья 29 Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.

В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей.

Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена ​​возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника.

Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание.

Об аресте или задержании человека должно быть незамедлительно сообщено родственникам арестованного или задержанного.

Статья 30 Каждому гарантируется неприкосновенность жилища.

Не допускается проникновение в жилище или в иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, возможен иной, установленный законом, порядок проникновения в жилище или в иное владение лица, проведение в них осмотра и обыска.

Статья 31 Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или установить истину при расследовании уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно.

Статья 58 Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.

Статья 59 Каждый имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. Каждый свободен в выборе защитника своих прав.

Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура.

Статья 62 Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена ​​обвинительным приговором суда.

Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления.

Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

В случае отмены приговора суда как неправосудного государство возмещает материальный и моральный ущерб, причиненный безосновательным осуждением.

Статья 63 Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.

Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту.

Обеспечение защиты прав и свобод человека означает осуществление процессуальной деятельности в таком порядке, форме и режиме, при которых вмешательство в гарантированные законом права и свободы человека вовсе не должно места, или осуществлялось бы только в предусмотренных законом случаях, в условиях крайней необходимости, когда другими средствами решить задачи правосудия невозможно.

Данный принцип закреплен в ст.ст.. 2,3,7 Всеобщей декларации прав человека от 1948, [1] а токож мы находим указанный выше принцип в ст..2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию право порядке от 1979 [4] это обусловлено тем, что принцип обеспечение защиты прав и свобод человека является обобщающим принципом уголовного процесса, в рамках которого находят отдельное проявление его функциональные институты - отдельные менее общие, но не менее важные принципы: неприкосновенность личности, неприкосновенность личной жизни, неприкосновенность жилища, тайны телефонных разговоров, переписки, телеграфной и другой корреспонденции ее нерушимости права собственности. В. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 признано права человека на свободу и личную неприкосновенность (п. 1), которые могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных подпунктами «a» - «f» настоящего пункта. В пунктах 2-5 той же статьи определены права человека в случае ее задержания или ареста. [3] Взятие под стражу является строгим среди мер, предусмотренных ст. 149 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее - УПК). Его применение связано с существенным ограничением конституционных прав личности. По смыслу ст. 5 Конвенции вопрос о применении указанного пресечения решается судьей или другим лицом, которому соответствующим законом предоставлены полномочия осуществлять судебную власть. В национальном законодательстве вопросы, связанные с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу, урегулированы статьями 148, 150, 155, 165, 1651, 1652 КПК. Кроме того, Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 25 апреля 2003 №4 «О практике применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу и продление сроков содержания под стражей на стадиях дознания и досудебного следствия» разъяснил отдельные вопросы применения соответствующего законодательства , а также положений Конвенции. В частности, исходя из положений Конституции в п. 1 он акцентировал внимание судов на необходимость при решении вопросов, связанных с избранием меры пресечения, не только соблюдать требования национального законодательства, но и учитывать положения подпунктов «а» - «f» ст. 5 Конвенции. [13]

Права человека, как известно, представляют собой систему естественных, неотъемлемых и нерушимых свобод и юридических возможностей, обусловленных фактом существования человека в цивилизованном обществе и получили моральное признание, правовое определение и юридическое закрепление. Свобода выступает как возможность человека вести себя в соответствии со своими желаниями и делать все, что нравится и не запрещено законом и не причиняет вреда правам и свободе других людей.

Право выступает мерой свободы и содержание его в том, чтобы согласовать свободу отдельного человека со свободой других членов общества, придерживаясь принципа равенства, право выступает как средством обеспечения свободы, так и существенным средством ограничения не согласовательных с общественными потребностями и представлениями людей о добре и справедливости уровня свободы и объема власти.

В правовом государстве в отношении граждан реализуется целесообразна принцип - «разрешено все, что не запрещено законом». Но такой подход уместен и обоснован лишь в отношении граждан. Что касается участников процесса, имеющих распорядительные полномочия, беспрекословно должен действовать совершенно противоположный принцип - "разрешено только то, на что уполномочил закон, и только в определенной законом процедуре (форме)». [17]

В. 6 Конституции Украины определяет, что органы судебной власти осуществляют свои полномочия исключительно в пределах и по закону. В. 19 Конституции Украины утверждает: никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законом; органы Государственной власти и их должностные лица обязаны действовать лишь на основании; в пределах полномочий и способом, определенным законами.

Такой подход ограничивает правом власть как вообще, так и власть правоохранительных и органов должностных лиц в уголовном процессе в частности, обеспечивает верховенство закона в сфере судопроизводства. Из содержания ст. 29 и 32 Конституции Украины следует, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи 00Н №2200 от 16 декабря 1966 принято Международный пакт о гражданских и политических правах, где изложены основные права и свободы человека, признаваемые государствами ч. 3 ст. 2 [2] Согласно ст. 9 Конституции Украины положения этого пакта и других международно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, имеют силу закона и защищаются правосудием государства в установленном законом порядке.

В сфере уголовного судопроизводства наибольшего внимания требуют такие объекты правовой защиты, как: личная свобода и неприкосновенность; неприкосновенность сферы личной жизни гражданина; неприкосновенность жилища человека; тайна переписки, телефонных разговоров, банковских вкладов, телеграфной и другой корреспонденции. [17]

Это принцип уголовного процесса, согласно которому следователь, суд, орган дознания, прокурор и защитник обязаны соответствующим образом относиться ко всем другим участникам уголовного процесса и друг к другу.

Впервые этот принцип был провозглашен и закреплено после Второй мировой войны во Всеобщей декларации прав человека от 1948, а именно в ст. 5данои декларации. [1]

В действующем законодательстве Украины этот принцип четко и понятно впервые получил правовое закрепление в Конституции Украины, где определено:

- Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (в. 3);

- Каждый имеет право на уважение его достоинства. Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию (в. 28);

- Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом. Каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи, а также право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации (в. 32). (Заметим, что в постановлении Пленума Верховного Суда Украины №7 от 28.09.90 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций» в порядке гражданского судопроизводства не могут рассматриваться иски об опровержении сведений, содержащихся в приговорах и других судебных решениях, а также в постановлениях следователей и других соответствующих органов, для обжалования которых законом установлен иной порядок [14]).

В Международном пакте о гражданских и политических правах говорится:

Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей 00Н 17 декабря 1979, обязывает работников правоохранительных органов, в том числе и тех, осуществляющих расследование, уважать и защищать достоинство и права человека; хранить в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе своей деятельности, если интересы правосудия не требуют

другое; нетерпимое относиться к любым действиям, которые содержат бесчеловечные или унижающие достоинство человека формы отношений; обеспечивать охрану здоровья задерживаемых. [2; 4]

Отдельные требования о защите чести и достоинства лица содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе Украины, преимущественно в статьях по отдельным слидчигх или процессуальных действий:

- Ст. 22 - запрещается домогаться показаний обвиняемого и других лиц, участвующих в деле, путем насилия, угроз и иных незаконных мер:

- Ст. 185 - во время обыска или выемки следователь должен принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные при этом обстоятельства личной жизни человека:

- Ст. 193 - прн освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство личности (аналогичное правило в ст. 194 по воссозданию обстановки и обстоятельств события):

- Ст. 121 - данные досудебного следствия можно объявить лишь с разрешения следователя, виновные в разглашении данных предварительного следствия несут уголовную ответственность:

- Ст. Триста тридцать четвёртом мотивировочной части оправдательного приговора не лот скаеться включения формулировок, ставящих под сомнение невиновность оправданного.

Доказана вина равна доказанной невиновности. Суд провозглашает оправдательный приговор, а орган дознания, следователь и прокурор закрывают уголовное дело за отсутствием состава преступления, если вина обвиняемого или лица, находящегося под, следствием в совершении преступления не доказана.

Одновременно на всех остальных граждан следует распространить действие принципа добропорядочности человека. Для этого в Конституции государства необходимо закрепить норму следующего содержания; «Каждый человек имеет честь и достоинство, считается добропорядочным, каждый участник любых правоотношений считается действующим честно, порядочно и в соответствии с законом, если иное не доказано и не определено в законную силу судебном решении. Обязанность доказывания возлагается на того, кто утверждает. Распространяемая о человеке порочная информация считается недостоверной, доказывания достоверности такой возлагается на того, кто их распространил. Распространитель информации возмещает материальный и моральный ущерб, причиненный человеку, если не докажет достоверность распространяемой информации. Все сомнения относительно добропорядочности и правомерности действий любого гражданина, а также по его вине в совершении любого преступления или иного правонарушения, если нет возможности их устранить, должны толковаться и разрешаться в пользу такого гражданина. Доказана НЕ добропорядочность равна доказанной добропорядочности ».

Гарантированность защиты к правосудию. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Одним из средств этого является гарантированность судебной защиты прав и свобод человека. В Общей декларации прав человека определено: ст. 8 - «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом»; в. 10 - «каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ее уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом ». Такой же смысл имеет в. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Названные положения подтверждаются в. 55 Конституции Украины и смыслу ст. 4 УПК Украины. В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи 00Н №40 / 34 от 29 ноября 1985 года, отмечается, что лица, которым преступлением причинен вред, имеют право на доступ к механизму правосудию и компенсацию причиненного ущерба в соответствии с национального законодательства. [1; 2; 7]

Гарантированность доступа к правосудию означает, во-первых, право потерпевшего на обращение в правоохранительные органы за защитой своих нарушенных прав, свобод, законных интересов, чести, достоинства и деловой репутации, а при необходимости обжаловать решения соответствующих должностных лиц об отказе в возбуждении уголовного дела или о ее необоснованное закрытие, предоставляющая реальную возможность судебной защиты своих интересов; во-вторых, право обвиняемого предстать без затяжек и задержки перед судом и защищаться в суде от необоснованного обвинения. [17]

Гарантированность доступа к правосудии включает гарантированность обращения в суд, гарантированность обжалования в суде действий или решений следователя, органов дознания, прокурора, а также решений суда первой инстанции, гарантированность обращений в суд на родном языке и возможности пользоваться помощью адвоката. В Постановлении Пленума Верховного Суда Украины №7 от 30.05.97 «Об усилении судебной защиты прав и свобод человека и гражданина» указывается. «Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 124 Конституции Украины (254к / 96-ВР) юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве, суды не вправе с момента введения Конституции в действие отказывать физическим или юридическим лицам в принятии к судебному разбирательству заявлений и обращений. Суды не вправе отказать в судебной защите прав и свобод человека и гражданина, в принятии жалоб на решения, действия или бездеятельность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных и служебных лиц по основаниям, не предусмотренных Конституцией или законом ». [15]

Эти положения раскрываются в УПК Украины в случае применения меры пресечения подозреваемому до предъявления обвинения, обвинения такому лицу должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, иначе мера пресечения отменяется (ч. 4 ст. 148); копия обвинительного заключения и повестка о вызове в суд вручаются подсудимому под расписку не позднее чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде (в. 254); рассмотрение дела в суде производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению, по которому их преданы суду (в. 275). Во время судебного разбирательства до окончания судебного следствия прокурор вправе изменить предъявленное лицу обвинение.

Согласно ст. 277 УПК Украины изменение обвинения в суде не допускается, если этим будут нарушены правила о подсудности или обязательности проведения предварительного следствия. В этом случае при наличии для этого оснований прокурор заявляет ходатайство о возвращении дела на дополнительное расследование.

Убедившись, что предъявленное лицу обвинение нужно изменить, прокурор выносит постановление, в котором формулирует новое обвинение и излагает мотивы принятого решения. Прокурор объявляет постановление и вручает его копии подсудимому, его защитнику и законному представителю, потерпевшему, истцу, ответчику и их представителям. Постановление приобщается к делу.

Если в постановлении прокурора ставится вопрос о применении уголовного закона, предусматривающего ответственность за менее тяжкое преступление, или об уменьшении объема обвинения, суд разъясняет потерпевшему и его представителю их право поддерживать обвинение в ранее предъявленном объеме. [18]

В случае изменения обвинения суд разъясняет подсудимому, что тот будет защищаться в судебном заседании от нового обвинения, после чего откладывает рассмотрение дела не менее чем на трое суток для предоставления подсудимому, его защитнику и законному представителю возможности подготовиться к защите против нового обвинения. По ходатайству подсудимого этот срок может быть сокращен. По истечении этого срока рассмотрение дела продолжается.

При этом нужно заметить, что Основные принципы независимости судебных органов (1985) устанавливают, что данный принцип наделяет суды правом и обязанностью обеспечивать справедливость судебного разбирательства и уважение прав сторон (п. 6). Кроме того п. 10 указанного документа непосредственно предусматривает, что судьи должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Аналогичное положение было позже закреплено и в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей (1994) п. 2 с) которой предусматривает, что все решения относительно профессиональной карьеры судей должны основываться на объективных критериях, а отбор и карьера судей - на основе заслуг, учитывая квалификацию, честность, способности и умения. [8]

Все формы пыток и других видов жестокого обращения однозначно запрещенными согласно международными правозащитными законами. Такой запрет предусмотрена многочисленными соглашениями и другими инструментами, а также является частью международного обычного права, применяемого ко всем государствам, независимо от того, являются ли они участниками конкретных соглашений, предусматривающих такой запрет. Пытки и жестокое обращение запрещаются в любое время и при любых обстоятельствах. Никаких исключений не существует, а государства не могут отказаться от своих обязательств даже в чрезвычайных ситуациях или по любым другим причинам.

Статья 5 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, символизирует единодушное согласие между странами о том, что никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому обращению. С 1948 года был принят целый ряд международных и региональных законодательных актов по правам человека включая запрет пыток. Среди них юридически обязательные соглашения и конвенции, а также декларации и другие документы, которые хотя и не являются юридически обязательными, однако имеют огромное значение благодаря тому, что они были приняты Генеральной Ассамблеей и другими органами ООН, и демонстрируют согласие между государствами по соблюдению стандартов, изложенных в них. Статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), принятого в 1966 году, запрещает применение пыток и жестокое обращение. МПГПП основал орган независимых экспертов - Комитет по правам человека, который должен осуществлять контроль за соблюдением государствами этих положений. Статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), которая была принята в 1950 году, запрещает применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. ЕКПЧ позволяет отдельным лицам подавать официальные жалобы в Европейский суд по правам человека, если были нарушены их права. Суд принимает решения, которые обязательны к исполнению, и может давать распоряжение государствам о предоставлении пострадавшим компенсации.

Кроме общих правозащитных актов, в которых провозглашается запрет пыток, существует также ряд документов и механизмов, касающихся именно пыток и жестокого обращения. Некоторые из них были приняты и усовершенствованы под давлением общественности через такие организации, как «Международная Амнистия». В 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о защите от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984-м принята Конвенция против пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция против пыток), в которой изложены меры, которые должны быть приняты, чтобы предотвратить применение пыток и жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц, и которая является юридически обязательной для тех стран, которые ратифицировали эту Конвенцию. Конвенция учреждает Комитет против пыток (КПК) - орган независимых экспертов, который должен наблюдать за соблюдением этих положений государствами-участниками Конвенции. В 1985 году Комиссия ООН по правам человека назначила Специального докладчика по вопросам применения пыток - эксперта, который, согласно своему мандату, имеет право устанавливать контакт с правительством любой страны, независимо от того, является ли она участником отдельных соглашений, а также в исключительных случаях вмешиваться в дела.

Как на европейском, так и на международном уровнях существуют соглашения об учреждении мониторинговых органов, задачей которых является посещение мест лишения свободы. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятая в 1987 году, основывает комитет, в который привлекаются эксперты из стран-участниц Конвенции - Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ЕКПП). К полномочиям этого Комитета входит посещение мест заключения с целью защиты задержанных от пыток и жестокого обращения. С целью координации своей работы КЗК опубликовал сборник стандартов, которая охватывает основные вопросы, изучаемые во время посещения мест лишения свободы в государствах-участниках [2; 3; 5]. В частности, сотрудниками комитета осуществлено четыре визита в Украину, целью которых, помимо других вопросов, было исследование выявленных фактов пыток и жестокого обращения с задержанными во время содержания их в милиции. Отчеты об этих визитах содержат подробные рекомендации, на которые ссылается этот доклад. В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. Он еще не вступил в силу, но, подобно Европейской Конвенции по предупреждению пыток, устанавливает механизмы для посещения мест содержания под стражей в государствах-участниках Конвенции, а также содержит требование об учреждении собственных национальных органов для реализации этих механизмов с целью предотвращения пыток и жестокого обращения . [5]

В дополнение к документам, касающихся непосредственно пыток и жестокого обращения, есть также два ключевых международных документы, определяющие стандарты содержания под стражей вообще. В них приводятся важные меры против применения пыток и жестокого обращения: принят ООН Свод принципов защиты лиц, подвергнутых задержанию или лишению свободы в любой форме (Свод принципов ООН) и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Минимальные стандартные правила ООН) .

Украина является страной-участницей всех вышеупомянутых соглашений, за исключением Факультативного протокола к Конвенции против пыток, следовательно, имеет обязательства соблюдать их положений. А исходя из национального законодательства нашей страны, мы можем отмыть, что в ст. 127 УК предусмотрен такой преступление, как пытки, который влечет за собой уголовную ответственность.

Справедливости

Справедливый закон воплощает в себе идею равной для всех свободы, свободы делать все, что не ущемляет свободы других и не причиняет вреда, свободы делать все, что не запрещено законом. Справедливый закон запрещает только то, что наносит вред и ничего не приказывает честным людям.

Справедливость, воплощая в себе идею равенства граждан перед законом и судом, немыслима без свободы и законности. Закон выступает мерой, единым для всех масштабом свободы. При этом свобода отдельной личности соотносится со свободой других людей, а право выступает регулятором возможностей реализации свободы каждого. Устанавливаемые запреты и ограничения должны быть целесообразными с точки зрения гарантии свободы, а значит справедливыми. Содержание права состоит в том, чтобы свобода всех ввести в разумные справедливые границы, реализовать справедливость, следуя принципу равенства людей перед законом и судом. [17]

Справедливость - один из важнейших принципов правового государства как в законодательной, так и в непосредственно уголовно-процессуальной деятельности. В уголовном процессе реализация принципа справедливости заключается в обязанности правоохранительных органов установить объективную истину по делу, обеспечить законные права и интересы участников процесса, правильно квалифицировать действия обвиняемого, не допуская предвзятого, необъективного подхода к решению дела, обеспечить участникам процесса различные возможности в исследовании доказательств и защите своих прав, неуклонно соблюдать закон, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут наказанию, соответствует его деянию, и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

В п. 3.2 Положения об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Украины (приказ МВД Украины №745 от 25.11. 1992) непосредственно отмечается, что «предварительное следствие ведется на принципах справедливости, гуманизма, равноправия граждан перед законом. Правосудие - справедливый суд ». [16]

Суд обязан принять меры для всестороннего исследования обстоятельств дела и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор. В соответствии со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого преступления «на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». [2]

В своей совокупности все принципы уголовного процесса образуют стройную и гармоничную систему не противоречащие друг другу основных определяющих принципов, в которой каждый принцип имеет свое значение и органично и неразрывно связан как со всей системой, так и со всеми другими принципами.

В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон - принимаемый высшим представительным (законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в разделах 2 и 8, посвященных правам и свободам человека и гражданина, а также судебной власти. Эти распоряжения содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом, свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни, охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища, право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд; презумпция невиновности; гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т.д.).

Опыт реализации положений Конституции показал, что на практике не всегда правильно решаются вопросы, связанные с обеспечением ее непосредственного действия. Суды и другие правоохранительные органы попросту не были готовы к такому применению основного закона. В связи с этим Пленум Верховного Суда Украины, обобщив основные тенденции в деятельности судов на данном направлении,

в своем постановлении № 9 от 01.11.1996 года «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия" дал следующее разъяснение (п. 2):

«Поскольку Конституция Украины, как указано в ее ст.8, имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия, суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого з<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.019 с.)