ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запрет пыток и жестокого обращения



Все формы пыток и других видов жестокого обращения однозначно запрещенными согласно международными правозащитными законами. Такой запрет предусмотрена многочисленными соглашениями и другими инструментами, а также является частью международного обычного права, применяемого ко всем государствам, независимо от того, являются ли они участниками конкретных соглашений, предусматривающих такой запрет. Пытки и жестокое обращение запрещаются в любое время и при любых обстоятельствах. Никаких исключений не существует, а государства не могут отказаться от своих обязательств даже в чрезвычайных ситуациях или по любым другим причинам.

Статья 5 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, символизирует единодушное согласие между странами о том, что никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому обращению. С 1948 года был принят целый ряд международных и региональных законодательных актов по правам человека включая запрет пыток. Среди них юридически обязательные соглашения и конвенции, а также декларации и другие документы, которые хотя и не являются юридически обязательными, однако имеют огромное значение благодаря тому, что они были приняты Генеральной Ассамблеей и другими органами ООН, и демонстрируют согласие между государствами по соблюдению стандартов, изложенных в них. Статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), принятого в 1966 году, запрещает применение пыток и жестокое обращение. МПГПП основал орган независимых экспертов - Комитет по правам человека, который должен осуществлять контроль за соблюдением государствами этих положений. Статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), которая была принята в 1950 году, запрещает применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. ЕКПЧ позволяет отдельным лицам подавать официальные жалобы в Европейский суд по правам человека, если были нарушены их права. Суд принимает решения, которые обязательны к исполнению, и может давать распоряжение государствам о предоставлении пострадавшим компенсации.

Кроме общих правозащитных актов, в которых провозглашается запрет пыток, существует также ряд документов и механизмов, касающихся именно пыток и жестокого обращения. Некоторые из них были приняты и усовершенствованы под давлением общественности через такие организации, как «Международная Амнистия». В 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о защите от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984-м принята Конвенция против пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция против пыток), в которой изложены меры, которые должны быть приняты, чтобы предотвратить применение пыток и жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц, и которая является юридически обязательной для тех стран, которые ратифицировали эту Конвенцию. Конвенция учреждает Комитет против пыток (КПК) - орган независимых экспертов, который должен наблюдать за соблюдением этих положений государствами-участниками Конвенции. В 1985 году Комиссия ООН по правам человека назначила Специального докладчика по вопросам применения пыток - эксперта, который, согласно своему мандату, имеет право устанавливать контакт с правительством любой страны, независимо от того, является ли она участником отдельных соглашений, а также в исключительных случаях вмешиваться в дела.

Как на европейском, так и на международном уровнях существуют соглашения об учреждении мониторинговых органов, задачей которых является посещение мест лишения свободы. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятая в 1987 году, основывает комитет, в который привлекаются эксперты из стран-участниц Конвенции - Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ЕКПП). К полномочиям этого Комитета входит посещение мест заключения с целью защиты задержанных от пыток и жестокого обращения. С целью координации своей работы КЗК опубликовал сборник стандартов, которая охватывает основные вопросы, изучаемые во время посещения мест лишения свободы в государствах-участниках [2; 3; 5]. В частности, сотрудниками комитета осуществлено четыре визита в Украину, целью которых, помимо других вопросов, было исследование выявленных фактов пыток и жестокого обращения с задержанными во время содержания их в милиции. Отчеты об этих визитах содержат подробные рекомендации, на которые ссылается этот доклад. В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. Он еще не вступил в силу, но, подобно Европейской Конвенции по предупреждению пыток, устанавливает механизмы для посещения мест содержания под стражей в государствах-участниках Конвенции, а также содержит требование об учреждении собственных национальных органов для реализации этих механизмов с целью предотвращения пыток и жестокого обращения . [5]

В дополнение к документам, касающихся непосредственно пыток и жестокого обращения, есть также два ключевых международных документы, определяющие стандарты содержания под стражей вообще. В них приводятся важные меры против применения пыток и жестокого обращения: принят ООН Свод принципов защиты лиц, подвергнутых задержанию или лишению свободы в любой форме (Свод принципов ООН) и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Минимальные стандартные правила ООН) .

Украина является страной-участницей всех вышеупомянутых соглашений, за исключением Факультативного протокола к Конвенции против пыток, следовательно, имеет обязательства соблюдать их положений. А исходя из национального законодательства нашей страны, мы можем отмыть, что в ст. 127 УК предусмотрен такой преступление, как пытки, который влечет за собой уголовную ответственность.

Справедливости

Справедливый закон воплощает в себе идею равной для всех свободы, свободы делать все, что не ущемляет свободы других и не причиняет вреда, свободы делать все, что не запрещено законом. Справедливый закон запрещает только то, что наносит вред и ничего не приказывает честным людям.

Справедливость, воплощая в себе идею равенства граждан перед законом и судом, немыслима без свободы и законности. Закон выступает мерой, единым для всех масштабом свободы. При этом свобода отдельной личности соотносится со свободой других людей, а право выступает регулятором возможностей реализации свободы каждого. Устанавливаемые запреты и ограничения должны быть целесообразными с точки зрения гарантии свободы, а значит справедливыми. Содержание права состоит в том, чтобы свобода всех ввести в разумные справедливые границы, реализовать справедливость, следуя принципу равенства людей перед законом и судом. [17]

Справедливость подразумевает соответствие между правами и обязанностями человека, деянием и почетом, определяемой через призму равенства и свободы.

Справедливость - один из важнейших принципов правового государства как в законодательной, так и в непосредственно уголовно-процессуальной деятельности. В уголовном процессе реализация принципа справедливости заключается в обязанности правоохранительных органов установить объективную истину по делу, обеспечить законные права и интересы участников процесса, правильно квалифицировать действия обвиняемого, не допуская предвзятого, необъективного подхода к решению дела, обеспечить участникам процесса различные возможности в исследовании доказательств и защите своих прав, неуклонно соблюдать закон, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут наказанию, соответствует его деянию, и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

В п. 3.2 Положения об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Украины (приказ МВД Украины №745 от 25.11. 1992) непосредственно отмечается, что «предварительное следствие ведется на принципах справедливости, гуманизма, равноправия граждан перед законом. Правосудие - справедливый суд ». [16]

Суд обязан принять меры для всестороннего исследования обстоятельств дела и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор. В соответствии со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого преступления «на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». [2]





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.007 с.)