Экономический механизм природопользования – совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический механизм природопользования – совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования.



Экономический механизм включает в себя следующие элементы:

· Разработка гос прогнозов и программ социально-экономического развития РБ в части рационального использования ПР и ООС.

· Финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию ПР и охране ОС.

· Создание фондов охраны природы. В 2012 и 2013 годах действие этого пункта приостановлено.

· Проведение экономической оценки природных объектов.

· Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на ОС.

· Установление мер экономического стимулирования в области ООС.

· Возмещение вреда, причиненного ОС.

· Экологическое страхование.

По своей сущности все экономические инструменты управления природопользованием основаны на одном из 3 принципов:

Ø Принцип «загрязнитель платит»;

Ø Принцип «потребитель платит»;

Ø Принцип «все общество платит».

По мотивационной направленности инструменты экономического регулирования природопользования могут быть: негативной мотивации (или меры ответственности, или меры, направленные на изъятие доходов, например, штраф) и позитивной мотивации (или меры заинтересованности, или меры, связанные с увеличением доходов, например, субсидии).

По способу управления инструменты делятся на инструменты ценового (налогового) регулирования и рыночные инструменты.


 

39. Зарубежный опыт экономического стимулирования рационального природопользования: ценовое (налоговое) регулирование.

Инструменты ценового (налогового) эколого-экономического регулирования:

1. Платежи за загрязнение ОС (используются во всех странах мира, но не считаются эффективным инструментом управления по 2 причинам: экономическая (ставки таких платежей невелики) и выступления общественных организаций («заплати и загрязняй спокойно»).

2. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями – это плата субъектов хозяйствования муниципалитетам за услуги по переработке отходов, очистке воды и так далее.

3. Ресурсные платежи могут выступать в виде налога га объем продаж, налога на прибыль, ройялти – добывающие компании выплачивают государству определенные проценты от стоимости извлеченного природного сырья. Ресурсные платежи применяются в первую очередь для исчерпаемых ПР и нацелены на замедление темпов добычи природного сырья, на ресурсосбережение, на поиск искусственных заменителей природного сырья.

4. Продуктовые налоги – надбавка в цене продукции, производство или использование которой отрицательно влияет на ОС. Механизм прямой ценовой конкуренции, разновидность – экономический залог.

5. Дифференциация налогов на прибыль – это льготная ставка налога на прибыль для экологически чистых предприятий и повышенная для экологически грязных. Считается эффективным методом государственного управления, но не может применятся тотально для всех. Применяется только для определенного перечня предприятий (видов деятельности) и на определенный срок.

6. Субсидии могут выступать в виде грантов (распространяются на конкурсной основе ), низкопроцентных кредитов на экологизацию производства и налоговых льгот.


40. Формирование системы платного природопользования в Республике Беларусь. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и механизм его взимания.

В настоящее время система платность природопользования в РБ включается в себя:

1. Налог на добычу/изъятие ПР.

2. Экологический налог.

3. Земельный налог.

4. Арендная плата.

5. Плата за лесные пользования.

6. Возмещение вреда, причиненного ОС.

Налог за добычу/изъятие ПР

Объекты налогообложения:

· Вода поверхностная, подземная, минеральная;

· Соль калийная, поваренная;

· Песок формовочный, стекольный, строительный;

· Глина;

· Мел, известняк, доломит, гипс;

· Камень строительный, облицовочный;

· Железная руда;

· Торф;

· Мореный дуб, янтарь, золото;

· Виноградная улитка, лягушка, гадюка.

Механизм уплаты налога на добычу ПР:

1. Плательщиками не явл-ся бюджетные организации.

2. Для субъектов хозяйствования устанавливаются лимиты на добычу/изъятие ПР.

3. Налоговые ставки–в особенной части нал кодекса.

4. Налог в пределах лимита исчисляется как произведение налоговой базы налоговой ставки. За сверхлимитную добычу налог уплачивается в десятикратном размере.

5. Сумма налога в пределах лимита включается в себестоимость продукции, а сверхлимитная уплачивается из прибыли.

6. После уплаты налог зачисляется в местные бюджеты.


 

41. Формирование системы платного природопользования в Республике Беларусь. Экологический налог и механизм его взимания.

 

Экологический налог.

Объекты налогообложения:

Ø Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Ø Сброс загрязненных сточных вод;

Ø Хранение, захоронение отходов производства;

Ø Ввоз на территорию РБ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Механизм уплаты экологического налога:

1. Плательщиками явл-ся орган-ции, кроме бюджетных и ИП.

2. Налоговые ставки устанавливаются в особенной части налогового кодекса. Они делятся по классам опасности для выбросов и отходов, и по типу водоема или водотока для сбросов.

3. Экологич-й налог исчисляется как произвед-е фактических объемов выбросов, сбросов, отходов и налоговых ставок.

4. Суммы экологического налога включаются в себестоимость продукции (принцип «потребитель платит»).

5. После уплаты, суммы экологического налога зачисляются в республиканский бюджет.

42. Формирование системы платного природопользования в Республике Беларусь. Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

 

Возмещение вреда, причиненного ОС:

1. Для субъектов хозяйствования устанавливаются лимиты на выбросы, сбросы и отходы.

2. Сверхлимитные выбросы, сбросы и отходы являются основанием для исчисления вреда, причиненного ОС по установленных таксам.

3. Таксы для определения размера возмещения вреда устанавливаются в соответствующем указе Президента.

4. Возмещение вреда, причиненного ОС, уплачивается из прибыли (базируется на принципе «загрязнитель платит»).

 


 

43. Рынок прав на загрязнение и перспективы его развития в Республике Беларусь.

 

Рынком торговли правами на загрязнение называется конкурентная система перераспределения прав на выбросы, обычно посредством купли-продажи лицензии после их первоначального распределения между участниками рынка.

 

Предпосылки формирования рынка:

1. Установленные государством нормативы на выбросы загрязняющих веществ.

2. Четко определенные имущественные права или права собственности на выбросы загрязняющих веществ.

Механизмы формирования рынка торговли правами на загрязнение:

1. Баббл-принцип (норматив выбросов устанавливается для целого региона, а предприятия совместно выбирают вариант его поддержания.)

2. Торговля квотами (квоты на выбросы загрязняющих веществ устанавливаются для каждого предприятия либо по масштабам производства, либо по базовому году)

3. Политика компенсации выбросов - появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе.

Перспективы РБ в формировании такого рынка связаны с Киотским протоколом (1997 г.), который закрепил количественное обязательство стран по выбросам парниковых газов (диоксид углерода (углекислый газ), метан).

Экономические механизмы Киотского протокола (механизмы гибкости):

1. Проекты совместного осуществления.

2. Механизм чистого развития.

3. Механизм торговли квотами на выбросы.

44. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.

Этапы и особенности формирования системы э-э п.п. :

1.Раздел «охрана природы и рациональное использование ПР» был включен в гос. план развития народного хозяйства на 10 пятилетку (1975-1980).

2. Республиканская комплексная программа охраны ОС была сформирована на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2000г.

3. Переход от директивного к индикативному прогн и планир закр. в законе «О гос. прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ».

 

Особенности разработки прогнозов социально-экономического развития:

1. Разрабатываются исходя из комплексного анализа соц-эк, демограф. и экологич. ситуации.

2. Включают колич показатели и кач харак-ки макроэкономической ситуации, научно-технического развития, ур-ня и кач-ва жизни, эколог. обстановки.

3. Разрабатываются в нескольких вар-ах с учетом вероятностного воздействия внутр и вн. ф-ров.

 

 

Верхний уровень:

15 – Национальная стратегия устойчивого соц.-экономического развития;

10 – основные направления соц.-экономического развития;

5 – программа соц.-экономического развития;

1 – прогноз соц.-экономического развития.

Все содержат разделы по оценке природно-ресурсного потенциала страны и по охране ОС.

2 уровень:

1) Стратегия в области охраны ООС на период до 2025 г. действует с 2011г.

2) Гос. программы научных исследований принимаются на 5 лет и формируются на конкурсной основе.

3) Гос. программа «Чернобыль» (5 лет).

3 Уровень

3)Приор посл пр-ммы (2011-2015 гг.): переход от реабилитации пострадавшей территорий к их устойчивому соц.-экономическому развитию.

4) Гос. и Нац. программы, в т.ч. Гос. программы по развитию минерально-сырьевой базы; по развитию лесного хозяйства; по развитию НСМОС.

5) Гос. программы развития отдельных природных комплексов и экосистем (пример: мониторингу полярных районов Земли, по развитию курортной зоны Нарочанского региона).

6) Нац. программы и планы в рамках международного сотрудничества (например: по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях).

 


 

45.Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий.

Финансирование природоохран. мероприятий – целевое распределение финансовых ср-в, к-ые находятся в распоряжении гос. и организаций (либо аккумулированы в соответств. фондах) и предназначены для покрытия затрат, связанных с предотвращением или ликвидацией негативных последствий нарушения состояния ОС.

Источники финанс-ния природоохран. программ и мер-тий:

· Ср-ва республиканского и местных бюджетов;

· Ср-ва гос. целевых бюджетных фондов охраны природы (в этой части с 2012 г. действие закона приостановлено);

· Ср-ва юр. лиц и ИП;

· Кредиты банков;

· Иностранные инвестиции;

· Ср-ва граждан, в т.ч. иностранных;

· Д.р. источники, не запрещенные законами РБ.

В РБ в 2012 г. расходы на охрану ОС составили 0,5% от общей суммы расходной части республиканского бюджета.

Из бюджета в рамках охраны ОС финанс-ся:

· содержание органов управления;

· мониторинг ОС;

· гос. контроль в природоохранной сфере;

· ведение кадастра;

· международное сотрудничество;

· выполнение Гос. и Нац. программ.

Сейчас основ. источник финанс-ния природоохран. мероприятий - собственные ср-ва хоз-щих субъектов, т.о. в финанс-нии усиливается принцип «загрязнитель платит». Т.к. этот принцип исключает гос. финанс-ние он наз. принципом несубсидирования.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.013 с.)