Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономический механизм природопользования – совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономический механизм включает в себя следующие элементы: · Разработка гос прогнозов и программ социально-экономического развития РБ в части рационального использования ПР и ООС. · Финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию ПР и охране ОС. · Создание фондов охраны природы. В 2012 и 2013 годах действие этого пункта приостановлено. · Проведение экономической оценки природных объектов. · Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на ОС. · Установление мер экономического стимулирования в области ООС. · Возмещение вреда, причиненного ОС. · Экологическое страхование. По своей сущности все экономические инструменты управления природопользованием основаны на одном из 3 принципов: Ø Принцип «загрязнитель платит»; Ø Принцип «потребитель платит»; Ø Принцип «все общество платит». По мотивационной направленности инструменты экономического регулирования природопользования могут быть: негативной мотивации (или меры ответственности, или меры, направленные на изъятие доходов, например, штраф) и позитивной мотивации (или меры заинтересованности, или меры, связанные с увеличением доходов, например, субсидии). По способу управления инструменты делятся на инструменты ценового (налогового) регулирования и рыночные инструменты.
39. Зарубежный опыт экономического стимулирования рационального природопользования: ценовое (налоговое) регулирование. Инструменты ценового (налогового) эколого-экономического регулирования: 1. Платежи за загрязнение ОС (используются во всех странах мира, но не считаются эффективным инструментом управления по 2 причинам: экономическая (ставки таких платежей невелики) и выступления общественных организаций («заплати и загрязняй спокойно»). 2. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями – это плата субъектов хозяйствования муниципалитетам за услуги по переработке отходов, очистке воды и так далее. 3. Ресурсные платежи могут выступать в виде налога га объем продаж, налога на прибыль, ройялти – добывающие компании выплачивают государству определенные проценты от стоимости извлеченного природного сырья. Ресурсные платежи применяются в первую очередь для исчерпаемых ПР и нацелены на замедление темпов добычи природного сырья, на ресурсосбережение, на поиск искусственных заменителей природного сырья. 4. Продуктовые налоги – надбавка в цене продукции, производство или использование которой отрицательно влияет на ОС. Механизм прямой ценовой конкуренции, разновидность – экономический залог. 5. Дифференциация налогов на прибыль – это льготная ставка налога на прибыль для экологически чистых предприятий и повышенная для экологически грязных. Считается эффективным методом государственного управления, но не может применятся тотально для всех. Применяется только для определенного перечня предприятий (видов деятельности) и на определенный срок. 6. Субсидии могут выступать в виде грантов (распространяются на конкурсной основе), низкопроцентных кредитов на экологизацию производства и налоговых льгот. 40. Формирование системы платного природопользования в Республике Беларусь. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и механизм его взимания. В настоящее время система платность природопользования в РБ включается в себя: 1. Налог на добычу/изъятие ПР. 2. Экологический налог. 3. Земельный налог. 4. Арендная плата. 5. Плата за лесные пользования. 6. Возмещение вреда, причиненного ОС. Налог за добычу/изъятие ПР Объекты налогообложения: · Вода поверхностная, подземная, минеральная; · Соль калийная, поваренная; · Песок формовочный, стекольный, строительный; · Глина; · Мел, известняк, доломит, гипс; · Камень строительный, облицовочный; · Железная руда; · Торф; · Мореный дуб, янтарь, золото; · Виноградная улитка, лягушка, гадюка. Механизм уплаты налога на добычу ПР: 1. Плательщиками не явл-ся бюджетные организации. 2. Для субъектов хозяйствования устанавливаются лимиты на добычу/изъятие ПР. 3. Налоговые ставки–в особенной части нал кодекса. 4. Налог в пределах лимита исчисляется как произведение налоговой базы налоговой ставки. За сверхлимитную добычу налог уплачивается в десятикратном размере. 5. Сумма налога в пределах лимита включается в себестоимость продукции, а сверхлимитная уплачивается из прибыли. 6. После уплаты налог зачисляется в местные бюджеты.
41. Формирование системы платного природопользования в Республике Беларусь. Экологический налог и механизм его взимания.
Экологический налог. Объекты налогообложения: Ø Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; Ø Сброс загрязненных сточных вод; Ø Хранение, захоронение отходов производства; Ø Ввоз на территорию РБ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции. Механизм уплаты экологического налога: 1. Плательщиками явл-ся орган-ции, кроме бюджетных и ИП. 2. Налоговые ставки устанавливаются в особенной части налогового кодекса. Они делятся по классам опасности для выбросов и отходов, и по типу водоема или водотока для сбросов. 3. Экологич-й налог исчисляется как произвед-е фактических объемов выбросов, сбросов, отходов и налоговых ставок. 4. Суммы экологического налога включаются в себестоимость продукции (принцип «потребитель платит»). 5. После уплаты, суммы экологического налога зачисляются в республиканский бюджет. 42. Формирование системы платного природопользования в Республике Беларусь. Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Возмещение вреда, причиненного ОС: 1. Для субъектов хозяйствования устанавливаются лимиты на выбросы, сбросы и отходы. 2. Сверхлимитные выбросы, сбросы и отходы являются основанием для исчисления вреда, причиненного ОС по установленных таксам. 3. Таксы для определения размера возмещения вреда устанавливаются в соответствующем указе Президента. 4. Возмещение вреда, причиненного ОС, уплачивается из прибыли (базируется на принципе «загрязнитель платит»).
43. Рынок прав на загрязнение и перспективы его развития в Республике Беларусь.
Рынком торговли правами на загрязнение называется конкурентная система перераспределения прав на выбросы, обычно посредством купли-продажи лицензии после их первоначального распределения между участниками рынка.
Предпосылки формирования рынка: 1. Установленные государством нормативы на выбросы загрязняющих веществ. 2. Четко определенные имущественные права или права собственности на выбросы загрязняющих веществ. Механизмы формирования рынка торговли правами на загрязнение: 1. Баббл-принцип (норматив выбросов устанавливается для целого региона, а предприятия совместно выбирают вариант его поддержания.) 2. Торговля квотами (квоты на выбросы загрязняющих веществ устанавливаются для каждого предприятия либо по масштабам производства, либо по базовому году) 3. Политика компенсации выбросов - появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе. Перспективы РБ в формировании такого рынка связаны с Киотским протоколом (1997 г.), который закрепил количественное обязательство стран по выбросам парниковых газов (диоксид углерода (углекислый газ), метан). Экономические механизмы Киотского протокола (механизмы гибкости): 1. Проекты совместного осуществления. 2. Механизм чистого развития. 3. Механизм торговли квотами на выбросы. 44. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование. Этапы и особенности формирования системы э-э п.п.: 1.Раздел «охрана природы и рациональное использование ПР» был включен в гос. план развития народного хозяйства на 10 пятилетку (1975-1980). 2. Республиканская комплексная программа охраны ОС была сформирована на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2000г. 3. Переход от директивного к индикативному прогн и планир закр. в законе «О гос. прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ».
Особенности разработки прогнозов социально-экономического развития: 1. Разрабатываются исходя из комплексного анализа соц-эк, демограф. и экологич. ситуации. 2. Включают колич показатели и кач харак-ки макроэкономической ситуации, научно-технического развития, ур-ня и кач-ва жизни, эколог. обстановки. 3. Разрабатываются в нескольких вар-ах с учетом вероятностного воздействия внутр и вн. ф-ров.
Верхний уровень: 15 – Национальная стратегия устойчивого соц.-экономического развития; 10 – основные направления соц.-экономического развития; 5 – программа соц.-экономического развития; 1 – прогноз соц.-экономического развития. Все содержат разделы по оценке природно-ресурсного потенциала страны и по охране ОС. 2 уровень: 1) Стратегия в области охраны ООС на период до 2025 г. действует с 2011г. 2) Гос. программы научных исследований принимаются на 5 лет и формируются на конкурсной основе. 3) Гос. программа «Чернобыль» (5 лет). 3 Уровень 3)Приор посл пр-ммы (2011-2015 гг.): переход от реабилитации пострадавшей территорий к их устойчивому соц.-экономическому развитию. 4) Гос. и Нац. программы, в т.ч. Гос. программы по развитию минерально-сырьевой базы; по развитию лесного хозяйства; по развитию НСМОС. 5) Гос. программы развития отдельных природных комплексов и экосистем (пример: мониторингу полярных районов Земли, по развитию курортной зоны Нарочанского региона). 6) Нац. программы и планы в рамках международного сотрудничества (например: по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях).
45.Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий. Финансирование природоохран. мероприятий – целевое распределение финансовых ср-в, к-ые находятся в распоряжении гос. и организаций (либо аккумулированы в соответств. фондах) и предназначены для покрытия затрат, связанных с предотвращением или ликвидацией негативных последствий нарушения состояния ОС. Источники финанс-ния природоохран. программ и мер-тий: · Ср-ва республиканского и местных бюджетов; · Ср-ва гос. целевых бюджетных фондов охраны природы (в этой части с 2012 г. действие закона приостановлено); · Ср-ва юр. лиц и ИП; · Кредиты банков; · Иностранные инвестиции; · Ср-ва граждан, в т.ч. иностранных; · Д.р. источники, не запрещенные законами РБ. В РБ в 2012 г. расходы на охрану ОС составили 0,5% от общей суммы расходной части республиканского бюджета. Из бюджета в рамках охраны ОС финанс-ся: · содержание органов управления; · мониторинг ОС; · гос. контроль в природоохранной сфере; · ведение кадастра; · международное сотрудничество; · выполнение Гос. и Нац. программ. Сейчас основ. источник финанс-ния природоохран. мероприятий - собственные ср-ва хоз-щих субъектов, т.о. в финанс-нии усиливается принцип «загрязнитель платит». Т.к. этот принцип исключает гос. финанс-ние он наз. принципом несубсидирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.007 с.) |