Место и роль БУ в системе управления деятельностью хозяйствующего субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль БУ в системе управления деятельностью хозяйствующего субъекта



Сущность управления раскрывается в его функциях.

Функции управления:

1. Планирование (прогнозирование)

2. Учет

3. Оперативное руководство

4. Подбор и расстановка кадров

5. Делопроизводство

6. Хозяйственно-техническое обслуживание

7. Юридическое обслуживание

8. Общее руководство

Управление – сложный процесс, осуществление этапов которого разделено в пространстве и во времени. Его можно расчленить на 3 этапа:

1. Изучение управляемого объекта

2. Выработка стратегий управления

3. Реализация принятой стратегии

Наиболее трудоемким процессом управления является 1 этап, т.е. изучение управляемого объекта в особенности сбор и обработка информации. Из всего многообразия видов информации, используемой в системе управления, наибольшее значение имеет экономическая информация. Она делится на нормативную, плановую, учетную и прочую. В управлении деятельностью организации основную роль играет учетная информация, которая представляет собой экономико-математическую модель и составляет примерно 90% общего объема информации необходимой руководству на первом этапе управления. Учетная информация подразделяется на 3 группы бухгалтерскую, оперативную и статистическую.

Бухгалтерскую информацию из всех видов экономической информации выделяют документальность и системность. Исходя из этого БУ - основной поставщик экономической информации на первом этапе процесса управления. На основании данных полученных администрацией предприятия на первом этапе, на втором разрабатываются плановые задания и пути их решения, разрабатываются должностные инструкции, нормативы, графики. В процессе реализации процесса управления осуществляется с помощью диспетчерской службы, оперативного БУ и аудита, т.е. администрация использует данные БУ. В системе управления различают 2 вида связей прямую и обратную. Прямая характеризует воздействие органов управления на объект управления. Это воздействие будет способствовать достижению поставленной цели, если объект управления хорошо информирован о положении дел в администрации. Обратная связь осуществляется путем получения информации о фактическом состоянии объекта управления после реализации последним тех планов и мероприятий, которые были разработаны органом управления. Экономический аспект БУ обуславливает его связь с отраслевыми экономиками.

БУ как наука устанавливает правила учета фактов хозяйственной жизни, их экономическом и юридическом аспектах. БУ как практическая деятельность формирует информацию, необходимую для принятия решений и контролирует. Юридический аспект обуславливает его неразрывную связь с правом, т.е. БУ является частным случаем хозяйственного права.

2.Задачи, принципы и требования, предъявляемые к БУ

Задачи БУ можно подразделить на следующие группы:

1. Формирование информации для осуществления контроля за использованием и сохранностью товарно-материальных и денежных средств хозяйствующего субъекта

2. Формирование информации для определения себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и расчета цен реализации этой продукции, работ, услуг

3. Формирование информации для определения финансового результата деятельности организации за конкретный период времени

4. Составление и представление заинтересованным пользователем (администрации, налоговым органам, потенциальным инвесторам и др.) бухгалтерской отчетности

Задачи БУ движения того или иного объекта БУ уже зависят от его особенностей.

Принцип БУ – это исходное базовое положение БУ как науки, которая определяет все последующие вытекающие из него утверждения. Принципы БУ классифицируются по следующим группам:

1.принципы допущения

2. принципы требования

Принципы допущения

1. Принцип имущественной обособленности означает, что в БУ учитывается только имущество и обязательства организации, а не его собственника.

2. Принцип непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не имеетнамерения существенно сокращать масштабы своей деятельности или ликвидироваться.

3. Принцип начисления (временная определенность фактов хозяйственной деятельности) означает, что все хозяйственные операции и другие события отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они совершались, не зависимо от получения или выплаты денежных средств (их эквивалента) по этим операциям. Признание доходов и расходов активов и обязательств четко отделяется от расчетных операций (денежных поступлений и платежей). Применение этого принципа позволяет сблизить во времени момент сопоставления доходов и расходов, другими словами сблизить размеры коммерческих и финансовых операций.

4. Принцип последовательности (постоянства) применения учетной политики означает, что организация в течение года и в последующие периоды будет использовать одни и теже способы БУ в результате чего финансовые результаты будут сопоставимы в течение ряда лет.

Принципы требования – это достоверность информации, информация достоверна, если она не содержит существенных ошибок, порог существенности колеблется, например, до 5 % финансовой отчетности. Основой достоверности является ее правдивость, нейтральность, полнота и сопоставимость. Правдивость означает, что все факты отражены объективно на основании надлежащим образом оформленных бухгалтерских документов. Нейтральность предполагает отсутствие в ней пристрастных оценок. Информация должна быть полной, но при ее формировании следует учитывать ее существенность и затраты на ее получение. Сопоставимость информации обеспечивает заинтересованным пользователям возможность сравнивать отчетные данные за ряд отчетных периодов и выявлять тенденцию.

Требования:

1. Преобладания содержания над формой гласит хозяйственные операции факты и события необходимо учитывать в соответствии с их реальным экономических содержанием, а не только с их юр. Формой (долгосрочные ОС, хотя и не являются собственностью организации применяются им в получении прибыли и поэтому должны отражаться в активе под собственным имуществом)

2. Требования осмотрительности, те не завышать действительную оценку доходов и не занижать сумму расходов. По международным стандартам финансовой отчетности организации необходимо содержать осторожность оценкам, выносимых в условиях неопределенности (проявлять большую готовность к учету убытков)

3. Требование непротиворечивости (соответствующие данные синтетического и аналитического учета должны быть тождественны, а данные бухгалтерской отчетности должны соответствовать показаниям синтетического учета).

Правила БУ обычно называются принципами. В данном случае слов принцип используется для обозначения «общего закона или правила, принятого или объявленного как руководство к действию; согласованная позиция или основа поведения».

4. Нормативная правовая база

Согласно закону «О БУ и отчетности» государственное регулирование БУ и отчетности осуществляется президентом, национальным собранием, советом министров и иными органами в пределах их компетенции. Министерство финансов в соответствии с законодательством РБ осуществляет общее методологическое руководство БУ и О и принимает обязательные для исполнения организацией НПА по БУиО. Республиканские органы государственного управления (министерства), подчиненные совету министров и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики осуществляют методологическое руководство БУиО организаций соответствующих отраслей экономики. В проекте закона указано, что будет введен новый вид НПА: «Национальный стандарт по БУ», регулирующий правила учета активов, обязательств, собственного капитала организации, доходов и расходов. Конкретные методики ведения БУ будут излагаться в инструкциях.

Таким образом устанавливается следующая иерархия БУ и отчетности:

1. Национальный стандарт по БУ и (или) отчетности

2. Инструкции по учету конкретных объектов

Закон по БУ и отчетности распространяется на ЮЛ РБ филиалы и представительства в т.ч. на представительства иностранных организаций, не распространяется на ИП, там действует налоговое законодательство. В законе дано определение БУ: БУ – система непрерывного и сплошного документального отображения информации о хозяйственной деятельности организации методом 2-й записи в денежном выражении на счетах БУ в соответствии с законодательством РБ. Закон определяет юридические и правовые аспекты ведения БУ составления и представления отчетности входит единые принципы БУ. В законе приведены основные понятия, используемые в БУ, определены органы госрегулирования, указаны права и обязанности главного бухгалтера, регламентированы порядок оформления первичных бухгалтерских документов и указаны их обязательные реквизиты, определены методика оценки активов и обязательств организации, содержатся указания о порядке регулирования инвентаризационных разниц, определен состав и порядок представления бухгалтерской отчетности.

Типовой план счетов БУ представляет собой систематизированный перечень счетов БУ, на которых происходят регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности. Здесь приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов [4, постановление Минфина РБ от 29 июня 2011 №50 «об установлении типового плана счетов БУ, утверждение инструкции о порядке применения типового плана счетов и признание утратившим силу…»]. Зарегистрировано в национальном реестре 19 декабря 2012 №8/24548. Инструкция по применению типового плана счетов БУ устанавливает для коммерческих организаций кроме банка и бюджетных организаций единые подходы к применению типового плана счетов БУ и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах БУ. В инструкции приведена краткая характеристика каждого из счетов и открываемые к ним субсчетов, раскрыта их структура и назначение, раскрыто экономическое содержание фактов хозяйственной деятельности и порядок отражения наиболее распространен. Определенное влияние на влияние на методику БУ оказывает ГК РБ, ТК РБ, банковский кодекс, налоговый кодекс.

 


 

ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ БУ

Лекция 1 Объекты БУ

1. Классификация активов по составу и функциональной роли в осуществлении хозяйственной деятельности

2. Классификация источников активов организации

3. Объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.025 с.)