Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качество и эффективность управленческих решений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Качество представляет собой совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т.д. Качество управленческой деятельности — это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений. Качество является одной из самых важных характеристик товара, продукции, работы либо услуги. Управленческое решение можно определить как один из видов услуг, оказываемых управленческими работниками организации. Поскольку руководитель или группа лиц, принимающих решение, являются в большей части наемными работниками и получают вознаграждение за свою деятельность, то должно обеспечиваться соответствующее качество решений. Качество товара, продукции, работ, услуг можно определить как степень их соответствия предъявляемым к ним требованиям. Данная степень соответствия техническим, эргономическим, экологическим, экономическим и другим нормам определяет, насколько будет удовлетворен потребитель товаром, продукцией, работой или услугой. Применительно к управленческому решению можно сказать, что данная услуга востребована, с одной стороны, собственниками предприятия, а с другой — потребителями продукции, производство которой обеспечивает управленческая деятельность. Поэтому качество управленческого решения можно определить как степень удовлетворения результатами решения: - непосредственно лица, принимающего решение, - собственников организации - потребителей продукции организации. Качество управленческого решения —это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.К числу основных таких характеристик следует отнести: - научную обоснованность; - непротиворечивость; - своевременность; - адаптивность; - реальность. Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов: 1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации); 2) оптимального или рационального характера принимаемого решения; 3) своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения; 4) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления; 5) квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения; 6) готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям: 1) единство целей; 2) всесторонняя обоснованность решения; 3) правомочность решения; 4) полномочность решения; 5) своевременность и оперативность принятия решений; 6) адаптивность; 7) простота управленческого решения; 8) ясность формулировок; 9) краткость формулировок принятого решения; 10) конкретность решения; 11) гибкость; 12) необходимая полнота содержания; 13) объективность; 14) непротиворечивость и согласованность с другими решениями; 15) реальность управленческого решения; 16) возможность верификации (проверка, эмпирическое подтверждение) и контроля; 17) автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений; 18) ответственность и мотивация при принятии решения; 19) наличие механизма реализации; 20) экономичность решения.
Под эффективностью в общем смысле понимается результативность какого-либо процесса, например, производства, управления, труда. В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Отношение результата к затратам есть экономическая эффективность. Социальная эффективность показывает степень удовлетворенности спроса потребителей на товары и услуги. Рассматривая такую сферу деятельности, как производство продукции, можно сравнительно легко определить ее эффективность, сравнивая результаты производства (например, чистую прибыль от реализации продукции) с затратами на производство. На предприятиях в обязательном порядке ведутся учетные процессы по отражению фактов хозяйственной деятельности, показатели затрат и прибыли являются одними из основных финансовых показателей. Поэтому проблем с источниками данных для расчетов нет, хотя возникают отдельные вопросы по поводу правомерности отнесения тех или иных затрат на себестоимость продукции и иные вопросы учетного либо организационного характера.
Применяя понятие «эффективность» к управленческой деятельности, следует рассматривать процессы управления как особенное производство, продуктом труда которых является управленческое решение. Для оценки эффективности этого продукта труда нужно определить затраты и результаты. И здесь возникают трудности с их определением. Тем не менее следует определить содержание некоторых понятий, связанных с понятием «эффективность».
Эффект — это впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску. Эффективность управленческого труда — отношение результатов реализации решений к затратам по разработке и реализации управленческих решений, отражающим как внешние, так и внутренние действия субъекта управления. Эффективность управленческого решения — отношение результатов реализации решения к затратам по осуществлению мыслительной деятельности субъекта управления при разработке и реализации решения. Эффективность УР — это ресурсная результативность, полученная по итогам подготовки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др. Организационная эффективность УР — это факт достижения организационных целей за счет меньшего числа работником или меньшего времени. Организационные цели связаны с реализацией следующих потребностей человека: потребность в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности, порядке. Организационная эффективность и качество УР неразрывно связаны между собой. Экономическая эффективность УР — это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного УР, и затрат на его подготовку и реализацию. Социальная эффективность УР — это факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека: потребности в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе. Технологическая эффективность УР — это факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за счет более короткого времени или меньших финансовых затрат. Психологическая эффективность УР — это факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Психологические цели реализуют следующие потребности человека: потребности в любви, семье, свободном времени. Правовая эффективность УР — это степень достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Правовые цели реализуют следующие потребности человека: потребность в безопасности и порядке. Экологическая эффективность УР — это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют следующие потребности человека: потребность в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические. Этическая эффективность УР — это факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми. Политическая эффективность УР — это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: потребность в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении управлении. Эффективность УР определяется по уровням ее разработки, охватом людей и компаний. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления компании, группы компаний, отрасли, региона, страны.
Следует отметить, что в теоретическом и методическом плане вопросы оценки эффективности управленческих решений, как и управления в целом, разработаны еще недостаточно. Поэтому чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (подготовки и реализации решений). В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены: - своевременность представления проекта решения, - степень научной обоснованности решений (использование научных методов - многовариантность расчетов, - применение технических средств, - ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и - расходы, связанные с разработкой проектов решений, - численность занятых в разработке решений (специалистов, привлеченных - стоимость и сроки реализации проекта, - количество соисполнителей на этапе разработки решений, - использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений, - степень риска в реализации решений и др. Отмеченное относится прежде всего к управленческим решениям перспективного характера, связанным с кардинальными изменениями на предприятии. Количественная оценка эффективности управленческих решений во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда. Они состоят в том, что: - управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, - фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, - реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими - результаты реализации решений проявляются опосредованно через деятельность - из-за существующих трудностей нередко отсутствует текущий контроль за - затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их - затруднено и количественное выражение характеристик качества решений как Как видим, спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений, достаточно широк. Тем не менее теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для ее проведения. При рассмотрении экономической эффективности методологически трудно достоверно определить стоимость прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, т.е. его рыночную стоимость. Реализованное в виде информации управленческое решение непосредственно не выражается в материально-вещественной форме товара или услуги, а создает для них определенные условия. Положительный экономический эффект от управленческого решения – это экономия, отрицательный – убыток. Известны ряд методов для оценки экономической эффективности, среди которых чаще используются: - косвенный методсопоставления различных вариантов; - метод определения эффективности по конечным результатам; - метод определения эффективности по непосредственным результатам. Косвенный методсопоставления различных вариантов предполагает анализ рыночной стоимости УР и затрат на УР путем анализа вариантов УР для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных примерно в одинаковых условиях. При реализации двух вариантов УР относительная экономическая эффективность для первого решения определяется:
, где П1Т — прибыль, полученная за реализацию товара при 1-м варианте УР; П2Т — прибыль, полученная за реализацию товара при 2-м варианте УР; 31Т — затраты на производство товара при I -м варианте УР; 32Т — затраты на производство товара при 2-м варианте УР. Метод определения эффективности по конечным результатам основан на расчете эффективности производства в целом и выделении из него фиксированной (статистически обоснованной) части (К):
, где П — прибыль, полученная от реализации товара; К — доля УР в эффективности производства (К = 20-30%); 0З — общие затраты. Метод определения эффективности по непосредственным результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта от УР при достижении целей, реализации функций, методов и др. Основные параметры при оценке Ээ — стандарты (временные, ресурсные, финансовые и др.). Определение Ээ осуществляется по следующей формуле:
, где Сi — стандарт на использование (трату) ресурса i для ПРУР; Рi — реальное использование (затраты) ресурса i для ПРУР. При расчете Ээ необходимо определить значение Ээi по нескольким ресурсам ( m ) и затем по приоритетности ресурсов ( ni ) найти среднее значение Ээ:
Рекомендуемая литература: 1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник.- М.: Дело, 2004.- 416 с. 2. Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 192 с. 3. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: Учебник / Под. ред. Ю.П.Анискина.- М.: Омега-Л, 2006.- 383 с. 4. Ременников В.Б. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-144 с. 5. Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 264 с. 6. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 314 с. 7. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999.- 292 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.90 (0.012 с.) |