Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная идеология, понятие, составные элементы, механизмы формирования.

Поиск

Нация – один из субъектов политических отношений, следовательно, она является носителем политических, философских, этических идей, в которых она осознает свою ценность, интересы, которыми она оправдывает свои социально-политические действия.

Каждый народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно прошлого; цели исторического развития. Это можно назвать национальной идеологией.

Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретных исторических условиях, развивается и формируется вместе со становлением всей нации. От эпохи к эпохе она может видоизменяться, менять содержание и форму, однако, сохраняется при этом ее генетическая основа.

Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и политики. Государственная идеология может быть только национальной идеологией. Но если совокупность идей противоречит коренным интересам нации, то она не может считаться национальной и, следовательно, государственной идеологией. Государственное организованное общество всегда нуждается в идеологии позволяющей объединить народ во имя идеи. Без идеологии государство не состоятельно. Перед РБ стоит задача сформировать идеологию как совокупность фундаментальных идей, отражающих интересы нации и государства, достичь согласия по ним между различными социальными субъектами.

Государственная идеология – сложное образование, в качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического, социально-гуманитарного характера.

-Культурно-историческая составляющая – совокупность устоявшихся идей, представлений о происхождении и формировании данного народа.

-Политическая сост-ая – комплекс идей и представлений народа об особенностях института государственной власти, сущности полит. системы, о путях ее дальнейшего развития.

-Экономическая сост. – комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Представление народа об организации экономической жизни страны, отношение к различным видам собственности, формам хозяйствования.

-Социально-гуманитарная сост-ая – комплекс осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека.

Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека.

Государственная идеология:

- высший уровень

- средний уровень

- низший уровень

Высший уровень – литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие анализ различных сторон жизни общества (учебники, доклады и т.д.)

Средний уровень – государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, цели внутренней и внешней политики государства (конституция, законодательные акты, директивы).

Низший уровень – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии (политическая символика, уроки, лекции).

Распространение идеологии связанно с проблемами сохранения ее подлинного содержания.

 

5. Основные современные классические идеологии:

Либерализм (свободный). Теоретическими основами либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном дроговоре», категорический императив Канта и вытекающая из него концепция правового государства. Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. В нем существовали два разных подхода по отношению к ценностям. Одни считали, что Л. Должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничего не должно интересовать. Другие считали, что Л. Воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок Л., существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как о целостном социально-политическом учении:

Принцип частной собственности. ЧС рассматривается в Л. Как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Л. Мизес отмечал,что ЧС – это основа, а все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования.

Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на неё со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства не поддерживались.

Принцип конкуренции. К. – это один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи. Достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов.

Восточноевропейский либерализм несмотря на свою связь с западноевропейским, отличается от него, что обусловлено своеобразием исторического развития России в послереформенную эпоху. В своей эволюции ВЕ Л пришел к признанию двух важных моментов:

1. Определяющая роль государства в развитии общества.

2. Необходимость активной социальной политики.

Здесь речь идет не просто о правовом государстве, а о правовом социальном государстве. Следовательно, в ВЕ Л наполняются новым содержанием старые принципы и вводятся новые понятия Л. Например, Новгородцев, вводит понятие «принцип солидарности», который утверждает. Что у личности кроме прав есть ещё и обязанности.

Лукашенко, говорил «черты Л., хотя и в меньшей степени, должны быть нам присущи».

Консерватизм (сохранять). Английчанином Берком были сформулированы основные принципы К.(в какой-то мере, это была реакция правящего класса Англии на Великую французскую революцию(1789) и попытка сформулировать идеологию английского общества и оправдание колониальной политики (колониализм являлся материальной основой консерватизма)).

1. Человек – это религиозное существо, религия лежит в основе гражданского общества.

2. Социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков.

3. Человек – существо инстинкта, чувства, разума, следовательно больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями.

4. Зло заключено в самом человеке, а не в социальных институтах, следовательно, общество – форма защиты человека от самого себя, следовательно, должно цениться выше прав индивида.

5. Люди от природы не равны, след., неизбежны различия, право одних властвовать над другими.

6. существующий общественный строй необходимо охранять, т.к. всякие попытки устранить зло ведут к причинению ещё большего зла.

Для К. важна институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную соц. систему, обеспечивать удержание гос. власти.

К 60-70 годам 20 века идеология К. пришла в упадок, что привело к появлению идеологии неоконсерватизма.

Неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма:

1. НК – это современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи.

2. НК – это идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Из противника научно-технического прогресса НК превратился в убежденного его сторонника. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время, как государство, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.

НК выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической приемственности.

Для Белоруссии. НК может войти в идеологию бел. гос-ва в плане уважительного отношения к своему прошлому, недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных традиций.

Социал-демократизм. Возник в конце 19 начале 20 века в качестве выразителя интересов рабочего класса. СД на востоке возник как альтернатива западному капитализму и первоначально разделял важнейшие принципы марксизма относительно общественной собственности на средства производства, соц. равенства, соц. справедливости, ликвидации капитализма и перехода к социализму.

СД на западе стал на путь отказа от марксизма и признания приемлемыми существующие социально-политические институты в западных странах того времени. Лидеры СД провозгласили своей целью построение «демократического социализма». Это понятие включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую систему. После второй мировой войны произошел окончательный разрыв СД с марксизмом и признание непреходящей ценности правового гос-ва, демократ, плюрализма и дем-го социализма.

Коммунистические идеи (общий, социальный). Составными эл-ми КИ явл-ся: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.007 с.)