III. Математическое описание сар 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Математическое описание сар



 

Рассмотрим в сравнении три варианта САР: разомкнутую (рис.1), замкнутую (рис. 2) и астатическую (рис. 5). Основными инерционными звеньями всех трех типов САР является электромашинный усилитель ЭМУ и объект регулирования – двигатель Д.

Описание движения двигателя Д состоит соответственно из уравнения моментов на роторе и уравнения напряжений в цепи якоря двигателя

J – приведённый момент инерции ротора двигателя;

i – ток якоря;

- момент нагрузки (в схеме рис. 7, 9 и 10 введён на вход двигателя Д в преобразованном виде);

L и R – индуктивность и сопротивление якорной цепи;

и - постоянные коэффициенты;

- напряжение в обмотке якоря двигателя.

После исключения переменной i из (2) и (3) уравнение движения в операторной форме принимает вид: (4)

- электромеханическая постоянная времени;

- постоянная времени цепи якоря;

- коэффициент передачи двигателя;

- оператор дифференцирования.

Если всю правую часть уравнения (4) обозначить через переменную ξ, то передаточная функция двигателя (преобразование сигнала ξ в сигнал ) примет вид:

(5)

 

Как указывалось ранее, ЭМУ можно представить в виде двухкаскадного усилителя, т.е. как инерционную систему, состоящую из двух последовательно включённых апериодических звеньев первого порядка:

 

(6)

- постоянная времени цепи управления;

- индуктивность; - сопротивление;

- постоянная времени поперечной цепи;

- напряжение на выходе ЭМУ;

- коэффициент передачи ЭМУ по напряжению;

- заданное значение напряжения.

Из (6) можно записать передаточную функцию ЭМУ:

(7)

Разомкнутая система (рис.1) практически состоит из задающего потенциометра, ЭМУ и двигателя, нагруженного моментом . Её структурная схема представлена на (рис.7). В соответствии с этой схемой можно записать уравнение движения разомкнутой САР:

(8)

После подстановки (5) и (7) в выражение (8) можно записать уравнение динамики в окончательном виде:

 

(9)

Перемножив многочлен левой части выражения (9), можно заметить, что старший показатель степени при Р равен четырём. Поэтому описанием движения разомкнутой САР является дифференциальное уравнение четвёртого порядка с задающим и нагрузочным входами в правой части уравнения.

 

 

 

Описание установившегося движения разомкнутой САР может быть получено из уравнения динамики (9) при Р=0:

(10)

- заданное значение оборотов двигателя;

- ошибка регулирования, зависящая от величины нагрузки .

Из (10) следует, что разомкнутая САР является статической, т.к. зависит от величины нагрузки . С ростом обороты двигателя падают. Типовая характеристика САР, построенная по уравнению установившегося движения, представлена на рис. 8.

Замкнутая система (рис. 2), по сравнению с разомкнутой, дополняется цепью отрицательной обратной связи с датчиком оборотов двигателя – тахогенератором ТГ, уравнение которого имеет вид:

 

(11)

- напряжение, снимаемое с тахогенератора;

- коэффициент передачи тахогенератора.

Структурная схема замкнутой САР представлена на рис. 9, из которой можно получить уравнение движения системы:


(12)

Подставив (5) и (7) в (12), получим:

 

(13)

 

Таким образом, описанием замкнутой САР является дифференциальное уравнение 4-го порядка с задающим и нагрузочным входами в правой части.

Для получения уравнения установившегося движения в уравнении динамики (13) приравниваем Р=0:

(14)

- коэффициент передачи разомкнутой системы;

- заданное значение оборотов двигателя;

- ошибка регулирования.

Анализируя (14), можно констатировать, что, во-первых, замкнутая САР является статической и, во-вторых, ошибка регулирования уменьшается с ростом коэффициента передачи К разомкнутой системы.

Астатическая система (рис.5) может быть получена введением в замкнутую САР интегрирующего звена с передаточной функцией:

(15)

Где - напряжение на выходе интегрирующего звена.

Структурная схема астатической системы представлена на рис. 10.


 

Согласно этой схеме:

(16)

После подстановки (5) и (7) в (16) окончательно получим уравнение движения астатической системы:

 

(17)

Уравнение (17) является дифференциальным уравнением 5-го порядка с задающим и нагрузочным входами.

Для получения уравнения установившегося движения примем в (17) Р=0:

(18)

Как видно из (18), на установившемся режиме выходная координата астатической САР не зависит от величины нагрузки и равна заданному значению оборотов двигателя.

 


 


IV. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ

В лаборатории имеется два выполненных по одной принципиальной схеме (рис.11) стенда, один из которых включает электромашинный усилитель ЭМУ-5А, объект регулирования – двигатель постоянного тока СЛ-261, тахогенератор (СЛ-221), генератор (двигатель СЛ-221, работающий в режиме генератора, имитирующего момент нагрузки ), измерительные приборы и органы управления: - задающий резистор (устанавливает напряжение ), - нагрузочный резистор (устанавливает ток нагрузки в цепи якоря генератора).

Во втором стенде в качестве электромашинного усилителя используется ЭМУ-3А, объекта регулирования – двигатель СЛ-281. остальные элементы те же, что и в первом стенде.

 

V. ЗАДАНИЕ К РАБОТЕ

А. Снять статическую характеристику разомкнутой системы и определить статизм при различных нагрузках.

Б. Снять статическую характеристику замкнутой системы и определить статизм при различных нагрузках.

В. Построить графики разомкнутой и замкнутой статических систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.8.144 (0.015 с.)