Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Амебное «я», виртуальность и потенциалСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Началу человеческой жизни соответствует не индивидуализированная полностью, протоплазменная ситуация; здесь нам следует обратиться к простейшему понятию амебного «Я»4. Амеба — это одноклеточный организм, характерной чертой которого является способность принимать самые разнообразные формы в зависимости от того, что он метаболизирует, какой пищей питается, в каком пространстве живет. Сначала человеческий организм пребывает в амебном состоянии, в том смысле, что он еще не человек, а лишь потенциальная возможность, которая в дальнейшем может стать в том числе и человеком. Понятие потенциала необходимо понимать как возможность, предусмотренную в конкретной окружающей среде, или как общую схему организации некоей экологической среды. Наше существование возможно, поскольку существует данная среда, потенциально его допускающая. Поначалу все клетки одинаковы и их единственным отличием является особая внутренне присущая им виртуальность. «Виртуальность» — это сила, позволяющая достичь определенного уровня в процессе конкретного самообособления (индивидуализации). К примеру, эмбрион собаки раз- _______________ 4 А. Менегетти. Монитор отклонения в человеческой психике. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. Конец страницы 66 ¯ Начало страницы 67 ¯ вивается до тех пор, пока не достигает так называемого животного измерения: это высшая цель для функциональности собаки. Однако выйти за рамки этого состояния он не может, поскольку лишен потенциальных структур, содержащих иную силу. Приведенный пример можно обобщить, сказав, что возможное становится действительным, т.е. потенциал достигает полноты в существовании, регистрирует что-либо и реагирует на что-то на собственном точно определенном, отличающемся от других уровне. Человек обладает высшей виртуальностью в данной экологической среде мира; он может перейти от своего амебного состояния к жизненному измерению более высокого уровня. Освоив — в экологическом смысле — животное измерение, его виртуальность способна на большее. Полюсами отношения, которые в своем взаимодействии притягивают друг друга, являются, с одной стороны, экологическая среда, или земной гештальт, изначально содержащий в себе эти значения5, и, с другой — индивидуация, обладающая собственным внутренним импульсом. Потенциал не является величиной постоянной, а продолжает раскрываться до тех пор, пока не актуализируется в том, ради чего он возник. Нечто подобное происходит, когда мы разбрасываем горсть разных семян на небольшом участке земли, предварительно подготовив экологическую среду, пригодную для виртуальности отдельных семян: те семена, которым эта среда близка, развиваются, тогда как другие — нет. Результат зависит не только от потенциала семени, но также от среды, которая способна уловить его импульс. _______________ 5 Потенциала и виртуальности. Прим. пер. Конец страницы 67 ¯ Начало страницы 68 ¯ Среда дает энергию, а семя точно определяет ее особую форму или тип. Мирская ситуация всегда представляет собой константу отношения: человек развивается не самостоятельно, он постоянно остается во внутриутробном измерении. Актуализируя различные потенциальные возможности в свете собственной особой интенциональности, индивид постепенно все их исчерпывает: индивидуация достигает момента встречи, при котором бег останавливается. Это обусловлено взаимосвязью виртуальности индивидуации и активной восприимчивости среды. Человек способен овладеть практически неограниченным пространством и, следовательно, метаболизировать его: помимо самореализации в экологической физико-химической среде, он развивает также умственные способности, овладевает знаниями, необходимыми для эволюции цивилизации. Действие его жизненной силы простирается вплоть до изменения самого гештальта среды; он увеличивает жизнь и увеличивает смерть. Высшая человеческая виртуальность побуждает индивида к развитию, к реализации более высокого уровня по сравнению с той, которая доступна другим животным, но он не исчерпывает собой жизненный мир. Как люди, мы можем в своем развитии достичь внутреннего мира бытия, где существование мерится по сущности, а не по величине. Амебообразное самодвижение определяет модуляции константы «Н» в жизни каждого индивида. В конечной редукции целей человека обнаруживается константа «Н», модулирующаяся посредством триединой диалектики: онто Ин-се, априорное «Я», логико-историческое или психологическое «Я». Конец страницы 68 ¯ Начало страницы 69 ¯ Цифра три не является чем-то новым, я не выбирал ее специально, а, скорее, вновь обнаружил. В действительности все, глубоко затрагивающее человека в мирском и религиозном смысле, определяется этим числом. Онтопсихология также символизирует триединство, выражающее три момента вечно единого измерения. Концепцию «троицы» можно встретить у великих философов — Гегеля, Фихте, Шеллинга — «Я» противополагает себя «не Я», чтобы убедиться в реальности «Я». Беркли приблизился к онтопсихологической концепции, когда утверждал: "Esse est percipi" — «бытие есть восприятие», либо «воспринимать — значит быть». Лейбниц был близок к онтопсихологической идее рождения «Я», когда пытался объяснить происхождение мира при помощи понятия «монады», т.е. «мира единицы». Понятие монады соответствует принципу онто Ин-се. Кант выстроил свою философию на числе три, утверждая, что вся проблема жизни сводится к проблеме Бога, мира и души, и вывел из этого утверждения всю свою теорию. В онтопсихологической концепции, признающей наличие этих трех констант, я, однако, не провожу разделения между ними: мой ум способен постичь самодвижение ноумена внутри себя и обнаруживает эти три константы. Не стоит впадать в заблуждение, отождествляя бессознательное с онто Ин-се или «Сверх-Я» с априорным «Я»: родство терминов с понятиями, используемыми психологией, не должно приводить к утверждению несуществующей смысловой близости между понятиями, которые различны по внутреннему содержанию вследствие особой эпистемологии и методологии онтопсихологической науки. В онтопсихологической концепции онто Ин-се, априорное «Я» и логико-историческое «Я» могут встречаться все одновременно, целиком Конец страницы 69 ¯ Начало страницы 70 ¯ или частично, как в бессознательном, так и в априорном или логическом «Я». Исследуя предельную реальность бессознательного комплекса, я также обнаруживаю модусы константы «Н». Эти модусы, исследованные в их причине и конечной цели, являются дополняющими и диалектичными, то есть составляют диалектику Единого, которое конституирует собой существование. Индивидуализированные человеческие константы имеют одинаковую природу, но представляют собой три разных способа исторического воплощения этой единой сущности. Бытие и существование 2.3.1. Если Бытие есть, то оно существует как совершенное, оптимальное, всеобщее и завершенное Бытие. В своем совершенстве оно не ведает ни рождения, ни смерти, ни, соответственно, становления. Не имея составных частей, оно всегда суть единое целое. Я, маленький человек, понимаю, что существую, и этот факт моего существования противопоставляет меня ничто: я вижу, что рождаюсь и умираю и — подобно мне — рождаются и умирают другие люди. Среди мне подобных я не нахожу того принципа, который оправдывал бы мое начало и мой конец. Если все рождаются и все умирают, то кто был первым? Первый, начавший существовать, должен был обладать властью над существованием: лишь это может породить существование. Начало должно лежать в чем-то, что есть всегда. Конец страницы 70 ¯ Начало страницы 71 ¯ Рассуждая логико-рационально, если я соглашаюсь с тем, что я был рожден кем-то, кто был сначала, а затем исчез, то, исследовав все возможные варианты подобного предположения, я по-прежнему остаюсь в положении, где есть рождение и есть смерть: я не могу установить принцип существования, исходя из константы жизни и смерти. Моя логика способна к пониманию, лишь если существует некое «первоначало», самооправдывающее себя и, следовательно, узаконивающее все дальнейшие умозаключения. Есть некое начало настолько абсолютное, что никогда не изменяется. Оно всегда было и всегда будет. Тогда как я нахожусь в становлении, оно пребывает вечно. Мой рассудок настаивает на этом. Я не способен найти удовлетворительного критерия существования, если не отыщу той основы, коей является Бытие. Бытие суть нечто, обладающее достаточным правом оправдать для моей логики и гарантировать ей существование, рождение, смерть, — следовательно, становление. Мой рассудок успокаивается, поскольку я допускаю нечто, что есть всегда и, следовательно, способно обусловить рождение существования любого типа. 2.3.2. Передо мной встает второй вопрос. Я рождаюсь и затем умираю; в отличие от меня, создавшее меня Бытие пребывает вечно. Если я являюсь следствием того, что вечно, то и я должен бы быть вечно. Как может единое Бытие делиться на время и пространство? Может ли целое становиться частью? Конец страницы 71 ¯ Начало страницы 72 ¯ На протяжении веков различные науки, занимавшиеся человеком, пытались найти ответ на этот вопрос. Предметом подлинного философского исследования и центральной темой всех религиозных исканий был следующий вопрос: «Как можно при помощи Бытия оправдать существование?». Религия исключила логику из области исследования, решив проблему непосредственным скачком от божественного к человеческому. Но в этом случае человек оказывается в постоянной инфантильной зависимости, поскольку он порожден непостижимым для него внешним началом. Бытие есть всегда, и оно единосущно собственной феноменологии. Бытие способно творить, не умаляя собственной ценности и оставаясь неизменным. Оно феноменизирует, то есть поддерживает мир, нереальный для него, но реальный в рамках существования: это проекция его образа мышления. Человек совершает нечто подобное, когда в воображении представляет себе все, что угодно. Однако когда Бытие воображает что-либо, его фантазия конкретна, реальна. Существование оправдано не своей внутренней природой, а исключительно своим происхождением из Бытия. Бытие не может диверсифицироваться от себя (если бы оно это могло, то мы получили бы ничто). Бытие нераздельно, едино, единосущно себе, совершенно. Пребывая в покое, Разум способен помыслить движение. Это простая, очевидная истина: Разум, коим является Бытие, благодаря своей способности помыслить все, что угодно, может помыслить и движение, начало и конец, развитие, допуская это становление как игру без всякой необходимости. Я оказываюсь существующим в тот момент, когда Бытие мыслит меня: я обусловлен тем, что являет собой все, я — момент его мысли. Решаясь на существование, Бытие не от- Конец страницы 72 ¯ Начало страницы 73 ¯ ражается в нем целиком, поскольку в этом случае оно повторяло бы самое себя. Бытие способно мысленно представить и вообразить себе реальность, определяемую как внешнюю по отношению к его собственному внутреннему миру: я — творение, существую, опираясь на Бытие, подобно образу или слову, которые существуют до тех пор, пока разум их мыслит. Бытие способно творить, то есть феноменизировать и предопределять любую вещь до тех пор, пока оно мыслит ее, воображает ее: так происходит экстраполяция Вселенной. То же самое происходит в нашем уме, когда мы воображаем что-либо: мы можем позволить существовать какому-либо предмету на мониторе нашего сознания, и этот образ будет существовать до тех пор, пока мы удерживаем его в воображении; затем он обращается в ничто. Мой ум — это интеллект, он действует и позволяет мне, несмотря на свою ничтожность и изменения, связанные с его развитием, структурировать различные материальные предметности, которые существуют, только пока я ими управляю. Мой человеческий рассудок допускает подобный ход мысли. Однако, он утверждает также, что человек ограничен, и все люди знают об этом из опыта: даже основывая возможность моего существования на своей причастности ко всемогуществу Бытия, я, тем не менее, не являюсь Бытием в полном смысле. Онто Ин-се — это момент, позволяющий проявиться первому побуждению или первой возможности в акте существования или не существования: его сущность связана с Бытием, но не является всем Бытием. Существование есть эйдетический результат независимого сосуществования Бытия. Конец страницы 73 ¯ Начало страницы 74 ¯ Триада становления 1). Онто Ин-се Из единого Бытия берет свое начало существование. Я, существующий, своим разумом незамедлительно понимаю, что я не единичен, но существую в многообразии противоречивого становления. Сознательно я желаю этого своего существования и по мере возможности стремлюсь к достижению своего наивысшего блага. Это внутреннее стремление человека соответствует одному из присущих Бытию свойств. Единое Бытие всеобъемлющим образом желает лишь самое себя: Бытие стремится быть и в этом стремлении утверждает себя. Я, маленький человек, открываю в себе подобное стремление: я хочу себя, целиком и полностью. Я обнаруживаю в себе стремление полностью включить в свое «Эго» мое существование. Это внутреннее волеизъявление существования есть онто Ин-се. Далее, более специфически, мы можем определить его как интеллект и волю. Это сила, которая сродни внутренне присущему знанию. Онто Ин-се как некое ядро извлекает из своей сущности метафизическую цель индивида, определяя «его» модус в среде существования. 2). Априорное «Я» В рамках всеобщего Бытия единственной этикой является эстетическая всеобъемлемость: Бытие есть, и оно в восхищении любуется собой. Бытие — это совершенство проявленного, поскольку его целью выступает собственная реальность. Онто Ин-се свидетельствует о своем присутствии следующим образом: «Я есть и хочу быть тем, что я есть». Оно pea- Конец страницы 74 ¯ Начало страницы 75 ¯ лизует собственное единство в полноте самого себя в рамках всеобщего Бытия, где нет ни раздробленности, ни времени и пространства. Все сотворенное пребывает в множественности, в становлении, в «до» и «после», а, следовательно, может быть или не быть, либо быть в большей или меньшей степени. В этой амбивалентной множественности возникают вопросы: «Какого правила лучше придерживаться? Какая структура может привести к победе? Чем необходимо руководствоваться?». Я, человек, создавая свою историческую индивидуацию, использую в качестве проводника априорное «Я». Этот проводник не встроен в меня единожды и неизменно, а уточняется непосредственно в «здесь и сейчас» существования. Только в моменте существования среди множества способов существования, многообразия пространств и предметов возникает потребность искать свое имя: каким именем призывает меня Бытие в относительном «здесь и сейчас»? Онтопсихологическое исследование показывает, что все сущее, близкое Бытию, серьезно, поскольку является Его мыслью. Жизнь, осознанная до конца, не превращается в смятенную потерянность в безымянном хаосе: она соответствует тому способу, при помощи которого Бытие каждое мгновение взывает к каждому человеку. Жизнь можно сравнить с игрой, смысл которой состоит в том, чтобы войти в лабиринт и найти путь, ведущий к его центру, в котором оправдывается само существование лабиринта. Поэтому смысл жизни можно выразить следующим вопросом: «Как найти обратную дорогу?». Обратной дорогой будет развертывание всего изначально присущего человеку посредством нахождения и актуализации наилучшего решения. Конец страницы 75 ¯ Начало страницы 76 ¯ Вслушиваясь в себя, человек безошибочно, исчерпывающим образом оценивает весь гештальт собственной жизни: используя органы восприятия, которыми наделен человек, априорное «Я» воплощается в исторически точную структуру. Человек, попадая в конкретные условия окружающей среды, уточняется в качестве оптимальной виртуальности, то есть устанавливает оптимальный контакт с ситуацией. Воображаемый диалог между Бытием и индивидуацией мог бы звучать приблизительно так: «Реализуя лучшее в своем существовании, ты будешь лучшим везде; если реализуешь лучшее в себе, станешь лучшим для меня. Когда достигнешь своего "Я есть", обретешь единство с моим "Я есть"». Логика возможности полной реализации существования для сотворенного существа заключается в этом постоянном диалоге между всеобщим Бытием и виртуальным бытием. Априорное «Я» — формальный разум сущности в ситуации, модус, уточняющий оптическую интенциональность в некоем месте, оптимум в этике ситуации 3). Психологическое или логико-историческое «Я» Результатом существования в множественности является историко-психологическое «Я». Онто Ин-се, воплощенное в пространстве экзистенциального становления, специфицируется, сублимируясь в априорном «Я». В любой ситуации существует единственное оптимальное решение, которое должна принять индивидуация, оказавшись в данном положении. Это действие детерминирует феноменально-исторический объект «Я» со всеми соответствующими ему характеристиками (имя, место, сознание, эффективность и т.п.). Если историческому «Я» не удается стать оптимальным осадком онто Ин-се, то оно остается в потоке становления: Конец страницы 76 ¯ Начало страницы 77 ¯ ситуацию изменяет историческое «Я», а не Бытие, которое не может потерпеть поражения. Впрочем, психологическое «Я» способно воплотить исторический успех онто Ин-се. Это происходит в том случае, когда оно целиком реализует свой потенциал в экзистенциальном становлении: человек снова достигает близости с Бытием. Когда человек начинает осознавать себя как всеобъемлющую интуицию в полноте онтического видения, он становится Бытием и с помощью этой интуиции понимает, что никогда не существовал. Историческое «Я» является результатом интенциональности онто Ин-се, цель которой — привести индивида к самореализации. Это возможно, если в качестве проводника выступает априорное «Я», которое оказывается оптимальной формой для данного индивида в любой ситуации. Всякое «Я» есть место Бытия, и в зависимости от этого места уточняется направленность исторического «Я», его права и обязанности. Любое место представляет собой замкнутую в себе систему. С точки зрения частей целое (единица) предстает как нечто обособленное. Априорное «Я» является образом Бытия в экзистенциальном «здесь и сейчас». Соответственно всякое «здесь и сейчас», каждый индивид, обретает определенный облик (образ), то есть сохраняя целостность, обретает особый потенциал. Любая индивидуация обладает потенциалом, необходимым для достижения самореализации, которая оценивается исключительно способностью быть счастливым. Потенциал до бесконечности конкретизируется в бесчисленном множестве присущих людям экзистенциальных структур в зависимости от места, где им случается оказаться. Конец страницы 77 ¯ Начало страницы 78 ¯ Уже сам факт того, что он сбывается, уточняет его и оформляет, а следовательно, ограничивает, но в то же самое время и направляет к конкретной цели, структурирует его. Бытие, наделенное некоторым потенциалом, вынуждает человека брать на себя бесконечную ответственность в каждый длящийся момент времени6. Существует возможность увеличить этот потенциал с помощью соответствующей структуры, возникающей из тех актов выбора, которые совершает индивид: каждый акт выбора вступает в игру уже существующих актов выбора, а значит, он обусловлен актами выбора, совершенными прежде. Пример шахматной партии может помочь нам понять, что существует, в определенном смысле, некоторая неизбежность, внутренне присущая самой математике жизни. Пример этот имеет лишь приблизительную точность, и им можно пользоваться только на первых и промежуточных ходах партии, но не в окончании, когда ставится шах и мат. В действительности, вся партия — для проигравшей стороны — эмблематически воплощает философию негативного экзистенциализма, философию бытия-к-смерти; для победителя же сходство с шахматной партией в окончании не будет вполне точным, потому что тот, кто побеждает в жизни, не наносит никому поражения, а просто самореализуется. Перемещаясь на плоскости жизни, индивид созидает себя самого каждый раз, когда передает свой потенциал совершенному им делу. Если акты его выбора соразмерны, следуют индивидуальным потенциальным координатам, намеченным хабитусом среды, то он вновь и вновь открывает ______________ 6 О понятии «ответственности» в онтопсихологическом контексте см. А. Менегетти. Онтопсихологическая педагогика. Указ. соч. Конец страницы 78 ¯ Начало страницы 79 ¯ для себя собственную жизнь как богоявление бытия, и потенциал увеличивается все больше и больше. Если же акты его выбора не оптимальны, то есть ошибочны, то потенциал неуклонно уменьшается, пока не наступает болезнь. Энергия, которую индивид не направил в русло своей истории, становится демоном и искажает самого индивида. Если человек остается в нерешительности, избегая брать на себя ответственность за свой выбор, ситуация одолевает его. В этом случае индивид становится пространством для чужого выбора. Это, конечно, случается не вдруг. Вспомним аналогию с шахматной партией: утрата одного элемента обусловлена не одним отдельно взятым действием, но всей предысторией произведенных действий, служащих обоснованием одной отдельной потери. В этом смысле, всякий раз, когда субъект полагает некоторое действие, он видоизменяет и определяет свое мироздание. В рамках общего хода вещей каждый из нас определяет все свое мироздание, каждый раз, когда он действует или бездействует. В принципе, самим фактом нашего рождения мы покидаем бесконечную возможность Ума, который может мыслить нас, и вступаем в сферу определенно-возможного. Это определенное предполагает структуру. Хотел бы напомнить здесь, как происходит формирование инстинкта7: поначалу капля может избрать любую траекторию, но как только сформирован канал передачи, она может двигаться только по этому каналу. Здесь вновь воспроизводится то простейшее понятие, в котором начинается и непрерывно происходит рождение «Я». До определенного момента вода реки является одной, но какой она будет впоследствии? Это ______________ 7 См. А. Менегетти. Клиническая онтопсихология. Указ. соч. Конец страницы 79 ¯ Начало страницы 80 ¯ зависит от актов выбора, совершаемых напором воды, который обусловлен перепадом высот, скалами, деревьями, песчаным дном и всяким другим обстоятельством хабитуса среды. Каждый ход означает новое рождение, определяя собою некоторый образ бытия. Вследствие этого в свете вечности жизнь человека заключает в себе бесконечно большую ответственность. Каждый человек демонстрирует свою способность к чистой деятельности мысли, которая — хотя и меняет оттенки под воздействием разнообразных ситуаций и контрастов, — тем не менее, удерживает его в поле диалектики, постоянно полагающей и разрушающей его. В пределах того, что мы называем сознанием, разумом, интеллектом, душой, наличествует этого рода непрерывное бессмертие. Повседневность есть нечто такое, что мы видим, с чем соприкасаемся, контактируем нашими разграниченными органами чувств, между тем как мысль всегда творит себя саму заново. Каждый из нас на собственном опыте знает, что, когда он был маленьким ребенком, он почти не существовал, ничего не понимал. Потом постепенно мы начинали отдавать себе отчет в окружающем, а значит, структурировать себя, и, в так называемый период взросления, принимать на себя ответственность, начинать предполагать будущее, творить — из того, что кажется рассеянным, — некоторую устойчивую и многосложную структуру. Однако правильный ход, соответствующий цели психического здоровья и правильному результату, есть только один. Если индивид делает этот оптимальный ход, то он получает преимущество, которое выражается в приросте его личной реальности. Между тем, если он ошибается, не совершив того выбора, на который он уже заранее предустановлен Конец страницы 80 ¯ Начало страницы 81 ¯ формализующей структурой априорного «Я», то последствием этого будет уменьшение его реальности. В соответствии с этим критерием истинно и благо то, что позволяет нам всегда быть самим собой с прибавлением реальности. Важно всегда оставаться самим собой; в противном случае проблема смещается на другое «Я», которое представляет собою иной реализм. Критерий существования Ин-се — это идентичность в процессе ее эволюции. Этот процесс усиливается каждый раз, когда происходит взаимодействие между Ин-се и средой. Среду, в данном контексте, составляют возраст субъекта, его пол, его культура, путь, пройденный им до настоящего момента, обстоятельства, складывающиеся здесь и т.п. Среда — это огромный тыл, образуемый совокупностью всего того чрезвычайно открытого и многосложного контекста бесконечно малых величин, который складывается в данный момент «здесь и сейчас». Встреча между Ин-се и средой, происходящая «здесь и сейчас», предоставляет нам только один ход, который будет оптимальным для прибавления нашей реальности; мы называем его априорным «Я». Наше сознание следует в своей деятельности определенному способу взаимодействия. Действие всегда предвосхищает все, поскольку оно совершается само по себе. Впоследствии происходит эйдетическая проекция, заключающаяся в изначально присущей человеку способности к рефлексии. Все это означает, что действие обладает способностью «смотреть на себя в зеркало», и реализует эту способность. Априорное «Я» есть первое положение рефлексии действия. Такая рефлексия происходит в тот момент, когда индивид может видеть ее, а может и не видеть. И даже если он видит ее, он может осуществить эту рефлексию или не осуще- Конец страницы 81 ¯ Начало страницы 82 ¯ ствить ее. Если индивид осуществит ее, то она превратится в исторический осадок, а значит, станет логико-историческим «Я»; если он не осуществит ее, то она не существует, и уже происходит другая рефлексия, потому что действие совершается и поглощает себя непрерывно. Априорное «Я» — это момент, в котором органическое взаимодействие между Ин-се и средой производит, как свое отражение, единственное в своем роде действие, служащее на пользу индивиду, как личности. Априорное «Я» — это правило для субъекта, дизайн-проект, в котором природа обнаруживает перед ним, в данный момент, ход, содействующий развитию его идентичности в любой ситуации. Следовательно, априорное «Я» представляет собой для субъекта момент в логическом процессе, служащий ему для понимания. Однако сознание постигнет этот момент, только если субъект будет аутентичен. В противном случае такое восприятие будет для него невозможно, поскольку природа не допускает благих намерений, но действует с точностью, присущей всякой реальности. В онтопсихологическом словаре всегда присутствует триада: онто Ин-се, априорное «Я» и логико-историческое «Я». «Сверх-Я», которое — со времени появления фрейдистского психоанализа — считается инстанцией, формирующей человеческую психику, в рамках этой триады оказывается избыточной и отмирающей формой. Оно составляет часть сознания, то есть включено в сферу «Я» как один из его модусов, но не затрагивает существо ни онто Ин-се, ни априорного «Я». «Сверх-Я» устанавливает правила, однако жизнь все же первична. Конец страницы 82 ¯ Начало страницы 83 ¯ 2.5. Эйдетические образования Все западные и восточные философские направления долгое время обсуждали вопрос об образе, или об «эйдетическом образовании». Мы во всем следуем через образы8, нуждаемся в образах, потому что без них не можем действовать, вести диалектику. Одновременно с фактом нашего постоянного интуитивного бытия, если мы хотим поведать о своей эмоции даже самим себе, то мы должны ее отрефлектировать (отразить). Чтобы познать себя, мы также проходим через образ. Образ эквивалентен действию. Точно прочтя образ, мы получим идентичность действия и сможем это действие повторить. Мы сами есть образ и, чтобы энергетически преобразовывать себя, задействуем образы. Это факт жизни по большей части остается неосознанным. Читая образ, мы получаем преобразование энергии. Например, прочитывая образы сновидения, я могу непосредственно привести субъекта к действию, то есть клиент чувствует, что я нахожу действие его существования. Это и доказывает точность интерпретации сновидения, еще до того, как клиент сможет проверить ее логически. Первичная наука человека пребывает в его априорном «Я», потому что в момент столкновения с образом можно выбрать направление, ведущее к победной силе или же противоречащее ей. Без момента априорного «Я», мы не смогли бы быть личностями. Мы были бы подобны камням, деревьям, животным, у которых нет априорного «Я». В дру- ______________ 8 См. A.Meneghetti. L'immagine alfabeto dell'energia. — Roma: Psicologica Editrice, 1992. Конец страницы 83 ¯ Начало страницы 84 ¯ гих структурах материи и жизни переходного момента априорного «Я» не существует, есть только векторная направленность и ее исторический осадок. Однако, мораль и воспитание могут внести разлад в благонамеренное продвижение природы. Природа не соблюдает законов, она нацелена на собственное самоутверждение: разум есть цель самого себя, действие есть цель самого себя, «Я» есть цель самого себя и не может быть целью иных ситуаций. Оптимальное действие — только одно. Но затем к нему подмешиваются другие возможности, поставляемые полученным воспитанием, монитором отклонения, памятью, которая производит различные ассоциации. Поэтому становится очень трудно, если не невозможно, отличить априорное «Я» от последующих образов. Чтобы суметь их различить, необходимо совершить великую эволюцию. Априорное «Я» — это осознанная саморефлексия. Из раза в раз оно дается таким, каков субъект есть сейчас. В последующее мгновение это априорное «Я» уже более не видно. Отсюда вытекает фундаментальная роль педагогики, цель которой состоит в закладке оснований субъекта, ведущих его к созиданию и знанию себя самого9. В самом деле, если в детстве субъекта произошло вмешательство, искажающее правило природы10, то сначала необходимо убрать все зоны «фиктивного Я», чтобы позволить субъекту метаболизировать априорное «Я», то есть с точностью его прочитывать. Только при таком условии сознание человека полностью отражает ______________ 9 Подробнее об онтопсихологической педагогике и ее целях см. В книге А. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. Указ. соч. 10 См. А. Менегетти. Клиническая онтопсихология. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. Конец страницы 84 ¯ Начало страницы 85 ¯ его существование: образ и действие соответствуют друг другу. Это и есть аутентичный человек, или человек с точным сознанием, в котором Ин-се и логическое «Я» совпадают. Если же, напротив, зеркало сознания отражает то, что ему навязывается, если надстраивается кривое зеркало, субъект будет совершать разные поступки с оглядкой на него, вместо того чтобы найти одно-единственное действие с помощью самого себя. Сам по себе субъект никогда и не узнает, искажалось ли зеркало его сознательного отражения. Такова драма экзистенциальной патологии. Проверка видения, даваемого априорным «Я», состоит в пунктуальном его подтверждении результатом, который следует за определенным образом мышления. Если совершение действия, пусть и считавшегося наилучшим, привело к ухудшению, значит, произошла ошибка: сознание сработало неточно. Аутентичный человек функционирует так: сталкиваясь со взаимодействием, он незамедлительно отражает его, исполняет с помощью логико-волевого «Я» и как эгоическая идентичность получает больше бытия. Согласно базовой концепции онтопсихологической школы рождение «Я» непрерывно. На первое место здесь выходит роль психотерапии: психотерапевт-онтопсихолог — это специалист, умеющий проследить априорное «Я» субъекта по ту сторону фиктивного отражения. Онтотерапевт, давая другому человеку точное указание, отслеживает возникающее семантическое поле11. Чтобы понять и вербализовать семантическое поле, онтотерапевту ну- ______________ 11 О познании и применении семантического поля в психотерапии см. А. Менегетти. «Семантическое поле». Учебник по онтоgсихологии. Указ. соч. Конец страницы 85 ¯ Начало страницы 86 ¯ жен образ. Этот образ и есть априорное «Я», которое непосредственно формализует оптимальное действие клиента. Будучи способен видеть образ априорного «Я», психотерапевт-онтопсихолог использует его как инструмент и вербализует клиенту. Критерий онтопсихологической психотерапии берется от Ин-се клиента, которое формализует собственную векторную направленность в априорном «Я»12. Для занятий наукой необходимо обладать кодом прочтения энергии. Коль скоро мы созданы энергетически, то мы можем оперировать энергией — постоянно пребывая в ней — через сообщения, содержащиеся в психическом образе. Потенциал Ин-се почти бесконечен, но исторически он осуществляется в координатах, заданных средой и выбором, который совершает субъект. Тем самым, Ин-се уточняет свое своеобразие и персонализируется. Осуществляя собственный потенциал исторически, субъект осознает себя «Я есть». Аналогично этому, если субъект ошибается, ответственность несет только он сам, тогда как жизнь «в себе» не ведает ошибок. Если субъект выстроил себя подобающим образом, — он креативен, причастен творению. Способов много, значение имеет эффективность, удачный исход, самореализация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.013 с.) |