Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обыденное, или фиктивное, «я» и его влияние на валидность исследования↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
LA NASCITA DELL'IO Psicologica Editrice Конец страницы 1 ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3 Глава 1 РОЖДЕНИЕ «Я». 4 1.1. Введение. 4 1.2. Инстанции6, детерминирующие «Я». 5 1.3. Обыденное, или фиктивное, «Я» и его влияние на валидность исследования. 7 1.4. Эмбриология. 8 1.5. Жизненный инстинкт. 9 1.6. Инстинкт обладания и окружающая среда. 10 1.7. Посредничество семейной среды.. 13 1.8. Слова и семантика реальности. 16 1.9. «Я», конституирующее себя из отношения между организмом и реальностью.. 19 1.10. Априорное «Я». 22 1.11. Уточнение понятий априорного «Я» и Ин-се. 22 1.12. Феноменологическое опосредование бытия. 24 1.13. Психология акта. 25 1.14. Процесс метанойи и сознание. 27 1.15. Онтотерапия. 28 Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО «Я» КАК КРЕАТИВНОЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.. 31 2.1. Двухуровневый подход, принятый в онтопсихологии. 31 2.2. Амебное «Я», виртуальность и потенциал. 33 2.3. Бытие и существование. 35 2.4. Триада становления. 37 2.5. Эйдетические образования. 41 2.6. Тематическая избирательность и константа «Н». 43 2.7. Психологический или экзистенциально-исторический аспект. 44 2.8. Философский аспект. 47 2.9. Точность разума. 50 Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ПОБЕДЫ... 51 3.1. Трансцендентность в удовольствии. 51 3.2. Креативный стиль жизни. 53 ¯ Начало страницы 3 ¯ Антонио Менегетти РОЖДЕНИЕ «Я» ННБФ «Онтопсихология» Москва, 2003 Конец страницы 3 ¯ Начало страницы 4 ¯ ББК 85.56; 88.6 Антонио Менегетти. М 50 Рождение «Я». Перевод с итальянского ННБФ «Онтопсихология». — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003, с. 114., рис 3. Над книгой работали: Родик М.Л., Ус Е.Н. — перевод, научная редакция Клышникова Е.Н. — литературный редактор Дмитриева В.А. — ответственный редактор Коробкин М.В. — верстка * Данное издание охраняется законом об авторском праве. Нарушение ограничений, накладываемых им на любое воспроизведение (перепечатку, ксерокопирование, тиражирование и т.д.) всей этой книги или отдельных ее частей, запрещается без письменного разрешения ННБФ «Онтопсихология» и преследуется в судебном порядке. ББК 88.54; 88.6 © 1999 by Psicologica Ed. Psicologica Editrice di T. Meneghetti V.le delle Medaglie d'Oro, 428, 00136 Roma (Italy EU) © ННБФ «Онтопсихология», перевод, подготовка к изданию, 2003 Конец страницы 4 ¯ Начало страницы 5 ¯ ПРЕДИСЛОВИЕ Рождение «Я» — фундаментальная задача всей онтопсихологии. В настоящей книге автор ясно объясняет исходные данные и различные процессы формирования «Я». «Я» понимается как базовая структурная организация юридического и психологического основания индивида, которое в существовании и перед лицом бытия и делает индивида личностью. «Я» рассматривается как некий процесс, конституирующий историческую и метафизическую ценность всего человека, начиная с опосредования психосоматической реальности и заканчивая его креативной реализацией. Уверенное и лаконичное изложение опирается на научное знание, неоспоримо передовое на сегодняшний день. В книге четко определяется критерий научной эволюции в рассмотрении соотношений морали и этики, поведения и экзистенциального преуспевания. Книга предназначена тем, кому интересны предельно глубокие исследования в области психологии, этики, философии и политики. Конец страницы 5 ¯ Начало страницы 7 ¯ Глава 1 Введение До сих пор мне не встретилась ни одна теория, которая объясняла бы структуру и сущность «Я». Множественные приближения не идут далее утверждений функционального характера, вследствие чего у меня создается впечатление, будто все крупные авторы исходят из разделения на субъект и объект, а те из них, кто пытались развить «Я» во всем, совсем его потеряли. В теории Фрейда «Я» («Эго») предстает как одна из трех валентностей личности. Основная идея психоанализа, от Фрейда до наших дней, состоит в отдельном рассмотрении двух реальностей: «Я» с одной стороны и предметности мира — с другой. Критически раскрывая общую картину данного вопроса, Моделл1 ставит под сомнение теорию объектных отношений, а также некоторые из базовых положений психоанализа от- ________________ 1 A. Modell. La relazione d'oggetto. — Torino: Boringhieri, 1975. Конец страницы 7 ¯ Начало страницы 8 ¯ носительно психической структуры человека и, прежде всего, тезис о «Я». Под «объектом» следует понимать инструмент, посредством которого инстинкт может реализовывать свою цель. В этом смысле, объект может претерпевать многочисленные взаимозамены по причине мощнейшей способности динамического заряда «Я», вкладываемого во внешнюю реальность, к смещению. Необходимо также принимать во внимание то влияние, которое оказывают объектные отношения на формирование личности вообще. В данном значении объект можно приравнять к последствиям внешнего опыта в структуре организма. В сущности, вся гамма функций «Я» подвергается множеству позитивных или негативных воздействий, оказываемых объектными отношениями и вызываемых действием механизмов интериоризации и интроекции. Но в качестве таковых, функции «Я» образуются на основе целого ряда исходных биологических данных. Как пишет Нахт: «Проблемой понятия "Я" стали опасные попытки присвоить ему пространство, персонализировать его. "Я" уже не идентифицируется не только с человеком-персоной, но даже с его личностными самоощущениями. Наблюдение определенных фактов (в случае, если мы придаем им ценность) позволяет выдвинуть гипотезу только о том, что наблюдаемое поведение предполагает совокупность функций, которые мы тоже присваиваем нашему "Я". На наш взгляд, эти функции "Я" складываются и развиваются в детстве, с той оговоркой, что наличествуют некоторые условия для установления отношений и созревания. Мы вспомнили, что интегрирование первичных перцептивных и интеллектив- Конец страницы 8 ¯ Начало страницы 9 ¯ ных2 процессов усвоения реальности абсолютно аналогично интегрированию самого первичного объекта»3. Итак, у Нахта все еще остается разведение по разные стороны организменной реальности и отношений с объектом. Согласно психоаналитической теории, объектные отношения являются одной из фундаментальных превратностей развития, но не они лежат в основании «Я». Кажется, что в области ортодоксального психоанализа (или, по крайней мере, от него происходящего психоанализа) лучше всех проблему рождения и формирования «Я» определила Мелани Кляйн. Она выделяет несколько фундаментальных моментов, которые, по моему мнению, превосходят психоанализ. Кляйн рассматривает объектные отношения как следствие (или в качестве) ранней интроекции первичных объектов. Это отношение с объектом фактически постулируется как причинный фундамент развития «Я», вследствие чего все дальнейшее формирование «Я» превращается в место оседания следствий, вытекающих из первоначального его расщепления. «Я» «расщепляется» в силу того факта, что энергетический заряд распознает себя, отождествляясь с объектом, вложенным в него. В результате «Я» оказывается вместилищем таких объектов, которые провоцируют расщепление «Я» на примитивной донарциссической стадии его развития4. Если на первый взгляд проблема может показаться теоретической, то в действительности она, напротив, имеет под _______________ 2 Интеллективность — способность использовать исключительно интеллект, без чувств. Прим. пер. 3 S. Nacht. Guarire con Freud. — Roma: Newton Compton, 1974 4 M. Klein. La psicoanalisi dei bambini. — Firenze: Martinelli, 1969. Конец страницы 9 ¯ Начало страницы 10 ¯ собой мощное реалистическое основание. Уже много лет назад Эйсслера беспокоила неясность отношений между мета-психологией и современной терапевтической техникой5. В психотерапевтической практике философская функция психотерапевта остается интенционально-оперативной, а значит, служит фактической основой, позволяющей избежать вышеописанной проблемы, так как каждое действие человека фактически предполагает философию. Ее ясность или отсутствие детерминирует большую или меньшую позитивность деятельности. 1.2. Инстанции6, детерминирующие «Я» Не следует понимать под «Я» только некую сознательную форму, так как в его зоне располагаются защитные механизмы, широчайшие зоны подсознания, бессознательного и т.д. Речь идет об определенной системе, и ее самый ясный момент именуется также сознанием, которое всегда выражает уже прошедшее время «Я». «Я» не задано изначально, как не существует души, которая вдруг пробуждается: разум формируется, развивается из всей этой совокупности. Подобно тому, как скульптор «выводит» статую из камня, так же и «Я» выводится из совокупного потенциала. Многие люди, говоря о себе, произносят «Я», но при этом остаются изгнанными из собственного органического сознания. «Я» выводится из совокупности. Тот факт, что оно вырастает, предполагает наличие в отправной точке гораздо более _______________ 5 K.R. Eissler. "The effect of the structure of the Ego on psichoanalitic technique". J.Amer. Psichoanal. Assn., 1953, vol. I, p. 104-143. 6 В буквальном смысле слова: звенья единой системы. Прим. пер. Конец страницы 10 ¯ Начало страницы 11 ¯ широкого потенциала. Множество различных «Я» может развиться из одной и той же совокупности. Форма происходящего всегда задана совокупностью исходной дуальности с объективным миром. Каждый человек, в своей «Я»-части, но еще больше — в своей целостности, воспринимает и познает жизнь благодаря встречам, на которых предоставляется взаимный случай. В качестве причины, случай порождает следствия: познание, восприятие, переживания души. Когда я смотрю на человека, он также становится реальностью моего зрения, мышления, восприятия. Он не является чем-то нейтральным, внешним, отсутствующим: угол зрения определяется мною, но внешняя реальность существует на равных с воспринимающим. Угол зрения устанавливается там, откуда решено вести наблюдение, и имеет равные права с причинностью. Если решено установить его с этой стороны, тогда чувствую, слышу и вижу именно я. Если с другой стороны — то чувствует, слышит и видит кто-то другой. Существуют три инстанции, обусловливающие «Я»: органическое строение, непосредственное взаимодействие «тело-окружающая среда», организованное директивное влияние социума. 1) Органическое строение. Возникает некоторый объект, который становится носителем и структурой реальности в соответствии со своим законом, своим модусом, своей информацией. С того момента, как жизнь предстает различной в своих индивидуациях, через них она противопоставляет себя себе же. С того момента, как индивидуация обособилась среди прочих, она подбирает не любую окружающую среду, но только соответствующую определенной потребности: индивиду- Конец страницы 11 ¯ Начало страницы 12 ¯ ация тематически отбирает среду. Организм взаимодействует со средой, руководствуясь собственной тематикой, собственным законом, согласуясь с тем, что выделяет его из среды. На этом этапе уже имеется некоторая обособленность в совокупности, но «Я» еще нет. В каком-то смысле это зона «Оно»7 по отношению к «Я». 2) Непосредственное взаимодействие «тело-окружающая среда». Организм вступает в отношения с окружающей средой, которая, в свою очередь, взаимодействует с ним. В момент взаимодействия среда дифференцирует конкретный организм. Человек, живущий в странах с теплым климатом, создает одну цивилизацию, а с холодным климатом — другую. В ребенке, которого окружают спокойные и ясные голоса, неизбежно разовьется чувство экспансивности. Если же он растет среди хриплых, вызывающих голосов, которые будто ставят ловушки, то станет невротиком. Даже домашние животные формируются в зависимости от семантического поля8 хозяев. 3) Организованное директивное влияние социума. Организм рождается в комплексной среде с высокой организацией и специализацией. Если поместить высокоорганизованный элемент рядом с нейтральным, то неизбежный перевес получит первый из них, поскольку он в состоянии приравнять и приспособить к себе все нейтральное. Если сопоставить ребенка и пожилого человека, то последний окажется высокоорганизованной системой по сравнению с малышом нескольких лет от роду. _______________ 7 «Оно» в понимании Фрейда и в смысле тотальности. 8 Подробнее о семантическом поле см. А. Менегетти. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003 Конец страницы 12 ¯ Начало страницы 13 ¯ На энергетическую целостность организма, который лепится в процессе своего роста в физической среде, постоянно воздействуют стимулы, согласованные с интересами взрослой, специализированной среды — общества. Разум, форма мышления индивида есть, кроме всего прочего, продукт многовековой истории общества. На «Я» воздействуют совокупность векторов и ограничения, обусловленные типом ментальной организации, уже существующей в семье, в которой растет малыш. «Я» представляет собой осадок социального окружения: после этой фазы появляется сознание. Сознание пробуждается более в силу социальных, нежели органических процессов. От «Я» начинается реальное самосохранение организма. В сущности, функция «Я» состоит в защите обособленной реальности, в которую оно помещено. Если при исполнении данной функции «Я» развивается все выше и выше, оно сможет совершать все более полный и экспансивный процесс самотрансформации и пресуществления при каждой встрече с объективной данностью. Главное, чтобы эта данность подходила органической тематике «Я». Тогда «Я» пробуждается как субстанциальная идентичность, как уникальная субстанция, в которой целое восстановлено из одной начальной части. Когда мы говорим «Я», мы имеем в виду структуру, способную опосредовать внешнюю реальность организму. Если организм следует, скорее, закону эротической экспансии и расширения удовольствия, то «Я» предстает структурой, которая рождается в момент, когда организм подбирает для себя среду. В онтопсихологии априорное «Я» понимается как переживание всеобъемлющего знания. Оно возникает, когда историческое «Я» совпадает со всем, чем живет, когда Конец страницы 13 ¯ Начало страницы 14 ¯ последнее служит функцией своей реальности и, в особенности, собственному онто Ин-се. Далее мы рассмотрим некоторые аспекты исторического «Я». Эмбриология Чтобы целиком и полностью понять «Я», совсем нелишне обратиться к эмбриологии — науке о формировании человеческого организма. Альфельд10, изучая человеческий эмбрион, на шестой неделе развития зародыша, у которого еще отсутствовали легкие и сердце, зафиксировал наличие ритмов, импульсов, то есть вибраций в околоплодной жидкости. Биение (сердечное) и импульсы (легочные) появляются еще до того, как возникают органы. Когда появляется орган, энергетическая динамика в нем уже предсоздана. Движение задается раньше, чем обычная, физическая субстанция: энергетическая информация предвосхищает появление материи. Появление органической деятельности заранее обусловлено; функция создает орган, жизнь предшествует инструментам, которые делают ее возможной и оперативной. Нечто предсуществующее стремится локализоваться: формальная _______________ 10 Химик, эксперт по эмбриологии. Конец страницы 16 ¯ Начало страницы 17 ¯ сила упорядочивает себя прежде, чем проявиться в виде органических структур. Впрочем, огромные пласты энергии остаются в нетронутом состоянии. Некоторые нейроны за всю свою жизнь так и не специализируются, образуя анатомическую основу для феноменов замещения, констатируемых, например, в случаях нарушения деятельности отдельных участков коры головного мозга. Однако, если дифференциация произошла, то обратного хода нет. Процесс развития, будучи единожды запущенным, стремится к полному завершению, непрерывно и все более и более специфицируясь в собственной дифференциации. Развитие предполагает модификацию функций организма, живущего в постоянно меняющейся среде. В этом состоит смысл выражения «взаимообратная структуризация». Мир и «Я» взаимозависимо образуют и структурируют друг друга. Во время внутриутробного развития постоянство внешних условий и относительная бедность стимулов выводят на первый план вышеописанные процессы органической саморегуляции. Именно внутреннее эмоциональное состояние матери в период беременности является той питательной средой, которая создает ребенка. Соматическая структура, проявленная структурой ДНК, — всего лишь один из множества других аспектов процесса развития, самая ярко выраженная основа, но детерминирующей для нее причиной служит эмоционально окрашенная информация, переживаемая матерью. Интересен и тот факт, что клетки мускулов являются самыми простейшими, то есть они дифференцируются прежде нервных клеток. Даже здесь в отличие от общепринятого мнения относительно внутриутробного развития зародыша Конец страницы 17 ¯ Начало страницы 18 ¯ наблюдается совершенно иная картина11: «С первых моментов развития зародыша и далее, начиная с восьмой-девятой недели, структурное обеспечение перехода от нейросоматического состояния, характеризующегося так называемыми спонтанными движениями, к сенсорно-моторному состоянию уже имеется; однако, все необходимое для обеспечения поведения устанавливается много раньше, чем само поведение возникает»12. Жизненный инстинкт Мы отдаем себе отчет в том, что наш организм состоит из потребностей, побуждений, инстинктов: он представляет собой некоторое целое, пронизанное инстинктами. Инстинкт — это разновидность врожденной расположенности, обусловливающей организм быть таким, каков он есть, и поддерживать функциональную идентичность этой расположенности, или структур, которые специфицируют действие в организмическом контексте13. Инстинкт — это конкретная действующая сила бессознательного, представляющая, в конечном счете, потребности соматического порядка. Я предпочитаю рассматривать инстинкт в более широком значении, а именно в качестве некоторой синхронной направленности, которая отождествляется с экзистенциальной жизнеспособностью. _______________ 11 Принято считать, что сначала формируется центральная нервная система, а затем от нее получает развитие все остальное. 12 J. Le Boulch. Veros una scienza del movimento umano. 13 Подробнее об инстинкте с позиции онтопсихологии см. А. Менегетти. Клиническая онтопсихология. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997, Ин-се человека. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. Конец страницы 18 ¯ Начало страницы 19 ¯ В каком-то смысле, жизнь сменяет саму себя, непрерывно придерживаясь принципа константности. Все, что является инстинктивной или мотивирующей силой, действующей до наступления вторичного акта, подобно направленности, силе, которая обосновывает себя в актуализирующемся отношении, либо еще прежде, чем сформируется организм, или, во вторичном акте, становится актуализацией, согласованной с органической индивидуальностью. Вследствие вышесказанного немыслимо, чтобы инстинкт, в своей основе опирающийся на организм, затем действовал сам по себе, отдельно от совокупности. Одна и та же сила пронизывает инстинктами единую эволюцию окружающей среды и организма. То, что называется нами организмом, есть не что иное, как прогрессирующее отличение себя, которое достигает своей зрелости, приближаясь к исчерпанию. И это исчерпание заново утверждает целостное состояние организма. Во вторичной фазе, последовательные мотивации ориентируются на свое одобрение со стороны специфического объекта, который отвечает актуальным потребностям организма. Инстинкт представляет собой энергетическую спецификацию, которая детерминирует собственные отношения. При завершении данной эволюции, имеет место прерывистая и непрерывная «практика», то есть проявление определенных усилий в направлении некоторой цели. В некотором смысле, эти проявления выражают интенциональный аспект любого человеческого поведения, которое формулируется вслед за результатом индивидуального поведенческого опыта, приобретенного в отношении к первичному опыту. Конец страницы 19 ¯ Начало страницы 20 ¯ Априорное «Я» Рождение «Я» определяется в виде зеркального отражения инстинкта обладания при исполнении акта, который делает субъекта и объект одним существом. Это ноуменальный процесс, образующийся из феноменологии объекта и субъекта. Фактически, «Я» отражает овладение внутренней или ноуменальной природой предметов и их причинных условий. Про- Конец страницы 42 ¯ Начало страницы 43 ¯ исходит совпадение центральных регионов субъекта и центра действия (которое представляет собой конкретную экстенсивную причинность любой предметной данности). Акт сознания составляет глубинное существо мирского действия. Простейший инстинкт обладания расширяется до «Я» всего мира. Психология акта Здесь уместно вспомнить утверждение Адлера о том, что комплекс неполноценности лежит в основе любого жизненного инстинкта человека. С точки зрения Адлера, который впервые сформулировал это понятие, комплекс неполноценности всегда является производной от патологических условий более, от нежели естественных. По его мнению, чувство Конец страницы 49 ¯ Начало страницы 50 ¯ собственной неполноценности возникает в ситуации, вынуждающей оставаться на вторых ролях. Я же рассматриваю чувство неполноценности в качестве стимула к непрерывному рождению «Я». Это чувство собственной неадекватности я считаю естественным для человека, так как оно происходит из того факта, что мы появляемся на свет маленькими. Следовательно, речь идет о нормальной экзистенциальной ситуации человека, о форме, неизбежной в силу того, что от рождения мы проходим становление. Это ощущение собственной неполноценности не является чем-то неправильным: это начальное чувство, которое подталкивает, побуждает к преодолению. Каждому человеку, достигшему величия, знакомо состояние зависимости, неполноценности. Естественно, это не знак слабости, а та основа, которую человек не может избежать, движимый к цели присущего ему бытия. Чувство неполноценности может достигать трагических размеров, особенно у исключительных людей; однако чем трагичнее это переживание, тем выше вероятность его преодоления: это уже не столько желание достичь предела, сколько живая потребность в преодолении предела. Воля к бытию свидетельствует об инстинктивном долге быть. Можно даже сказать, что человеческая история представляет собой историю чувства неполноценности и попыток человека его преодолеть. То же самое можно утверждать и относительно всей истории цивилизации. Более того, чувство неполноценности является прекрасным ориентиром: до тех пор, пока оно сохраняется, нам еще есть к чему стремиться. Это прогрессирующее развитие обладает тем же единством, которое мы наблюдаем в телесном «Я»: удовлетворение Конец страницы 50 ¯ Начало страницы 51 ¯ всех первичных потребностей влечет за собой непрерывное стремление к большему, к преодолению всех пределов. Здесь возникает необходимость ввести новое понятие, кроме уже рассмотренного инстинкта обладания. Для понимания постоянной идентичности эгоического напряжения нам следует обратиться к понятию «акта». «Я» включает в себя психологию акта, персоналистического акта. «Я» никогда не идентично лишь одному моменту. Константа «Я» никогда не является фиксированной идентичностью, не исчерпывается одной статически фиксированной точкой, представляя собой диалектическое пребывание в кризисе. Все это сопровождается внутренней уверенностью, которая помогает упрочить всеохватный опыт «Я», когда субъект может воспринять себя «Я есть», и одновременно с полной экономичностью вступает в отношение с тем, чем оно не является. Это происходит в силу того же акта, который конституирует субъекта и позволяет воспринять себя «Я есть». Этот опыт есть чувство действия, неотделимое и неотличимое от органического сопротивления и мускульного ощущения, причиной которого «Я» начинает себя открывать. Следовательно, это чувство усилия, воплощенное в движении и ощущении сопротивления, переживаемые уже не как идея, а как зарождающееся движение, как акт переживания глобально постигающего постоянство субъекта, его воплощение и свободу объекта. Жизненное утверждение «Я» не представляет собой авторитарное поведение, с помощью которого индивид полагает, противополагает себя и заставляет себе подчиниться; это скорее укрепление подвижной развивающейся реальности, Конец страницы 51 ¯ Начало страницы 52 ¯ которая раскрывает, обогащает себя, постоянно повышая собственную внутреннюю зрелость. Развитая жизнь на высшей ступени личностной зрелости выражается тремя модальностями. 1). Первой модальностью является движение к экстериоризации, то есть адаптация к всеобщности. Органический индивид находится в процессе симбиотического приспособления к всеобщности мира. Этот процесс включает в себя: 1) движение, направленное вовне, устремленное к предметам, к другим; 2) эффект дифференциации: поскольку разнообразные объекты моделируют смутную, невычлененную виртуальность «Я» в виде различного поведения; 3) эффект рассеивания, который несет в себе постоянную угрозу обезличивания; 4) как реакцию на эту угрозу — силу присвоения, направленную на упрочение пути «Я» среди вещей, или стремление «Я» к увеличению, наращиванию в зависимости от степени собственного воплощения. В этой предметности «Я» вступает в открытый поединок с вещественностью мира и не может уклониться от этой битвы, так как иначе ему грозит самоуничтожение и растворение, степень которых зависит от усилий, прилагаемых «Я», чтобы смошенничать в игре, где его противником становится предметность мира. 2). Во второй модальности «Я», движимо всего, что его окружает интериоризацией: оно будто непрерывно влекомо погружению в самые безмолвные, глубокие, первоначальные зоны в себе, даже если — чисто внешне или на самом деле — оно всецело погружено в опредмечивающее рассеивание. «Я» объективирует и выстраивает себя в зависимости от степени соприкосновения с внешней предметностью. Но для этого оно должно постоянно помнить о необходимости интериоризации, поскольку реальный окружающий мир вечно во- Конец страницы 52 ¯ Начало страницы 53 ¯ влечен в непрерывную амбивалентность. При любой своей жизненной объективации в вещах «Я» должно позаботиться о том, чтобы это всегда происходило созвучно его онтической идентичности, научиться начинать все с самого начала: постоянно возвращаться к собственному началу, погружаясь при этом в предметность. Это возвращение представляет собой как бы движение вспять, к собственной изначальной позитивности без прекращения постоянного акта неизменно спорной или подвергнутой кризису идентичности. 3). Третья модальность. Процесс экстериоризации в соединении с процессом интериоризации приводит к развитию целостного человека. Эти два процесса способны внести равновесие «Я», лишь когда выступают в качестве движения к преодолению или постоянном трансцендировании данного. «Я» должно трансцендировать себя после каждой объективации. «Я» пребывает в непрерывном трансцендировании последней, им встреченной, объективной данности, то есть само по себе способно достичь цели окончания собственного устремления. Это напряженное устремление уходит, когда «Я» усиливается, становится «Я есть». Разворачивание этого процесса позволяет «Я» обнаружить себя там, где оно было изначально. Процесс метанойи и сознание Априорное «Я» — метафизическое понятие. Под «метафизическим» я понимаю простое обращение к сущности физического явления, то есть имманентное переживание того, что поначалу может показаться трансцендентным. В некотором смысле это означает поиск подлинной природы, обусловливающей автономию движения, независимость следствия в Конец страницы 53 ¯ Начало страницы 54 ¯ себе, независимость данного, произошедшего. Таким образом, это всеобъемлющее переживание физической предметности и всего, удостоверяющего ее, требующего ее и делающего ее независимой. Для понимания деятельности метафизического настоятельно требуется полное преображение человека. Необходимо достичь максимально возможной зрелости всего человеческого существа согласно заложенному в нем потенциалу. Однако, это невозможно сделать лишь с помощью отвлеченных рассуждений, долгих лет учебы или исследовательской деятельности. Для достижения этого уровня человек должен задействовать всего себя целиком: необходимо изменить ментальные установки (совершить метанойю) относительно всего видимого, чтобы воспринять себя в том, где зарождается всякое самодвижение. Это требует процесса непрерывного прислушивания к себе, даже более глубокого, чем интуиция бессознательного: человек в состоянии отвлечься от любого собственного феномена, чтобы оказаться в том центре, где целое придает сущность всем своим проявлениям. Это подобно самопостижению, сливающимуся с тотальностью; подобно совпадению с той точкой, от которой уже невозможно обособиться, чтобы обрести себя там, где зарождается всякое самодвижение. В этой точке бытие достигает высшей степени сублимации (или низшей степени личностности): но в реальности это есть преодоление порога самого низшего или самого высшего (если в данном случае вообще уместно использовать эти экстремумы). Существует это самовоспринимающее видение действующего «Я» как полноты собственного существа, «Я» зрит то, чем оно является: это самопереживаемый и самопереживающий акт, который содержит в себе максимум конкретности, Конец страницы 54 ¯ Начало страницы 55 ¯ уверенности, исключает всякий фидеизм, любую чуждость и снимает напряжение поиска того, что человек зовет истиной. Мне хотелось бы особо подчеркнуть этот момент: люди не должны претендовать на то, что им еще лишь предстоит достичь, так как их поиск неизбежно обернется для них чувством собственной ограниченности, выдворения оттуда, куда они стремятся попасть. Живое восприятие априорного «Я» возможно посредством фокусировки на том, где человек есть в данный момент, или за счет погружения в сон в бодрствующем состоянии. Нельзя утверждать, что индивид осознает свое «Я», поскольку в реальности большая часть его «Я» не полностью индивидуализирована, так как перед ним стоит насущная необходимость опосредствовать множество степеней рассеянного. «Я» как бы пребывает еще слишком вне себя и предвосхищает то, что еще только должно случиться. Априорное «Я» достигается поэтапно: сначала полнота чувственного переживания, затем целостное осознание себя и, наконец, угасание всякой инаковости «Я». До тех пор пока «Я» воспринимает другие предметности как противоречащие себе, оно не может реализоваться в области, лишенной диалектики, там, где оно признается тождественным. Лишь тогда априорное «Я» станет тем же отраженным бытием и научится воспринимать себя как мысль, которая может черпать только из собственного самосознания, преодолев предварительное впечатление тождественности с тем, что составляло неорганическую сторону опыта. Только когда человеку удается узнать в себе сущность, зиждущуюся на самой себе, тогда мысль способна понять все существующее. Если человек не достигнет такого уровня познания, он никогда не сумеет понять единомоментность мыс- Конец страницы 55 ¯ Начало страницы 56 ¯ ли в проявлении бытия. Таким образом, априорное «Я» выражает собой не что иное, как форму самосознания, в которой бытие открывает и вносит собственную истину. Бытие есть высшая эгоичность, которая собой наделяет сущностью любую экзистенцию. Есть априорное «Я», то есть мысль, которую, не следует путать с обычной рациональностью, диалектикой или сверхкритичностью. Под выражением «мысль как априорное "Я"» следует понимать мысль в момент чистого акта, когда она для постижения себя не нуждается ни в каком обозначении, являясь совпадением самоозначения с чистым сознанием. Онтотерапия Все процессы дезадаптации являются следствием чрезмерно усиленной эгоцентричности «Я», которое самонадеянно полагает себя автономным, но отстраняется при этом от любой ориентации на объект и зависимости от него, или фиксируется на нескольких схемах, что ограничивает масштаб его оперативности в мире. «Я» рождается от интроекции оперативных схем, от центральных моментов действия, которое неизменно является периферийной точкой по отношению к объекту. В свою очередь, объект расширяет ноэтическую картину, и в согласованности взаимного овладения интериоризацией и экстериоризацией происходит поступательное расширение «Я». Если этого не происходит, то провоцируется бессилие «Я» и состояние неосознанности, а значит, абсолютизируется скудный уровень, который мешает быть близким всему миру. Равным образом, ноэтические картины перекрываются невротическими и шизофреническими состояниями, которые, Конец страницы 56 ¯ Начало страницы 57 ¯ в процессе взаимодействия субъекта со средой, блокируют его способность удовлетворять собственные потребности. Субъект тянется к объекту в силу присущей ему потребности; объект необходим в качестве конечной цели инстинкта — его удовлетворения. Что бы ни происходило, целое, континуум стремится обратить себя в любое существование, взаимно единосущное ему. В некотором смысле посредством процесса интериоризации «Я» может заслужить себя, достигая некой формы пресуществления целого и, следовательно, вновь обрести себя в этом «в себе», признавая себя, как таковое. Если «Я» не пройдет до самого конца процесс пресуществления всеобщей предметности, оно неизбежно будет раздавлено бременем экзистенциальной тоски: то, что оно не сумело интериоризировать и привести в соответствие с экстравертивной деятельностью, давит на него извне и расплющивает его изнутри, поскольку «Я» в определенном смысле остается противопоставленным «не-Я», которое, в реальности, и предназначено для «Я». «Я» укрепляется, обретает единство в тот момент, когда нам удается выдвинуть оперативные схемы. Всякий раз, когда нам удается подвести субъекта к непосредственности объектов, мы замечаем, что чем выше способность субъекта к овладению оперативностью периферийного момента действия (то есть к сосуществованию со всем окружающим его миром), тем больше степень его самосознания. Постепенно субъект может дойти до высшего восприятия чистого сознания и, следовательно, ощутить свое слияние с «в-себе» бытия, или с бытием, самим в себе. На этой стадии пропадает чувство собственного отличия от любой вещи, и субъект начинает ощущать себя «во» всякой вещи. Конец страницы 57 ¯ Начало страницы 58 ¯ При проведении онтопсихологического резиденса32 я стремлюсь, чтобы пациент на практике научился использовать различные предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства, для занятий спортом и ремеслом, для творчества, это дает ему возможность объектного вложения или объективации «Я», что обеспечивает функциональную независимость его существования. Если привязанность к матери лишает пациента возможности личного роста за счет от
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.018 с.) |