Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неудачи экономических реформ 1985-1989

Поиск

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачёв всё более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачёв опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее, проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачёв объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землёй, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов.

Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (инфляции).

Уровень жизни падал, и простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Антикризисные программы 1990 г.

а) Программа «500 дней»

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию, надеясь на волшебную силу «рынка»

В конце июля 1990 г. Горбачев и Ельцин договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной, под руководством академика С. Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Явлинского. Созданный проект представлял экономическую основу перехода всего народнохозяйственного комплекса к рынку за 500 дней, а именно, предполагал:

1) проведение приватизации (передачи в частную собственность) государственных предприятий

2) децентрализацию экономики (значительно урезать экономическую власть Центра) и отказ государства от монополии на экономическую власть

3) принятие антимонопольного законодательства

4) перевод предприятий на принудительную аренду

5) отказ государства от контроля цен при сохранении неизменного уровня цен на основные продукты и товары

6) подразумевала экономическое сотрудничество республик СССР без заключения политического союза в ближайшей перспективе

Однако проект был отвергнут политическими противниками демократов

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план даже не был обсуждён из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов.

Не была реализована

б) «Основные направления экономической реформы» - альтернативная антикризисная программа, разработанная в 1990 г. группой ученых-экономистов во главе с академиком Л. И. Абалкиным по поручению Совета Министров СССР. В основе концепции авторов лежали идеи поэтапного введения «регулируемого рынка» и «арендизации экономики», которую следовало провести в 1991—1995 гг., начав с перевода на аренду 20% промышленных предприятий. Программа предусматривала: (1) сохранение политического союза советских республик и единой экономики; (2) укрепление государственного сектора в экономике и (3) государственный контроль частного сектора; использование на первом этапе (1990—1992) директивных и экономических рычагов управления, а на втором (1993—1995) — экономических. (4) Особое внимание уделялось социальной защите людей, оставшихся за чертой бедности.

Предложенный вариант перехода к рынку, как и Программа «500 дней из-за распада СССР не был реализован.

От советской экономической системы — к рынку

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.

Предлагалось (1) начать структурную перестройку промышленности, (2) приватизировать большинство объектов государственной собственности, (3) начать земельную реформу и со временем (4) разрешить куплю-продажу земли. (4) Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, (5) снять ограничения на внешнеторговые операции, (6) ввести российскую национальную валюту (рубль) и (7) обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР Б. Н. ЕЛЬЦИНА «О ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.

Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги... Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

Ответственным за проведение программы реформ стал один из её разработчиков — вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

 

Шоковая терапия»

Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 1980-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 1990-х гг. в России.

Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. (1)Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что (2) цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз. (3) Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и (4) привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения. (5) Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привёл к (6) спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий.

(7) Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

(8) Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования (9) пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат. Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег.

И всё-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

 

Приватизация

Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу был призван в первую очередь переход объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).

Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер).

Ваучер — в 1992—1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Ваучер можно было обменять на определённое количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нём указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд рублей) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценён в 10 тыс. рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % всех предприятий торговли. Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.

 

Корректировка курса реформ

Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу — стабилизировать экономику страны — правительству не удалось.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал (1) ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами: (а) продолжалось падение отечественного производства и (б) усиливалось «бегство капиталов» за границу — предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили её за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счёт средств бюджета. В то же время главные держатели российских капиталов — финансово-промышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.

(2) Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось.

Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.

(3) Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. (4) Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось (1) снизить темпы инфляции, (2) обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днём. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы.

Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.82.191 (0.011 с.)