ТОП 10:

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ



Вербальное общение начинается задолго до того, как все сели на мотоциклы. «Куда мы едем? Как поедем – по хайвею или позакладываем на объездной дороге? Пат, может ты поведешь группу, ты ведь там бывал раньше. Да, кстати, у меня только что лампочка в стоп‑сигнале перегорела, так что лучше сзади не ехать». Что ж, такие разговоры – неплохое начало. По крайней мере можно надеяться, что все поедут в одном направлении.

Но не останавливайтесь, продолжайте говорить. «Кто хочет повести до Мэрисвиля? Ладно, Джон, но если тебе надоест, помаши рукой, я тебя подменю. Всем напоминаю, после того спуска к мосту бойтесь радара. Давайте менять лидера каждые пять миль. Посматривайте за Тоддом, он с нами первый раз. А ты, Тодд, не гони, езжай в своем темпе».

А теперь пришло время поговорить о важных вещах. «Думаю, лучше ехать в шахматном порядке. Лидер должен держаться у левой стороны полосы. В поворотах можно использовать всю ширину полосы, но смотрите, не подставьте парня впереди. В городах сокращаем дистанцию, чтобы вместе проходить светофоры. На трассе 12 медленный поток, обгоняйте поаккуратнее. Не смотрите на переднего, не лезьте на обгон за ним, дождитесь просвета во встречных. Помните, что случилось с Чаком».

Это лишь черновик разговора, но надо же с чего‑то начинать. Помните, общение – ключ к успеху.

 

ОБЩЕНИЕ ЖЕСТАМИ: НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

 

В детстве я катался со своим отцом, который был членом мотоклуба Солт Лейк Сити. Президент клуба, Ларри Чидестер, разработал систему сигналов, которую я потом дополнил сигналами, принятыми Motorcycle Safety Foundation. Как правило, первым сигнал подает лидер группы, после чего остальные транслируют его по цепочке.

Левая рука вытянута горизонтально, предплечье смотрит вниз, ладонь повернута назад: стоп.

Левая рука показывает на опасность или правая нога снята с подножки: опасность на дороге, внимание.

Поднят один палец: перестраиваемся в колонну по одному.

Подняты два пальца: перестраиваемся в колонну по два в шахматном порядке.

Левая рука вытянута, ладонь обращена вверх, движется вверх и вниз: увеличение скорости.

Левая рука вытянута, ладонь обращена вниз, движется вверх и вниз: уменьшение скорости.

Левая рука поднята, ладонь обращена вперед: я лидер, следуйте за мной.

Левая рука вращается горизонтально, указательный палец вытянут: обгоняйте меня.

Постукивание по верху шлема: у тебя горит дальний свет.

Левая рука вытянута, ладонь сжимается и разжимается: у тебя включен поворотник.

Левая рука поднята, движется вперед и назад: трогаемся.

Левый локоть вытянут, указательный палец показывает на бак: мне нужно заправиться.

Левый локоть вытянут, большой палец показывает на рот: мне нужно попить.

Левый кулак вытянут: мне нужно в туалет.

 

УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛА

 

Оркестр звучит гораздо лучше, если у всех музыкантов открыты одни и те же ноты. Мотогруппа должна подчиняться одним и тем же правилам. Это делает катание более безопасным и помогает избежать перебранок и ссор.

У меня большой опыт, я точно знаю, что правила спасают жизнь. Правила эти довольно просты. Не ездить по встречке. Не уверен – не обгоняй. Не превышай скорость. Следуй за лидером. Не растягивай колонну. Снижай скорость на прямых, чтобы отставшие догнали группу.

Все это порождает Темп.

 

ТЕМП

Темп был изобретен, когда мы с редактором Motorcyclist Митчем Боэмом катались в горах Санта Моника. Под нами были самые последние на тот момент модели спортбайков, хоть сейчас на гонку. Но мы прекрасно понимали, что трековые скорости смертельно опасны на обычных дорогах. Большинство невынужденных аварий происходят по одному сценарию – мотоциклист отжигает на прямой, не может погасить скорость при входе в поворот и вылетает с дороги. Все умеют откручивать ручку, но очень немногие умеют рулить и тормозить.

Вот мы с Митчем и решили – давай не будем отжигать на прямых, возьмем свое в поворотах. Я назвал такой способ езды Темп. У него есть еще одно преимущество. Как правило, копы сидят в засаде с радаром в тех местах, где все превышают скорость. Наша тогдашняя ситуация со штрафами оставляла желать лучшего, так что Темп помог нам еще и сохранить наши водительские лицензии. Убедитесь сами – удовольствие от скорости на прямой не идет ни в какое сравнение с удовольствием от идеально пройденного апекса.

 

ТЕМП И КАТАНИЕ В ГРУППЕ

Мы опробовали Темп в группе и нашли еще несколько преимуществ. Теперь можно использовать прямые для смены лидера, перестановок в группе или ожидания отставших.

Мы стали менять лидера чаще, теперь группу водят даже новички. Ну да, он не может пока быстро пройти эту связку поворотов. Зато, следуя за ним, можно на низкой скорости поработать над каким‑нибудь приемом.

Если вы внимательно читали книгу, вы знаете, что позднее торможение перед поворотом не работает ни на треке, ни на улице. Если вы едете по прямой с разумной скоростью, как правило вы входите в поворот с разумной скоростью. Вам гораздо больше понравится ваша поездка, если вы не станете стремиться к достижению трековых скоростей. Поверьте мне. Я выигрывал AMA СуперТим и ГранПри 250 и знаю, что говорю – с трековой скоростью невозможно справиться на обычной дороге.

Темп поможет вам сосредоточиться на повороте. На выборе траектории, на trail‑braking, на работе газом, в общем, на тех приемах, что мы обсуждали в предыдущих главах. Темп поможет вам наслаждаться возможностями вашего новейшего спортбайка без риска попасть в травмотологию или под прицел полицейского радара.

В своей группе вы должны установить крейсерскую и максимальную скорости. Возможно, вам попадется дорога с длинными прямиками, которые провоцируют на откручивание ручки. Но если эти прямики заканчиваются слепыми поворотами, не стоит разгоняться на них до 120 миль в час. (Кстати, на 120 милях вы проходите за секунду 176 футов. Вот так!) Так что лучше ограничить скорость на прямых 75 милями. Соблюдение правила максимальной скорости позволит группе не растягиваться и ехать в разумном ритме. В моей группе скоростной режим соблюдается всегда. Я считаю, что это главное условие выживания на дороге.

 

ЭТО НЕ ГОНКА

При движении в группе вы должны присматривать за своими товарищами. Если вы не видите фары приятеля на протяжении пары миль или пары минут, необходимо замедлиться или даже остановиться, чтобы подождать его. Если каждый будет так поступать, группа не растянется и никто не потеряется. Кроме того, такое поведение поможет сократить время в случае, если вашему другу нужна помощь.

Если вы попадете в группу, которая превращает каждое катание в гонку, немедленно покиньте ее. Дайте им почитать главу 8, посвященную гоночной трассе, и не слушайте никаких объяснений, почему они не ездят на трек. Даже небольшая авария на дороге общего пользования как правило превосходит по неприятным последствиям любое падение на треке. Те, кто пытается ездить по улицам, как по треку, обязательно рано или поздно разбиваются.

Я слышал множество объяснений на тему «почему я не езжу на трек». Если кто‑то катается по улицам в разумном темпе и бывает на треке, это его дело. Но если он на улице пытается изображать из себя гонщика и при этом придумывает причины не появляться на гоночной трассе, это просто не серьезно.

С тех пор как мы стали практиковать Темп в нашей группе, удовольствие от катания сильно возросло. Приятно идти последним через серию шикан и видеть, как твои друзья перекладывают байки из поворота в поворот. Или наблюдать в зеркалах, как кто‑то высекает подножкой искры из асфальта в ходовом повороте. Вот это по‑настоящему здорово. Мы едем быстро, но не опасно. Почувствуйте разницу.

Все мои товарищи по группе либо гоняются, либо гонялись раньше, так что уровень мастерства очень высок. А вот уровень амбиций низок, мы держим наше эго в узде. На прямых мы меняем лидера, приветственно машем копам и другим райдерам, и все это без риска остаться без водительской лицензии. А еще мы мы с нетерпением ждем следующей серии поворотов, чтобы в очередной раз с точностью до дюйма решить задачу поиска оптимальной траектории.

 

ГОНЩИК

Если кто‑то хочет присоединиться к нашей группе, мы не отказываем, особенно если парень хоть пару раз побывал на треке. Мы объясняем новичку правила поведения и просим их выполнять, вот и все.

Но однажды к нам присоединился Гонщик. В первой же серии поворотов он обогнал лидера и стал отрываться от группы, активно свешиваясь и ревя мотором. Это он так с нами гонялся. Мы проводили его глазами и продолжили нашу приятную поездку, не пригибаясь к баку, не чиркая коленями по асфальту и не выкручивая мотор.

На следующем извилистом участке повторилось то же самое. Тогда мы просто развернулись и поехали в другую сторону, оставив Гонщика геройствовать в одиночку. Мы хотим кататься в компании. Мы хотим кататься быстро. Но мы не хотим рисковать понапрасну. И мы не хотим отскребать кого‑то с бампера встречного грузовика. Как говорит один мой товарищ по группе: «Я гоняюсь только за очки и за деньги».

Случай с Гонщикам показывает необходимость жесткого соблюдения правил группы. Повторю еще раз: если кто‑то опасно обгоняет, или не соблюдает дистанцию, или ездит на неисправном мотоцикле, или не надевает защиту – нужно либо заставить его уважать правила, либо исключить его из группы.

 

КАТАТЬСЯ С ЗАПАСОМ

Одно из главных правил Темпа – кататься с запасом. Нельзя ехать на пределе возможностей, нужно оставить место на случай непредвиденных обстоятельств. В противном случае неприятностей не избежать.

Давайте послушаем тех, что стал жертвой своей беспечности:

«В повороте был песок на дороге, поэтому я упал».

«Я упал, потому что не заметил ветку, лежащую на дороге».

«Оказалось, что это поворот с уменьшающимся радиусом, и я не смог его пройти».

«Какой‑то мусор зацепился за центральную подставку, вот я и упал».

«Машина подрезала меня, я перетормозил и упал».

И так далее. И в каждом из этих случаев водитель был слишком близко к пределу сцепления, пределу возможностей мотоцикла или к пределу собственных способностей. Что‑то случилось, и у него просто не осталось запаса, чтобы справиться с этим. Результат один – падение и жалкие оправдания.

Если принять ваш темп на треке за 100 %, не превышайте рубежа в 70 % при катании по обычным дорогам. Если вы ни разу не были на треке, вспомните свои аварийные ситуации – они как раз и показывают ваш предельный уровень. Это как если бы кто‑то постучал вам по плечу и сказал: «Не делай так больше, приятель, а то разобьешся».

 

НЕ ПРИГИБАЙТЕСЬ

Подумайте о своей позе за рулем. Если вы пригнетесь к баку, вы привлечете к себе внимание всех полицейских и многих законопослушных граждан. Подумайте сами – вот вы проноситесь мимо патрульного полисмена на скорости 70 миль в час… пригнувшись… или не пригнувшись. Сами понимаете, во втором случае вы выглядите гораздо более невинно.

И не надо свешиваться на улицах. Если вы немного сдвигаете зад внутрь поворота, это даже хорошо. Но если вы полностью свешиваете его, да еще и чиркаете коленом по асфальту, значит вы близки к 100 % своих возможностей. Вы можете кататься так достаточно долго, но в один прекрасный день вам придется столкнуться с чем‑то, что может вас убить.

А теперь снова поставьте себя на место патрульного офицера. Кто насторожит вас меньше – парень, который чиркает коленом по земле, или который держит колени прижатыми. Свешивание – это еще один штраф, еще один привод в полицию и еще одна причина для копов не любить мотоциклистов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.006 с.)