ТОП 10:

ХОЛОДНЫЕ ШИНЫ ПЛОХО ДЕРЖАТ ДОРОГУ



Холод делает шины жесткими, а жесткие шины плохо держат дорогу. Представьте, что вы выехали из гаража в 8 утра, и быстренько набрали свои 65 миль в час на знакомой улице. Внезапно, из двора, выезд из которого закрыт припаркованным фургоном, начинает сдавать задом пикап. По встречке в это время едет машина. Плохо, что ваша передняя шина не прогрета до рабочей температуры, потому что тогда вы могли бы оттормозиться без проблем. Но тот насквозь деревянный бублик из мёрзлой резины, что крутится впереди, просто не может предоставить нужное количество сцепления с асфальтом. Придется либо падать, либо биться в пикап. Оба варианта не самые замечательные. А все потому, что вы неправильно оценили внешние факторы, в данном случае – коэффициент сцепления холодной шины с асфальтом. (Я уже не говорю, что ваша скорость превышает законную на 40 миль в час – еще один фактор остался без внимания.) Короче говоря, прогретые шины нужны не только гонщикам.

Шины нагреваются во время использования. Жарким летним днем они нагреются быстро, потому что им поможет температура воздуха и асфальта. А холодным весенним утром понадобится проехать несколько миль, чтобы шины начали нормально работать. Всегда помните о температуре шин и не гоните, если они не прогрелись. Если вы научились чувствовать через руль поведение передней покрышки, вы сможете понять, холодная она или нет. И помните – температура шин важна не только в гонках, но и при поездке на работу.

 

МОТОЦИКЛ

 

Важным внешним фактором являются характеристика вашего байка. Если вы пытаетесь угнаться за современной шестисоткой на десятилетнем кастоме, вы скорее всего начнете цеплять за асфальт подножками в первом же повороте. Водитель же шестисотки не сможет ускориться в потоке с 2500 оборотов. Оба варианта потенциально опасны. Нужно знать сильные и слабые стороны своего мотоцикла и уважать ограничения, которые накладывают его возраст и конструкция.

Вспоминается случай из собственной практики. В 1992 году я провел неделю на тестах новейших спортбайков, а в выходные решил покататься с друзьями по нашей любимой дороге в каньоне. Я вывел свой Suzuki Katana 1983 года из гаража, посадил пассажира и вся группа отправилась в путь. Почти в самом начале поездки я резко завалил свой байк в левый поворот, потому что за неделю привык это делать с современными спортбайками. Но оказалось, что груженый девятилетний мотоцикл ведет себя иначе. Я зацепил асфальт сразу центральной и боковой подставками, байк понесло на обочину. Каким‑то чудом шины снова зацепились за асфальт, и байк выровнялся. Вообще‑то, старичок мог поворачивать довольно быстро, но не так резко и, конечно, не с пассажиром. К счастью, я получил еще один шанс научиться оценивать внешние факторы.

 

СМЕНА ШИН

 

По мере износа шины хуже цепляются за асфальт, поэтому обязательно пересматривайте свой стиль вождения. Старые шины не только хуже тормозят, но и хуже поворачивают. Разные шины изнашиваются с разной скоростью, поэтому постоянно отслеживайте их состояние. Я просто в бешество впадаю, когда слышу, как кто‑то винит в падении изношенные шины – они ведь не износились за последнюю поездку, этот парень просто не обращает на них внимание. Изношенные шины можно поменять, а можно подстроить свой стиль вождения под их состояние. Давайте рассмотрим, как это сделать.

 

ЕДИНИЦ СЦЕПЛЕНИЯ

 

Состояние шин не уменьшает количество единиц, но уменьшает величину единицы, так что вся шкала становится меньше. Например, на старте гонки новая, хорошо прогретая шина обеспечивает 100 очень больших единиц сцепления. Через 40 кругов сильно изношенная шина тоже обеспечивает гонщика сотней единиц, но эти единицы гораздо меньше. Допустим, что в этот момент начинает идти дождь. Уменьшилось ли количество единиц? Нет, у вас по‑прежнему 100 единиц на борьбу с центробежной силой, ускорение и торможение, но это очень и очень маленькие единицы. Вы можете тормозить, можете поворачивать и можете комбинировать эти действия, но теперь вы должен действовать гораздо аккуратнее и осторожнее. Другими словами, торможение должно быть послабее, а угол наклона – поменьше, потому что теперь шина достигает предела сцепных свойств гораздо раньше. Тут‑то и нужна плавная и тренированная правая рука, способная действовать предельно точно в любых обстоятельствах, потому что в противном случае никакие достижения шинной промышленности не помогут.

Те же рассуждения можно применить к шинам разных типов. Покрышки для туреров, рассчитанные на пробеги в 20000 миль, не могут обеспечить величины сцепления рейсинговых шин. Поэтому туреры не любят резких торможений, больших углов наклона и агрессивных ускорений. Нет, все это можно проделать, только не на уровне гоночного спортбайка.

Износ шин тоже уменьшает величину сцепления. Многие водители, и даже гонщики, не понимают этого. Они продолжают вести мотоцикл на изношенных шинах так же, как наа новых – ускоряются и тормозят в глубоком наклоне, вместо того, чтобы чуть распрямить байк перед ускорением и оттомозиться чуть посильнее до входа в поворот. Посмотрите повнимательнее следующую гонку и обратите внимание, что мастера ближе к финишу немного распрямляют байк, прежде чем ускориться. Последите за тем, как они входят в повороты – в конце гонки они тормозят на прямой немного дольше, чтобы поменьше нагружать шину trail‑braking'ом в повороте. А все потому, что чемпионы прекрасно понимают, что изношенная шина не может обеспечить такого же сцепления, как новая.

Шина изнашивается несколькими способами. Экстремальные спортбайки стирают покрышки по краям, большинство других мотоциклов – по центру. Достаточно внимательно посмотреть на профиль шины, чтобы понять, как на ней ездили. В протекторе большинства шин есть специальные индикаторы износа – небольшие ступеньки. Если глубина большинства канавок протектора сравнялась с высотой ступенек – меняйте шину.

Количество циклов нагрев/остывание очень важный параметр для гонщиков, потому что каждый такой цикл немного уменьшает величину сцепления.

Перед каждой поездкой, а тем более перед каждой гонкой, тщательно проверьте состояние шин и скорректируйте свои действия соответствующим образом. Помните, что сегодня шина более изношена, чем неделю назад, поэтому торможение и ускорение должны быть мягче, а угол наклона в поворотах – меньше.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этот фактор столь же важен, как погода или состояние шин. Правильные партнеры делают катание по‑настоящему замечательным, неправильные – по‑настоящему безобразным. Если вы катаетесь с идиотами, вы будете ездить как идиот – я вам гарантирую. Возможно все закончится безобидным штрафом за превышение скорости, но, может быть, вам приедется доставать мотоцикл из кювета.

В 1988 году я купил машину во Флориде и гнал ее своим ходом домой в Калифорнию. Иногда я съезжал на второстпенные дороги и вот на одной из таких дорог в Техасе я, повернув за поворот, увидел что‑то невообразимое. Вся дорога была усыпана обломками мотоцикла, а рядом с разбитым турером BMW лежали два тела. Авария произошла только что, и я кинулся оказывать первую помощь. Другие члены мотогруппы немедленно присоединились ко мне.

Мы перевернули пострадавших – они оказались мужем и женой – на спину. У обоих правые лодыжки были перебиты, кровь хлестала ручьем. Мы подняли ноги повыше, плотно перетянули их жгутом, зажали вену, чтобы остановить кровь, и стали ждать приезда скорой. Том и Линда при этом находиллись в сознании, так что мы попытались хоть как‑то их успокоить.

Потом из разговоров с другими мотоциклистами той группы я восстановил картину катастрофы. Это была скатанная группа, часто путешествующая по Техасу. Недавно к ней присоединился новый член. Этот парень никак не хотел вести себя как следует. Он постоянно пытался занять место лидера группы, а если группу вел кто‑то другой, он держался к нему в опасной близости. Некоторые опытные члены группы пытались его образумить, но у них ничего не вышло – он по‑прежнему катался слишком агрессивно, не держал дистанцию и отказывался понимать правила взаимодейтсвия в группе.

В тот день Том вел группу, Линда была его пассажиром. Том слишком поздно заметил нужный левый поворот, поэтому он, включив поворотник, сместился к осевой и стал интенсивно оттормаживаться. Мистер Агрессия как всегда ехал слишком близко и вдобавок проморгал маневр лидера. Его мотоцикл буквально перерубил лодыжки Тома и Линды. Дальше я все видел своими глазами.

Я потом несколько раз говорил с Томом и его женой. Они постепенно привыкли к протезам. Их оптимизм сильно впечатлил меня. Том прошел Вьетнам, он многое повидал, Линде же была не готова к такому испытанию, но держалась молодцом. До того дня они очень любили кататься на мотоцикле.

Вывод прост: никогда не катайтесь с неправильными людьми, с теми, кто выезжает на встречку, с теми, кто ездит по улицам на бешеных скоростях, с теми, кто не подчиняется правилам группы. Рано или поздно эти люди сделают вам больно. Тренируйте следующие фразы: «Ты едешь слишком опасно, мы не примем тебя в группу», «Ты плохо водишь мотоцикл и можешь в кого‑нибудь врезаться, мы не возьмем тебя с собой», «У нас есть определенные правила, ты их не выполняешь, поэтому мы будем ездить без тебя». Если вас приглашают в группу, члены которой ездят слишком агрессивно и опасно, ответьте: «Нет, спасибо, я лучше покатаюсь один». Вы обязательно должны научиться контролировать человеческий фактор. Мотоциклы не опасны, в отличие от некоторых мотоциклистов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.007 с.)