Ограничение права собственности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничение права собственности



В общественных интересах ограничения права собственности в римском праве были казуистичны. Сюда относятся различные юридические обязанности: а) при постройке зданий необходимо придерживаться «законного промежутка» между ними или законной их высоты; б) в случае использования при застройке чужого материала его хозяин не имел права требовать свой материал в натуре до тех пор, пока не разрушится дом. (До этого времени хозяин материала имел право требовать двойного возмещения); в) при раскопке дорогих камней и минералов земледелец обязан был допускать посторонних в свое имение (одна десятая часть дохода при этом шла ему, другая десятая часть – казне).

В интересах соседей были еще большие ограничения права собственности. Совокупное право соседей на смежное имение называлось соседским правом: сосед имел право обрубать дерево, затеняющее его участок, если хозяин сада нарушил правило не сажать на границе участков деревья выше 15 футов; право входить в смежное имение для собирания плодов, упавших с пограничного дерева; возбраняется соседу выпускать на соседний участок чрезмерный дым, образующийся в процессе сыроварения, или чрезмерный пар от бань.

Виды права собственности

В истории древнеримского права выделяли несколько видов собственности, утративших свое значение во времена правления Юстиниана.

I. Квиритская и бонитарная собственности стали различаться в конце республиканского периода. До этого существовала лишь квиритская собственность, которую могли иметь лишь римские граждане. Приобреталась она исключительно цивильными способами: манципацией (свидетельской сделкой с весодержателем), цессией (передачей перед магистратом) и узукапио (цивильной давностью). В период республики эти способы сделок из-за их излишнего формализма стали непрактичными. Преторы и юристы признали одну традицию для возникновения бонитарной собственности.

II. Италийская и провинциальная собственность. Провинциями назывались покоренные Римом земли, находящиеся вне Италии. Покоренные народы, признавались лишь владельцами своих бывших частных земель, в соответствии с их обычаями и национальными законами. Но эти владения были значительно шире обыкновенного поссессио. Их земли являлись особым видом собственности – провинциальной собственности. От италийской собствен-ности их отличало то, что они могли быть во всякое время произвольно конфискованы правительством. Со времени распродажи провинциальных земель римским гражданам они стали обладать на них лишь правом «пользо-ваться, потреблять плоды, иметь, владеть», т.е. узуфруктом. За это они должны были платить налог (стипендиум), если земли находились в сенатских провинциях, и трибутум – в императорских провинциях. Провинциальные собственники в частноправовой сфере пользовались «правом народов».

III. Собственность перегринов относилась к неримским гражданам. На начальном этапе республики некоторым чужестранцам и общинам разрешено было участвовать в сделках купли-продажи с римлянами. Причем это означало не право передачи собственности, а лишь допуск к участию в некоторых цивильных договорах путем манципации и литеральных (письменных) контрактов. Такое перегринское право защищалось перегринским претором посредством фиктивных (воображаемых) исков, т.е. неримлянин как бы получал свойство римского гражданина.

IV. Общая собственность обозначалась как коммунио. Под нею понималась совместнаяпринадлежность одной какой-то вещи нескольким лицам. В данном случае сохозяевам принадлежала не вся вещь в целом, а лишь мыслимые части общей вещи. Общая собственность возникала путем свободного договора нескольких лиц, и тогда появлялось товарищество(социтас) или независимо от соглашения, случайная общность(например, при наследовании нескольких лиц в одном имуществе или в случае общей находки). Когда особого соглашения между сотоварищами не было, тогда им принадлежали равные доли вещи.

Среди римских юристов не было единого мнения в вопросе о том, что служит предметом неделимых частей сохозяев: сама вещь или право собственности на вещь? Некоторые юристы считали, что каждый собственник мог виндицировать часть вещи. Другие, например Цельз, говорили, что предметом раздела служит не сама вещь, а право собственности на нее. Каждый из сохозяев имел право на плоды в договоренной или пропорциональной доле, право требовать раздела общей собственности. Общая собственность прекращалась по желанию сотоварищей в любое время. Выход же одного из них не мог повлечь за собой уничтожение коммунио.

 

Приобретение частной собственности

Способы приобретения собственности были или производными, или первоначальными. Первое приобретение состояло в том, что одно лицо непосредственно вступало в права собственности другого и, таким образом, производило свое право от прежнего собственника: по воле сторон («традиции»), по судебному решению или по постановлению закона об отнятии собственности в виде наказания. Второе приобретение являлось способом, который не зависел от ранее существовавшего права собственности другого лица, когда вещи не были в чьей-то собственности (например, намыв реки, который поступает в собственность берегового хозяина; «завладение» заброшенной вещью или ничейной землей).

 

Первоначальные способы приобретения собственности

Оккупация (завладение)

Посредством оккупации становился собственником вещи тот, кто завладевал бесхозной вещью. По видам бесхозных вещей в римском праве существовали особенные виды захвата:

1) захват посредством охоты, суть которого состояла в том, что каждый поймавший или убивший дикое животное приобретал над ним право собственности. Но если что ускользнет из-под охраны и вернется на свободу, то перестает быть твоим и опять поступает в собственность к впервые овладевшему;

2) неприятельские вещи, добытые и завоеванные на войне. Частная римская собственность, отнятая неприятелем, превращалась в бесхозную вещь, и если кто-то из других римлян завладел ею на войне, то это считалось его собственностью;

3) заброшенные –вещи, от которых отказался хозяин. Выморочное имущество также считалось бесхозным имуществом.

Клад (тезаурус)

Под таким способом приобретения понималось нахождение клада, т.е. ценных вещей, спрятанных так давно, что никто уже не может установить их собственника. Клад есть движимое имущество, имеющее денежную стоимость; бесценное имущество не есть клад. Первоначально клад считался принадлежавшим собственнику земли, на которой он был найден. Император Адриан постановил, что кладоискатель получал половину клада, а хозяин участка – другую его половину. В случае же если кладоискатель без разрешения хозяина участка производил розыск клада, то он поступал в пользу хозяина. Находка на священной земле или месте погребения по-прежнему принадлежала находчику, но позднее половину стали отдавать фиску. В пользу последнего клад поступал целиком тогда, когда поиск его осуществлялся при помощи колдовства.

 

Приращение

В широком смысле приращение означало простое приращение одной вещи к другой, рассматриваемое как увеличение последней (например, береговой нанос увеличивает берега). В узком же понимании это слово означало присоединение новой вещи, слияние с другой вещью, когда обе вещи представляли собой одно целое.

Приращение имело специальное и широкое значение. Приращение в специальном значении охватывает случаи неразрывного соединения нескольких вещей: 1) присоединение недвижимой вещи к недвижимой; 2) присоединение движимой вещи к недвижимой; 3) присоединение движимой вещи к движимой. Первый случай относился к так называемому «береговому праву»: намыв – незаметное и постепенное приращение к берегу земли, намытой течением реки. Высохшее русло – это правило действовало в отношении публичной реки и касалось случая, когда река меняла русло. Высохшее дно поступало в собственность владельцев прибрежных участков согласно размеру береговой линии. Остров обмелевшей реки (или выросший посреди реки) принадлежал прибрежным хозяевам как придаток главной вещи – берега и делился между хозяевами по срединной линии между берегами.

Второй случай – присоединение движимой вещи к недвижимой – можно проследить на примере постройки и посева на чужой земле. При посадке растений одного хозяина на земле другого право собственности оставалось за собственником дерева, пока оно не пускало корни в землю, а потом оно становилось собственностью хозяина земли. При посадке семян одного хозяина на земле другого право собственности на произрастания признавалось за хозяином земли, с обязательством вознаграждения добросовестного сеятеля.

Третий случай – присоединение движимой вещи к движимой – рассматривался как природный придаток вещи, хозяин которой присуждался к даче вознаграждения собственнику присоединенного предмета (драгоценный камень в чужом кольце есть придаток кольца). Но для этого необходимо было, чтобы новообразованная вещь хотя бы по внешности представляла одно нераздельное целое. Иначе приращения как такового не было и право собственности на присоединенную вещь оставалось за прежним хозяином (например, припаянная медная рука к серебряному изваянию – собственность на ту и другую вещи оставалась раздельной).

 

Переработка (спецификация)

Под спецификацией подразумевалось изготовление из чужого материала какой-либо новой, отличной от первоначальной, вещи (к примеру, из чужого серебра делалась ваза, из чужих оливок – масло). Если же мастер перерабатывал чужой материал по поручению его хозяина, то это не считалось спецификацией, а называлось обязательственным отношением.

По поводу переработки вещи у римских юристов не было единого мнения. Это отразилось на воззрениях юридических школ сабинианцев и прокулианцев. Первые признавали первичным материал, а не форму, и потому считали, что новая вещь должна принадлежать собственнику материала. Прокулианцы, наоборот, собственником признавали создателя новой вещи, т.к., по их мнению, в результате спецификации первоначальная вещь уничтожается, а вместе с нею уничтожаются и права собственности. Однако хозяин материала мог предъявить мастеру иски.

Юстиниан в этом вопросе нашел компромисс: новая вещь принадлежит собственнику материала, если ее можно вновь возвратить в первоначальное состояние (серебряную вазу – в слиток серебра); если же это невозможно сделать, то мастеру предъявлялся иск о возмещении хозяину стоимости материала.

Приобретение плодов

Неотделившийся плод считался частью плодоносящей вещи. Со времени отделения от вещи плоды шли в пользу лиц, имеющих право на плоды (арендаторы, узуфруктарии). Если же таковые лица отсутствовали, то в пользу хозяев плодоносящей вещи. Однако лица, специально управомоченные на плоды, приобретали их иначе, чем управомоченные на плодоносящую вещь. Способ приобретения первых назывался перцепцио,вторых – сепарацио.

Перцепцио – снятие плодов. Не достаточно отпадения от источника плода; необходим акт, в котором бы выражалось желание хозяина плода (собирать или хранить их). Снятие плодов обязательно для узуфруктариев и арендаторов. Сепарацио – отпадение плодов. Собственник плодоносящей вещи как был хозяином плода до его отделения от источника, таковым оставался и после отделения плода. Срывание же плодов недобросовестным владельцем не создавало для него права собственности.

 

5.5. Производные способыприобретения собственности

Манципация

Она являлась древнейшим способом цивильного права и первоначально представляла торжественную, обрядово-ритуальную форму передачи вещи в присутствии пяти свидетелей и весовщика. Здесь же должен был находиться и предмет манципации или его символ (например, дверь от продаваемого дома). Гай говорил, что манципация состоит «в мнимой (воображаемой) продаже»и совершалась следующим образом: покупатель, держа медь в руке, говорил торжественные слова, затем ударял металлом об весы и передавал его как символическую покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли-продажи. После этого право собственности продавца прекращалось и устанавливалось право цивильной собственности покупателя.

Манципация, как способ приобретения цивильной собственности, постепенно утратила свое значение при введении преторской собственности и совсем исчезла в постклассический период. При Юстиниане термин «манципация» был упразднен и заменен «традицией».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.039 с.)