Правоспособность латинов и перегринов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоспособность латинов и перегринов



Не все завоеванное римским государством население превращалось в рабов. Некоторые из них в результате договоров сумели сохранить свободу и самоуправление. К таковым относились латины и перегрины. Латины являлись жителями Лациума и этнически были близки к римлянам. Во время покорения они оказали римлянам жестокое сопротивление, и на основании договора 494 г. до н.э. латины, хотя и вошли в состав римского государства, но сохранили свою свободу, права (кроме публичных прав), самоуправление и даже могли служить в римской армии. В отличие от граждан они платили налоги. При переселении в Рим они автоматически приобретали положение римских граждан. Борясь с переселением, а следовательно, и с уменьшением налогообложения, для лати-нов были поставлены следующие условия: прежде чем переехать в столицу, они были обязаны оставить в Лациуме одного из взрослых сыновей, который и платил налоги. Латины слились с римскими гражданами в 90 г. до н.э.

Перегр и нами (букв. «из-за поля») назывались чужестранцы, но не все, а только покоренные Римом и включенные в состав римского государства, не обращенные в рабство, сохранившие свободу и внутреннее самоуправление. Перегрины не обладали публичным правом. Однако развитие экономических и деловых отношений приводит к необходимости регуляции частноправовых отношений и с перегринами. В результате работы преторов это выразилось в создании « права народов».

Как и латины, перегрины платили налоги. Получить римское гражданство они могли лишь в виде милости от государственных органов власти. По закону Каракаллы (212 г.) перегрины получили римское гражданство.

Правовое положение рабов

Раб (серв) в Риме не считался человеком, он был вещью – «говорящим орудием». Раб не субъект права, а его объект. Он не мог иметь семьи, имущества. Господин имел над рабом право жизни и смерти. Однако захоронение раба наравне с погребением гражданина считалось « священным», и потому охранялось. Рабов клеймили, на ночь заковывали в колодки.

Основным источникомрабстваявлялся военный плен и пиратство. В древнее время источником рабства считалась продажа римлянина за долги в рабство, а также кража, не зарегистрировавшиеся для выполнения военных и налоговых обязанностей. Отец мог продать (после 313 г.) своего новорожден-ного сына в рабство. Такие рабы продавались за границу. Рабом считался преступник, осужденный судом на смерть или каторжные работы. Римская женщина, уличенная в сожительстве с чужим рабом и не прекратившая эту связь после троекратного предупреждения, становилась рабыней его господина. Ее дети и дети рабынь – тоже рабы.

Знание и опыт рабов использовались в хозяйственной жизни, их можно было видеть приказчиками, капитанами кораблей. В разные классические периоды положение рабов то ухудшалось, то улучшалось. Например, убийство раба господином наказывалось в уголовном порядке. Обессиленный раб, покинутый своим хозяином, получал свободу. Рабы могли искать защиту от жестоких притеснений господ в храмах, перед статуями императоров.

В постклассический период рабов стали сажать на земли, и они по правовому положению приближались к колону (свободному арендатору-земледельцу). Таких рабов называли «приписными колонами», т.е. приписанными к земельному участку. Рабам разрешено было вступать в брак.

По римским воззрениям рабство считалось прекращенным в связи со смертью раба. Свобода раба обреталась по решению государственных органов власти: за оказанные важные услуги Риму; рабам, открывшим убийц своего господина. По экстраординарному процессу рабы получили право обращаться с жалобами к префекту о защите своих имущественных интересов.

 

Правовое положение вольноотпущенников и колонов

Вольноотпущенник (либерт и н) – отпущенный на волю раб. Бывший господин либертина становился патроном (покровителем), а вольноотпущен-ник – клиентом, т. е. зависимым. Патрона и членов его семьи необходимо было почитать, предоставлять ему разнообразные услуги, работать на него, помогать в публичных делах, не вызывать в суд и выступать там против него, выкупать патрона из рабства. Клиент, нарушивший эти условия, мог быть снова превращен в раба.

Институт патроната накладывал, однако, на обе стороны и некоторые взаимные обязанности. «Законы ХII таблиц» гласили: «Пусть будет предан богам подземным тот патрон, который причиняет вред клиенту». Отношения между патроном и клиентом прекращались, если первый покидал вольноотпущенника в крайней беде или подавал против него иск о смертной казни. Патрон и клиент обязывались к взаимной материальной помощи – алим е нтам.

Дети вольноотпущенника признавались свободнорожденными (например, император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника).

Институт колон а та («земледельцев») возник в период империи. Обезземеленные крестьяне все больше и больше попадали в зависимое экономическое положение от земельных собственников. Закон 357 г. запрещал продавать земли без колонов. Появляется категория приписных колонов, уравненная по статусу с посаженными на землю рабами.

Колоны наделялись известной правоспособностью: имели семью, участвовали в наследстве, возбуждали иски (даже в отношении хозяина), заключали договоры.

 

Юридические лица

 

В отношении юридических лиц в Риме у исследователей нет единого мнения: одни признают наличие таковых, другие подвергают сомнению. Действительно, для возникновения данного института, как особого субъекта в противоположность физическому лицу, должны появиться определенные экономические и правовые предпосылки. Свойства юридического лица признавались за латинскими и перегринскими обществами, храмами, коллегиями жрецов и государственных служащих, за братствами – объединениями культового значения, и коллегиями – профессиональными обществами с творческой, хозяйственной и похоронной целями. Они являлись юридическими лицами лишь в области частного права.

В классический период государство считалось субъектом публичных прав и частноправовых полномочий – фиска (букв. «корзина»), т.е. приобретало черты юридического лица. Фиск состоял из государственных доходов, и в него входило все государственное имущество. Фиск подчинялся нормам гражданского, а не публичного права. Фигура юридического лица в фиске усматривалась в следующем: имущество фиска не подлежало давности; фиск имел право наследования; по сравнению с другими кредиторами исковое требование фиска удовлетворялось в первую очередь; к проданному фиском имуществу не разрешалось предъявлять иск об изменении покупной цены; фиск имел право требовать проценты со своих должников помимо договоров.

Юридическим лицом можно было считать и мунц и пии (городские общины). Как частные лица, они подчинялись действиям норм частного права и потому могли совершать сделки, отстаивать свои интересы через представителей в обычном судебном порядке.

Корпорация воспринималась римскими юристами как сообщество, в котором внесенное в него имущество представляло уже общую собственность всех членов, а следовательно, и как юридическое лицо, как носитель обобществленной собственности. Общества в публичном праве возникали на основании закона, эдикта, сенатусконсульта, конституции императора, а также частном праве по решению органов власти или по инициативе частных лиц. Для возникновения последних требовалось согласие не менее трех граждан. Общество действовало на основании устава и управлялось советом. Предусматривалось общее собрание и особые платные служащие, управляемые с и ндиком (директором).

По характеру деятельности частные юридические лица подразделялись на хозяйственные и на общества и фонды с благотворительной целью. Выходить за рамки уставных целей и задач они не имели права. Их деятельность прекращалась в результате постановления собрания, окончания цели общества, потери имущества, полного прекращения членства или постановления властей.

Кодификация Юстиниана сделала определенный шаг в разработке понятия юридического лица, четко разделив частные объединения и фонды. К первым относились коллегии, корпорации и т.п., обладающие собственным имуществом и отдельным членством и созданные для политической, хозяйственной, гуманитарной, религиозной цели. Их члены обладали правом голоса на собраниях, могли выбираться в управление объединения.

В отличие от частных объединений фонды не имели членства, но обладали собственным имуществом. Они представляли собой либо государственные учреждения с самостоятельными доходами и целями, либо именные фонды – дома для престарелых и сирот, больницы, церкви.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Римская семья

 

Римская семья (фамилия) долгое время сохраняла патриархальность. Во главе ее стоял п а тер фам и лиас (отец семейства) с абсолютными властными полномочиями домовладыки: п а триа пот е стас – власть отца, и м а нус (букв. «кулак» – власть над женою). Отсюда вытекало главное полномочие патер фамилиас – право жизни и смерти над своими домочадцами.

Римская семья имела особенность и в родстве, которое считалось не по крови, а по факту совместного проживания. Отсюда деление на агн а тов (букв. «рожденные после» – прирождение) – юридическая связь и когн а товрожденные вместе» – сорождение) – кровнородственная связь. В отличие от современной семьи в Риме долгое время на первом месте стояло не кровнородственное, а агнатическое родство.

Агнатическая семья возглавлялась патер фамилиас, который считался «лицо своего права», что означало, что выше его по праву в семье никого нет. Остальные (жена, дети, снохи, внуки и вообще все живущие под одной крышей с домовладыкой) назывались «лица чужого права». Отец семейства мог продать подвластных в рабство или сдать в наем, отказаться от новорожденного, распоряжаться имуществом семьи, включая приданое снохи и все приобретенное сыновьями.

Агнатическое родство шло по мужской линии. Со смертью домовладыки это родство распадалось, и все его подвластные – сыновья становились «лицами своего права» и патер фамилиас в своих новых семьях.

Когн а тами считались родственники, происшедшие от одного общего предка, т.е. связанные кровнородственным союзом. Когнаты подразделялись на родственников по отцовской и материнской линии, родственников по прямой и боковой линии.

 

Брачное право

 

По римскому праву брак – н у пта («закутанная в покрывало» – так называли у новобрачной короткую фату) – рассматривался как фактическое состояние вещей, однако с присущей ему духовностью и благородством. По Модестиану, брак – «союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Супруги обязаны были соблюдать верность друг другу, уважать и любить друг друга. Муж – покровитель жены, жена должна была относиться к супругу с почтением и оказывать ему услуги. Двоеженство запрещалось.

Первым и древнейшим видом брака у римлян был кум м а ну, с манципацией, с властью мужа над женою. Другой ее формой был – с и не м а ну – без манципации, без власти мужа над женой и ее приданым. В этом браке жена не становилась агнаткой в семье мужа, а оставалась под властью своего отца. Спецификой брака сине ману являлось то, что его необходимо было ежегодно возобновлять. Жена считалась движимой вещью, а срок давности владения такой вещью устанавливался в один год. Следовательно, если муж «провладел» женою этот срок, то брак из сине ману автоматически превращался в кум ману. Чтобы этого не произошло, закон установил правило, согласно которому брак сине ману ежегодно необходимо было продлевать. Для этого существовала процедура трин о кцио – уход жены из дома мужа на три ночи. Тем самым срок давности мужа над женою считался прерванным. Несмотря на то, что брак сине ману являлся как бы «браком простого сожительства», дети от него считались законнорожденными.

Для заключения брака существовали необходимые условия. Его могли заключать лишь лица, обладающие юс конубии, т. е. римские граждане, причем (девушки – с 12, юноши – с 14 лет). Необходимо было согласие жениха и невесты и их домовладык. Брачным препятствием для будущих супругов являлось: 1) принадлежность их к разным сословиям; 2) любые родственные связи; 3) браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными или лицами сенатского сословия; 4) браки между опекуном и подопечной; 5) браки между правителями провинции и их жительницами; 6) браки с актрисами, своднями и проститутками, а также с женщинами, уличенными в прелюбодеянии; 7) двоеженство; 8) брак между мужчиной и женщиной, которые во время прежнего брака вступили в адюльтер – супружескую неверность, измену.

Заключению брака предшествовало сп о нсио – помолвка, договор о вступлении в супружество и условия его заключения. В классический период обручение стало рассматриваться как преддверие брака и не считалось обязанностью заключить обещанный брак. Браки заключались по предписанию законов.

Самой архаичной формой заключения брака был у зусдавность», «использование») – через длительное проживание жены в доме мужа. Вторая форма заключения брака называлась конфарре а цией (букв. «совершение обряда с полбенным хлебом») – торжественный религиозный обряд в присутствии двух высших жрецов и десяти свидетелей. Такая форма также называлась обрядом «поедания лепешек», т. к. пеклись специальные свадебные лепешки, которые посвящались Юпитеру как покровителю хлеба и вкушались присутствующими. К третьей форме заключения брака относится кёмпция («покупка») – покупка жены, как вещи, в присутствии весодержателя и пяти свидетелей. Впоследствии такая продажа стала чисто символической и с символической платой (передачей мелкой монеты).

Жена в доме мужа получала статус «лица чужого права» и в структуре семейства наделялась правами дочери.

Брак прекращался в связи смертью, с утратой свободы или гражданства одного из супругов. В древний период муж, задумавший развестись с женой, обязан был сообщить домашнему суду причины такого решения. Впоследствии брак стал расторгаться по воле супругов – див о рциумрасхождение»), посредством заявления письмом через вестника или личного объявления супругу при семи свидетелях. Под влиянием христианской морали законным стал считаться развод, если он происходил по справедливым основаниям: обоюдное согласие сторон, внебрачная связь мужа или неверность жены, тяжкие преступления, попадание в плен, импотенция, обет девственности, уход в монастырь.

Кроме законного брачного союза, в Риме существовал еще и конкубинат (естественный брак, «дикий брак»), как постоянный союз между мужчиной и женщиной, по каким-то причинам не желавшим вступать в законный брак. Дети от такого сожительства считались внебрачными. В постклассический период, однако, таких детей дозволялось узаконивать, и они получили право на алименты.

Приданое в римском праве обозначалось словом дос и представляло собой имущество в разнообразных формах, представленное женой мужу для материального облегчения «тягости брачной жизни». Приданое не являлось юридической обязанностью, а основывалось на обычае. Во время супружества приданое находилось в распоряжении мужа или его патер фамилиас, а по прекращению его (развод по инициативе супруга) возвращалось в семейство жены. На начальной стадии развития института приданого устанавливалась гарантия о возврате его в форме обязательства молодожена в случае развода возвратить дос. Если же инициатором развода считалась жена, то муж мог оставить одну шестую часть приданого на каждого ребенка (при разводах дети всегда оставались у отцов), но в совокупности не более половины дос. К тому же он получал право на компенсацию восьмой части приданого и шестой – в случае супружеской измены. В случае смерти жены вдовцу полагалась пятая часть приданого на каждого ребенка. После смерти супруга вдова могла истребовать приданое от его наследников. Если же расторжение брака происходило по инициативе домовладыки жены, то тот не мог без согласия дочери требовать возврата дос. В постклассический период права мужа на «дотальное имущество» ограничиваются лишь хозяйственным управлением. Запрещается отчуждение недвижимого имущества без разрешения жены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.017 с.)