Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Частная бактериология. Часть 1.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ 1. ЧАСТНАЯ БАКТЕРИОЛОГИЯ. ЧАСТЬ 1.
План лекций
План практических занятий
ЗАНЯТИЕ №1 ТЕМА: «Принципы и методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.Стафилококки. Стрептококки» ЦЕЛЬ: изкучитьосновные принципы и методы микробиологической диагностики,разобратьосновные свойства стафилококков и стрептококков, их роль в патологии,лечение и профилактику вызываемых ими заболеваний. ПЛАН:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Принципы микробиологической диагностики. 1.1.Эффективность лабораторной диагностики зависит от: а) правильности выбора материала для исследования б) сроков взятия материала от больного в) объема проб г) стерильности посуды для исследований д) сокращения срока от момента взятия проб до начала исследования Методы микробиологической диагностики 2.1.Основные методы микробиологической диагностики: а) бактериоскопический б) бактериологический в) биологический г) серологический д) аллергологический е) экспресс-методы 2.2.Бактериологический метод основан на: выделении чистой культуры возбудителяиз материала больногоспоследующим изучениеми идентификацией Общая характеристика пиогенных кокков, история их открытия и изучения. 3.1.Таксономия группы пиогенных кокков: Семейство Micrococcae род Staphylococcus Семейство Streptococcae род Streptococcus Семейство Neisseriaceae род Neisseria Биологические свойства возбудителей
Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание №1. Бактериологическое исследование мазков из носа 1 этап. Оформление протокола Уборка рабочего места Подпись преподавателя ПРОТОКОЛ №1 Бактериологическое исследование мазков из носа (результаты вносятся в протокол на занятиях 1- 4) 1. ЭТАП: 1.Отбор материала стерильным тампоном. 2.Посев на чашку с ЖСА 2 ЭТАП: 1.Приготовление мазка сокраской поГраму, микроскопия, зарисовка 2.Изучение характера роста на ЖСА 3.Пересев подозрительныхколонийна скошенный МПА и на МПБ 3 ЭТАП: 1.Приготовление мазка со скошенного МПА,окраска по Граму, микроскопия, зарисовка 2.Посев культуры уколом в столбики с глюкозой и маннитом 3.Постановка реакции плазмокоагуляции 4.Пересев культуры со скошенного МПА на кровяной агар 5.Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам методом стандартных дисков. 4 ЭТАП: 1.Учет биохимических свойств: ферментация глюкозы и маннита 2.Учет результатов реакции плазмокоагуляции 3.Учет гемолитической активности Учет чувствительности к антибиотикам Идентификация стафилококков
3.Учет результатов реакции плазмокоагуляции Вывод: у обследуемого выделен S.aureus, чувствителен к (перечень антибиотиков) ЗАНЯТИЕ № 2 ТЕМА: «Пневмококки. Менингококки. Гонококки». ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с основными свойствами, микробиологической диагностикой, профилактикой и лечением пневмококковой, менингококковой и гонококковой инфекций. ПЛАН:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Гоноррея – инфекционное заболевание, вызываемое гонококками, характеризующеся гнойным воспалением слизистых оболочек органов мочеполовой системы. Менингококковая инфекция – инфекционная болезнь,вызываемая менингококками, проявления которой варьируют от бессимптомного носительства до тяжелых менингеальных форм. 1.Таксономия и история открытия возбудителей пневмококковой, менингококковой и гонококковой инфекций
Вервые пневмококки описаны Пастером и Шамберланом (1881) Выделены в чистую культуру Френкелем и Ваксельбауном (1886) ЗАНЯТИЕ №3 ТЕМА: «Эшерихии, шигеллы» ЦЕЛЬ: изучить основные свойства энтеробактерий, микробиологическую диагностику, лечение и профилактику эшерихиозов и дизентерии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Эшерихиозы – инфекционные заболевания, возбудителями которых являются энтеропатогенные кишечные палочки. Дизентерия (шигеллез) – инфекционное заболевание, вызываемое бактериями рлода Shigella, протекающее преимущественно с поражением толстого кишечника. ЗАНЯТИЕ №4 ТЕМА: «Сальмонеллы- возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Сальмонеллезы» ЦЕЛЬ: ознакомитьстудентов с основными свойствами сальмонелл, микробиологической диагностикой, специфической и неспецифической профилактикой и основными приниципами лечения вызываемых ими заболеваний. ПЛАН:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Брюшной тиф – острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением лимфоидных тканей кишечника, лихорадкой, интоксикацией, бактериемией. Паратифы А и В по клинике и патогенезу сходны с брюшным тифом. Сальмонеллезы – острые инфекционные заболевания, протекающие в виде гастроэнтеритов у взрослых больных и токсико-септическойинфекции у детей. Биохимическая активность
3.Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая и неспецифическая профилактика,основные принципы лечения заболеваний, вызываемых сальмонеллами 3.1.Эпимидемиология, иммунитет, специфическая профилактика и лечение
3.3.Наиболее часто встречающиеся возбудители сальмонеллезов S.enteritidis, S.typhymurium, S.nfantis, S.choleraesuis, S.panama, S.derby 3.4. Главные источники сальмонеллезов животные, птицы, люди (больные и бактерионосители) 3.5.При микробиологической диагностике с учетом особенностей патогеназа тифо-паратифозных заболеваний у больных берется следующий материал: - на 1-й неделе заболевания кровь на посев - на 2-й неделе заболевания желчь, моча, испражнения - на 3-й неделе заболевания желчь, моча, испражнения - на 4-й неделе заболевания желчь, моча, испражнения - на 4-6 - й неделе заболевания желчь, моча, испражнения Начиная со 2-й недели заболевания производятся серологические исследования по выявлению в сыворотке крови специфических антител. 3.6.Сероидентификация культур,выделенных от больных,производится в реакции агглютинации на стекле с препаратами диагностическими сыворотками. 3.7.Серодиагностика при подозрении на тифо-паратифозные заболевания проводится с применением следующих серологических реакций: Видаля. 3.8. Серодиагностика с целью выявления бактерионосительства реакция агглютинации с Vi-антигеном, РПГА с Vi-диагностикумом. Для установления рода сальмонелл – р.агглютинации с адсорбированной поливалентной сывороткой (A, B, C, D, E) Для определения серогрупп – ставят реакцию отдельно с каждой их монорецепторных сывороток, которые входят в поливалентную в качестве ее составляющих компонентов. Для установления серотипа – с Н-сывороткой (I фазы) Среда Ресселя:Среда Олькеницкого 1% лактоза 1% лактоза 0,02 соли Мора 0,1% глюкозы 1% сахароза 0,03 гипосульфита натрия 0,1% глюкозы –при образовании сероводорода наблюдается почернение При из-за небольшого количества глюкозы ее сбраживание наблюдается только в столбике, при сбраживании лактозы (присутствует в большой концентрации) – как в столбике, так и в косяке 3.9.Диагностические препараты Антигены: брюшнотифозный О-антиген, Н-антиген, Vi-антигенг, п/т А, п/т В, Эритроцитарные диагностикумы О-, Н-, Vi- Сыворотки для сероидентификации Групповые (поли- и моноспецифические) Типовые (моно- и полиспецифические) 3.10.Кожно-аллергическая проба при подозрении на брюшной тиф ставится с препаратом эбертин. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Задание №1. Бактериологическое исследование мазков со слизистой носа 3-й этап (см.протокол №1)
Задание №2. 3-й этап бактериологического исследования испражнений больногос подозрением на колиэнтерит. А)учет результатов посева на среду Ресселя; Б)микроскопия мазка, окрашенного по Граму; В)РА с типовыми противоэшерихиозными сыворотками
Задание №3. 3-й этап бактериологического исследования крови больного с подозрением на брюшной тиф (метод гемокультур) А)характер роста на среде Плоскирева Б)мазок из подозрительной (бесцветной) колонии, окраска по Граму, микроскопия В)пересев подозрительных (бесцветных) колоний на среду Олькеницкого. Задание№4. Серологическое исследование крови больного при подозрении на тифо-паратифозное заболевание. Постановка реакции Видаля. Компоненты реакции 1.Сыворотка крови больного 1:10 2.Физиологический раствор 3.Диагностикумы: - брюшного тифа О; - брюшного тифа Р; - паратифа А; - паратифа В. Приготовление кратных разведений 1:100, 1:200, 1:400.1:800 и т.д. После приготовления указанных разведений во все пробирки добавляют по 2 капли диагностикума, встряхивают для перемешивания и помещают для инкубации в термостат на 24 часа при 22оС. Учет результатов реакции
Вывод В сыворотке обнаруженыантитела к О-антигену сальмонеллы брюшного тифа в титре 200. У больного – стадия разгара заболевания ЗАНЯТИЕ №5 ПЛАН
Холера – острое инфекционное заболевание с тенденцией к эпидемическому и пандемическому распространению, протекающее по типу острого гастроэнтерита с резкими нарушениями водно-солевого и белкового обмена, обезвоживанием и тяжелой интоксикацией. 1.Таксономия и история открытия холерного вибриона, синегнойной палочки и протея. Таксономия Семейство: Vibrionaceae Pseudomonacae Enterobacteriaceae Триба: Proteae Род: Vibrio Pseudomonas Proteus Вид: V.cholerae Ps.aeruginosa Pr.vulgaris V.eltor Pr.mirabilis Биовары: Pr.morganii V.cholerae Pr.rettgeri V.eltor Pr.insonstans V.proteus V.albensis 1.2.Классический холерный вибрион впервые был обнаружен, выделен в чистом виде и изучен Р.Кохом в 1883 году. В 1900 году из трупа паломника выделен вибрион Эль-Тор Гетшлихом. 2.Биологические свойства возбудителей
3.Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение
3.2.Основное звено патогенеза при холере – активное действие энтеротоксина на аденилатциклазу слизистой кишечника, что влечет за собой увеличению цАМФ с выходом солей и воды в просвет кишечника. 3.3.Первый предварительный ответ выдается по результатам предварительной ориентировочной микроскопии. 3.4.Второй предварительный ответ выдается через 5-6 часов после микроскопии препарата «раздавленной» или «висячей» капли из пленки, полученной на щелочной пептонной воде. 3.5.Окончательное заключение о выделении и идентификации холерных вибрионов дают через 36-48 часов на основании комплексного изучения основных биологических свойств возбудителя. 3.6.Сероидентификация культуры производится по ее агглютинабельным свойствам с противохолерной О-сывороткой и типовыми агглютинирующими сыворотками Инаба и Огава. 3.7.Сероидентификация является вспомогательным методом исследования и применяется для ретроспективной диагностики холеры, выявления вибрионосительства и оценки напряженности постинфекционного и поствакцинального иммунитета.(РА, РНГА, реакция лизиса). 4.Практическая работа студентов Задание №3. Бактериологическое исследование крови при подозрении на тифо-паратифозное заболевание (метод гемокультуры)IV этап Ход работы: 1.Учет ферментации углеводов на среде Ресселя с маннитом. 2.Приготовление мазка со скошенного агара, окраска по Граму. 3.Постановка РА смонорецепторнымисыворотками О-9, О-2, Н-d. 4.Заключение. Задание №4. Серологическое исследование крови больного при подозрение на тифо-паратифозное заболевание (реакция Видаля).II этап 1.Учет реакции Видаля (см.протокол соответствующего занятия) Задание №5.Микроскопия демонстрационного мазка холерного вибриона,окраска по Граму, зарисовка. ЗАНЯТИЕ №6 КОЛЛОКВИУМ «Частная микробиология, часть 1» ВОПРОСЫ 1.Методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, их сущность. 2.Стафилококки,их основные свойства. 3.Роль стафилококков в развитии инфекционной патологии (эпидемиология, патогенез) 4.Иммунитет, специфическая профилактика и терапия стафилококковых инфекций. 5.Микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций. 6.Стрептококки и их основные свойства. 7.Роль стрептококков в инфекционной патологии (эпидемиология, патогенез скарлатины, ревматизма) 8.Иммунитет, специфическая профилактика и терапия стрептококковых инфекций. 9.Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. 10.Пневмококки, основные свойства. 11.Роль пневмококков в инфекционной патологии. Иммунитет. Специфическая профилактика и терапия. 12.Микробиологическая диагностика пневмококковых инфекций. 13.Менингококки. Основные свойства. 14.Роль менингококков в инфекционной патологии. Иммунитет. Специфическая профилактика и терапия. 15.Микробиологическая диагностика менингококковых инфекций. 16.Гонококки. Основные свойства. Роль в патологии. 17.Микробиологическая диагностика гонорреи. 18.Гнойно-воспалительные заболевания, вызываемые протеем, синегнойной и кишечнойпалочками. 19.Семейство кишечных бактерий. Общая характеристика. 20.Эшерихии. Основные свойства. 21.Роль эшерихий в физиологии и патологии человека. 22.Микробиологическая диагностика эшерихиозов. 23.Шигеллы. Основные свойства. Роль в развитии патологии. 24.Дизентерия. Патогенез. Эпидемиология. Иммунитет. Специфическая профилактика и терапия. 25.Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии. 26.Сальмонеллы. Основные свойства. 27.Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Их основные свойства. 28.Эпидемиология,патогенез, иммунитет при брюшном тифе и паратифах. Специфическая профилактика и терапия указанных инфекционных заболеваний. 29.Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В. 30.Холера.Основные свойства возбудителей холеры. 31.Эпидемиология и патогенез холеры. 32.Иммунитет, специфическая профилактика и терапия при холере. 33.Микробиологическая диагностика при холере. 34.Кишечный иерсиниоз. РАЗДЕЛ 2 ЧАСТНАЯ БАКТЕРИОЛОГИЯ План практических занятий
ЗАНЯТИЕ № 7 ТЕМА: «Возбудители анаэробных инфекций: газовойгангрены, столбняка, ботулизма. Вейлонеллы, бактероиды, фузобактерии, пропионибактерии. Пищевые отравления бактериальной этиологии» ЦЕЛЬ: Изучить биологические свойства возбудителей столбняка, газовой гангрены, ботулизма, патогенеза вызываемых ими заболеваний; освоение принципов ихмикробиологической диагностики, профилактики и лечения; ознакомление с биологическими свойствами неспорообразующих анаэробныхбактерий, их ролью в патологии человека; изучение этиологии, лабораторной диагностики бактериальных пищевых отравлений. ПЛАН:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Газовая гангрена – раневая инфекция, вызываемая возбудителями газовой гангрены, характеризующаяся общей интоксикацией,некрозом тканей, их распадом, часто с образованием газа. Столбняк – тяжелая раневая инфекция, вызываемая Clostridium tetani, характеризующаяся поражениемнервной системы, приступами тонических и клонических судорог. Ботулизм – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся интоксикацией организма с преимущественным поражением ЦНС, возникающая в результате употребления в пищу продуктов, обсемененных токсинами Clostridium botulinum. Пищевые отравления бактериального происхождения – острые (реже хронические) неконтагиозные заболевания, возникающие в результате употребленияпищи, массивно обсемененной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсичные вещества микробного происхождения. Характеризуются явлениями острого гастроэнтерита и интоксикацией. ЗАНЯТИЕ №8 ЗАНЯТИЕ № 9 ТЕМА: «Возбудители туберкулеза, микобактериозов, лепры. Сибирязвенная палочка» ЦЕЛЬ: изучить основные биологические свойтсва микобактерий и сибирязвенной палочки, особенности вызываемых ими заболеваний с микробиологической диагностикой, профилактикой и лечением ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями и характеризуется чаще всего хроническим течением, многообразтем клинических проявлений и поражений различных органов, главным образом, дыхательной системы. Лепра (проказа) – хроническое инфекционное заболевание, характеризующеесяпоражением кожи, слизистых оболочек, периферической нервнойсистемы и внутренних органов. Сибирская язва – острое инфекционное заболевание, характеризующееся тяжелой интоксикацией, лихорадкой и протекающее в виде кожной, легочной икишечной формах. 1.Общая характеристика микобактерий: а) высокое содержание липидов и миколовой кислоты; б) склонность к ветвлению (актиномицеты, подобие грибов); в) устойчивость к действию кислот, щелочей, спирта; г) плохо окрашиваютсмя анилиновыми красителями; д) медленно растут на питательных средах. Микобактериозы – заболевания вызываемые микобактериями,кроме туберкулеза и лепры. 2.История открытия возбудителей туберкулеза и сибирской язвы. В 1882 году Роберт Кох открыл туберклезную палочку. Возбудитель сибирской язвы открыт в 1849 году Полендером,чистая культура получена в 1876 году Кохом. 3.Биологические свойства возбудителей туберкулеза и сибирской язвы
3.2.На искусственных питательных средах микобактерии лепры не культивируются. 3.3.Антигенная структура микобактерий лепры: а) термостабильный антиген – полисахаридной природы; б) антиген термолабильный белковый (высоко специфичен для лепрозных палочек) 4.Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение.
ПРАК
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.01 с.) |