Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Частная бактериология. Часть 1.

Поиск

РАЗДЕЛ 1. ЧАСТНАЯ БАКТЕРИОЛОГИЯ. ЧАСТЬ 1.

 

План лекций

 

Тема Дата Лектор
1.Пиогенные кокки:стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки. 2.Возбудители кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы, сальмонеллы. 3.Возбудители кишечных инфекций: клебсиеллы, иерсинии. Возбудители холеры.    

 

План практических занятий

 

Тема Номер занятия
Методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Стафилококки. Стрептококки.  
Пневмококки. Менингококки. Гонококки.  
Эшерихии. Шигеллы.  
Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа ипаратифов А и В. Сальмонеллезы.  
Возбудители холеры. Синегнойная палочка.Протей.  
Коллоквиум (зачетное занятие)  

 

ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: «Принципы и методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.Стафилококки. Стрептококки»

ЦЕЛЬ: изкучитьосновные принципы и методы микробиологической диагностики,разобратьосновные свойства стафилококков и стрептококков, их роль в патологии,лечение и профилактику вызываемых ими заболеваний.

ПЛАН:

Содержание занятия Литература по теме
  Принципы микробиологической диагностки 1.Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с.250-263
  Методы микробиологической диагностики 2.В.Д.Тимаков, учебник, 1983, с.253- 266
  Общая характеристика пиогенных кокков.История их открытия и изучения 3.А.С.Лабинская «Микробиология»,1978, с..52-73
  Биологические свойства возбудителей 4.Методическая разработка для студентов «Принципы и методы микробиологической диагностики»
  Эпидемиология, иммунитет, диагностика 5.Лекция «Пиогенные кокки»
  Практическая работа

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Принципы микробиологической диагностики.

1.1.Эффективность лабораторной диагностики зависит от:

а) правильности выбора материала для исследования

б) сроков взятия материала от больного

в) объема проб

г) стерильности посуды для исследований

д) сокращения срока от момента взятия проб до начала исследования

Методы микробиологической диагностики

2.1.Основные методы микробиологической диагностики:

а) бактериоскопический

б) бактериологический

в) биологический

г) серологический

д) аллергологический

е) экспресс-методы

2.2.Бактериологический метод основан на: выделении чистой культуры возбудителяиз материала больногоспоследующим изучениеми идентификацией

Общая характеристика пиогенных кокков, история их открытия и изучения.

3.1.Таксономия группы пиогенных кокков:

Семейство Micrococcae род Staphylococcus

Семейство Streptococcae род Streptococcus

Семейство Neisseriaceae род Neisseria

Биологические свойства возбудителей

Признаки Возбудители
стафилококки стрептококки
А.Таксономия
Семейство Micrococcaceae Streptococcaceae
Род Stafilococcus Streptococcus
Вид S.aureus, epidermidis, saprophyticus Str.pyogenes, faecalis, и др.(21 вид)
Б.Морфология
Форма шаровидная шаровидная
Капсулы S.aureus (в организме) Str.pyogenes
Жгутики Не имеют Str.faecalis
Споры Не образуют Не образуют
В.Тинкториальные свойства
Окраска по Граму Грам(+) Грам(+)
Специальные методы окраски нет нет
Г.Культуральные свойства
Тип дыхания Факультативные анаэробы Факультативные анаэробы
Питательные среды МПБ, МПА, ЖСА, солевой бульон Бульон: сахарный, кровяной, сывороточный
Д.Оптимальные значения
рН среды, температура 7,0 –7,5; 37оС 7,6 –7,8; 37оС
Е.Антигены:
  Пептидогликан, Тейхоевые кислоты, Протеин А, Капсула, a-гемолизин Типовые М и Т белки Групповые С Видовые R
Ж.Факторы патогенности
Токсины a-,b-,g-гемолизины, лейкоцидин, эксфолиативный энтеротоксин капсул О-и S-стрептолизины Лейкоцидин Цитотоксин Эритрогенин
Ферменты Фибринолизин Гиалуронидаза Лецитиназа Нейраминидаза Стрептокиназа (фибринолизин)
Структурные и химические компоненты Капсула Протеин А М-антиген Капсула Липотейхоевые кислоты

Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение

Признаки Возбудители
Стафилококки Стрептококки
А.Эпидемиология
Источник Больной, бактерионоситель Больной, бактерионоситель
Пути передачи Воздушно-капельный Воздушно-капельный
Б.Вызываемые заболевания Гнойно-воспалительные и септические процессы, пищевые отравления Гнойно-воспалительные, ревматизм, рожистое воспаление, скарлатина
В.Поствакцинальный иммунитет нестойкий Нестойкий за исключением после перенесенной скарлатины
Г.Основной метод диагностики Бактериологический Бактериологический
Д.Специфическая профилактика Иммунизация стафилококковым анатоксином Не разработана
Д.Специфическая терапия Переливание антистафилококкововй донорской плазмы, антистафилококкового иммуноглобулина, аутовакцинация бактериофаги Стрептококковый бактериофаг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание №1. Бактериологическое исследование мазков из носа 1 этап.

Оформление протокола

Уборка рабочего места Подпись преподавателя

ПРОТОКОЛ №1

Бактериологическое исследование мазков из носа (результаты вносятся в протокол на занятиях 1- 4)

1. ЭТАП:

1.Отбор материала стерильным тампоном.

2.Посев на чашку с ЖСА

2 ЭТАП:

1.Приготовление мазка сокраской поГраму, микроскопия, зарисовка

2.Изучение характера роста на ЖСА

3.Пересев подозрительныхколонийна скошенный МПА и на МПБ

3 ЭТАП:

1.Приготовление мазка со скошенного МПА,окраска по Граму, микроскопия, зарисовка

2.Посев культуры уколом в столбики с глюкозой и маннитом

3.Постановка реакции плазмокоагуляции

4.Пересев культуры со скошенного МПА на кровяной агар

5.Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам методом стандартных дисков.

4 ЭТАП:

1.Учет биохимических свойств: ферментация глюкозы и маннита

2.Учет результатов реакции плазмокоагуляции

3.Учет гемолитической активности

Учет чувствительности к антибиотикам Идентификация стафилококков

Антибиотики Зоны задержки роста Характеристика     Признаки культуры Лецитиназа Плазмокоагулаза Гемолиз Пигментация Ферментация углеводов
      Глюкоза Маннит
                   
                   

3.Учет результатов реакции плазмокоагуляции

Вывод: у обследуемого выделен S.aureus, чувствителен к (перечень антибиотиков)


ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: «Пневмококки. Менингококки. Гонококки».

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с основными свойствами, микробиологической диагностикой, профилактикой и лечением пневмококковой, менингококковой и гонококковой инфекций.

ПЛАН:

Содержание занятия Литература по теме
  Таксономия и история открытия возбудителей пневмококковой, менингококковой, гонококковой инфекций 1.Лекция «Гноеродные кокки»  
  Биологические свойства возбудителей 2.В.Д.Тимаков, 1983, учебник, с.265-272
  Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение пневмококковой, менингококковой и гонококковой инфекций 3.Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с.263-267
  Практическая работа 4.Л.Б.Борисов, практикум, 1994, с.149-157

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Гоноррея – инфекционное заболевание, вызываемое гонококками, характеризующеся гнойным воспалением слизистых оболочек органов мочеполовой системы.

Менингококковая инфекция – инфекционная болезнь,вызываемая менингококками, проявления которой варьируют от бессимптомного носительства до тяжелых менингеальных форм.

1.Таксономия и история открытия возбудителей пневмококковой, менингококковой и гонококковой инфекций

Таксономическая единица Возбудители
Пневмококки Менингококки Гонококки
Семейство Streptococcacae Neissericacae Neissericacae
Род Streptococcus Neisseria Neisseria
Виды Streptococcus pneumonia N.meningitidis N.gonorhoeae

Вервые пневмококки описаны Пастером и Шамберланом (1881)

Выделены в чистую культуру Френкелем и Ваксельбауном (1886)

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: «Эшерихии, шигеллы»

ЦЕЛЬ: изучить основные свойства энтеробактерий, микробиологическую диагностику, лечение и профилактику эшерихиозов и дизентерии.

Содержание занятия Литература по темам
  Обшая характеристика энтеробактерий Лекция «Возбудители кишечных инфекций»
  Таксономия и биологические свойства эшерихий и шигелл Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с. 280-282
  Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение В.Д.Тимаков, учебник, 1983, с. 204- 211
  Практическая работа Л.Б.Борисов, практикум, 1993, с.139-144

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Эшерихиозы – инфекционные заболевания, возбудителями которых являются энтеропатогенные кишечные палочки.

Дизентерия (шигеллез) – инфекционное заболевание, вызываемое бактериями рлода Shigella, протекающее преимущественно с поражением толстого кишечника.

ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: «Сальмонеллы- возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Сальмонеллезы»

ЦЕЛЬ: ознакомитьстудентов с основными свойствами сальмонелл, микробиологической диагностикой, специфической и неспецифической профилактикой и основными приниципами лечения вызываемых ими заболеваний.

ПЛАН:

Содержание занятия Литература по теме
  Таксономия и история открытия сальмонелл Лекция «Возбудители кишечных инфекций: эшерихии, сальмонеллы»
  Биологические свойства сальмонелл 2.Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с.273-279
  Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая и неспецифическая профилактика, основные принципы лечения заболеваний 3.В.Д.Тимаков, учебник, 1983, с.279-286
  Практическая работа 4.Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с.181-188 5. Л.Б.Борисов,практикум, 1993, с. 144-149 6.М.П.Зыков, практикум, 1977, с.186-204

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Брюшной тиф – острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением лимфоидных тканей кишечника, лихорадкой, интоксикацией, бактериемией. Паратифы А и В по клинике и патогенезу сходны с брюшным тифом.

Сальмонеллезы – острые инфекционные заболевания, протекающие в виде гастроэнтеритов у взрослых больных и токсико-септическойинфекции у детей.

Биохимическая активность

Виды сальмонелл Расщепление сахаров Образование
глюкоза лактоза сахароза маннит мальтоза индол сероводород
S.typhi К - - К К - +
S.parathyphy A КГ - - КГ КГ - -
S.parathyphy B КГ - - КГ КГ - +

3.Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая и неспецифическая профилактика,основные принципы лечения заболеваний, вызываемых сальмонеллами

3.1.Эпимидемиология, иммунитет, специфическая профилактика и лечение

Признаки Основные характеристики
А.Эпидемиология
Источник инфекции Больные,бактерионосители, животные
Механизм заражения Фекально-оральный
Пути передачи Контактный, алиментарный, водный
Б.Заболевания, вызываемые сальмонеллами Брюшной тиф, паратифы А и В, сальмонеллезы
В.Постинфекционный иммунитет
При брюшном тифе Гуморальный, длительный, напряженный
При паратифах Гуморальный, длительный, напряженный
При сальмонеллезах Непродолжительный, нестойкий
Г.Специфическая профилактика Вакцина ГАВte, брюшнотифозная спиртовая, вакцина, обогащенная Vi-антигеном, Вакцина НИИСИ
Д.Специфическая терапия Брюшнотифозный бактериофаг

3.3.Наиболее часто встречающиеся возбудители сальмонеллезов S.enteritidis, S.typhymurium, S.nfantis, S.choleraesuis, S.panama, S.derby

3.4. Главные источники сальмонеллезов животные, птицы, люди (больные и бактерионосители)

3.5.При микробиологической диагностике с учетом особенностей патогеназа тифо-паратифозных заболеваний у больных берется следующий материал:

- на 1-й неделе заболевания кровь на посев

- на 2-й неделе заболевания желчь, моча, испражнения

- на 3-й неделе заболевания желчь, моча, испражнения

- на 4-й неделе заболевания желчь, моча, испражнения

- на 4-6 - й неделе заболевания желчь, моча, испражнения

Начиная со 2-й недели заболевания производятся серологические исследования по выявлению в сыворотке крови специфических антител.

3.6.Сероидентификация культур,выделенных от больных,производится в реакции агглютинации на стекле с препаратами диагностическими сыворотками.

3.7.Серодиагностика при подозрении на тифо-паратифозные заболевания проводится с применением следующих серологических реакций: Видаля.

3.8. Серодиагностика с целью выявления бактерионосительства реакция агглютинации с Vi-антигеном, РПГА с Vi-диагностикумом.

Для установления рода сальмонелл – р.агглютинации с адсорбированной поливалентной сывороткой (A, B, C, D, E)

Для определения серогрупп – ставят реакцию отдельно с каждой их монорецепторных сывороток, которые входят в поливалентную в качестве ее составляющих компонентов.

Для установления серотипа – с Н-сывороткой (I фазы)

Среда Ресселя:Среда Олькеницкого

1% лактоза 1% лактоза 0,02 соли Мора

0,1% глюкозы 1% сахароза 0,03 гипосульфита натрия

0,1% глюкозы –при образовании сероводорода наблюдается почернение

При из-за небольшого количества глюкозы ее сбраживание наблюдается только в столбике, при сбраживании лактозы (присутствует в большой концентрации) – как в столбике, так и в косяке

3.9.Диагностические препараты

Антигены: брюшнотифозный О-антиген, Н-антиген, Vi-антигенг, п/т А, п/т В,

Эритроцитарные диагностикумы О-, Н-, Vi-

Сыворотки для сероидентификации

Групповые (поли- и моноспецифические)

Типовые (моно- и полиспецифические)

3.10.Кожно-аллергическая проба при подозрении на брюшной тиф ставится с препаратом эбертин.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Задание №1.

Бактериологическое исследование мазков со слизистой носа 3-й этап (см.протокол №1)

 

Задание №2.

3-й этап бактериологического исследования испражнений больногос подозрением на колиэнтерит.

А)учет результатов посева на среду Ресселя;

Б)микроскопия мазка, окрашенного по Граму;

В)РА с типовыми противоэшерихиозными сыворотками

 

Задание №3.

3-й этап бактериологического исследования крови больного с подозрением на брюшной тиф (метод гемокультур)

А)характер роста на среде Плоскирева

Б)мазок из подозрительной (бесцветной) колонии, окраска по Граму, микроскопия

В)пересев подозрительных (бесцветных) колоний на среду Олькеницкого.

Задание№4.

Серологическое исследование крови больного при подозрении на тифо-паратифозное заболевание. Постановка реакции Видаля.

Компоненты реакции

1.Сыворотка крови больного 1:10

2.Физиологический раствор

3.Диагностикумы:

- брюшного тифа О;

- брюшного тифа Р;

- паратифа А;

- паратифа В. Приготовление кратных разведений 1:100, 1:200, 1:400.1:800 и т.д.

После приготовления указанных разведений во все пробирки добавляют по 2 капли диагностикума, встряхивают для перемешивания и помещают для инкубации в термостат на 24 часа при 22оС.

Учет результатов реакции

  Компоненты   Разведения сыворотки Контроль диагностикума Контроль сыворотки
1:100 1:200 1:400 1:800
1-й ряд-брюшной тиф-О 4+ 3+ 2+ 1+    
2-й ряд-брюшной тиф-Н 2+ 1+        
3-ряд-паратиф А            
4 ряд-паратиф В            

Вывод В сыворотке обнаруженыантитела к О-антигену сальмонеллы брюшного тифа в титре 200. У больного – стадия разгара заболевания


ЗАНЯТИЕ №5

ПЛАН

Содержание занятия
  Таксономия и история открытия холерного вибриона, синегнойной палочки,протея
  Биологические свойства возбудителей
  Эпидемиология,иммунитет, диагностика,специфическая профилактика и лечение
  Практическая работа

Холера – острое инфекционное заболевание с тенденцией к эпидемическому и пандемическому распространению, протекающее по типу острого гастроэнтерита с резкими нарушениями водно-солевого и белкового обмена, обезвоживанием и тяжелой интоксикацией.

1.Таксономия и история открытия холерного вибриона, синегнойной палочки и протея.

Таксономия

Семейство: Vibrionaceae Pseudomonacae Enterobacteriaceae

Триба: Proteae

Род: Vibrio Pseudomonas Proteus

Вид: V.cholerae Ps.aeruginosa Pr.vulgaris

V.eltor Pr.mirabilis

Биовары: Pr.morganii

V.cholerae Pr.rettgeri

V.eltor Pr.insonstans

V.proteus

V.albensis

1.2.Классический холерный вибрион впервые был обнаружен, выделен в чистом виде и изучен Р.Кохом в 1883 году. В 1900 году из трупа паломника выделен вибрион Эль-Тор Гетшлихом.

2.Биологические свойства возбудителей

Признаки Возбудители
Холеры Синегнойная палочка Протей  
1.Морфология
Форма изогнутая палочка палочка палочка
Капсула не имеют Капсулоподобная слизь не имеют
Жгутики монотрихи монотрихи перитрихи
Споры Не образуют Не образуют Не образуют
2.Тинкториальные свойства
Окраска по Граму Грам(-) Грам(-) Грам(-)
3.Культуральные свойства
Тип дыхания Строгий аэроб Строгий аэроб Факультативный анаэроб
Питательные среды Щелочной агар МПА, МПБ МПА, МПБ
pH среды 8,0 – 9,0 7,2 – 7,5 7,2 – 7,4
Температура 37оС 37оС 37оС
4.Антигены
  Н-видоспецифические О-типоспецифические Серогруппа О1: Варианты Огава (АВ) Инаба(АС)Гикошима (АВС) О - 27 типов Н – 6 типов Н, О, перекрестно реагируют с риккетсиями
5.Факторы патогенности
Токсины А)эндоктоксин Б)экзотоксин(энтеротокисн,холероген), компонеты А и В, В)фактор проницаемости Экзотоксины (гемолизин, гистотоксин А, лейкоцидин) Эндотоксин
Ферменты Нейраминидаза, муциназа, гиалуронидаза, гемолизин Коллагеназа, протеиназа, нейраминидаза  
Структурные и химические компоненты   Капсулоподобная слизь  
         

3.Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение

Признак Возбудители
Холеры Синегнойная палочка Протей
1.Эпидемиология
Источник заражения Больной, вибрионоситель Больной, бактерионоситель Больной, бактерионоситель
Механизм передачи Фекально-оральный Фекально-оральный Фекально-оральный
Пути передачи Водный, алиметарный, контактный контактный Контактный, алиментарный
2.Вызываемая патология
  холера Гнойно-воспалительнгые заболевания, пищевые отравления Гнойно-воспалительнгые заболевания, пищевые отравления
3.Постинфекцилонный иммунитет Стойкий, продолжительный Нестойкий Видоспецифический
4.Основной метод диагностики Бактериологический Бактериологический Бактериологический
5.Специфическая профилактика Химическая вакцина,холероген-анатоксин, холероген-анатоксин в сочетании с О-антигеном холерного вибриона Вакцины живые, убитые, рибосомальные, Н-жгутиковые,поливалентные Коли-протейный бактериофаг
6.Специфическое лечение Бактериофаги Гипериммунная антисыворотка Коли-протейный бактериофаг

3.2.Основное звено патогенеза при холере – активное действие энтеротоксина на аденилатциклазу слизистой кишечника, что влечет за собой увеличению цАМФ с выходом солей и воды в просвет кишечника.

3.3.Первый предварительный ответ выдается по результатам предварительной ориентировочной микроскопии.

3.4.Второй предварительный ответ выдается через 5-6 часов после микроскопии препарата «раздавленной» или «висячей» капли из пленки, полученной на щелочной пептонной воде.

3.5.Окончательное заключение о выделении и идентификации холерных вибрионов дают через 36-48 часов на основании комплексного изучения основных биологических свойств возбудителя.

3.6.Сероидентификация культуры производится по ее агглютинабельным свойствам с противохолерной О-сывороткой и типовыми агглютинирующими сыворотками Инаба и Огава.

3.7.Сероидентификация является вспомогательным методом исследования и применяется для ретроспективной диагностики холеры, выявления вибрионосительства и оценки напряженности постинфекционного и поствакцинального иммунитета.(РА, РНГА, реакция лизиса).

4.Практическая работа студентов

Задание №3. Бактериологическое исследование крови при подозрении на тифо-паратифозное заболевание (метод гемокультуры)IV этап

Ход работы:

1.Учет ферментации углеводов на среде Ресселя с маннитом.

2.Приготовление мазка со скошенного агара, окраска по Граму.

3.Постановка РА смонорецепторнымисыворотками О-9, О-2, Н-d.

4.Заключение.

Задание №4. Серологическое исследование крови больного при подозрение на тифо-паратифозное заболевание (реакция Видаля).II этап

1.Учет реакции Видаля (см.протокол соответствующего занятия)

Задание №5.Микроскопия демонстрационного мазка холерного вибриона,окраска по Граму, зарисовка.


ЗАНЯТИЕ №6

КОЛЛОКВИУМ «Частная микробиология, часть 1»

ВОПРОСЫ

1.Методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, их сущность.

2.Стафилококки,их основные свойства.

3.Роль стафилококков в развитии инфекционной патологии (эпидемиология, патогенез)

4.Иммунитет, специфическая профилактика и терапия стафилококковых инфекций.

5.Микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций.

6.Стрептококки и их основные свойства.

7.Роль стрептококков в инфекционной патологии (эпидемиология, патогенез скарлатины, ревматизма)

8.Иммунитет, специфическая профилактика и терапия стрептококковых инфекций.

9.Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций.

10.Пневмококки, основные свойства.

11.Роль пневмококков в инфекционной патологии. Иммунитет. Специфическая профилактика и терапия.

12.Микробиологическая диагностика пневмококковых инфекций.

13.Менингококки. Основные свойства.

14.Роль менингококков в инфекционной патологии. Иммунитет. Специфическая профилактика и терапия.

15.Микробиологическая диагностика менингококковых инфекций.

16.Гонококки. Основные свойства. Роль в патологии.

17.Микробиологическая диагностика гонорреи.

18.Гнойно-воспалительные заболевания, вызываемые протеем, синегнойной и кишечнойпалочками.

19.Семейство кишечных бактерий. Общая характеристика.

20.Эшерихии. Основные свойства.

21.Роль эшерихий в физиологии и патологии человека.

22.Микробиологическая диагностика эшерихиозов.

23.Шигеллы. Основные свойства. Роль в развитии патологии.

24.Дизентерия. Патогенез. Эпидемиология. Иммунитет. Специфическая профилактика и терапия.

25.Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии.

26.Сальмонеллы. Основные свойства.

27.Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Их основные свойства.

28.Эпидемиология,патогенез, иммунитет при брюшном тифе и паратифах. Специфическая профилактика и терапия указанных инфекционных заболеваний.

29.Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В.

30.Холера.Основные свойства возбудителей холеры.

31.Эпидемиология и патогенез холеры.

32.Иммунитет, специфическая профилактика и терапия при холере.

33.Микробиологическая диагностика при холере.

34.Кишечный иерсиниоз.


РАЗДЕЛ 2 ЧАСТНАЯ БАКТЕРИОЛОГИЯ

План практических занятий

Тема Номер занятия
Возбудители анаэробных инфекций: газовой гангрены, столбняка, ботулизма. Вейлонеллы, бактероиды, фузобактерии, пропионибактерии  
Дифтерийная палочка. Бордетеллы.  
Возбудители туберкулера, микобактериозов, лепры. Сибирязвенная палочка  
Возбудители зоонозных заболеваний: чумы, туляремии, бруцеллеза, псевдотуберкулеза  
Риккетсии. Хламидии. Микоплазмы.  
Спирохеты – возбудители сифилиса, лептоспирозов, возвратного тифа  
Коллоквиум  

ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: «Возбудители анаэробных инфекций: газовойгангрены, столбняка, ботулизма. Вейлонеллы, бактероиды, фузобактерии, пропионибактерии. Пищевые отравления бактериальной этиологии»

ЦЕЛЬ: Изучить биологические свойства возбудителей столбняка, газовой гангрены, ботулизма, патогенеза вызываемых ими заболеваний; освоение принципов ихмикробиологической диагностики, профилактики и лечения; ознакомление с биологическими свойствами неспорообразующих анаэробныхбактерий, их ролью в патологии человека; изучение этиологии, лабораторной диагностики бактериальных пищевых отравлений.

ПЛАН:

Содержание занятия Литература по теме
  Таксономия и история открытия спорообразующих возбудителей анаэробных инфекций 1.Лекция «Возбудители анаэробных инфекций»
  Биологические свойства возбудителей 2.В.Д.Тимаков, учебник, 1983, с.323-340
  Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение 3.Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с.327-340
  Неспорообразующиеанаэробные бактерии 4.Л.Б.Борисов, практикум, 1993, с.122-123, 132-139
  Пищевые отравления бактериальной этиологии (доклад) 5.Л.Б.Борисов, практикум, 1984, с.131-132, 141-149
  Практическая работа 6.М.П.Зыков, практикуми, 1977, с.157-165 7.Кафедральные методические рекомендации «Микробиологическая диагностика пищевых отравлений бактериальной этиологии», 1992

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Газовая гангрена – раневая инфекция, вызываемая возбудителями газовой гангрены, характеризующаяся общей интоксикацией,некрозом тканей, их распадом, часто с образованием газа.

Столбняк – тяжелая раневая инфекция, вызываемая Clostridium tetani, характеризующаяся поражениемнервной системы, приступами тонических и клонических судорог.

Ботулизм – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся интоксикацией организма с преимущественным поражением ЦНС, возникающая в результате употребления в пищу продуктов, обсемененных токсинами Clostridium botulinum.

Пищевые отравления бактериального происхождения – острые (реже хронические) неконтагиозные заболевания, возникающие в результате употребленияпищи, массивно обсемененной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсичные вещества микробного происхождения. Характеризуются явлениями острого гастроэнтерита и интоксикацией.

ЗАНЯТИЕ №8

ЗАНЯТИЕ № 9

ТЕМА: «Возбудители туберкулеза, микобактериозов, лепры. Сибирязвенная палочка»

ЦЕЛЬ: изучить основные биологические свойтсва микобактерий и сибирязвенной палочки, особенности вызываемых ими заболеваний с микробиологической диагностикой, профилактикой и лечением

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Содержание занятия Литература по теме
  Общая характеристика микобактерий 1.Лекция «Микобактерии –возбудители туберкулеза и лепры», «Возбудители зоонозов»
  Таксономия и история открытия возбудителей туберкулеза, лепры и сибирской язвы 2.В.Д.Тимаков, учебнтк, 1983, с.318-322,348-354
  Биологические свойства возбудителей 3.Л.Б.Борисов, учебник, 1994, с.305-307, 311-318
  Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение 4.Л.Б.Борисов, практикум,1993, с.191-196, 205-207
  Практическая работа 5.Л.Б.Борисов,практикум, 1984, с.163-169, 208-215 6.М.П.Зыков, практикум, 1977,с.174-181, 231-237

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями и характеризуется чаще всего хроническим течением, многообразтем клинических проявлений и поражений различных органов, главным образом, дыхательной системы.

Лепра (проказа) – хроническое инфекционное заболевание, характеризующеесяпоражением кожи, слизистых оболочек, периферической нервнойсистемы и внутренних органов.

Сибирская язва – острое инфекционное заболевание, характеризующееся тяжелой интоксикацией, лихорадкой и протекающее в виде кожной, легочной икишечной формах.

1.Общая характеристика микобактерий:

а) высокое содержание липидов и миколовой кислоты;

б) склонность к ветвлению (актиномицеты, подобие грибов);

в) устойчивость к действию кислот, щелочей, спирта;

г) плохо окрашиваютсмя анилиновыми красителями;

д) медленно растут на питательных средах.

Микобактериозы – заболевания вызываемые микобактериями,кроме туберкулеза и лепры.

2.История открытия возбудителей туберкулеза и сибирской язвы.

В 1882 году Роберт Кох открыл туберклезную палочку. Возбудитель сибирской язвы открыт в 1849 году Полендером,чистая культура получена в 1876 году Кохом.

3.Биологические свойства возбудителей туберкулеза и сибирской язвы

Признаки Возбудители
туберкулеза сибирской язвы
А.Таксономия
Порядок Actinomecitales  
Семейство Mycobacteriaceae Bacillaceae
Род Mycobacterium Bacillus
Вид M.tuberculosis M.bovis M.africanus Bacillum antracis
Б.Морфология
Форма Полиморфные палочки Палочки с обрубленными концами
Капсула микрокапсула имеется
Жгутики нет нет
Споры Не образуют Центрально расположены
В.Тинкториальные свойства
Окраска по Граму Грам(+) Грам (+)
Специальные методы окраски По Цилю-Нильссену По Ожешке
Г.Культуральные свойства
Тип дыхания аэробы Факультативные анаэробы
Питательные среды Левенштейна-Иерсена, Петраньяни МПА, МПБ
рН среды, температура 6,8-7,2 7,2-7,6
Д.Антигены Белковые, полисахаридные О-соматический (ПСХ), Термостабильный, К-белковый (протективный)
Е.Факторы патогенности
Токсины   Экзотоксин
Ферменты Лецитиназа, миколовая кислота Протеаза
Структурные и химические компоненты Корд-фактор, ПСХ, фосфолипиды, воск, туберкулопротеиды капсула

3.2.На искусственных питательных средах микобактерии лепры не культивируются.

3.3.Антигенная структура микобактерий лепры:

а) термостабильный антиген – полисахаридной природы;

б) антиген термолабильный белковый (высоко специфичен для лепрозных палочек)

4.Эпидемиология, иммунитет, диагностика, специфическая профилактика и лечение.

Признаки Возбудители
туберкулеза сибирской язвы
А.Эпидемиология:
Источник Больной человек, животные, птицы Крупный имелкий рогатый скот, свиньи, олени, ослы
Пути передачи Контактынй, бытовой, воздушно-капельный Контактный, аэрогенный
Б.Вызываемые заболевания туберкулез сибирская язва
В.Постинфекционный иммунитет Нестерильный, клеточный Наряженный, длительный, антимикробный и антитоксический
Г.Основной метод диагностики Бактериологический Бактериологический
Д.Специфическая профилактика Вакцина БЦЖ Живая сухая вакцина,
Е.Специфическое лечение   Противосибирязвенная сыворотка, иммуноглобулин (доноские и гетерогенные)

ПРАК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.01 с.)