Психосоматика во всеобъемлющем смысле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоматика во всеобъемлющем смысле



Психосоматика во всеобъемлющем смысле ориентируется на со-циокультурную сферу, которая с определенных позиций отра­жает четыре области переработки конфликтов. К ним мы отно­сим сферы индивидуума, науки, культуры, политики, эконо­мики, религии и мировоззрения. Все эти сферы включаются в жизнедеятельность человека. По своему содержанию они фор­мируются неодинаково, в зависимости от культурных условий, уровня развития и конкретной ситуации. Они не постоянны и пересматриваются и расширяются при каждой встрече с новым человеком, с другой культурой. Это транскультурное измере­ние данной модели (Peseschkian, 1983, S. 233—246). Метод по­зитивной психотерапии мы развиваем так же, как ответ на эти вопросы.

Как мы уже видели при рассмотрении психосоматики в узком и широком смысле, на соматически-душевное равновесие человека влияет множество факторов, имеющих значение для возникновения, течения и прогноза заболевания. Психосомати­ка во всеобъемлющем смысле наряду с соматически-душевным взаимовлиянием рассматривает также общественную структуру условий, в которых живет человек и с учетом которых стано­вятся понятными реакции окружающего мира на него и, наобо­рот, его реакции на окружающий мир.

Симптом проявляется вовсе не в «безвоздушном пространст­ве». Судьба симптома как при его возникновении, так и при дальнейшем развитии зависит от того, что обусловило его про­явление, какое значение ему приписывается, каков характер его требований и как он влияет на жизненную ситуацию Таким об­разом, мы можем говорить о социопсихосоматпческом подходе.

Позитивная психотерапия предлагает ответ на эти проблем­ные вопросы, учитывая вышеназванные сферы для понимания психосоматики во всеобъемлющем смысле

а) Сфера индивидуума

Три вещи образуют медицину:

болезнь, больной ч врач. Любое врачебное искусство будет, однако, напрасным, если больной не будет сотрудничать со своим врачом.

(Парацельс)

Каждый человек обладает множеством способностей и возмож­ностей, с которыми он приходит в жизнь, не дифференцируя еще как способности к познанию и любви, и которые развива-

ются на протяжении его жизни в зависимости от требований ок^ ружающего мира и значимости его способностей. Эти способ^ ности касаются когнитивной и эмоциональной сферы, а также общего способа реагирования организма. Человек, который и отличие от животного обладает способностью самовосприятия а. формирования образа самого себя, может устанавливать отно* шение к своему телу так же, как и к своим эмоциональным и когнитивным способностям. С возрастанием его самостоятель< ности он учится обращаться с самим собой. Поскольку темой нашей работы является психосоматика, нам особенно интересно понять, какие контакты мы устанавливаем со своим телом, как мы вступаем с ним во взаимоотношения и обращаемся с ним. Под этим мы подразумеваем формирование отношения к боли, еде, движению, спорту, сексуальности, эстетике, атлетике, сну, здоровью и болезни. Организмом при этом является не только то, что мы понимаем как самих себя или совокупность органов, а еще и носители тех сфер, благодаря которым возможно это восприятие, — ощущения.

Вывод. Индивидуум осознает свою собственную интегрирован-ность и целостность. Хотя на человека влияют многие факторы, тем не менее он всегда остается самим собой. С одной стороны, он обладает возможностью воздействовать на самого себя, быть активным, быть включенным в происходящее; с другой — ин­дивидуум может быть пассивным, подверженным всевозмож­ным влияниям, и формироваться, изменяться, развиваться и воспитываться за счет этого. Мне кажется важным иметь в виду обе эти способности, которые не исключают друг друга, а взаи-модополняют. Человек не Бог, который может сотворить все самостоятельно, но он и не аморфная масса, которая должна ждать, что из нее что-то создадут.

б) Сфера науки

Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок с естественными науками, а Бога — с религией.

, (Макс Планк)

Наука — это важный посредник в современном познании мира. Она учит нас постигать логику различных жизненных сфер. Наука часто пытается создать представление, что ее предпосылки и заключения происходят из «здравого рассуд­ка», который в одинаковой степени присущ каждому челове­ку. Однако такое понимание вводит в заблуждение, потому что предрасположение к науке, выбору ее тематической об­ласти, к постановке вопросов и методам зависит от состояния здоровья, общественных, мировоззренческих и религиозных предпосылок (Peseschkian, 1983, S.76-88; Deidenbach, 1990, S.225-227).

Медицинское мышление также связано с экономико-техни­ческим развитием и конкретной исторической ситуацией. В ре­лигиозное время средних веков, например, на первом плане стояла душа, и именно религиозная душа, а не понятие психи­ческого из психологии. Вмешательства в деятельность организ­ма были предусмотрены в соответствии с социальной иерархией цирюльниками, палачами, лекарями и повитухами. Высоко чти­лась молитва как средство лечения. В современной ситуации произошли принципиальные изменения. В условиях промыш­ленной революции и познаний механики были попытки (со вре­мен Декарта) представить человека как почти механическое су­щество, аналогичное высокоорганизованной машине. Затем с прогрессом в области анатомии и физиологии и развитием химии и биохимии человек стал восприниматься как «химичес­кое производство». Новые электронные счетчики оказывают влияние на наше сегодняшнее мышление. С этой точки зрения человек представляется как сложное саморегулирующееся ком­пьютерное устройство, устанавливающее тесные связи с други­ми информационными системами.

Каждая из этих ступеней развития была необходима для прогрессирования способности к познанию. В моменты своего наивысшего расцвета она вырабатывала особый подход, претен­довавший на исключительность. То, что раньше ценилось высо­ко, оказывалось устаревшим. При этом новый метод абсолюти­зировался. Так же как в зависимости от развития науки по-раз­ному формировался подход к человеку как к духовному суще­ству, механическому автомату, химическому производству, пучку рефлексов, жертве бессознательного, суперроботу, гос­подствующие научные взгляды и сегодня предлагают различ­ные возможности восприятия и обращения с самим собой, окру­жающими и пациентами.

Вывод. Не только неличностное, социально-экономическое, политическое, промышленное и научное развитие ответствен­но за возникновение психосоматических заболеваний, но и наши собственные желания удобств, наше привычное поведе­ние, наша готовность к размышлениям над отдаленным буду­щим, основанная на прогрессе, потребность в достижениях и наша готовность к риску. Этими факторами опосредуются процессы, прямо влияющие на наш организм. Последние при­меры этого — катастрофа с ядерным реактором в Чернобыле (1986) и так называемые выбросы на химических производст­вах. Здесь встает вопрос об ответственности, с одной сторо­ны, научных работников (Peseschkian, 1983, S.240—243), с другой — всех жителей Земли, которые участвуют или хотят участвовать в научном прогрессе. С чем люди готовы мирить­ся? Это опять же зависит от социокультурной, экономичес­кой, политической, а также господствующей научной и рели­гиозной данности.

в) Социокультурная сфера

Вы все листья одной веткь и плоды одного дерева.

(Баха'у'ллаУ

При транскультурном процессе мы работаем с принятыми в оп­ределенной культуре концепциями, нормами, представлениями о мире, стилями поведения, интересами и перспективами. Такой подход охватывает свойственные популяции сущНостные черты. Сюда же относятся и возможности мыслимого и допус­тимого отношения к своему собственному телу, способ воспри­ятия болезни, возможности переработки конфликта в традици­онном понимании и компромиссы наиболее часто встречающе­гося коллективного стиля поведения.

С ростом межкультурных взаимодействий эмигранты между тем заняли в Западной Германии места приезжих рабочих. Обычно под этим подразумеваются беженцы, которые чувство­вали себя на своей родине по политическим, экономическим и | религиозным мотивам в опасности. В большинстве своем они] совершенно неподготовленными приезжают в абсолютно иную культурную систему, которая со своей стороны, несмотря на всю свою настроенность на гуманитарную помощь, все-таки Hej способна их принять. Дилемма беженцев может быть описана! так: они не согласны с политической обстановкой в своей стра­не; это, однако, не означает, что они отрицают и свои культур-, ные традиции и собираются перенять традиции новой культу-1 ры. Это начинается с особенностей пищевого поведения, рас-;

пространяется на отношение к работе, традиционное значение^ семьи и контактов с другими людьми и заканчивается различ­ными религиозно-мировоззренческими убеждениями.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что люди в подобно­го рода ситуациях реагируют заболеваниями. Консультирую-;

щие при этом врачи обычно оказываются некомпетентными. Они не говорят на языке больного, не знают его нравов и обы­чаев, его семейной обстановки и его обусловленного религиоз­ными представлениями ритма жизни; зачастую они не представ- j ляют себе, насколько велики экономические неурядицы и боль, которые принесло расставание с родиной. На этом фоне может случиться так, что симптомы будут проявляться совсем иначе, чем у немецкого пациента. Беспомощность врача обусловлена отделяющей его от пациента бездной. Насколько часто это встречается в нашей повседневной жизни, показывают следую­щие аспекты:

«Аспекты, мирового кладбища»

В книге «Будущее в наших руках», написанной основателем Club of Rome Aurelio Peccei (1981), перечислены следующие моменты как «существенные негативные факторы, лежащие в

основе всемирной проблематики и неизбежно приводящие чело­вечество в их комбинации на путь упадка» (с нашей стороны приводятся и другие показатели и дополнения из бахаистского заявления о мире, 1985): рост населения — отсутствие планов и программ для удовлетворения элементарных потребностей че­ловечества — разрушение биосферы — кризис мирового хозяй­ства — гонка вооружений — пренебрежение глубокими соци­альными противоречиями — анархическое хозяйственно-техни­ческое развитие — моральный износ и старение институтов — противоречия между Востоком и Западом — недостаток мо­рального и политического руководства.

«Аспекты мира в мире^

Создание союзов наций и ООН — независимость, получен­ная со времен второй мировой войны многими народами земли

— рост совместной деятельности в международных мероприя­тиях — возрастающая тенденция национальных групп к укреп­лению их отношений и облегчению, таким образом, их взаимо-дейстйия — создание интернациональных гуманитарных орга­низаций — расширение женского и молодежного движения, требующего предотвращения войны — увеличение числа про­грамм обмена, способствующих взаимопониманию между наро­дами — достижения в области науки и технологии — принятые в ООН декларации и соглашения — заключительное коммюни­ке в Хельсинки — декларация СБСЕ в Париже в ноябре 1990 г.

— общий рост сознательности и формирование «мирового со­знания».

Вывод. Конечно, эти движения и группы — только начало. Слишком часто национальный эгоизм, личная выгода и стрем­ление к власти препятствуют успеху, но, без сомнения, мы видим тенденцию к взаимопониманию. Все эти усилия являют­ся обнадеживающими факторами мира в мире. Даже когда при­веденные обстоятельства кажутся слишком глобальными, каж­дый раз оказывается, что индивид активно или пассивно реаги­рует на них с. различной степенью эмоционального участия. Это важно для того, чтобы осознать в русле транскультурной пси-хосоматики в широком смысле влияние фундаментальных во­просов будущего на человечество.

Говоря иными словами, важно, чтобы каждый сохранил свой родной язык, но при этом научился бы говорить на таком языке, с помощью которого он смог бы понять остальных. Такой «язык» пытается создать транскультурная психотерапия как метакоммуникация, как коммуникация над конфликтами.

Транскультурное общение прежде всего относится к сфере деятельности политиков, которые сделали это делом своей жизни, которые имеют право принимать решения за многих и несут ответственность за группы, которые они представляют.

4-1493 97

Таким образом, они приняли на себя жизненно важные дл$ всех задачи. Их сфера деятельности многопланово детермини-| рована кругом интересов выдвинувших их групп, их кратковре-| менными и долгосрочными целями, связанными с этим опасе-| ниями и личными способностями и проблемами. Действия по-| литика определяются и тем, в какое время и в какой культуре| он вырос, какую меру национального тепла и внимания полу-| чил в семье, какие отношения сформировались у него с окружа-| ющими людьми и какое значение при этом для него имеют | люди. Кроме того, решающими являются представления о| смысле, которые он усвоил в религии и мировоззрении, и воз-| можности науки и технологии, которыми он располагает.

г) Религиозно-мировоззренческая сфера

Первый глоток- из чаши} науки оелает атеист, но на \ твердой почве ждет Бог. \

(Вернер Хайсснберг) |

Почти во всех религиозных и мировоззренческих системах бо-| лезням отводится особая роль. Болезни — это ключевые ситуа-] ции человеческого бытия. В зависимости от религиозно-миро-j воззренческой и философской ориентации болезнь может рас-1 сматриваться как наказание за грехи, милость, чистая случай-j ность, посланное Богом испытание или предопределенная неиз­бежная судьба Исходя из этого мы располагаем возможностя- \ ми принимать болезнь, бежать от нее или искать в ней исцеле-1 ние. Это относится не только к больному, но и к терапевту, I врачу, который в известной степени выступает мультипликато- \ ром концепции болезни. Не случайно в прежние времена врач i идентифицировался со священником. С этой точки зрения] важно, чтобы врач и психотерапевт осознавали свои собствен-1 ные религиозно и мировоззренчески обусловленные концепции | заболеваний, ставили вопрос о смысле болезни и смысле жизни | и критически'подходили бы к собственным установкам. То, что „ этика поведения существенно зависит от религиозно-мировоз­зренческих убеждений, уже признано многими учеными и с | большей или меньшей эффективностью распространяется на их \ деятельность.

В зависимости от того, живет ли человек в промышленно или аграрно ориентированном обществе, в социалистической. или капиталистической системе, родился ли он немцем, амери-;

канцем, австралийцем, японцем, персом, итальянцем, испанцем, и т.д., является ли он буддистом, индуистом, мусульманином, православным или католическим христианином, пиетистом, баптистом, кальвинистом, иудаиетом, бахаистом и т.д., тракту­ет он свое здоровье и свою болезнь (рис. 9). Различные степени \ свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности выбора,

Рис.9. Религия и современный человек Каждая религия дает человеку столь­ко, сколько он может понять в соответствии со своим развитием Учения древних религии, несмотря на их противоречия с познаниями нашего време­ни, не являются ошибочными — они несвоевременны (Peseschkian, 1983, S70)

имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоен­ными человеком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жизненной философии и религии^. Вера, религия и мировоззрение, которые могут считаться общей системой отношений (базовая концепция) для установок и по­ведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-ми­ровоззренческие установки могут рассматриваться как фоновая информация об отношении к сексуальности (сексуальные по* требности и запреты, ритуалы сексуального поведения), о вос­питании (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавто­ритарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о про­фессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение челове­честву, самовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач), о партнерских

отношениях (равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспита-| ния детей, как ячейки общества, как единства удовольствия,! как объединяющего предписания), о социальных контактах| (установившиеся социальные отношения, например, в индий-| ских кастах или в поведении социальных групп, слоев и клас­сов по отношению друг к другу, религиозно-мировоззренческие предписания в ситуациях общения, например, совместная мо­литва, общинные праздники, хоровое пение, медитации или труд, требования социального аскетизма; ср.: Peseschkian,. 1983).

Вывод. У многих в Западной Европе преобладает ощущени< «неловкости в культуре»: они напуганы односторонностью в враждебностью науки, разочарованы несвоевременной культур-j ной жизнью и далекой от граждан политикой и не находят при-| станища в традиционных религиях и мировоззренческих систе-| мах. Им остается только углубиться в самих себя и в себе ис-| кать новые ориентиры. |

Религия как исцеляющее средство, данное человеческому суще-| ству. Но она только тогда может иметь смысл, когда соответст-j вует требованиям, потребностям и необходимости человека и| учитывает развитие (принцип времени), относительность и| единство. Если неправильно понятая религия ведет к расстрой-1 ствам, фиксациям, замедлению развития, закоснелости интел-J лектуального процесса, она бессмысленна: как Фейербах назы-| вал ее патологией вместо теологии, Маркс и Энгельс говорили| о религии как об опиуме для народа и Фрейд в карикатурной| форме представлял ее как меру защиты (Versicherungsanstalt). |

Религия, как мы уже говорили, затрагивает вопросы о смыс-| ле жизни. Действительно, там, где потеряны доверие, надежда| и смысл, мы всегда можем обнаружить нарушенные отношения| к религии и церкви. В этом играет роль целый ряд недоразумё-jj

НИИ:

разногласие: вера — религия — церковь;

разногласие: фатальная и обусловленная судьба;

разногласие: врожденный — приобретенный;

разногласие: смерть.

Можно обоснованно сказать, что многие ученые открыто прояв-i ляют свое отношение к религии. Из множества размышлений на^ эту тему некоторые особо существенные можно было бы пред-! ставить следующим образом:

Блез Паскаль (1623—1662), французский математик, физик и философ:

^Верующий говорит о том, о чем не скажут ощущения, но он не скажет про- '• тивоположного тому, что вы воспринимаете; он выше этого, но не против!»

Исаак Ньютон (1643-1727),

английский математик, физик и астроном, основатель класси­ческой теоретической физики, первооткрыватель законов гра­витации:

^Великолепное устройство и гармония Вселенной могли осуществиться только по проекту всезнающего и всемогущего существа. Это есть и оста ется моим последним и высочайшим познанием».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716), математик, физик и философ:

«Порядок, симметрия и гармония очаровывают нас... Бог есть исключи тельный порядок. Он создатель всеобщей гармонии».

Карл Линней (1707-1778),

шведский естествоиспытатель, основатель современной ботани­ки и создатель классификации растений:

<Я видел вечного, беспредельного, всезнающего и всемогущего Бога проходя щим милю, и я в почтении преклонил колени».

Фридрих Вильгельм Гершель (1738—1822), немецкий астроном, открыватель планеты Уран:

«Чем больше расширяется сфера науки, тем многочисленнее и неопровер жимее доказательства вечного существования создающей и всемогущей мудрости».

Томас Альва Эдисон (1847-1931),

американский изобретатель (свыше 1200 патентов) и промыш­ленник:

•«...огромное уважение и огромное восхищение перед всеми инженерами, осо бенно перед величайшим из них — Богом!»

Пауль Сабатье (1854-1941), французский химик, лауреат Нобелевской премии 1912 г.:

«Противопоставлять естественную науку и религию является делом людей, которые плохо осведомлены как в одной, так и в другой науке».

Карл Людвиг Шлейх (1859-1922), немецкий хирург, основатель инфильтративной анестезии:

«Я стал по-своему верующим при помощи микроскопа и наблюдения за при­родой. Я хочу вложить свои умения в объединение науки и религии».

Роберт Эндрюс Милликан (1868—1953), американский физик, лауреат Нобелевской премии 1923 г.:

<Люди, которые мало знают о науке, и люди, которые мало понимают в ре­лигии, могут как нибудь поспорить, и наблюдающие за ними могут поду­мать, что спор идет между наукой и верой, в то время как на самом деле это лишь столкновение двух невежеств».

Алексис Каррель (1873-1944),

французско-американский врач и естествоиспытатель, лауреат |

Нобелевской премии 1912 г.: |

«Молиться — не больший грех, чеч пить или дышать Человек нуждается} в Боге так же, как в воде и воздухе».

Эрнст Фердинанд Зауэрбрух (1875- 1951), немецкий хирург, основатель метода измерения кровяного дав­ления'

«Не существует подлинного врачебного искусства без покорной привязан мостом к Богу Из этого смирения рождается та вешкая сила, которая не­обходима нам в нашей профессии»

Карл Густав Юнг (1875-1961), психолог, основатель глубинной психологии:

«Безразлично, что мир думает о религиозном знании, тот, кто им облада ет, владеет величайшим сокровищем, которое становится для него источ- ''• ником жизни, смысла и красоты и которое совершенно освещает мир и че- '• ловечество Где тот критерий, который позволит сказать, что. такое знание не имеет силы и. является просто иллюзией7»

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик, автор теории относительности, лауреат Нобе­левской премии 1921 г..

«Каждому серьезному исследователю должно быть близко определенное ре­лигиозное чувство, поскольку он не может представить себе, что те не обычайно изящные взаимосвязи, которые он наблюдает, были впервые со­зданы им. В непостижимой Вселенной царит безграничный разум Ходовое представление о том, что я атеист, основывается на большом заблужде нии Тот, кто вычитал это из моей научной теории, совсем не понял ее» •«Каков смысл нашей жизни, каков счысл жизни всех живых существ вооб ще7 Знать ответ на этот вопрос означает быть религиозным. Ты спраши, ваешь' «Есть ли вообще смысл задавать этот вопрос7» Я отвечаю' «Тот, кто считает свою жизнь и жизнь своих собратьев бессмысленной, не толь \ ко несчастлив, но и нежизнеспособен»

Макс фон Лауэ (1879- 1960), немецкий физик, директор Института физики имени Макса;

Планка в Берлине, лауреат Нобелевской премии 1914 г • j

«Ученые хотели увидеть Бога лицоч к лицу И потому, что это не возмож но, точная наука утверждала, что его не существует Насколько же мы, исследователи, стали почтительнее! Мы смиренно преклоняемся перед Сверхвеликим, Сверхмощным, вечно Невидимым, Непостижимым»

Артур Х Комптом (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии 1927 г •

«Будучи далекой от конфликта с религией, наука стала ее союзницей. У совершенству я представления о природе, мы лучше познаем также Бога природы и ту роль, которую играем мы в драме космических су шесте»

Вернер фон Браун (род в 1912 г.), немецко-американский физик и исследователь:

«Над всем стоит честь Бога, сотворившего великую Вселенную, которую изо дня в день исследует и познает человек и его наука» «Случайно услышанное мнение, что в эпоху космических полетов мы на столько хорошо познали природу, что больше уже нет необходимости ее рить в Бога, ничем не оправдано По сей день естественные науки с каж дым новым ответом задают по меньшей мере по три новых вопроса!» «Только обновленная вера в Бога может привести к изменениям, которые смогут спасти наш мир от катастрофы Наука и религия выступают при этом сестрами, но не противниками»

(Frankenberger, 1985, S 7-28; Peseschkian, 1983, S.230f.)

д) Практические выводы

Только эта всеобъемлющая модель позитивной психотера­пии в психосоматике делает возможным включение терапев­тической среды, семейное и психотерапевтическое вмеша­тельство и активизацию потенциалов самопомощи, которые взаимно всесторонне дополняют друг друга. Исходя из этого открывается новый подход к той сфере, которая не яв­ляется уже больше лишь областью знаний терапевта, но и приобретает политическое и экономическое значение, кото­рое широко определяет общественные условия человеческо­го общежития в смысле всеобъемлющей психосоматики

—. Все более тесные контакты между разными культурами при­водят к необходимости полагаться не только на надежность собственных культурных основ, но и в русле «транскуль­турной психосоматики» учитывать иные модели мышления, опираться на знания представителей другой культуры и бла­годаря этому расширять свои собственные горизонты.

— Результат развития сфер индивидуума, науки, культуры и религии/мировоззрения формирует видение человека, ко­торое становится масштабом, регулятором поведения, эти­ческой нормой, помощью в ориентировке и прототипом самовосприятия и восприятия окружающих. Видение чело­века определяет не только наши ожидания от себя и других, но и те способности и качества, которым готовы следовать мы и другие

— Надежность и ориентировку человек находит обычно только в своей конкретной, ощутимой среде. Так, он ищет самоут­верждения при помощи физического удовлетворения в пище, питье, сексуальности, сне, спорте, эстетике и т.д., по­средством «бегства» в работу («workaholic»), посредством углубления отношения к партнеру, который в таком случае должен гарантировать безопасность, которую до этого могла предоставить целая культура. Он находит самоутверждение в контактах обычно с маленькими группами, которые ут-

верждаются в своей сути, выступая против других групп>| Характерно стремление к дополнительным религиям, к ко-| торым относятся так называемые молодежные религии, а| также односторонняя склонность к астрологии, парапсихо-j логии и эзотерике и «малым дополнительным религиям»,! которыми могут стать любые односторонне высокостилизо-j ванные убеждения, любые абсолютизированные ценности | Поиск человеком новой приемлемой ориентации порождает! новые взаимоотношения причины и действия Разочарован-1 ный в культурном, общественном, политическом или рели-| гиозном отношении индивид, ищущий убежища и помощи в| своем личном мире, отражает таким поведением опять же| коллективные проблемы

«Если ты думаешь об одном годе, посей зерно! Если ты думаешь об одном десятилетии, вырасти дерево! Если ты думаешь о столетии, воспитай человека!»

(Восточная мудрость)

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.054 с.)