Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Взаимоотношения терапевтических моделейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку невротические, психотические и психосоматические расстройства могут рассматриваться как сужение реальных отношений, то четыре формы переработки конфликтов становятся ведущей терапевтической линией. Мы различаем формы переработки конфликтов и реальных отношений, которые были гипертрофированы, высокодифференцированы и привели к резко выраженной односторонности, и формы, которые превратились в конфликтный потенциал, поскольку не существовало возможностей для их развития Иными словами человек заболевает не только от того, что он пережил, но и от того, что он не смог пережить, если заложенные в нем способности не имели необходимых условий для развития Конфликтные диспозиции развиваются, накапливаясь в форме незаметных наслоений микротравм, которые соответствуют устоявшимся семейным и переработанным в семье общественным концепциям В соответствии с этим мы изображаем четыре формы переработки конфликтов в виде двух равнозначных, или комплементарных, схем (рис 10) деятельность фаитаэия контакты Рис.10. Четыре формы переработки конфликтов как проявление акцентирования и сверхдифференциации Четыре формы переработки конфликтов как отражение сфер, остающихся в тени Эта схема представляет типичную форму подверженности конфликтам, которая объяснима с точки зрения индивидуального развития при помощи четырех моделей для подражания и содержательно описывается в дифференциально-аналитическом опрос-нике (Peseschkian, 1977, S 70) Эти функциональные взаимоотношения моделей могут быть наглядно продемонстрированы на конкретном примере Бизнесмен 34 лет, который прежде всего стремился сохранить импозантность, после многолетних попыток лечения у других психотерапевтов попал на прием ко мне. Он жач ловался на функциональные сердечные расстройства, повторяют щиеся боли в желудке и чувство страха, который был прежд^ всего страхом перед неудачей. До сих пор терапия затрагивала прежде всего психосоматическую переработку и связанную с про^ фессиональной деятельностью проблематику достижения. в1. русле представленной модели мы расширили терапевтический] спектр: на первом месте в проблематике находилась деятельность! как форма переработки конфликтов. Его жизнь, сколько он себя] помнил, строилась вокруг достижений. Идеальный образ, создан-1 ныи им для самого себя, определялся понятиями успеха, активно'] го, требовательного и бескомпромиссного бытия. Это нарцисси<| ческое желание неоспоримого совершенства шло рука об руку с| глубоким страхом оказаться несостоятельным При заполнении! опросника отрицательное значение в репертуаре его возможное-1 теи по переработке конфликтов имели сферы тела, контактов и| фантазий. Несмотря на то что это внесло большой вклад в дина" мику его конфликта, пациент этого не осознавал. Они как бы на-1 ходились на окраине его действительности и не представляли интереса; они были недостаточно развиты и порождали в свою оче-| редь тревогу Это можно объяснить с точки зрения моделей для| подражания, которые описывают пережитые в детстве семейные | отношения. Они проявились как страхи и чувство утраты. Достижение было перенято в качестве направляющего стимула. В отношении проблематики достижения для пациента как бы произошло 1 слияние с образом его отца. Напротив, дефицитарные сферы'' стали оказывать влияние на потенциал потребностей пациента, который — подходя теологически — проявился в возникновении симптомов. Оба родителя больного были трудолюбивы и активны и внушили ему, что эмоциональное удовлетворение можно получить только в активности и достижениях. Контакты семьи были значительно ограничены. Если они выходили за пределы семьи, то это были производственные контакты. Прочее общение было «глупой затеей» или избегалось вследствие опасений возможного соперничества При этом идеальным образом служило представление о таком товарище, который мог бы бескорыстно помочь нашему больному, если бы у него возникли сложности на работе или он вдруг не смог чего-то добиться. В то же время он критически относился к этому идеальному образу, поскольку все-таки такого не существовало, и прежде всего потому, что он боялся, будто в результате его привязанности к другим людям сможет по- страдать его независимость и бескомпромиссность Достижение было нарциссически компенсаторно гипертро-фировано. Оно было той сферой, в которой пациент мог реализовывать свои желания и представления согласно с концепцией грандиозного Я. В отношении собственного организма, межличностных контактов и фантазий, которые не соприкасались со сферой достижения, сформировалась при этом неудовлетворенная потребность В этих областях он был особенно уязвим. Для своей защиты в воображении он создал себе грандиозного друга, который никогда не смог бы его разочаровать и который — «как хороший отец» — смог бы вынести, если больной оказался бы несостоятельным и слабым в своей деятельности В то же время эта фантазия отвергалась как нереалистичная, и он отказывался от усилий построить реальные устойчивые отношения. Наконец, никто уже не мог соответствовать его вымышленному идеалу и оправдать его ожиданий. Из актуальных способностей на первом плане стоят деятельность, бережливость, аккуратность, пунктуальность и обязательность. Они обнаруживаются в концепциях, которые проявляются в его жизненном стиле, которые он называл своими мотивами и в которых складывалось его восприятие. Конфликтная ситуация может, таким образом, быть представлена так, как на рис. 11.
Рис. 11 Возможная форма переработки конфликтов Терапевтическая стратегия была направлена в первую очередь на неразвитые сферы, которые могли быть заново переработаны с точки зрения перевоспитания (расширение цели в отношении к своему телу, межличностным контактам и воображению). Параллельно с этим проводился анализ гипертрофированных жизненных областей, причины чего были разъяснены пациенту (Peseschkian, 1977, S.176-179). Б. Сообщение для экспертов /. Спонтанные сведения (комментарии) «Последние 8 месяцев я постоянно плохо сплю, это связано чувством страха и желудочными расстройствами. Затем в течение дня я страдаю головными болями. С тех пор как на пред»-' приятии произошла реорганизация, я стал сомневаться в том, что смогу соответствовать поставленным требованиям. Я длительное время испытываю чувство, что уволен, и поэтому так волнуюсь, что чаще вступаю в конфликты с коллегами. От этих переживаний я сдаю гораздо быстрее, чем когда бы то ни было. И дома у меня тоже не все гладко. Прежде всего меня глубоко задело то, что мой сын остался на второй год. Мое сегодняшнее состояние приводит меня в отчаяние. Я чувствую себя неблаго-1 получно и тоскливо, мне кажется, что всё бессмысленно. Вслед-1 ствие этих расстройств я недавно посетил терапевта. Он мне по-; советовал пройти курс психотерапевтического лечения» (Сооб-, щение пациента в первом интервью). | 2. Описание жизненного пути а) Семейный анамнез: матери больного 62 года, секретарша, здоровье соответствует возрасту. Отец был столяром и умер два года назад в возрасте 62 лет. У него был апоплексический удар. Брак родителей был браком по расчету и с точки зрения пациента не был благополучен. Отец часто изменял матери и был абсолютным патриархом. У пациента есть два брата (на 4 и 3 года моложе его), отношения с ними сдержанные. Как старший, он всегда был ответствен за младших братьев и служил им примером. 6) Физическое развитие: пре-, пери- и постнатальное развитие без особенностей. Ходить начал в 15 мес, говорить — в 20. Детские болезни: корь, коклюш, паротит. В 29 лет операция (грыжа пищеводного отверстия диафрагмы). Три года назад появились желудочные расстройства. Лечения не проводилось. в) Психическое развитие: пациент уже с раннего возраста был опрятным (точные данные о воспитании аккуратности не могут быть получены), однако в последующем какое-то время он страдал энурезом. Много времени ему уделяла бабушка. Мать он описывает как мягкую и решительную женщину («Она была настоящей брюзгой, все должно было быть в чистоте. Лучше было не приводить в дом много друзей, ведь они оставляют беспорядок, а для матери это всегда было утомительным»). Воспитание, которое отражает первичную социальную среду пациента, характеризуется акцентированием вторичных способностей, при одновременной тенденции к наивным первичным способ- ностям с их предрасположением к эмоциональной зависимости (ср.: Aktualfahigkeiten («Актуальные способности»), Ре-seschkian, 1974, S.49—104). Эти противоречивые тенденции, которые оказали сильное влияние на пациента как конфликт между личной автономностью и зависимостью, привели к конфликту и чувству вины, мотивация которых была частично вытеснена. Отец был требовательным и часто бил его. Особо ценил отец такие нормы поведения, как «успех», «усердие», «порядок», «бережливость», «справедливость» и «пунктуальность». Со своими друзьями он был обычно уступчивым. В сексуальной области пациент не был просвещен своими родителя- • ми. В своих сексуальных познаниях он был предоставлен самому себе и информации друзей. Он рассказывает о стеснительности по отношению к противоположному полу. Ситуация воспитания: двойная привязанность. Это произошло в результате того, что родительская авторитарность усиливалась выраженной церковной ориентацией воспитания и впитывалась пациентом как ограничивающее Сверх-Я. Он противостоял навязываемому матерью Я-идеалу (должен был стать учителем или священником). г) Социальное развитие: 34-летний бизнесмен, диплом — промышленное хозяйство, женат 8 лет. Супруге 32 года, она служащая, два сына (7 и 5 лет). Больной — евангелист, его жена — католичка, дети — евангелисты. Уже в возрасте 5 лет пациент пошел в школу. Он был хорошим учеником; посещал гимназию со специальным производственным образованием. Государственный экзамен в 1982 г., с 1985 г. он работает на фирме своего дяди, достаточно быстро принял руководство фирмой. Он хотел бы получить другую профессию, однако отец и дядя этого не допустили. Три года назад фирма дяди была значительно преобразована, с тех пор дело пошло под гору. К тому же у больного стали часто возникать супружеские неурядицы (проблема времени, мировоззренческие разногласия и т.д.). Указаний на наследственную патологию нет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.008 с.) |