Классификация внешнеторговой политики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация внешнеторговой политики



Внешнеторговая политика
протекционистская политика
политика свободной торговли (либерализации внешней торговли)

 

 


Меркантилисты разработали основы протекционизма. Таким образом, протекционистская внешнеторговая политика является исторически первой из двух главных направлений внешнеторговой политики в мировой экономике и представляет собой важную составную часть протекционизма. Она включает в себя набор мер, направленных на стимулирование экспорта и реэкспорта, а также сдерживание импорта.

Коллективный протекционизм предполагает объединение ряда стран против других стран, в это объединение не входящих.

Селективный протекционизм осуществляется против отдельных стран или групп товаров.

Отраслевой протекционизм предполагает защиту определённой отрасли или группы отраслей (например, сельское хозяйство).

Скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.

Крайней формой проявления протекционизма считается экономическая автаркия, т.е. стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Характерные аргументы в защиту протекционизма:

ü Защита новых отраслей промышленности, неспособных выдержать международную конкуренцию;

ü Защита привлекает капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

ü Протекционизм способствует повышению занятости, что позволяет осуществлять программы развития (при условии отсутствия ответных мер со стороны иностранных партнёров);

ü В краткосрочном периоде может улучшить условия торговли;

ü Обеспечивает защиту национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности;

ü Является способом защиты определённых социальных слоёв (например, фермеров), некоторых регионов (например, металлургических, текстильных) или уровня жизни (например, борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешёвой рабочей силой);

Первоначально протекционистская внешнеторговая политика выступала, главным образом, в форме таможенной политики, регламентирующей объём, структуру и условия экспорта и импорта в соответствии с основными положениями меркантилизма. В качестве основных инструментов использовались таможенные пошлины и таможенный тариф.

Таможенные пошлины представляют собой денежные сборы с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества и ценностей, которые пропускаются через границу страны, и взимаются таможенным ведомством. Они относятся к косвенным налогам и влияют на цену товара (например, повышение таможенной пошлины ведёт к росту цены на товар, что усиливает конкурентные преимущества отечественных товаров).

Основными функциями таможенных пошлин являются:

фискальная – относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам;

защитная – относится к импортным пошлинам: с помощью них государство ограждает отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны иностранцев;

балансировочная – относится к экспортным пошлинам: с помощью них государство предотвращает нежелательный экспорт.

Таможенная пошлина имеет два существенных признака:

1) взимается только государством и поэтому поступает в государственный (федеральный), а не в местный бюджет;

2) импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения, а экспортная – к товарам отечественного производства (в этой связи важной проблемой является точное определение страны происхождения товара).

Адвалорная пошлина начисляется в процентах от таможенной стоимости товара. Применяется в отношении качественно разнородных товаров, которые относятся к одной товарной группе (например, автомобили).

Специфическая пошлина устанавливается в зависимости от единицы измерения товара, т.е. взимается с единицы веса, объёма, длины и т.п. Применяется в отношении однородных или стандартизированных товаров (например, сырье). Этот вид таможенных пошлин является более жёстким ограничением импорта, чем адвалорные пошлины: из-за отсутствия необходимости точного определения цены товара практически не остаётся места для злоупотреблений. Кроме того, они более эффективны при снижении цен.

Тарифные барьеры предполагают использование сложной системы таможенных пошлин, которые затрудняют ввоз или вывоз из страны определённых видов продукции. Они относятся к традиционным методам, и их эффективность признаётся специалистами ограниченной действием таких факторов, как НТП, деятельность международных монополий, колебания валютных курсов и т.п. Эти факторы позволяют существенно снижать издержки производства, занижать цены, а также предлагать совершенно новые, ещё не освоенные большинством производителей, образцы продукции.

Нетарифные барьеры складываются из прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью методов экономического и административного характера. Они отличаются большим разнообразием, жёсткостью и охватывают практически все сферы МЭО. Поэтому они считаются наиболее действенными в современной системе протекционистских мер.

Прямые ограничения, как правило, связаны с запретом, а косвенные направлены на уменьшение объёмов внешнеэкономической деятельности и не содержат открытого запрета, хотя могут его предполагать.

Особенно возросла роль нетарифных методов после Второй мировой войны. Это объясняется тем, что:

1) с 50-х гг. ХХ в. значительно снизился среднемировой уровень таможенных пошлин,

2) усилилась конкуренция на мировых рынках,

3) ухудшилось финансовое положение многих стран из-за резкого роста импорта,

4) во многих странах обострилась проблема безработицы.

Нетарифные методы отличаются большим разнообразием и обычно объединяются в три группы.

Как любое явление в экономике протекционизм имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К достоинствам протекционистской политики относятся создание максимально благоприятных условий для развития национальной экономики за счёт стимулирования национального предпринимательства, что обеспечивает её суверенитет, экономическую безопасность, целостность, подконтрольность национальному правительству, уравнивание ВВП и ВНП, увеличение национального богатства и экономического потенциала, а, следовательно, создаёт условия для устойчивых темпов экономического роста.

Оборотной стороной достоинств протекционизма являются:

- ответные дискриминационные меры торговых партнёров, ведущие к сокращению внешней торговли и других мирохозяйственных связей;

- упущенные возможности развития национальной экономики за счёт автономных инвестиций, вызывающих эффект мультипликации;

- определённая изоляция национальной экономики и, как следствие, возникновение замедления или даже падение (в зависимости от национальных особенностей) темпов экономического роста в результате выпадения национальной экономики из системы МРТ.

Политика свободной торговли была разработана на основе главных положений школы фритредёрства. Её суть – движение товаров через границу без каких-либо ограничений. Главная задача этой политики заключалась в способствовании развитию внешней торговли и завоеванию новых рынков. Главное средство – последовательное снижение и отмена таможенных пошлин во взаимной торговле: снижая или вовсе отказываясь от применения таможенных пошлин, страна вынуждала своего торгового партнёра делать адекватные ответные шаги.

Позднее с развитием МЭО и усложнением системы протекционистских мер, требования сторонников свободной торговли вышли за рамки внешней торговли и распространились практически на весь спектр мирохозяйственных связей.

Характерные аргументы в пользу свободной торговли:

ü сравнительная эффективность создаёт больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения;

ü свобода торговли способствует международной специализации страны;

ü облегчает развитие конкуренции;

ü расширяет товарные рынки;

ü удешевляет товары для потребителей внутри страны.

Наиболее известными современными формами внешнеэкономической политики данного направления являются политика либерализации торговли, политика привлечения иностранных инвестиций и политика «открытой экономики». Среди наиболее распространённых мер фритредёрского характера можно отметить:

унификацию статистики, системы стандартов, оформления документации и т.п.;

совершенствование условий перевозки товаров, выражающееся в активном участии государства в транспортных компаниях, установлении льготных железнодорожных тарифов, изменении режимов морских портов, создании вольных гаваней и т.п.;

систему предоставления преференций, представляющих собой преимущественное право или вид особо льготных ввозных пошлин, устанавливаемых государством в отношении всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемых на товары других стран;

развитие системы международного кредита;

практику заключения двусторонних и многосторонних соглашений, устанавливающих торгово-политические условия для ввоза товаров одной договаривающейся стороны на территории другой;

создание совместных предприятий, являющихся эффективным средством проникновения на внутренние рынки стран в обход жёсткой протекционистской политики;

создание особых экономических зон (СЭЗ).

СЭЗ означает определённый участок экономического пространства, в котором устанавливается преференциальный режим. Он формируется посредством ряда льгот (например, налоговые «каникулы», смягчение таможенных и валютных ограничений), которые способствуют активизации производственной, торговой или научной деятельности.

Фритредёрская внешнеэкономическая политика также имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств относят:

- развитие системы МРТ, позволяющей решать проблему оптимизации национальных экономик на основе экономии и рационального распределения ресурсов;

- достижение максимального удовлетворения потребностей при минимальных затратах;

- создание системы рационального распределения и потребления сырьевых ресурсов и обеспечение доступа к достижениям НТП;

- создание условий для разрешения глобальных проблем.

Её недостатками признаются:

- опасная для национальной экономики степень зависимости от иностранного капитала и международных монополий, что создаёт реальную угрозу её существованию как единого комплекса;

- ослабление и возможная потеря государственного контроля над экономической ситуацией, что ведёт к экономической, политической и социальной нестабильности (вплоть до полного хаоса) в стране;

- массовое разорение национального предпринимательства и рост монополизма в экономике страны;

- рост государственного долга;

- превышение ВВП над ВНП;

- активизация спекулятивной деятельности в ущерб производственной, ведущая при её большом развитии к деградации национальной экономики, что выражается сначала в замедлении, а затем в обвальном падении темпов экономического роста.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.031 с.)