Тема 2. Статистическое наблюдение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Статистическое наблюдение.



План:

1. Понятие и содержание статистического наблюдения

2. Этапы статистического наблюдения

3. Понятие статистической сводки. Ряды распределения.

4. Понятие статистической таблицы и её основные компоненты

Ключевые слова: массовый сбор, объект наблюдения, инструкция, ошибка регистрации, ошибка репрезентативности, инструкция, сводка, группировка, признак, статистический ряд распределения, таблица.

Сводка – операция по обработке конкретных единичных фактов, образующих совокупность и собранных в результате наблюдения.

В результате первой стадии статистического исследования — статистического наблюдения — получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второй стадии статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обобщить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщающую характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой.

Различают простую сводку (подсчет только общих итогов) и статистическую группировку, которая сводится к расчленению совокупности на группы по существенному для единиц совокупности признаку. Группировка позволяет получить такие результаты, по которым можно выявить состав совокупности, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности и взаимосвязи.

Результаты сводки могут быть представлены в виде статистических рядов распределения.

Статистическим рядом распределения называют упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по изучаемому признаку. В зависимости от признака ряды могут быть вариационными (количественными) и атрибутивными (качественными).

Количественные признаки — это признаки, имеющие количественное выражение у отдельных единиц совокупности, например, заработная плата рабочих, стоимость продукции промышленных предприятий, возраст людей, урожайность отдельных участков посевной площади и т.д.

Атрибутивные признаки — это признаки, не имеющие количественной меры. Например, пол (мужской, женский), отрасль народного хозяйства, вид продукции, профессия рабочего и т.д.

Вариационные ряды могут быть дискретными или интервальными.

Дискретный ряд распределения — это ряд, в котором варианты выражены целым числом.

Примером может служить распределение рабочих по тарифным разрядам:

Тарифный разряд Число рабочих, чел.
1-й  
2-й  
3-й  
4-й  
5-й  
6-й  
   

Интервальный ряд распределения — это ряд, в котором значения признака заданы в виде интервала. Например, распределение рабочих по разрядам можно представить в виде интервального ряда.

Тарифный разряд Число рабочих, чел.
1-2-й  
3-4-й  
5-6-й  
   

Статистические ряды распределения позволяют систематизировать и обобщать статистический материал. Однако они не дают всесторонней характеристики выделенных групп. Чтобы решить ряд конкретных задач, выявить особенности в развитии явления, обнаружить тенденции, установить зависимости, необходимо произвести группировку статистических данных.

Группировка - это процесс образования групп единиц совокупности однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения группировочного признака.

Чтобы решить ряд конкретных задач, выявить особенности в развитии явлений, обнаружить тенденции, установить зависимости, необходимо произвести группировку статистических данных.

Для этой цели выбирается группировочный признак и разрабатывается система показателей, которыми будут характеризоваться выделенные группы. Определение и обоснование показателей целиком зависят от цели исследования и поставленной задачи. В зависимости от цели и задач исследования различают следующие виды группировок: типологические, структурные, аналитические.

К типологическим группировкам относят все группировки, которые характеризуют качественные особенности и различия между типами явлений.

Типологические группировки широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях. Приведем пример типологической группировки (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение промышленной продукции, произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период.

Группы предприятий по формам хозяйствования Объем промышленной продукции, млрд. тенге. В % к итогу
Государственные 405,0 89,20
Арендные 19,0 4,19
Кооперативные 30,0 6,61
Всего 454,0 100,0

 

Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики.

Структурная группировка - это группировка, выявляющая состав (строение, структуру) однородной в качественном отношении совокупности по какому-либо признаку. Примером могут служить группировки предприятий по проценту выполнения плана, по числу рабочих и т.д. Состав населения может быть сгруппирован по полу, по возрасту, по уровню образования, по роду занятий и т.д. Значение такого рода группировок заключается в том, что с их помощью могут быть выделены и изучены группы предприятий передовых, средних, отстающих; выявлены неиспользованные резервы производства, например, в области улучшения использования основных фондов, повышение производительности труда, улучшение качества продукции и т.д. Группировка населения по возрасту, например, необходима для проведения различных расчетов, связанных с медицинским, культурным, бытовым обслуживанием населения, для вычисления специальных демографических показателей и т.д. Пример структурной группировки (табл. 2).

Таблица 2.

Группы заводов по среднегодовой стоимости ОПФ, млн. тенге. Численность рабочих
человек в % к итогу
1,0-2,2   13,86
2,2-3,4   53,25
3,4-4,6   32,89
Итого   100,0

 

Наибольшая численность рабочих приходится на группу заводов со среднегодовой стоимостью ОПФ от 2,2 до 3,4 млн. тен.

Аналитическая группировка - это группировка, которая применяется для исследования взаимосвязи между явлениями. Используя аналитические группировки, определяют факторные и результативные признаки изучаемых явлений. Факторные - это признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки. Результативные – это признаки, которые изменяются под влиянием факторных. Пример аналитической группировки (табл. 3).

Таблица 3.

Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. тенге. Торговая площадь
1700-2000 18,5
2000-3000 22,5
3000-4200 59,0
Всего 100,0

 

Чем больше торговая площадь (факторный признак), тем выше объем товарооборота (результативный признак).

Комбинированные группировки

Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

Применение комбинированных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).

Техника проведения группировки.

Необходимо выделить группировочный признак или основание группировки. Необходимо определить число интервалов группировки и их границы. Группировочный признак при анализе выбирается из условия выполнения цели группировки.

Так, если есть статистические данные о промышленных предприятиях отрасли, то можно в качестве группировочного признака выбрать такие величины:

· число рабочих на предприятии;

· число всех работающих;

· мощность энергоустановок;

· объем выпуска продукции;

· стоимость ОПФ и т.д.

Таким образом, по каждому из этих признаков, множество предприятий отрасли можно разбить на группы.

Интервалы группировки могут равные и неравные.

Равные интервалы используются, когда изменение признака внутри совокупности происходит равномерно, либо если далее планируется последующая математическая обработка сгруппированных данных.

Неравные интервалы обычно используются как прогрессивно увеличивающиеся. В экономической статистике чаще всего устанавливаются границы интервалов, основанные именно на таком принципе - прогрессивно увеличивающиеся.

Число групп в группировке выбирается в этом случае из таких предпосылок: изменчивость признака, число наблюдений, однородность групп.

Рассмотрим применение метода группировки на примере.

Имеются данные о работе 24 заводов одной из отраслей промышленности (табл. 4.).

Глядя на эту таблицу трудно судить о характере распределения заводов, например, по проценту выполнения плана, по числу работающих, по стоимости основных фондов. Трудно сказать, какие показатели наиболее характерны для заводов данной отрасли промышленности. Поэтому имеющиеся данные надо привести в систему по интересующему нас признаку.

В качестве изучаемого признака возьмем стоимость основных производственных фондов и построим к нему ряд распределения с равными закрытыми интервалами. Величина интервала определяется по формуле

,

где и - максимальное и минимальное значения стоимости основных фондов, n - число групп.

Таблица 4.

Номер п/п Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. тен. Среднесписочное число работающих за отчетный период, чел. Производство продукции за отчетный период, млн. тен Выполнение плана, %
  3,0   3,2 103,1
  7,0   9,6 120,0
  2,0   1,5 109,5
  3,9   4,2 104,5
  3,3   6,4 104,8
  2,8   2,8 94,3
  6,5   9,4 108,1
  6,6   11,9 125,0
  2,0   2,5 101,4
  4,7   3,5 102,4
  2,7   2,3 108,5
  3,3   1,3 102,1
  3,0   1,4 112,7
  3,1   3,0 92,0
  3,1   2,5 108,0
  3,5   7,9 111,1
  3,1   3,6 96,9
  5,6   8,0 114,1
  3,5   2,5 108,0
  4,0   2,8 107,0
  1,0   1,6 100,7
  7,0   12,9 118,0
  4,5   5,6 111,9
  4,9   4,4 104,7
Итого 94,1   114,8 -

 

Образуем пять групп заводов. Тогда величина интервала равна

d = (7,0 - 1,0) / 5 = 1,2

Теперь образуем группы заводов, которые отличаются друг от друга по среднегодовой стоимости основных фондов на эту величину (по табл. 4).

1,0 — 2,2 - 3 завода (1,0 + 1,2 = 2,2)

2,2 — 3,4 - 9 заводов (2,2 + 1,2 = 3,4)

3,4 — 4,6 - 5

4,6 — 5,8 - 3

5,8 — 7,0 - 4

----

На основании этого составляем таблицу, в которой показываем распределение заводов по размеру основных фондов (и удельный вес заводов группы в % к итогу).

Таблица 5.

Группы заводов по стоимости ОПФ, млн.тен. Число заводов Удельный вес заводов группы в % к итогу
1,0 - 2,2   12,5
2,2 - 3,4   37,5
3,4 - 4,6   20,8
4,6 - 5,8   12,5
5,8 - 7,0   16,7
Итого    

По этим данным хорошо видно изменение стоимости основных фондов и легко обозначить границы групп. Видно, что для данной отрасли характерной является группа заводов с основными фондами от 2,2 до 3,4 млн. тен., которая составляет 37,5 % всех заводов, и что более половины заводов (58,3 %) имеют стоимость основных фондов в размере от 2,2 до 4,6 млн.тен.

Теперь перейдем непосредственно к методу группировки. Для этого необходимо выбрать группировочный признак. Выявим данной отрасли промышленности распределение предприятий по мощности, а также влияние этого признака на объем производства. Мощность предприятия в значительной степени определяется размером основных фондов (здания, сооружение, машины, оборудование).

Чтобы выявить распределение предприятий по мощности, необходимо разбить совокупность заводов отрасли на группы по размеру стоимости основных фондов. Выше мы рассматривали построения рядов распределения, были выявлены пять групп.

Составим таблицу с системой показателей, куда занесем результаты группировки заводов по среднегодовой стоимости основных производственных фондов (табл. 6.).

Таблица 6.

Группы заводов по среднегод. стоимости ОПФ млн. тен. Заводы Основные производств. фонды Численность рабочих Валовая продукция
  число зав. в % к итогу млн. тен. в % к итогу чел. в % к итогу млн. тен. в % к итогу
I 1,0 - 2,2   12,5 5,0 5,3   9,5 5,6 4,8
II 2,2 - 3,4   37,5 27,4 29,1   35,5 26,5 23,1
III 3,4 - 4,6   20,8 19,4 20,6   22,5 23,0 20,1
IV 4,6 - 5,8   12,5 15,2 16,2   15,0 15.9 13,9
V 5,8 - 7,0   16,7 27,1 28,8   16,5 43,8 38,1
Итого     94,1         114,8

 

Таким образом, в отличие от ряда распределения (табл. 5.) группировка позволяет сделать конкретные и содержательные выводы. Данная группировка показывает, что наиболее крупные предприятия имеют лучшие производственные показатели. Около 29 % предприятий (группы 4 и 5) имеют 45% всех основных фондов и дают 52% всего объема промышленной продукции, имея лишь 31% общего числа рабочих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.032 с.)