Темы курсовых работ и рефератов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы курсовых работ и рефератов



  1. Проблема построения "модели специалиста" психолога-практика
  2. Психолог-практик как возможный "посредник" между личностью клиента и культурой
  3. Основные этапы профессионального становления психолога-практика
  4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога

 


Словарь терминов

  1. Авторитаризм - (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой
  2. Адаптация, адаптант (от лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к окружающим условиям; молодой специалист в период привыкания к работе, приспособления к нормам коллектива, в который он попадает
  3. Адепт (от лат. adeptus, букв. - достигший) - посвященный в тайны какого-либо учения; выраженный приверженец некоторой профессиональной общности
  4. Акмеология (от древн. греч. акме - "вершина, цветущая сила", период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) - комплексная отрасль науки, предметом которой является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности
  5. Аналитическая профессиограмма - построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда
  6. Артель - различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности
  7. Аффект (от лат.affectus - душевное волнение, страсть) - бурная кратковременная эмоция (напр. гнев, ужас)
  8. Биржа труда - форма регулярно действующего оптового рынка рабочей силы
  9. Бихевиоризм - (от англ. behaviour, beheviour - поведение) - ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Предметом психологии считается не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды
  10. Гедонизм (от греч. hedone - удовольствие) - направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения
  11. Герменевтика, герменевтический (метод) (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации
  12. Гуманитаризация труда - целенаправленное выделение и разрешение проблем, препятствующих самореализации и развитию личности в труде (например, смягчение последствий проблем "узкой специализации", "монотонности в труде", "отчуждения человека от труда" и др.)
  13. Демократия (от греч. demos - народ, kratos - сила, власть) - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти
  14. Деструкция (лат. destructio) - нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо
  15. Дилектическое противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений. выражает сущность закона единства и борьбы противоположностей
  16. Дистресс - стресс, оказывающий отрицательное воздействие на деятельность
  17. Должность - любая фиксированная работа и профессия
  18. Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов
  19. Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строитсятребовательность человека к самому себе
  20. Идеология - система определенных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности
  21. Имидж (англ. image, от лат. imago - образ, вид) - целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
  22. Индивидуальный стиль трудовой деятельности - "свой почерк" в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.
  23. Инженерная психология - отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности
  24. Интернал - специалист, работник, самостоятельно и устойчиво выполняющий основные профессиональные функции на данном трудовом посту
  25. Кадровый менеджмент - одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации
  26. Карьера (от итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще) - продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии
  27. Каузальность (от лат. causalis - причинный) - генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития
  28. Квалификация (от лат. qualis - какой по качеству) - определение качества, оценка чего-либо; уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда; профессия, специальность
  29. Кибернетика (от греч. kybernetike - искусство управления) - наука об управлении, связи и переработке информации
  30. Когнитивная психология (лат. cognitio - знание, познание) - направление в психологии, возникшее в США в противовес бихевиоризму. Каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - "персональных конструктов"
  31. Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи
  32. Компьютерная метафора (от греч. metaphora - перенесение) - аналогия между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве
  33. Корпорация (от позднелат. corporatio - объединение) - объединение, союз, общество; (юрид.) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом
  34. Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо; тяжелое положение
  35. Либерал (от лат. liberalis - свободный) - в первоначальном значении свободомыслящий, вольнодумец, иногда человек, склонный к излишней снисходительности
  36. Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе
  37. Манипуляция (франц. manipulation, от лат. manus - рука) - 1) действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе; 2) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями
  38. Маркетинг (англ. marketing, от market - рынок) - система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка
  39. Массовая культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации
  40. Менеджер (англ. maneger - управляющий) - в условиях современного производства специалист по управлению
  41. Менеджер по персоналу - специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации
  42. Менеджмент (от англ. to manage - управлять) - управление, руководство, дирекция, администрация
  43. Моделирование (метод) - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов
  44. Методология (методологизм) - учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках
  45. Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества
  46. Модуль профессии - типовой элемент профессии, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку
  47. Модель специалиста - построение обобщенного образа специалиста по конкретной профессии, включающего: 1) профессиограмму; 2) профессионально-должностные требования; 3) квалификационный профиль (требования по разрядам и категориям); 4) психограмму (которую обычно составляют психологи)
  48. Мониторинг - осмотр или наблюдение за состоянием какого-либо объекта с целью его контроля, прогноза развития и охраны
  49. Непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразовании и т.п.
  50. Образ жизни - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни
  51. Объект труда - конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, правила исполнения работы и условия организации трудового процесса
  52. Онтогенез (онтогенезис) - индивидуальное развитие отдельного организма (в т.ч. человека) от зарождения до смерти. Онтогенез рассматривают в единстве и взаимообусловленности с филогенезом - историческим развитием
  53. Оптант, оптация (от лат. optatio - желание, избрание) - выбирающий, делающий самостоятельный и сознательный выбор; осознанная подготовка к "жизни", к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.
  54. Организационная культура - интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности)
  55. Организация (франц. organization от ср.-век. лат. organize - сообщаю стройный вид, устраиваю) - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением
    совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур
  56. Органопроекция - модель конкретного органа и устройство для реализации определенной функции
  57. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе
  58. Перцепция, перцептивный - (от лат. perceptio - представление, восприятие) - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире; основные структурные единицы процесса восприятия у человека, сознательное выделение той или иной стороны чувственно заданной ситуации, преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа
  59. Прагматизм (концепция) - направление в философии, исходящее из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом человека
  60. Предмет психологии труда - субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности
  61. Предпринимательство - инициативная самостоятельная, деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица - предприятия. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента гос. регистрации в качестве инд. предпринимателя
  62. Производительность труда - эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени
  63. Профессиограмма - описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач
  64. Профессиональные деструкции - постепенно накопившиеся изменения сложившейся системы деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности
  65. Профессиональная рефлексия - форма теоретической и практической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов
  66. Профессиональное образование - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности; процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры
  67. Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения
  68. Профессиональный выбор - нахождение человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии
  69. Профессиональное самосознание - одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии; выраженное П.С. , окрашенное положительным эмоциональным отношением к делу, чувство гордости за свою сферу труда
  70. Профессия (лат. professio от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования
  71. Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе проф. пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества
  72. Профессиональная ориентация - компонент общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда
  73. Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями
  74. Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики
  75. Профессиограмма (психограмма) - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. П. получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности
  76. Психодиагностика (от греч psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков
  77. Психотехника - направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда
  78. Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление) - процесс установления термодинамического равновесия (полного или частичного) в физической системе, состоящей из большого числа частиц; (физиол.) расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения
  79. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание; (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов
  80. Руководитель - одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач
  81. Сакральность - священный, заветный; о словах, речи: имеющий как бы магический смысл, звучащий как заклинание
  82. Сензитивные периоды - периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики
  83. Смысл труда - внутреннее содержание, значение труда и отношение к нему, постигаемое разумом
  84. Социальный (роль, стереотип) - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе
  85. Социометрия - отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественно внимание их количественному измерению; в современной социальной психологии определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства
  86. Специальность (от лат. species - род, вид) - вид занятия в рамках одной профессии
  87. Стиль (жизни и т.п.) - характерный вид, разновидность чего-либо, выражающаяся, например, в совокупности использования приемов поведения, работы, деятельности
  88. Стресс (от англ. stress - напряжение) - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий
  89. Субъективная значимость труда - важность, значительность, роль труда в жизни субъекта
  90. Суггестия, суггестивное состояние - то же, что внушение: (психол.) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности; (мед.) метод психотерапии - целенаправленное словесное воздействие на психику больного с лечебной целью
  91. Технократия (от греч. techne - искусство, ремесло, мастерство и kratos - власть, сила) - направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ориентация на управление социальными процессами на основе технических и др. узкоспециальных критериев, преуменьшение ценностно-этического измерения политики; слой специалистов - высших функционеров монополизированного производства и государственного аппарата
  92. Тренажёр (от англ. train - тренировать, обучать) - учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной, механизмом
  93. Трудовой пост - одна из форм существования профессии; это ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная область приложения сил человека
  94. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, неудача) - психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности
  95. Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) - 1) исключительная одаренность; 2) приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней
  96. Харизматический (лидер, личность, власть) - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, "святости"
  97. Хронометраж - метод изучения затрат времени на непосредственное выполнение заданной операции путем наблюдения и измерения циклически повторяющихся ее элементов
  98. Циклография (от греч cyklos - круг) - метод изучения движения человека путем фотографирования светящихся точек на движущихся частях тела
  99. Чувство сопричастности с обществом - способность осознавать, понимать, испытывать положительные переживания из-за причастности к жизни общества на основе ощущений, впечатлений
  100. Элита - (от франц. elite - лучшее, отборное) - в социологии и политологии высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные социальные и культурные функции
  101. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого
  102. Эргатическая система - сложная система управления, составной элемент которой - человек-оператор
  103. Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор
  104. Эргография (от греч. ergon - работа) - графическая регистрация работы отдельной мышцы или группы мышц прибором эргографом с целью изучения процессов утомления и восстановления
  105. Эргометрия (от греч. ergon - работа) - метод измерения работоспособности отдельной мышцы или группы мышц и функциональных изменений в организме во время физической нагрузки, основанный на выполнении дозированной механической работы
  106. Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук. Это изучение многообразной системы "человек - коллектив - машина - среда - социум - культура - природа"
  107. Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфические проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей
  108. Эстетика техническая - изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей; составляет теоретическую основу дизайна

Вопросы и задания для самопроверки к теме 1

1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?

2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.

3. Что такое "эргономика"?

4. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?

5. Назовите основные разделы психологии труда.

Вопросы и задания для самопроверки к теме 2

1. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда?

2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде?

3. В чем сущность психотехнического подхода?

4. Какова основная причина кризиса психотехники?

5. Как повлияли особенности социально-экономического развития России начала ХХ века на развитие психологи труда?

6. Чем известен И.Н. Шпильрейн?

Вопросы и задания для самопроверки к теме 3

1. Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде?

2. Учитель химии в средней школе - это профессия, специальность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?

3. Что определяет субъективную значимость труда?

4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?

Вопросы и задания для самопроверки к теме 4

1. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?

2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограмма?

3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А.Климовым "формула профессий" является разновидностью профессиограмм?

4. Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности?

5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы "за" и "против" использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.

6. Задание: проанализировать с помощью "Схемы анализа профессии" (см. Приложение 6) несколько профессий (по своему усмотрению). По возможности, провести игру "Угадай профессии" с небольшой группой участников или провести индивидуальную профконсультацию с использованием "Схемы анализа профессии" со знакомым человеком.

7. Задание: составить аналитическую профессиограмму для любой профессии (по своему усмотрению), используя более упрощенную схему: профессиональная задача - психологическая характеристика выполнения данной задачи - требуемые профессионально важные качества (ПВК) (см. Приложения 2). В качестве помощи при составлении аналитической профессиограммы можно воспользоваться перечнем основных качеств человека (см. Приложение 1). Попробуйте также самостоятельно подобрать для исследования каждого качества соответствующие психодиагностические методики.

8. Задание: провести сравнительное наблюдение за доступной для этих целей деятельностью какого-либо работника (по своему усмотрению) по схеме, представленной в приложении (см. Приложение 3).

9. Задание: провести анализ ошибок деятельности какого-либо профессионала (по своему усмотрению) по схеме, представленной в приложении (см. Приложение 4).

10. Задание: исследовать с помощью трудового метода работу основные (простые) особенности какого-либо несложного (и доступного) профессионального труда (по своему усмотрению) и постараться дать предложения по оптимизации данного труда (см. Приложение 5).

Вопросы и задания для самопроверки к теме 5

1. Что такое "оптация" и кто такой "оптант"?

2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?

3. Как формируется индивидуальный стиль труда?

4. В чем суть профессионального кризиса?

5. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у подростка?

6. В чем суть профессиональных деструкций?

7. Приведите примеры профессиональных деструкций в психолого-педагогических профессиях.

Вопросы и задания для самопроверки к теме 6

1. Можно ли назвать оператором парикмахера с механической машинкой? Почему?

2. В чем специфика методов инженерной психологии?

3. Чем определяется быстродействие труда оператора?

4. Что такое "спонтанная отвлекаемость" в операторском труде?

5. Приведите пример рационального (и нерационального) расположения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.

6. Приведите примеры правил экономии рабочих движений.

7. В чем проблема "технократического мышления"?

8. Как соотносятся "органопроекция" и "объектопроекция"?

9. Каковы перспективы создания искусственного интеллекта на основе компьютерных технологий?

Вопросы и задания для самопроверки к теме 7

1. В чем суть организации?

2. Назовите основные компоненты организационной культуры.

3. Что такое лидер организации (по сравнению с лидером группы или коллектива)?

4. Назовите главные цели аттестации.

5. Чем вызвана необходимость командообразования в организациях?

6. Назовите достоинства и преимущества внешнего консультанта организации.

Вопросы и задания для самопроверки к теме 8

1. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника?

2. Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с проблемой удовлетворенности трудом (по Г.Селье)?

3. Что общего в понимании и в механизмах профессионального стресса и конфликта в организации?

4. Каковы основные правила остановки "болтливого собеседника" в деловых отношениях (по Н.В.Самоукиной)?

5. Чем характеризуется "конфликтная личность бесконфликтного типа"?

6. Что значит "управлять конфликтом"?

7. Назовите основные неконструктивные способы ("уловки") организации и проведения производственного собрания, способствующие развитию деструктивности конфликтных отношений.

8. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к сотрудничеству в условиях организации.

Вопросы и задания для самопроверки к теме 9

1. В чем сущность профессионального образования?

2. Назовите основные стратегии профессионального образования.

3. В чем суть "политехнизма" в профессиональном образовании?

4. Что понимал К.Маркс под "профессиональным кретинизмом" (или "профессиональной идиотией")?

5. Как соотносятся понятия "непрерывное образование" и "опережающее образование"?

6. В чем особенность вузовского образования ("университетского курса" - по С.И.Гессену)?

7. Назовите основные проблемы элитарного образования в условиях современной России. Как Вы считаете. Правомерно ли вообще говорить об элитарном профессиональном образовании? Почему?

8. Какие основные проблемы возникают перед преподавателем, когда он пытается рассматривать со студентами нравственные проблемы их будущей профессиональной деятельности?

Вопросы и задания для самопроверки к теме 10

1. В чем сущность профессионального самоопределения?

2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения?

4. Чем различаются "жизненные сценарии" и "жизненные стратегии" (по Э.Берну)?

5. Насколько оправданно в профессиональном консультировании рассматривать построение "образа жизни" человека? Почему?

6. В чем сущность "рыночной ориентации" личности (по Э.Фромму)?

7. Чем, по-Вашему, могут объясняться различия у разных авторов в типологиях профессионального и личностного самоопределения?

8. Как бы Вы обосновали необходимость рассмотрения с самоопределяющимся клиентом различных психологических "пространств" профессионального выбора? Что такое вообще "психологическое пространство" профессионального самоопределения?

9. В чем сущность стратегий самообмана при оказании помощи в профессиональном самоопределении?

Вопросы и задания для самопроверки к теме 11

1. Какое значение для профессионального и жизненного самоопределения имеет поиск идеалов?

2. Что имел в виду Э.Эриксон, когда говорил, что для подростка в поиске социальных ценностей важна "аристократия" и "идеология"?

3. Что такое "элитарные ориентации" самоопределяющейся личности?

4. Как проявляются элитарные ориентации в профессиональном самоопределении, труде и творчестве?

5. В чем проявляется противоречивость представлений о путях к "успеху" у подрастающего человека?

6. Приведите примеры неизбежных внутренних компромиссов на пути к профессиональному успеху на разных этапах развития профессионала.

7. Приведите примеры разных оснований при оценке жизненного успеха.

Вопросы и задания для самопроверки к теме 12

1. В чем заключается главная сложность построения "модели специалиста" психолога-практика?

2. Какие основные "кризисы разочарования" можно выделить в ходе профессионального образования и дальнейшего развития психолога?

3. Что означает "посредничество психолога между клиентом и Культурой"? Какие основные сложности можно выделить в ходе реализации посредничества психолога между клиентом и Культурой?

4. Должен ли психолог быть интеллигентом или ему достаточно просто выполнять свои профессиональные обязанности в работе с самоопределяющимся клиентом?

 

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ

Список литературы к теме 1

  1. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. С. 163.
  2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
  3. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. С. 272.
  4. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. С. 320.
  5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 512.
  6. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 536.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384.
  8. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: "Просвита", 1996. С. 404.

Список литературы к теме 2

  1. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Коммунизм - будущее человечества. Кризис социализма и коммунистическая перспектива. М.: УРСС, 1998. 336 с.
  2. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Российский гуманитарный ун-т, 1996. 151 с.
  3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
  4. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. 182 с.
  5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 448 с.
  6. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии, 1975. №5. С. 158-163.
  7. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 1997. 334 с.
  8. Федосеев А.С. Коллективизм в управлении: еще одна японская легенда // ЭКО, 1980. №2. С. 129-137.
  9. Шмелев А.Г. и коллектив: Основы психодиагностики. М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.

Список литературы к теме 3

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
  2. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  3. Афоризмы, шутки и каламбуры. Алма-Ата: "Казахстан", АО "Караван", 1991. 112 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
  5. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. 142 с.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.
  7. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14-психология, 1987. № 4. С. 33-43.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с.
  9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных <


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.037 с.)