Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зерно спектакля и зерно роли

Поиск

Два понятия, по определению Вл.Ив. Н - Д ведут к сценическому воплощению образа: «зерно» и сквозное действие. Зерно определяет сущность образа, а сквозное действие - его основную целеустремленность. «Зерно»- это определение глубинной сущности человека, его «изюминка», главная характерная черта. «Зерно» спектакля - это эмоциональное ощущение сути произведения. Образное видение спектакля находится в зависимости от логической последовательности задач и действий в эпизодах. Зерно эпизода - главное в содержании развивающегося действия. Очень важно точно определить зерно спектакля и эпизода. Учение Вл. И. Немировича- Данченко «о зерне»- ценнейшее открытие в театральной педагогике. Недопустим отрыв от зерна пьесы переживаний актера, диктующих ему все приспособления. Если «зерно» верно схвачено, оно обязательно дойдет до зрителя. «Зерно» раскрывает место образа в пьесе, это проверка всех сценических действий.

Для Н-Д основой театрального искусства является эмоциональность, заразительность, поэтому так важно знать- куда направлен темперамент актера? Актер не только мысленно должен знать, чего он хочет, но и направить весь свой сценический темперамент на достижение поставленной цели, зажить желаниями своего героя, что порождает важное качество актерского образа- заразительность. Направить свой темперамент- значит проявить волю.

В эмоциональном зерне образа, должны соединиться все элементы роли: социальная основа, жизненная правдивость, театральность. Несколько примеров того, как определял Н- Д «зерно» образа. В трагедии Шекспира «Отелло» Яго- завистник, «Горе от ума» Грибоедова- Фамусов- консерватор, Чацкий- «свободомыслящий человек», Лиза- «крепостная девушка», в «Анне Карениной» Толстого Каренин «машина», «зерно» самой постановки одноименного спектакля- «всесокрушающая страсть, ломающая все устои, основы общественные, семейные; страсть, как пожар, охватившая Анну и Вронского, страсть, которая не к хорошему концу»

В процессе репетиций возникают поиски внешней характерности: походки, движений, привычек и навыков, характерности речи, обыгрывание предметов и вещей. Внешняя характерность возникает непроизвольно в результате выявления внутренней жизни образа. Существует два пути работы над образом: от овладения внутренней жизнью роли к внешним чертам и от воспроизведения внешней характерностью к внутренней жизни. Внутренняя характерность формирует образ на основе духовных качеств самого актера, Сценический образ как новый характер возникает в результате взаимопроникновения и синтеза характеристики персонажа и личности актера творца. Работа над внешней характерностью предполагает поиск и отбор творческого материала, взятого из жизненных наблюдений. «Зерно роли»- это особенность, которая позволяет жить не только в предлагаемых обстоятельствах, заданных автором, а в любых обстоятельствах жизненного ряда, в новом качестве.

 

 

Билет 2.

Специфические особенности актерского искусства

Действие, Театр-искусство коллективное, Искусство синтетическое, Актер-носитель специфики театра, Драматургия-основа театра, Творческое взаимоотношение режиссера с актером, Зритель активный участник действия
Сиюминутность и неповторимость действия
Действие - основа сценического искусства. Составные части действия, оценка, пристройка, выбор приспособлений, воздействие. Действие - это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, выраженными во времени и пространстве. Неверно определённое действие даёт штампы. Действие за действие так и складывается линия роли. В театре не может быть главным только актер или осветитель. В театре каждый главный: без осветителя не будет света, и т.д., а так же без режиссера и актера не будет спект. Спект включает в себя не только игру актеров, но и песни, танцы, игру на муз. инструм. Поэтому считается что театр - искусство коллективное. Актер - гражданин, носитель прогрессивных идей, нравственности, красоты. Главное выразительное средство театрального искусства - актер. Все в театре выражается через актера. Актер вступает в непосредственный контакт с людьми, для которых данное произведение создавалось. Он первый переживает радость признания или горечь поражения. Профессия актера вторичная, она зависит от творчества писателя. Принимая пьесу, театр тем самым заявляет о своем интересе к жизненной теме и берет на себя обязат-ва в худ. форме раскрыть содержание произведения. Необходимо, чтобы пьеса увлекла, прежде всего, режиссера, а затем через замысел спектакля и весь коллектив. Без увлеченности невозможен целеустремленный творческий процесс. Драматургия, в свою очередь, обогащается театром, который, создавая спектакль, становится ее соавтором. Образуется взаимодействие, в котором исходная позиция принадлежит драматургии. В процессе творческого взаимодействия актер и режиссер должны разобраться чего они хотят. Если у них будут недопонимания, то хорошего спектакля не получится. Влияние зрит. зала на тв-во актера огромно. Во взаимодействии актера и зрителя существует единство противоположностей: притяжение-отталкивание. Без зрителя не будет театра, но если актер недостаточно тверд - зритель может привести к искажению задуманного. Зритель способен пробуждать в актере два вида волнения: творческое(бодрость, готовность раскрыться, сопереживание) и "актерское"(вредное, ведёт к зажимам, усиливанию голосового воздействия). Присутствие зрителей не вызывает особых реакций и оценок, строящих движение роли, они возникают в дальних импровизационных глубинах роли. Но если спектакль "живет" - образуется душевная связь с залом. Общение на сцене между партнерами вбирает в себя и чувство зала, учитывает его. Бывает, что актер, плохо принятый на первом спектакле, "увядает", приходит в плохое настроение, ругает режиссера и перестает работать над собой. А бывает, приняв хорошие реакции зрителя на свою игру, актер забывает и о задачах, и о сквозном действии образа, работает на публику. И та, и другая точка зрения на реакцию зрителя опасны. В обоих случаях актер теряет чувство одиночества. В обоих случаях режиссер может подсказать, что и как изменить. Таким образом, первые спектакли необычайно важны режиссеру и актеру для окончательного решения и проверки основных задач по роли и по спектаклю. Тетра не кино, в театре нельзя перемотать действие назад, все происходит здесь и сейчас.

Гигиена роли.

Поскольку многие спектакли играются в течение длительного времени, возникает опасность заштамповывания роли. Предотвратить опасность, омертвления роли можно только заботясь о постоянном освежении творчества (гигиене роли). Она связана с тем, как актер готовится к выступлению, осуществляет настрой перед выходом на сцену, необходима духовная подготовка. Необходимо обратить внимание на органы чувств. Способность улавливать на сцене малейшие изменения в окружающей обстановке и в поведении партнера. Надо научиться пользоваться новыми раздражителями, это позволит сохранить импровизированное самочувствие при многократном повторении спектакля. Кроме случайностей возникающих по ходу спектакля новую пищу актеру дает сама жизнь. Перед началом тв-ва следует обновить киноленту видений, обогатить ее сегодняшним днем. Тренинг не заканчивается, он должен включать упражнения помогающие повторить готовую роль, без повторения вчерашних интонаций. Важно развивать новизну и первичность приспособлений при исполнении знакомых действий. Условием постоянного обновления творческого процесса работы над ролью является импровизация и импровизационное самочувствие. "импровизация", неожиданность (лат.) - сценическая игра, не обусловленная текстом и не подготовленная на репетиции. Импровизация как действие свободного творчества на заданную тему, создающую множественную вариантность. Актер - инициатор импровизации. Фундамент импровизации - это необходимость знаний и развитая фантазия и воображение. Импровизация дает свежесть и непосредственность исполнения. М. Чехов огромное значение отводил импровизационному самочувствию и был убежден, что театральное искусство есть постоянная импровизация. Это основа и вершина актерского мастерства. Актер свободен в приспособлениях, в красках, в подтексте. Импровизация у актера может стать высшей формой искусства, когда он научится импровизировать в условиях строго заданных обстоятельств. Импровизация - способ борьбы со штампами. Задача профессионального воспитания по Е.Б. Вахтангову - "импровизационное выявление актера как творческое откровение через преодоление самого себя". Творческая самостоятельность актера и наличие инициативы - важные качества, необходимые для импровизации. Обновление киноленты видений, моментов восприятия и событий, пристроек к партнеру - это все помогает оживить роль. Так же во время восстановления спектакля нужно оживлять сверхзадачу.

 

 

Билет 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.006 с.)