Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-Петербургская государственная медицинская

Поиск

Санкт-Петербургская государственная медицинская

академия им. И.И.Мечникова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К

ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ

ХИМИИ

Под редакцией проф. В.А.Дадали, доц. Н.Э.Головановой

Часть 3

Химия и обмен липидов

Обмен белков

Санкт-Петербург

 

УДК 577.1(076.5) Издание 2, переработанное и дополненное.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов медицинских ВУЗов, выполняющих практические занятия по курсу биологической химии. В пособии сформулирована цель и мотивация каждой темы, вопросы для самоподготовки, основная и дополнительная литература к каждой теме, этапы проведения занятия и методика проведения практической работы. После каждой темы приведены обучающие тесты с ответами, 25% занятий предложены в виде ситуационных задач, для решения которых студенты пользуются дополнительной литературой, предлагаемой на занятии.

Методическое пособие подготовлено коллективом кафедры биохимии СПбГМА им. И.И.Мечникова: Астратенковой И.В., Агафоновой О.А., Антоновой Ж.В., Бейшибаевой Ч.Р., Головановой Н.Э., Джангуловой Н.Э., Зайцевой Н.К., Ивановой Л.В., Кулеба В.А., Макаровой М.Н., Павловой Р.Н., Смертиной М.Н., Соколовой Е.А. под редакцией проф. В.А.Дадали, доц. Н.Э.Головановой.

Методическое пособие утверждено Ученым Советом Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова.

 

ISBN 5-7243-0283-7 Коллектив авторов, 2009

 

ХИМИЯ И ОБМЕН ЛИПИДОВ

1. Тема 17. Строение и классификация липидов. Переваривание липидов в желудочно - кишечном тракте

Место проведения - кафедра биохимии

Продолжительность занятия - 180 минут

 

2. Цель занятия: обобщить знания по классификации, структуре и биологической роли липидов. Изучить этапы и особенности переваривания и всасывания липидов в желудочно-кишечном тракте.

Познакомить студентов с методами химического исследования липидов для оценки биологической ценности жира и пригодности его использования в пищу.

 

3. Конкретные задачи:

3.1. Студент должен знать:

3.1.1. Основы классификации и формулы важнейших представителей липидов.

3.1.2. Физико-химические свойства и биологическую роль липидов.

3.1.3. Особенности процесса переваривания и всасывания липидов в желудочно-кишечном тракте.

3.2. Студент должен уметь:

3.2.1. Проводить титрование биологического материала с целью количественного определения в нем различных веществ.

3.2.2. Анализировать полученные результаты.

 

4. Мотивация: знания и навыки, приобретенные на занятии необходимы для:

- понимания зависимости между химическим строением, свойствами и биологической ролью важнейших представителей липидов в организме;

- практической деятельности врача по организации рационального питания населения и диетического питания при нарушении переваривания липидов.

 

5. Задание для самоподготовки: студенты должны изучить рекомендуемую литературу, используя вопросы для самоподготовки

5.1. Рекомендуемая литература:

Основная:

5.1.1. Лекционный курс по биохимии по теме: «Общие свойства липидов, переваривание и всасывание липидов».

5.1.2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», - М. «Медицина». - 1998. - С.188-203, 363-372.

5.1.3. Северин Е.С. «Биохимия» М., «Гэотар-мед». – 2003. - С.370-392.

Дополнительная:

5.1.4. Марри Р. «Биохимия человека». - М., «Мир». – 1993. - С.151-164.

5.1.5. Николаев А.Я. «Биологическая химия». - М., «Высшая школа». - 1989. – С.270-283.

5.1.6. Климов А.Н., Никульчева Н.Г. «Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения». СПб. –1999. - С.9-49.

5.1.7. Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пище с точки зрения химика» - М., «Высшая школа». – 1991. - С.33-40.

5.2. Подготовиться к тестовому контролю.

 

6. Вопросы для самоподготовки:

6.1. Классификация липидов.

6.2. Триацилглицериды: строение и биологическая роль. Жировые константы.

6.3.Структура и классификация фосфолипидов.

6.4. Каковы особенности строения молекул фосфолипидов и как это связано с биологической ролью?

6.5. Классификация и номенклатура жирных кислот.

6.6. Биологическое значение полиеновых жирных кислот.

6.7. Гидролиз жиров: его этапы, биологическая роль промежуточных продуктов и локализация данного процесса.

6.8. В чем заключается биологический смысл переваривания липидов?

6.9. Как происходит переваривание триацилглицеридов в желудочно-кишечном тракте?

6.10. Что такое эмульгирование жиров? Значение этого процесса для переваривания липидов.

6.11. Желчные кислоты: их классификация и функции.

6.12. Как происходит переваривание глицерофосфолипидов в желудочно-кишечном тракте?

6.13. Каковы особенности всасывания липидов?

6.14. Строение мицелл. Что такое мицеллообразующие, мицелло- составляющие вещества и критическая мицеллярная концентрация?

6.15. Как происходит ресинтез липидов в кишечной стенке?

6.16. Как осуществляется транспорт липидов из стенки кишечника к органам? Хиломикроны, строение и функция.

6.17. Как оценивается пригодность жира в пищу?

6.18. Как определяют кислотное и перекисное числа? Практическое значение этих показателей.

 

Этапы занятия и контроль их усвоения.

 

Этапы проведения занятия Форма проведения Время/ мин
7.1. Постановка задачи Излагает преподаватель  
7.2. Контроль исходного уровня знаний Тестовый контроль  
7.3. Разбор теоретического материала Опрос студентов  
7.4. Приобретение практических навыков Выполнение студентами лабораторной работы  
7.5. Подведение итогов занятия Излагает преподаватель  

Пример билета проверочного контроля:

Билет №2

1. Жирные кислоты и их роль в организме.

2. Напишите формулу фосфатидилхолина, укажите гидрофобные и гидрофильные участки.

 

Номенклатура жирных кислот

Данная номенклатура основана на введении символа w, которым принято обозначать СН3 – радикал в цепочке жирной кислоты (независимо от числа углеродных атомов в цепи).

ω1 2-8 9-10

Олеиновая: СН3 – (СН2)7СН═СН ─ (СН2)7 – СООН

 

В обозначение вносится порядковый номер углеродного атома, где появляется двойная связь, т.е. олеиновая кислота относится к классу w9; далее следует расшифровка длины цепи и число двойных связей в молекуле. Например:

1. Моноеновые: олеиновая (w9, С 18:1)

2. Диеновые: линолевая (w6, С 18:2)

3. Триеновые: α-линоленовая (w3, С 18:3)

4. Тетраеновые: арахидоновая (w6, С 20:4)

5. Пентаеновые: эйкозапентаеновая (w3, С 20:5)

6. Гексаеновые: докозагексаеновая (w3, С 22:6)

 

Следует учесть, что в нашем организме идет обмен преимущественно

w6 жирных кислот, жирные кислоты класса w3 поступают в наш организм из рыбьего жира (а затем включаются в общий метаболизм). w3 жирные кислоты используются в качестве лекарственных препаратов.

 

Лабораторная работа № 11

Определение кислотного числа солевым методом

Принцип метода: кислотное число определяется как количество миллиграмм гидроксида калия, необходимого для нейтрализации свободных жирных кислот, входящих в состав 1 г жира. В составе природных жиров находится небольшое количество свободных жирных кислот, которые могут быть оттитрованы щелочью без предварительного гидролиза сложно-эфирных связей глицеридов.

Реактивы:

1) насыщенный раствор хлористого натрия; 2) спиртовой раствор фенолфталеина; 3) 0,1н раствор гидроксида калия; 4) растительное масло.

Ход работы:

1. В широкую пробирку, содержащую 3 мл растительного масла, добавляют 10 мл насыщенного раствора хлористого натрия и точно 10 капель спиртового раствора фенолфталеина.

2. Титруют пробу 0,1н раствором КОН, добавляя по 5 капель и перемешивая 30 секунд. Титрование продолжают до появления не исчезающей розовой окраски.

3. Расчет проводят по формуле: Х= (5,6 · А) / (В · 0,93), где

5,6 – это количество мг КОН, содержащееся в 1 мл 0,1н раствора;

А – количество мл КОН, пошедшее на титрование;

В – количество мл растительного масла, взятое на титрование;

0,93 – удельный вес масла.

Примечание: в случае твердого жира в знаменатель вместо объема и удельного веса подставляется величина навески жира, взятого на

исследование.

4. Полученные результаты сравнивают с нормой. Нормальные

величины кислотного числа колеблются от 0,3-1,2 (растительное масло)

до 3,0 (сливочное масло, маргарин).

Практическое значение имеет увеличение показателей кислотного числа.

Результаты: А1= А2=

Х1= Х2=

Выводы:

 

Акролеиновая проба

Принцип метода: Глицерин, входящий в состав молекулы нейтрального жира, способен при нагревании с водоотнимающими средствами образовывать ненасыщенный альдегид – акролеин, обладающий резким раздражающим запахом.

Химизм реакции:

 
 


2О

KHSO4

нагревание

 

глицерин акролеин

Реактивы:

1) пищевой жир; 2) вазелиновое масло; 3) глицерин; 4) KHSO4 (кристал.)

Ход работы:

Небольшой кусочек жира помещают в фарфоровую чашку, добавляют несколько кристаллов сернокислого калия (водоотнимающее средство) и нагревают. Выделяется акролеин, обладающий резким запахом (проба выполняется в вытяжном шкафу!!!).

Эту же реакцию проводят с вазелиновым маслом и глицерином

· Положительная проба доказывает наличие глицерина, однако исследуемое вещество не обязательно является триацилглицеридом. В этом случае можно говорить о технических маслах или маслах, используемых в парфюмерной промышленности, косметологии.

Определение концентрации триацилглицеридов (ТАГ) в сыворотке крови энзиматическим колориметрическим методом

Принцип метода:

ТАГ  липаза → глицерин + жирные кислоты

 

Глицерин + АТФ  глицеролкиназа → глицерол-3-фосфат + АДФ

 

Глицерол-3-фосфат + О2ГФО → диоксиацетонфосфат + 2Н2О2

 

Н2О2 + 4-аминоантипирин + 4-хлорфенол  пероксидаза → хинонимин + 4Н2О

 

Концентрация хинонимина, определяемая фотометрически, пропорциональна концентрации триацилглицеридов в пробе.

Реактивы: 1) TRIS буфер, АТФ, липаза, глицеролкиназа, пероксидаза, Мg2+, глицерофосфатоксидаза, 4-хлорфенол, 4-аминоантипирин; 2) ТАГ – калибратор с концентрацией ТАГ 2,29 ммоль/л.

Ход работы: внести в пробирки:

 

  Опытная проба Калибровочная проба Контрольная проба
Сыворотка крови 0,02 мл - -
Н2О дистил. - - 0,02 мл
Калибратор - 0,02 мл -
Рабочий реагент 1,0 мл 1,0 мл 1,0 мл

Пробы перемешать, инкубировать 10 мин при 18-250 С. Определить оптические плотности опытных (Доп) и калибровочной (Дк) проб против контрольной пробы при длине волны 546 нм (490 – 550 нм). Окраска стабильна в течение 1 часа.

Результаты: Д1 =

 

Д2 = Дк =

Содержание триацилглицеридов (ммоль/л) рассчитать по формуле:

С = Д1к х 2,29

С1 =

С2 =

Норма: 0,15–1,71 ммоль/л. Группа риска: 1,71–2,28 ммоль/л. Патология > 2,28 ммоль/л.

Выводы:

Клинико-диагностическое значение определения ТГ

В сыворотке крови

Физиологическая гипертриглицеридемия может развиться: а) после приема пищи и может продолжаться 12-14 часов (ее степень зависит от характера и количества пищи); б) во 2-м и 3-м триместре беременности.

Патологическая гипертриглицеридемия по своим патогенетическим характеристикам может быть дифференцирована на первичную и вторичную. Первичная обусловлена генетическими нарушениями метаболизма липопротеинов или усиленной субстратной индукцией (переедание). Нарушения обмена ТАГ, возникающие как осложнение основного патологического процесса, относят ко вторичной гипертриглицеридемии. Повышение концентрации ТАГ отмечается при атеросклерозе, инфаркте миокарда, стенокардии, метаболическом синдроме, сахарном диабете, алкоголизме, гипотиреозе, гипертонической болезни, желчекаменной болезни, панкреатите и др.

Гипотриглицеридемия отмечается при недостаточном питании, синдроме мальабсорбции, нарушении функции щитовидной железы, острых кишечных инфекциях, приеме некоторых лекарственных препаратов (ниацин, фибраты и др.).

Синтаза ЖК

 

 
 


HS – Фп ЦИС - SH

АПБ Е

HS - ЦИС Е АПБ Фп - SH

 

Фп -

3-кетоацил-фермент

 

 
 


НАДФН + Н+ 3-кетоацилредуктаза

НАДФ+

Е ЦИС - SH

 

АПБ

       
 
   
 

 


OH

Фп-

 

D(-)-3-гидроксиацил-фермент

 

 
 


Н2О дегидратаза

4

 
 

 


Е ЦИС-SH

АПБ Фп-

2,3 – ненасыщенный ацил - фермент

 

 

НАДФН + Н+ еноилредуктаза

НАДФ+

 

Е ЦИС-SH

 

АПБ Фп -

Ацил-фермент

 

 

Первый цикл синтеза ВЖК завершается образованием ацила, состоящего из четырех углеродных атомов. Далее трансацилаза переносит вновь образованный ацил от АПБ на HS-группу цистеина 3-кетоацилсинтетазы, а новую молекулу малонил-КоА – на HS-группу фосфопантетеина АПБ, затем последовательно осуществляются реакции 2,3,4,5 и образуется следующий ацил, который длиннее предыдущего на два углеродных атома. В результате семикратного повторения цикла от реакции 1 до реакции 5 образуется молекула пальмитоила (С=16), которая высвобождается из синтазного комплекса шестым ферментом – тиоэстеразой (деацилазой).

Источники, генерирующие НАДФН + Н+:

1. Пентозофосфатный цикл (ПФЦ);

2. Изоцитратдегидрогеназа;

3. Малатдегидрогеназа («яблочный фермент»).

 

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса – один или несколько правильных ответов, каждый ответ может быть использован один раз, несколько раз или не использован совсем).

Ацетил-КоА-карбоксилазу биосинтеза жирных кислот регулируют:

Гормон Механизм действия
1) инсулин 2) адреналин 3) глюкагон а) индукция биосинтеза б) инактивация путем фосфорилирования в) активация путем дефос-форилирования г) репрессия биосинтеза д) инактивация путем дефосфорилирования

Тест 9.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса – один правильный ответ, каждый ответ может быть использован один раз или не использован совсем).

Аллостерическая регуляция активности ацетил – КоАкарбоксилазы биосинтеза жирных кислот осуществляется:

Действие Эффектор
1) Активация 2) Инактивация а) цитрат б) сукцинил – КоА в) малат г) пальмитоил –КоА д) бутирил - КоА

 

Тест 10.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса – один правильный ответ, каждый ответ может быть использован один раз или не использован совсем).

Энергопоставляющие компоненты получаются в реакциях b - окисления жирных кислот:

Реакции Компоненты
1. Тиолазная реакция 2. 1-я реакция дегидрирования 3. 2-я реакция дегидрирования а) НАДН+Н+ б) ФАД2Н в) ацетилфосфат г) НАДФН+Н+ д) ацетил-КоА

 

Тест 11.

Ферментативным методом

Принцип метода:

холестеринэстераза

1. Эфиры ХС ------------------------→ холестерин + жирные кислоты

холестериноксидаза

2. холестерин + О2 + Н2О -----------------------→ холестенон +Н2О2

пероксидаза

3. 2Н2О2 + 4-аминоантипирин + фенол ---→ окрашенное соединение + 4Н2О

Реактивы: 1) рабочий реагент включает фосфатный буфер, натрий холевокислый, фенол, 4-аминоантипирин, холестериноксидазу, холестеринэстеразу, пероксидазу; 2) калибровочный раствор холестерина концентрацией 4,65 ммоль/л.

 

Ход работы:

 

Отмерить, мкл Опытная проба Калибровочная проба
Рабочий реагент    
Сыворотка крови  
Калибратор  

 

Пробы перемешать, инкубировать 10 мин при температуре 37оС. Определить оптическую плотность опытных и калибровочной проб против рабочего реагента при λ=500 (490 – 520) нм. Окраска стабильна в течение 60 мин.

Результаты: Д1=

Д2= Дк=

 

содержание холестерина (ммоль/л) рассчитывают по формуле:

С = Д1к х 4,65

 

С1 =

С2 =

Норма в сыворотке крови – менее 5,2 ммоль/л.

 

Выводы:

Тест 5

ВыбЕрИтЕ правильнЫЙ ответ:

Транспорт эндогенного холестерина и триацилглицеролов из печени в ткани осуществляют:

а) хиломикроны

б) ЛПОНП и ЛПНП

в) ЛПВП

г) хиломикроны, ЛПОНП, ЛПНП

д) ЛПНП, ЛПОНП, ЛПВП

Тест 6

ВыбЕрИтЕ правильнЫЙ ответ:

Транспорт холестерина из внепеченочных тканей в печень осуществляют:

а) хиломикроны

б) ЛПОНП и ЛПНП

в) ЛПВП

г) хиломикроны, ЛПОНП, ЛПНП

д) ЛПНП, ЛПОНП, ЛПВП.

Тест 7

ВыбЕрИтЕ правильнЫЙ ответ:

Образование ЛПНП происходит:

а) в печени

б) в печени и кишечнике

в) в кишечнике

г) в крови из ЛПОНП

д) в крови из хиломикронов и ЛПОНП

Тест 8

ВыбЕрИтЕ правильнЫЙ ответ:

Наиболее эффективно для оценки степени риска развития атеросклероза является определение содержания в крови:

а) общего уровня холестерина

б) холестерина в ЛПНП

в) холестерина в ЛПВП

г) холестерина в ЛПОНП и ЛПНП

д) соотношение холестерина ЛПОНЛ, ЛПНП к холестерину ЛПВП

Тест 9

ВыбЕрИтЕ правильнЫЙ ответ:

Атерогенными липопротеинами являются:

а) ЛПВП

б) ЛПНП, ЛПОНП

в) ЛПНП, ЛПВП

г) ЛПОНП, ЛПВП

д) хиломикроны

Тест 10

ВыбЕрИтЕ правильнЫЙ ответ:

Основные этапы синтеза холестерина в клетке имеют общие реакции с:

а) синтезом жирных кислот

б) распадом жирных кислот

в) синтезом фосфолипидов

г) синтезом кетоновых тел

д) синтезом триацилглицеридов

Тест 11

ВыбЕрИтЕ все правильныЕ ответЫ:

Катаболизм холестерина связан с синтезом:

а) тиреоидных гормонов

б) желчных кислот

в) гормонов коры надпочечников

г) гормонов мозгового слоя надпочечников

д) эргокальциферола

Тест 12

Выберите все правильныЕ ответЫ:

Коррекция дислипидемии при атеросклерозе проводится лекарственными веществами, которые:

а) ингибируют активность гидроксиметилглутарил-КоА-редуктазы

б) активируют метаболизм ЛПНП

в) угнетают образование ЛПВП

г) угнетают образование ЛПНП

д) обладают антиоксидантным и мембранопротекторным действием

Тест 13

Выберите все правильныЕ ответЫ:

Причинами повышения уровня холестерина в крови являются:

а) нарушение оттока желчи из желчного пузыря

б) нарушение синтеза желчных кислот

в) ингибирование гидроксиметилглутарил-КоА-редуктазы

г) снижение активности лецитинхолестеролацилтрансферазы

д) уменьшение количества или нарушение структуры рецепторов ЛПНП

Тест 14

УСТАНОВИТЕ СТРОГОЕ СООТВЕТСТВИЕ.

Апобелки липопротеинов: Функция апобелка:

1) апо А1 а) кофактор внепеченочной липопротеинлипазы

2) апо С2 б) лиганды рецепторов хиломикрона

3) апо Д в) кофактор лецитинхолестеролацилтрансферазы

4) апо В48 г) транспорт эфиров холестерина

д) кофактор панкреатической липазы

Тест 15

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Лимитирующей реакцией синтеза холестерина является образование ___________, регуляторный фермент - ___________.

 

Тест 16.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса – один или несколько правильных ответов, каждый ответ может быть использован один раз).

Тест 18.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Коферментом ГМГ КоА-редуктазы (синтез холестерина) является:

а) ФАД2Н

б) НАДФН +Н+

в) НАДН +Н+

г) ТПФ

д) биотин

Тест 19.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Механизм регуляции синтеза В100, Е- рецепторов к ЛПНП холестерином:

а) аллостерическая активация регуляторного фермента

б) ковалентная модификация

в) индукция синтеза

г) репрессия синтеза

д) ингибирование регуляторного фермента по аллостерическому механизму

Тест 20.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Промежуточный продукт синтеза холестерина используется организмом для синтеза:

а) пуринов

б) пиримидинов

в) коэнзима Q

г) орнитина

д) тиамина

Тест 21.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Регуляторным ферментом превращения холестерина в желчные кислоты является ________________.

Тест 22.

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Синтез холестерина в печени увеличивается при диете богатой:

а) белками

б) углеводами

в) животными жирами

г) растительными маслами

д) витаминами

Тест 23.

УСТАНОВИТЕ СТРОГОЕ СООТВЕТСТВИЕ.

Фермент: Процесс:

1) 7a холестеролгидроксилаза а) синтез эфиров холестерина в клетке

2) АХАТ б) синтез эфиров холестерина в крови

на поверхности ЛПВП

3) 1aхолестеролгидроксилаза в) синтез желчных кислот в печени

4) ЛХАТ г) синтез стероидных гормонов

д) образование активной формы

витамина Д3 в почках

Тест 24.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Триглицериды хиломикронов и ЛПОНП гидролизуются:

а) панкреатической липазой

б) триацилглицеридлипазой

в) липопротеинлипазой

г) ЛХАТ

д) АХАТ

Тест 25.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Содержание холестерина в крови с возрастом __________________.

Тест 26.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Статины снижают активность ГМГ-КоА-редуктазы по механизму ______________ ____________ ингибирования.

Тест 27.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса – несколько правильных ответов, каждый ответ может быть использован один раз)

Локализация апобелков: Апобелки липопротеинов:
1) интегральные 2) периферические а) апо А б) апо Е в) апо С г) апо Д д) апо В

Тест 28.

УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Поступление холестерина из печени в периферические ткани:

а) образование ЛПНП

б) присоединение в крови Апо С к ЛПОНП

в) образование ЛПОНП

г) действие ЛП-липазы

д) захват липопротеинов специфическими рецепторами тканей

Тест 29.

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Функции ЛПВП в крови:

а) транспорт холестерина из внепеченочных тканей в печень

б) снабжение апобелками других ЛП в крови

в) антиоксидантные функции по отношению к модифицированным ЛПНП

г) забирают свободный холестерин и передают эфиры холестерина

ЛП в крови

д) транспорт холестерина из печени в периферические ткани

Тест 30.

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Факторами риска развития атеросклероза являются:

а) гиперхолестеринемия

б) курение

в) высокое давление

г) снижение массы тела

д) гиподинамия

 

Ответы по теме: «ОБМЕН ХОЛЕСТЕРИНА.Липопротеины»

1. д 2. б 3. а 4. а

5. б 6. в 7. г 8. д

9. б 10. г 11. б,в,д 12. а,б,г,д

13. а,б,г,д 14. 1в,2а,3г,4б

15. мевалонат, ГМГКоА-редуктаза

16. 1а 2бвгд

17. г

18. б

19. г

20. в

21. 7α-холестеролгидроксилаза

22. б,в

23. 1в, 2а, 3д, 4б

24. в

25. увеличивается

26. конкурентное обратимое

27. 1ад 2бвг

28. вбгад

29. а,б,в,г

30. а,б,в,д

 

1. Тема 20. Нарушения липидного обмена

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время

Место проведения – кафедра биохимии

Продолжительность занятия – 180 мин.

 

2. Цель занятия: научить студентов самостоятельной работе со специальной и справочной литературой по предложенной теме посредством решения ситуационных задач, аргументировано выступать по конкретным вопросам, дискутировать в кругу своих коллег и отвечать на их вопросы; закрепить знания по теме «Химия и обмен липидов».

3. Конкретные задачи:

3.1. Студент должен знать:

3.1.1. Строение и свойства липидов.

3.1.2. Переваривание липидов в ЖКТ.

3.1.3. Тканевой обмен жирных кислот (окисление и синтез).

3.1.4. Обмен кетоновых тел.

3.1.5. Синтез триглицеридов и фосфолипидов.

3.1.6. Взаимопревращение азотистых спиртов.

3.1.7. Обмен холестерина. Обмен эфиров холестерина.

3.1.8. ЦТК, как единый путь обмена липидов, углеводов и белков.

3.2. Студент должен уметь:

3.2.1. Анализировать, обобщать и излагать материалы литературы.

3.2.2. Обосновывать терапевтические рекомендации на базе знаний о метаболизме веществ в организме.

 

4. Мотивация: умение правильно адаптировать материалы справочников и журнальных статей необходимо для работы будущего специалиста; знания липидного обмена, обмена кетоновых тел, холестерина в норме и при патологии обязательны для практической работы врача.

 

5. Задание для самоподготовки: студенты должны изучить рекомендуемую литературу, используя вопросы для самоподготовки.

5.1. Рекомендуемая литература.

Основная:

5.1.1. Лекционный материал и материалы практических работ по теме "Липиды".

5.1.2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. "Биологическая химия". – М., Медицина. – 1998. - С.194-203, 283-287, 363-406.

5.1.3. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-Мед., 2003. – С.405-409, 417-431, 437-439, 491.

Дополнительная:

5.1.4. Климов А.Н., Никульчева Н.Г. Обмен липидов и липопротеинов и его нарушения. Руководство для врачей, СПб. – 1999. – Питер. - 505 с.

5.2. Подготовиться к тестовому контролю.

 

6. Вопросы для самоподготовки:

6.1. Синтез кетоновых тел, их использование организмом в норме.

6.2. Понятие кетоацидоза. Причины формирования кетоза, защитные

механизмы, предотвращающие гибельные для организма последствия.

6.3. Что такое b-окисление жирных кислот. Необходимые условия для

процесса.

6.4. Синтез фосфолипидов. Возможности синтеза в организме.

6.5. Взаимопревращение азотистых спиртов.

6.6. Сфинголипидозы, ганглиозидозы. Причины, приводящие к их

возникновению.

6.7. Переваривание липидов в ЖКТ.

6.8. Желчные кислоты. Строение и функции в организме.

6.9. Холестерин. Причины повышения уровня холестерина крови. Синтез, распад и транспорт холестерина.

6.10. Понятие о липопротеинах.

6.11. Причины развития атеросклероза

6.12. Перекисное окисление липидов и биоантиоксиданты.

6.13. Превращения арахидоновой кислоты в организме.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Превращение жирных кислот эйкозанового ряда в лейкотриены осуществляет фермент _______________________.

Тест 18.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Образование простагландинов происходит по ___________________ пути.

Тест 19.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

«Медленно реагирующая субстанция» включает лейкотриены классов _______, ______, ______ и является фактором патогенеза ______________.

Тест 20.

УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса - один или несколько правильных ответов, каждый ответ может быть использован один раз)

Ингибируемый фермент Лекарственные препараты
1. циклооксигеназа 2. фосфолипаза А2   а) аспирин б) индометацин в) диклофенак г) кортизол  

Тест 21.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Изменение содержания липопротеинов в сыворотке крови называется _____.

Тест 22.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса – несколько правильных ответов, каждый ответ может быть использован один раз)

Содержание ЛПВП в сыворотке крови Факторы, влияющие на содержание ЛПВП
1) повышается 2) понижается а) эстрогены б) ожирение в) курение г) высокая физическая активность д) умеренное употребление алкоголя е) снижение массы тела  

Тест 23.

УСТАНОВИТЕ СТРОГОЕ СООТВЕТСТВИЕ.

Лекарственные препараты Механизм действия
1) холестирамин (секвестрант) 2) мевакор (статины) 3) лецитин   а) ингибирование ГМГКоА-редуктазы б) снижение реабсорбции желчных кислот и холестерина в кишечнике в) ингибирование 7α – холестерол – гидроксилазы г) оптимизация состояния мембраны  

Тест 24.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Индекс атерогенности в норме не должен превышать:

а) 2,5

б) 3,0

в) 5,0

г) 8,0

д) 6,0

Тест 25.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Эйкозаноиды, которые ингибируют агрегацию тромбоцитов, расширяют сосуды и образуются преимущественно в эндотелии сосудов называются ____________.

 

 

Тест 26.

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

3-фосфоглицериновый альдегид (3-ФГА) является промежуточным продуктом в превращениях:

а) глицерин → глюкоза

б) глюкоза → жирные кислоты

в) жирные кислоты → кетоновые тела

г) глюкоза → глицерофосфат

д) кетоновые тела → ацетил-КоА

Тест 27.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Сфинголипидозы характеризуются дефицитом ферментов катаболизма сфинголипидов, локализованных в:

а) цитоплазме

б) митохондриях

в) комплексе Гольджи

г) лизосомах

д) эндоплазматическом ретикулуме

Тест 28.

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Заболевания со снижением синтеза или поступления желчных кислот в кишечник приводят к нарушениям:

а) переваривания триацилглицеридов

б) переваривания эфиров холестерина

в) образования хиломикронов в просвете кишечника

г) мицелоообразования в просвете кишечника

д) снижение активности фосфолипазы А2

 

Тест 29.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

(для каждого вопроса - один или несколько правильных ответов, каждый ответ может быть использован один раз)

Изменение скорости β-окисления жирных кислот: Факторы:
1) увеличивается 2) уменьшается а) высокая концентрация ацетил- КоА в клетке б) избыток малонил-КоА в клетке в) высокая концентрация АМФ г) высокая концентрация глюкозы в клетке д) гипоксия

 

 

Тест 30.

ДОПОЛНИТЕ ОТВЕТ.

Перекисному окислению (неферментативно) подвергаются ____________ жирные кислоты.

ОТВЕТЫ по теме: «НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ЛИПИДОВ»

1. а,в,д 2. б,в,г 3. б,в,д 4. в,д

5. печени, ацетилКоА 6. а,в,г 7. в 8. а,в,г,д

9. а,в,г,д

10. 1ав, 2аг, 3аг 11. б,в,г

12. 1ав, 2бгде

13. 1а,2в,3г,4б

14. 1ав,2ад,3аг,4ае 15. б,д

16. - 1ав, 2бгд, 3е 17. липоксигеназа

 

18. -циклооксигеназному

194, Д4, Е4 … анафилаксии

20. -1абв, 2г

21. -дислипидемией (дислипопротеинемией)

22. -1агде, 2бв

23. -1б 2а 3г

24. - б

25. -простациклины

26. -а,б,г

27. - г

28. -а,г

29. -1в, 2абгд

30. -полиненасыщенные (ненасыщенные)

 

Вид транспорта Механизм

1) активный а) простая диффузия

2) пассивный б) облегченная диффузия

в) транспорт против градиента

концентрации с участием АТФ-аз

г) эндо- и экзоцитоз

 

 

Тест 11

Выберите все правильные ответы:

Полиненасыщенные жирные кислоты в составе липидов мембраны:

а) увеличивают жидкостность мембраны

б) увеличивают вязкость мембраны

в) являются предшественниками эйкозаноидов

г) взаимодействуют с гидрофобными радикалами белков

д) взаимодействуют с гидрофильными фрагментами белков

Тест 12

Выберите все правильные ответы:

Липидными компонентами мембраны являются:

а) глицерофосфолипиды

б) сфингофосфолипиды

в) гликофорины

г) холестерин

д) триацилглицериды

Тест 13

установите строгое соответствие:

Название мембранных белков: Функции мембранных белков:
1) гликофорин 2) спектрин 3) интегральный белок полос


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.014 с.)