Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №1. Введение в предмет «ря и кр». Язык, речь, общение. Культура речи как личностная характеристика человека.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема №1. Введение в предмет «РЯ и КР». Язык, речь, общение. Культура речи как личностная характеристика человека. Каковы цели и задачи курса «РЯ и КР»? Целями и задачами курса «РЯ И КР» являются: - совершенствование навыков употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) в процессе речевого общения; - повышение общей речевой культуры; - показ информационных возможностей современного русского литературного языка как «важнейшего средства человеческого общения»; - формирование основных навыков грамотной организации речи; - овладение понятийным аппаратом изучаемой дисциплины; - усвоение теоретических основ дисциплины; - приобретение опыта анализа ключевых элементов языка. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека? Главное отличие человека от животного в наличии второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система – это речь. Язык – система знаков и звуков, свойственная определенной этнической группе или народу для передачи речи. Все это давно известные факты. Таким образом, язык – это главное достояние человека, то, что позволяет ему не только воспринимать окружающую действительность, реагировать на нее, но и передавать эту реакцию окружающим, а также анализировать полученную информацию и пользоваться теми знаниями, которые люди уже получили до него. Значение языка в жизни человека и общества, функции, которые он несет – это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и культурные ценности людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества. Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая – непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная – это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества – насыщение внутреннего мира людей идеалами. Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли. Речь – визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором. Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель – достижение взаимопонимания. Каковы основные и второстепенные функции языка? Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции. Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие функции: • коммуникативная: язык – важнейшее средство человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга; • когнитивная: язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека. Иные функции: • фатическая (контактоустанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками; • эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию (интонация, восклицание, междометия); • апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения); • аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, культуре, истории народа; • эстетическая и др. Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»? Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу. Русский литературный язык имеет две формы — устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлеченной лексики, а также лексики терминологической, преимущественно интернациональной по своему использованию. В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация? Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность ит. п. Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. Рассмотрим эти понятия. Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слушающий, время и место высказывания. Составляющие речевой ситуации: ■ говорящий; ■ слушающий; ■ время и место высказывания.
Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категорий времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии. Тема №3. Понятие языковой нормы. Основные типы норм. Тема №4. Морфологические нормы употребления имени существительного. Что такое имя существительное (определение понятия)? Значение и Грамматические признаки. Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам. Е склонение
Е склонение. Мужской род
Е склонение. Средний род
Е склонение
Конец формы Конец формы Род аббревиатур. Согласно правилу, род аббревиатур определяется по стержневому слову: ГЭС — гидроэлекторстанция — женский род, РГПУ — Российский государственный педагогический университет — мужской род. Однако это правило расшатывается речевой практикой: престижный вуз, архипелаг ГУЛАГ. В звуковых аббревиатурах род нередко определяется звуковым обликом слова — по сходству с другими существительными (вуз по аналогии с груз). Определение рода по стержневому слову сохраняется в основном в буквенных аббревиатурах: НЛО — неопознанный летающий объект — мужской род., СНГ — средний род (Содружество независимых государств выступило с инициативой). 4.Какие существуют варианты форм множественного числа существительных? Число — это грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета. 1) Большинство имён существительных изменяется по числам, т.е. имеет две формы — единственного и множественного числа. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа — несколько предметов: карандаш — карандаши, врач — врачи. 2) Только форму единственного числа имеют: · большинство вещественных существительных: нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко; · большинство отвлечённых (абстрактных) существительных: радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина; · большинство собирательных существительных: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора; · большинство имён собственных: Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал. Примечание. В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова: 1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение: · видов, сортов вещества: вино — десертные вина, масло — технические масла; · значение большого пространства, покрытого этим веществом: вода — воды океана, песок — пески Каракумов; 2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение: · различных проявлений качеств, свойств, состояний: возможность — новые возможности, радость — наши радости; · длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия: мороз — длительные морозы, боль — сильные боли, крик — крики. 3) Только форму множественного числа имеют: · некоторые вещественные существительные: чернила, опилки, очистки; · некоторые отвлечённые существительные: именины, выборы, нападки, козни, побои; · некоторые собирательные существительные: деньги, финансы, дебри; · некоторые имена собственные: Каракумы, Карпаты, роман «Бесы»; · слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей: очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи; · некоторые названия отрезков времени: сумерки, сутки, будни, каникулы. Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение. 4) Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных. · Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы люди и дети. · Слова сын и кум во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья. · Слова мать и дочь во всех формах единственного (кроме именительного и винительного падежей) и множественного числа имеют суффикс -ер: матери, дочери. · Слова чудо, небо и древо во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса. Слова тело и слово имеют устаревшие формы множественного числа с этим суффиксом: телеса, словеса наряду с регулярными телá, словá. · Слово око во множественном числе имеет основу оч-: очи, очей, очам. · Слово ухо во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам. · Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам. · Слово церковь при склонении во множественном числе имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах. 5) В русском языке, наряду с единственным и множественным числом, имеются следующие явления числового характера: · собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья, сыновья, колья, коленья, листья, коренья против мн.ч. зубы, сыны, колы, колени, листы, корни); · собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё, зверьё против мн.ч. дураки, звери); · множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески, вóды, бег á). 5.Ошибки в образовании падежных форм существительного. Образование падежных форм единственного числа имен существительных Образование падежных форм множественного числа имен существительных В именительном падеже множественного числа у существительных мужского рода могут быть разные окончания: стол – столы берег – берега Стилистически нейтральным является употребление слов с окончаниями
! Слова с окончаниями –а(я), -у(ю) могут различаться по лексическому значению: листья (на деревьях) – листы (бумаги) лоскутья (кусочки разорванной ткани) – лоскуты (остатки бумаги, ткани) меха (шкуры) – м е хи (кузнечные) образ а (иконы) - о бразы (литературные) пропуска (документы) – пропуски (занятий) тормоза (устройство) - т о рмозы (препятствия) сыновья (дети) – сыны (представители страны) учителя (преподаватели) – учители (идейные руководители) А) Сравнительная степень прилагательных. Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой. Сравнительная степень бывает простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов: -ее (-ей): красивый — красивее, смелый — смелее, холодный — холоднее; Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее. Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой — более/менее большой, красивый — более/менее красивый. Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам. Б) Превосходная степень прилагательных. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе. Превосходная степень бывает простая и сложная. Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый — красивейший, мягкий — мягчайший, добрый — добрейший. Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший — лучший, плохой — худший. Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой — самый/наиболее/наименее большой, красивый — самый/наиболее/наименее красивый. Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам. В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных. 1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший. Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире. Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Высокой (сосне) – имя прилагательное, обозначает признак предмета, на сосне (какой?) высокой; начальная форма – высокий, пост.признаки – качественное; непост. признаки – в полной форме, в предложном падеже, в единственном числе, в женском роде; является определением. Основные признаки наречий
Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело; Ночью светло). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий. 2. Разряды наречий по значению:
3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных: Ср.: весёлый → весел о; громкий→ громк о; быстрый → быстр о. а) сравнительная степень может быть: · простая (образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше); Весело – весел ее, весел ей, громко – громч е, далеко – дальш е. · сложная (образуется с помощью частиц более и менее); Более весело, менее громко. б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов – формы сравнительной степени наречия и слова всех. Веселее всех, громче всех. Обратите внимание! 1) Качественные наречия на -о (-е) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных. Ср.: Море спокойно (прилагательное) – Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие). Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия – обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении. 2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной. Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное – он более спокойный, чем я; он спокоен) – Говори спокойнее (наречие – говори более спокойно; говори спокойно). 2. Ошибки при образовании форм сравнительной степени наречий. Степени сравнения наречий можно образовать только от тех представителей этой части речи, которые относятся одновременно к качественно-определительным, т. е. выражают качество признака или действия. К примеру: идти быстро, воевать отважно, любить нежно, сверкающий ярко фонарь. Чтобы быстрее это понять, можно запомнить нехитрый прием: степень сравнения образуется только от тех наречий, которые условно можно превратить в прилагательные. Быстро - быстрый, отважно – отважный, нежно - нежный, ярко – яркий и т. д. С остальными наречиями времени (всегда, допоздна), места (далеко, впереди), причины (поневоле, сгоряча), цели (в насмешку, нарочно), меры и степени (много, чуть-чуть), образа действия (пешком, исподлобья) поступить так явно невозможно. Происходит это потому, что только качественные наречия были образованы от аналогичного разряда прилагательных путем удаления окончания и добавления суффикса «-о». Примечание. Отсюда же следует и опасность ошибиться в определении части речи. А именно краткие формы прилагательных легко спутать с качественными наречиями. Для примера возьмем два простых предложения: «Она шутит смешно» и «Да, это смешно». В первом случае подразумевается наречие, поскольку оно относится к глаголу (сказуемому), обозначает признак этого действия, следовательно, отвечает на вопрос «как?» и является обстоятельством. Во втором же предложении слово «высоко» является краткой формой прилагательного, находится в зависимости от местоимения (подлежащего), выражает свойство предмета, отвечает на вопрос «каково?» и подчеркивается как сказуемое. Поэтому, чтобы различить две эти части речи в предложении, необходимо произвести вышеуказанный разбор проблемного слова, и тогда все станет понятно. Как образовать сравнительную форму наречия. Существует и другая возможность ошибочной путаницы. Проблема состоит в том, что сравнительная форма степени сравнения наречий образуется точно так же, как у прилагательных, т. е. путем добавления суффиксов «-е, -ей, -ее, -ше, -же» к корню, иногда при этом отсекаются или заменяются последние буквы, а в отдельных случаях видоизменяется все слово. К примеру, «далеко – дальше, близкий – ближе, красивый – красивее/красивей/краше, хорошо – лучше, маленький - меньше». Так происходит образование простой (синтетической) формы степени сравнения наречий, таблица включат ее внизу первого столбика, и именно она идентична прилагательным в тексте. Снова возьмем для примера два предложения: «Он прыгнул выше» и «Этот мальчик выше». Здесь также необходим разбор: так, в первом случае это наречие, относится к сказуемому, означает признак действия, отвечает на вопрос «как?», а во втором примере – прилагательное. Другая форма степени сравнения (составная/аналитическая) у этих частей речи отличается, хоть и образуется одинаково, путем добавления вспомогательного слова «более» или «менее». К примеру, «более высокий» и «менее близкий» у прилагательных, «более высоко» и «менее близко» у наречий. Основные признаки причастия А) Общее грамматическое значение — это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый. Б) Морфологические признаки: 1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: · вид, · переходность, · возвратность, · время. 2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) — думающий, думавший; подумать (совершенный вид) — подумавший. 3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных: · причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие; · причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени; · страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый — допит; потерянный — потерян. В) Синтаксические признаки: 1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые, мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого). 2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице. Разряды причастий В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные. 1. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: читающиймальчик — это мальчик, который сам читает; читавший мальчик — это мальчик, который сам читал. 2. Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у предмета под влиянием действия другого предмета: прочитанная мальчиком книга — книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом — дом, который построили рабочие. Страдательные причастия обладают рядом особенностей: · страдательные причастия образуются только от переходных глаголов: построить (что?) дом (В.п.) — построенный дом; читать (что?) книгу (В.п.) — читаемая книга; · страдательные причастия имеют полную и краткую форму: построенный дом — дом построен, допитое молоко — молоко допито; · страдательные причастия могут распространяться существительным или местоимением в Т.п. со значением субъекта действия: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка (бабушка рассказала сказку). 2. Ошибки при образовании причастий. Ошибки при образовании причастий часто возникают из-за некорректного составления формообразующей основы и из-за неверного выбора суффикса для образования формы причастия. Для того, чтобы верно подбирать формообразующий суффикс, стоит уделить особое внимание следующим случаям: 1. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи следующих суффиксов -н- (-нн-), -ен- (-енн-), -т-: нетленный, добитый, тканный. В этом случае часто возникают ошибки при использовании –нн- вместо –н- и наоборот. Немного реже случается ошибка по замене суффикса –н- на –т-:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.016 с.) |