Глава I. Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве



Декоративно-прикладному искусству свойствен определенный характер рисунка, особый, плоскостной строй композиции. Построение таких композиций нередко ставит учащихся перед довольно сложной задачей обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы. На уроках изобразительного искусства школьники пытаются в своих рисунках красками или карандашом передать на листе бумаги объемность предметов. Чтобы достигнуть большей правдивости изображения, добиться иллюзии пространства, они познают законы линейной и воздушной перспективы, правила светотеневого решения, особенности цветоведения. На занятия по художественной обработке материалов они приходят с определенным багажом навыков. При создании плоскостных композиций у ребят начинаются трудности в перестраивании таких рисунков на условный язык декоративно-прикладного искусства.

Задача педагога - научить школьников созданию красивых, ритмичных, эмоционально насыщенных композиций, соответствующих выбранному материалу и функциональному назначению декорируемого предмета.

Нередко в поисках сюжетов для декоративных работ ученики обращаются к репродукциям известных картин, особенно не задумываясь, можно ли перенести в чеканку, резьбу или инкрустацию, к примеру, "Богатырей" или "Ивана-царевича на сером волке" В. М. Васнецова. Они начинают вычеканивать или резать рельеф, копируя все ракурсы и детали живописного полотна. От этой ошибки преподаватели должны их предостеречь. При слепом копировании выступает явное несоответствие декоративного материала и живописной композиции. У металла и дерева .совершенно иные художественные, пластические и технологические качества по сравнению с холстом и красками. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету или лепить форму мощными мазками. В чеканке или резьбе рельеф создается физическим углублением материала, нанесением декоративных фактур и патинирующих покрытий, а в инкрустации изображение возникает вследствие сверкающего перелива металла на темном фоне поверхности дерева, мерцанием лучистой насечки.

Новые материалы (металл, дерево, а не краски), новые орудия труда (чекан, резец, молоток, а не кисти), новая техника исполнения (вычека-нивание, вколачивание или резьба, а не живопись), иное эстетическое назначение создаваемых произведений требуют иных выразительных средств. Они должны основываться на особенностях построения изображений в декоративно-прикладном искусстве, т. е. на физических и пластических возможностях материала и технологии их обработки. Если этого не учитывать и копировать станковые картины, то можно получить, лишь жалкое их подобие. Искусство чеканки, инкрустации, резьбы превратится в мелкое украшательство и ненужное подражание. Надо помнить, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство существуют рядом совершенно самостоятельно.

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность преображается в четкие и емкие символы. Вспомним, к примеру, символическое решение герба нашего государства, где в выразительном единении серпа и молота, воплощено содружество рабочих и крестьян.

В декоративных композициях портреты зачастую изображаются строго в профиль или в анфас. Здесь в силу специфических особенностей нельзя, например, выразить всю многогранность внутреннего мира и передать психологию человека. Свободные ракурсы и повороты, широко применяемые в изобразительном искусстве, здесь почти не встречаются. Большое значение приобретают упругие и певучие линии плоских силуэтов. Нередко используется отдельная деталь предмета или его упрощенный стилизованный символ, но рисунок строится так, чтобы у зрителей возникло полное представление о предмете. Несмотря на лаконизм и условность, декоративные композиции, как правило, очень близки к живой природе. В них много придуманного художником, но всегда ясно, что именно послужило ему прообразом (рис. 1,2).


Рис. 1. В. Олейникова. 'Павлин'. Резьба по дереву


Рис. 2. Самаррская чаша с нарезным изображением оленей. IV тысячелетие до н. э. Культура Ха-сунны

Что же может посоветовать учитель своим питомцам, не имеющим достаточного композиционного опыта? Где искать сюжеты, которые можно воплотить в дереве или металле? Оговоримся сразу: любое событие или исторический факт, разнообразные явления природы могут быть воплощены в декоративных композициях. Выбор тем столь же разнообразен, что и в станковой живописи или графике: люди, животные, птицы, цветы и листья. Только трактуются они иначе.

Мотивы для композиций ученики могут черпать из окружающей жизни. Нужно только внимательнее наблюдать и систематически делать зарисовки. Понравится ствол ли дерева, или его крона, или причудливая форма листа - все это обязательно заносится в альбом. Позже эти рисунки могут пригодиться. Учитель должен приучать школьников больше рисовать с натуры, развивать глаз и руку, наблюдать, выделяя из увиденного самое характерное, смотреть на все вокруг будто впервые, как говорят, "свежим взглядом" "впитывать" природные узоры.

Импульсом к созданию декоративной композиции может стать произведение искусства. К примеру, полотно Васнецова "Богатыри" может навеять тему мощи и мужества русского народа. Рисунок не должен быть копией, а самостоятельным образом былинной Руси (цв. ил. 2) (Цветные иллюстрации см. в конце книги.).


Илл. 2. А. Хворостов. 'Былины'. Инкрустация. Чеканка. Эмаль

Художественный замысел может зародиться и под влиянием прослушанного музыкального произведения, например кантаты С. Прокофьева "Александр Невский" или "Богатырской симфонии" А. Бородина и даже прочитанной сказки и стихотворения, увиденного кинофильма - одним словом все, что произвело сильное эмоциональное впечатление на подростка, может побудить его к творчеству и стать толчком к созданию декоративных композиций.

В процессе занятий анализ художественных и декоративных возможностей материала нередко вызывает темы эскизов.

Итак, на уроке рисования в школе учитель требует от ребят трехмерного изображения предметов, а в кружках или мастерских перед ними ставятся задачи - передать объем плоскостно, выразительными массами и пятнами в ритмическом построении. Иными словами, ученики должны "забыть", чему учились совсем недавно, и попытаться освоить новый для них принцип построения рисунка.

Столь ощутимая разница в приемах и методах рисунка нередко является причиной типичных ошибок, допускаемых школьниками в эскизах. Руководителям детских коллективов необходимо проводить беседы об особенностях рисунка, подготавливаемого для воплощения в дереве или металле. Учащиеся должны уяснить, что характер такого рисунка определяется следующими факторами:

специфическими особенностями декоративно-прикладного искусства;

пластическими (физическими) свойствами металла и дерева;

техникой и технологией процессов обработки выбранных материалов.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложненные ракурсы. Предметы преподносятся со стороны, дающей четкий и выразительный силуэт. Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений. В результате возникает выразительный образ. Все это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета; мы отказались лишь от второстепенных подробностей и передали форму и пластику лаконично - просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать все самое типичное и, подчеркивая это, создать стилизованный образ.

При работе необходимо учитывать, из какого материала и в какой технике будет выполнено изделие. Рассмотрим, каким должен быть подсолнух в инкрустации металлом дерева. Попробуем его нарисовать, не изображая данное конкретное соцветие, не копируя мелкие детали, а отбирая лишь самое существенное и зрительно его увеличивая. Так становится значительно больше головка подсолнуха, упрощаются формы лепестков и семечек. Они приобретают обобщенную форму, которую легко выплести продольным вколачиванием проволочки, торцовым вбиванием гвоздиков, вклеиванием бляшек. Листья получают ясные очертания, заполняются сверкающей насечкой; изображение лишается ракурсов и перспективных сокращений, приобретает силуэтную четкость. На рисунке получится уже не тот подсолнух (рис. 3), который послужил объектом для изображения. Но в то же время он будет похож на тот подсолнух и на многие другие (рис. 4). На конкретном примере видно, что в декоративном искусстве создают изображения, которых не существует в природе, но при этом берутся за основу природные формы.


Рис. 3. Подсолнух


Рис. 4. Декоративное изображение подсолнуха. Рисунок для инкрустации

Чаще всего подготовительный рисунок обводят тонкой линией с одинаковым нажимом. Она должна быть особенно четкой, так как разделяет границу плоскостей в чеканке и резьбе или прокладывает след для металлической дорожки.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.008 с.)