Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву



Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка. Учитель изобразительного искусства, труда, организатор воспитательной работы в школе найдут в книге много полезных рекомендаций.

  • О книге
  • Введение
  • Глава I. Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве
    • Подготовительный рисунок
    • Зависимость композиции от материала
  • Глава II. Чеканка по металлу
    • Краткий исторический очерк
    • Чеканят дети
    • Материалы
    • Оборудование
    • Приспособление для первичной варки смолы
    • Инструменты
    • Молотки
    • Деревянные инструменты
    • Рабочий процесс
    • Подготовка рисунка
    • Насмолка бляшки
    • Перевод рисунка на металл
    • Обводка контуров расходником и опускание фона
    • Снятие бляшки, отжиг и отбеливание
    • Выколотка рельефа
    • Повторная насмолка
    • Чеканка без смолы
    • Оксидирование и патинирование
    • Оформление чеканки
  • Глава III. Инкрустация с насечкой из металла
    • Инкрустация сегодня и вчера
    • Материалы
    • Инструменты
    • Процесс выполнения инкрустации с насечкой
    • Подготовка рисунка и перевод его на основу
    • Вколачивание элементов инкрустации
    • Шлифование инкрустированной поверхности
    • Окраска деревянной поверхности
    • Высветление металлических элементов
    • Прозрачная отделка
  • Глава IV. Резьба по дереву
    • История и сегодняшний день резного искусства
    • Технология резьбы по дереву
    • Материалы
    • Инструменты
    • Этапы выполнения резного рельефа
    • Выполнение рисунка резной композиции
    • Подготовка деревянной поверхности и перевод на нее рисунка
    • Работа в материале
    • Отделочные операции
  • Глава V. Методические основы работы кружка декоративно-прикладного искусства
    • Чеканка
    • Инкрустация
    • Резьба по дереву
  • Словарь специальных терминов, встречающихся в книге
  • Рекомендуемая и использованная литература

Источник:
Хворостов А.С. 'Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву' - Москва: Просвещение, 1977 - с.144 ил

О книге


Анатолий Семенович Хворостов 'Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву'

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка. Учитель изобразительного искусства, труда, организатор воспитательной работы в школе найдут в книге много полезных рекомендаций.

X 32

Х 60501-577 187-77
 
103(03)-77

© Издательство "Просвещение", 1977 г.


Декоративно прикладное искусство

 

Глава II. Чеканка по металлу

Краткий исторический очерк

Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла.

Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы.

С давних времен широко была распространена чеканка и на территории нашей страны. Уже в домонгольской Руси было известно несколько разновидностей чеканных работ: плоскостные, рельефные композиции, а также узоры, выполненные особой, орнаментально-пуансонной техникой.

О высоком развитии этого искусства в Древней Руси можно судить по находкам археологов. Обнаруженные клады относятся ко времени нашествия батыевых орд (1237-1241 гг.).

Для северных городов в IX-X вв. была характерна пуансонная чеканка (Пуансон-стальной стержень в форме чекана, на боевой части которого вытрави рован фигурный элемент.). В Новгородской области найдены тонкие пластинки из серебра с различными пуансонными орнаментами в виде небольшого кружка или треугольника.

Нередко среди новгородских, псковских, смоленских и суздальских изделий можно встретить довольно сложные узоры из прерывистых линий, выполненные особым пуансоном - зубчатым колесом с 24 делениями. Среди находок - оковка турьего рога из так называемой "черной могилы" - высокого кургана в районе Чернигова (X в.). На золотистом фоне отчетливо проступают фигуры людей, птиц, различных сказочных чудовищ (цв. ил. 5).


Илл. 5. Оковка турьего рога из 'черной могилы' (фрагмент). X в. Серебро

Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном уровне и разнообразии технологии русской чеканки в начале X в. Плоскорельефный способ (вокруг узора уплотняется и опускается фон), широко развитый в X и в первой половине XI в., постепенно заменяется басменым тиснением. Тонкий лист металла накладывают на матрицу и покрывают свинцовой пластинкой. Затем ударами молотка по прокладке передавливают изображение с рельефной доски на металл. Многократно штампуя узоры по рельефно-гравированной матрице, можно было довольно быстро сделать большое количество декоративных рельефов, пользовавшихся спросом у посадских и горожан. Мастер большое внимание уделял изготовлению матрицы, так как хорошие оттиски почти не отличались от ручной чеканки. Художественную индивидуальность придавала оттискам последующая проработка чеканом. Считается, что появление тисненых изделий (височные кольца) относится к середине X в.

Объемная, выпуклая чеканка выполнялась иначе: работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны. Это позволяло вытягивать участки металлического листа и получать высокорельефные изображения. Чтобы не прорвать металл, работали на вязкой и прочной основе - смоле. Так сделан узор на шлеме князя Ярослава Всеволодовича (1216 г.). Здесь вместе с фигурой архангела хорошо видны барсы, грифоны (цв. ил. 6). Другой пример - новгородские сосуды с фигурно изогнутыми ручками. Они созданы в конце XI-начале XII в. мастерами Братилой и Костой. На рельефах - фигуры людей и виноградные листья. Сохранилось множество изделий для церквей, соборов и монастырей - оклады икон, сионы, кресты, чаши, кубки, братины, блюда.


Илл. 6. Шлем киязя Ярослава Всеволодовича. 1216 г.

Монголо-татарское владычество приостановило развитие искусств и ремесел. Отдельные виды художественной обработки металлов полностью исчезли на русской земле вместе с угнанными в неволю талантливыми мастерами.

Только после освобождения русский народ сумел возродить искусство чеканки.

На рубеже XVI-XVII вв. широко распространяется басменое тиснение. Басму отличает равномерно повторяющийся орнамент и стыки на границе соседних узоров. Мастера работали главным образом с медными литыми или гравированными матрицами. Сохранились оклады икон и украшения книжных переплетов.

Временем расцвета старинных русских ремесел можно считать XVI- XVII века. В этот период в Ярославле и Сольвычегодске, Казани и Костроме создаются выдающиеся произведения чеканки, черни, гравировки, эмали: великолепные серебряные и золотые чаши для пива и кваса, братины, кубки, кунганы, ендовы, сулеи, ларцы, коробки, рамы для зеркал, футляры для очков. Рисунок покрывал нарядные доспехи, конскую упряжь. С особым изяществом изготовлялись жалованные ковши, предназначенные в качестве наград за отличие в воинских делах или гражданских службах. Изысканную форму дополняли узор и дарственная надпись (цв. ил. 7). Наиболее совершенными из сохранившихся считаются серебряные братины думного дьяка П. А. Третьякова (начало XVII в.) и дьяка Ф. Н. Апраксина (вторая половина XVII в.).


Илл.7. Жалованный ковш. XVII в. Серебро

Изделиями из металла славились мастера Кремлевской Оружейной палаты, "своеобразной академии художеств допетровской Руси". Сюда отовсюду собирали умельцев по царскому указу. Здесь работали бывшие новгородцы, рязанцы, ярославцы и другие мастера. При изготовлении утвари они чаще всего применяли мелкий чеканный или гравированный травный узор, заполнявший всю поверхность изделия. На музейном стенде обращает на себя внимание братина дьяка Михаила Данилова (рис. 13). Старинные летописи сохранили имена выдающихся русских мастеров. Василий Андреев (годы творчества с 1685 по 1699) славился художественными работами по серебру, делал матрицы для чеканки монет. Уникален парадный шлем царя Михаила Федоровича, выполненный мастером Никитой Давыдовым в 1621 г. и украшенный чеканкой, гравировкой, позолотой, эмалью и драгоценными камнями (цв. ил. 8).


Илл.8. Н. Давыдов. Парадный шлем царя Михаила Федоровича. 1621 г.


Рис. 13. Братина дьяка Михаила Данилова. XVII в. Серебро

В XVII в. чеканные пластины - бляхи - из золота и серебра оживляли строгие стальные кольчуги. На боевых топорах и бердышах тех времен - ажурный узор из декоративных зверей, птиц и растений. Украшением военного снаряжения славился мастер Нил Просвист. Богатством фантазии отмечена парадная упряжь посольских коней. "С разодетыми всадниками выводили их по нескольку сотен, когда принимали иностранных послов, чтобы ошеломить богатством русского царя" (Левинеон Н. Р. Мастера-художники Москвы XVII века. М., 1961, с. 26.). Эмаль, филигрань, драгоценные камни, чеканные золотые и серебряные пластины на седлах, сбруе и наколенниках украшали коня.

Для XVIII в. характерно дальнейшее развитие искусства художественной обработки металла. Наряду с Москвой во многих городах России в этот период создаются произведения декоративно-прикладного искусства в технике чеканки.

Отличными мастерами славились Петербург, Великий Устюг и Тобольск, Вологда и Тула. В России постепенно стало традицией украшать не только предметы светского и церковного быта, но и замки, медальоны, металлические детали парадного оружия.

Самыми выдающимися оружейниками XVIII в. считаются тульские мастера. Туляки славились не только изготовлением оружия. Их самовары и предметы сервировки чайного стола - подносы, чайники, чашки, полоскательницы из серебра, бронзы и меди, украшенные узорами из растительных гирлянд, известны во всем мире.

Сольвычегодск и Великий Устюг поставляли России всевозможные подносы, разнообразные по отделке. Узоры из птиц, деревьев, цветов и листьев покрывали борта или днище, нередко то и другое. Техника выполнения рисунка разнообразна: здесь и плоская сквозная просечка, и гравировка; в массовом производстве-художественная штамповка.

В XVIII в. художественная обработка металла, в том числе и чеканка, достигла совершенства на Украине. Достаточно назвать богатейшие по орнаментике оклады для многоярусных резных иконостасов в соборах и храмах Киева и Львова. Среди украинских мастеров XVIII в. славились своими работами П. Волох, И. Равич, 3. Завадовский. Их чеканки по серебру отличались виртуозностью исполнения, пышностью узора, богатством фантазии и в то же время спокойствием и соразмерностью композиционных элементов.

Неистощимыми на выдумку были умельцы Средней Азии. Религия запрещала им изображать живые существа, и на протяжении многих веков они создавали орнаментальные композиции, нередко вплетая в них поэтические строфы. Центром восточной чеканки принято считать Бухару. Отсюда мастера, кочующие в поисках лучших условий жизни и труда, разносили свое искусство, путешествуя из города в город. Пользовались успехом изысканные по форме сосуды для воды, курительные приборы, умывальные чаши, блюда для фруктов и плова. Рядом с чеканкой на этих предметах выполнялись гравировка и инкрустация бирюзой и цветным стеклом.

Кавказским чеканкам, ведущим свое начало от древнейшего искусства Сванетии и Хевсуретии, насчитывается более трех с половиной тысяч лет. Сохранились древние иконы, а также женские ювелирные украшения, серебряные ожерелья, браслеты, перстни.

Искусство грузинской чеканки прошло через многие столетия, сохранив лучшие традиции древних мастеров. В XVIII-XIX вв. в Грузии в богатых домах были популярны серебряные сосуды для вина, на поверхности которых изображались сцены охоты. Традиционными сюжетами также были лань в когтях разъяренного барса, битва гуся с коршуном, зайцы, преследуемые собакой. Нередко воспроизводились народные празднества и свадьбы.

Богатейшими художественными традициями известно искусство народов Дагестана. Начиная с XII в. медночеканным производством славились аулы Кубачи, Кумух и несколько позднее - Гоцатль. Традиционными изделиями горцев были всевозможные кувшины для воды, кухонная посуда, декоративные настенные блюда и подносы из красной меди, ювелирные изделия.

Весьма своеобразны кубачинские кувшины с растительными и геометрическими орнаментами (цв. ил. 9). Предание гласит, что первым мастером в ауле Гоцатль был Ахкубек. Известно имя другого старинного мастера - Муса.


Илл. 9. Кувшин - водолей. Село Кубани. XIX в.

В XVIII-XIX вв. привлекли внимание чеканные женские пояса, созданные в Якутии. Они состояли из 15-16 пластинок с полугеометрическим-полурастительным узором. Две или три более крупные пластинки были украшены сценами охоты или всадниками, львами и птицами.

Сохранились бурятские ювелирные изделия тех времен в технике чеканки, гравировки, насечки, филиграни, черни, эмали, а также посуда - чаши, кувшины, блюда, курильницы, туалетные наборы, пуговицы. Якуты использовали сплавы из латуни и бронзы.

Чеканка - это не только плоскорельефные узоры на ювелирных изделиях или предметах быта. Техническую разновидность чеканки - дифовку ("Дифовка... - прием холодной обработки листового металла, производимой непосредственно ударами молотка..." (Флеров А. В. Технология художественной обработки металлов. М., 1968, с. 147).) - использовали с давних времен для выколачивания щитов, шлемов, рыцарских лат. Позже этот способ стали применять при создании огромных монументальных скульптур. В 1820-1830-х годах была выполнена из листовой меди по модели скульптора С. С. Пименова монументальная группа "Аполлон на колеснице" для Александрийского театра в Петербурге. Несколько позднее (в 1863 г.) аналогичная работа была изготовлена для Большого театра в Москве.

С середины IX в. в сочетании с дифовкой стали использовать технологию гальванопластики, позволяющую точно репродуцировать наиболее ответственные участки фигуры. Вместе с дифовкой и чеканкой гальванопластика с середины XIX в. прочно вошла в технологию монументального искусства.

Наиболее значительным произведением, выполненным в технике дифовки, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница", созданная по проекту В. И. Мухиной для павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 г. (рис. 14).


Рис. 14. В. Мухина. 'Рабочий и колхозница'. Металл

Скульптура сделана из светлого легкого металла - тонких листов нержавеющей хромоникелевой стали. Отдельные ее части выколачивали на деревянных колодках мастера-жестянщики под руководством Мухиной и главного инженера завода "Стальмост" П. Н. Львова. Готовые детали сваривали и крепили на мощном балочном каркасе. Тонкая (0,5- 1,0 мм), прочная, гибкая, годная для ковки, штамповки и сварки сталь по своим технологическим показателям была самым лучшим и современным материалом для такого рода работы.

Этим же способом сделана из меди семиметровая фигура В. И. Ленина в Ереване (1938-1939 гг.) по модели скульптора С. Д. Меркурова мастером И. М. Овчинниковым. Этот же мастер выполнил по моделям И. С. Ефимова и А. Н. Кордашева скульптурные группы "Север" и "Дельфины" для Химкинского речного вокзала.

В 1952-1953 гг. по проекту Г, И. Мотовилова техникой дифовки были выколочены из красной меди четыре двухфигурные группы для Главного павильона ВДНХ в Москве. Из последних работ такого рода выделяется Обелиск в честь первооткрывателей космоса в Москве (цв. ил. 1).

В многонациональном советском искусстве кавказская чеканка достойно представлена произведениями современных художников Армении - прекрасными декоративными блюдами Н. Куюмджана, Ж. Чулояна, монументальными рельефами и пластинами И. Бабяна с изображениями могучих тигров и орлов (рис. 15). Наполнены глубоким содержанием его портреты, среди которых выделяется "Торос Рослин - живописец XIII в.". (триптих "Возрождение") (цв. ил. 10). Запоминаются ювелирные украшения В. Ацагорцяна.


Илл. 10. И. Бабян. Панно 'Торос Рослин - живописец XIII в.'.Из триптиха 'Возрождение'


Рис. 15. И. Бабян. 'Укрощенный тигр'. Декоративная композиция

Мастера чеканки Прибалтийских республик вписали интересную страницу в историю металлопластики.

Ювелирной виртуозностью отличаются работы X. Пихельги. Художники X. Раадик и Н. Раба все внимание уделяют выразительности металлических форм, добиваясь цельности восприятия. В их работах чеканка соседствует с ковкой, порой незаметно переходя друг в друга (рис. 16).


Рис. 16. Н. Раба. Декоративная композиция. Железо

Мастера Эстонии в последние годы наряду с медью освоили алюминий и сталь. Проводятся испытания пластических и эстетических свойств различных металлов. Хороших результатов добился художник Ю. Сепп из Таллина. Он творчески соединил новейшие технологические приемы обработки металла со старинными ручными. Применение электроэрозии позволило добиться интересных декоративных эффектов в работе с толстой (до 10 мм) листовой сталью. Отлично выполнена им толстостенная стальная ваза с изящной бахромой и широким многофигурным фризом по поверхности (рис. 17).


Рис. 17. Ю. Сепп. Декоративная ваза. Сталь

Свои работы эстонские художники строят как сложные живописно-пластические композиции. "Розовая лошадка" С. Раунам, созданная в 60-е годы, выполнена разнообразным изысканным рельефом. Здесь сочетаются условность общей формы с тщательной отделкой деталей (цв. ил. 11). На художественной выставке Прибалтийских республик в Москве в 1973 г. экспонировалось панно "Свадьба рыбака", где Раунам благодаря различным приемам обработки поверхности добивается на меди богатых живописных и фактурных эффектов.


Илл. 11. С. Рayнам. 'Розовая лошадка'. Чеканка на меди

Для искусства художественной обработки металла Прибалтики характерно соединение старинных традиционных приемов с новаторскими.

Произведения прибалтийцев украшают интерьеры общественных зданий различных городов Советского Союза, экспонируются во многих музеях.

В современном искусстве Литвы широко распространены разнообразно оформленные интерьеры ресторанов и кафе. Художница Т. Вайвадене в 1962 г. украсила зал кафе "Тарту"; в ресторане гостиницы "Гинтарас" К. Валайтис создал оригинальное декоративное панно, сочетающее сверкающие геометрические формы с матово-канфаренным фоном. Оно придает помещению ощущение праздничности.

Художницы Ф. Ушинскайте и Т. Вайвадене использовали в детском кафе "Пасака" сюжеты народных сказок. В залах ресторана "Дайнава" в Вильнюсе Л. Лочерис расположил гротескные маски музыкантов с инструментами, а К. Валайтис создал композицию по мотивам фольклора "Солнце и месяц". Это далеко не полный перечень работ вильнюсских мастеров декоративного металла.

В последние годы особенно выделяются своим искусством мастера Грузии, в первую очередь заслуженный художник Грузинской ССР, скульптор Ираклий Очиаури. Первой современной чеканкой принято считать его работу "Портрет скульптора Якова Николадзе", экспонировавшуюся в 1953 г. на Грузинской республиканской выставке. С тех пор за двадцать с лишним лет вокруг Очиаури образовалась целая плеяда талантливых мастеров чеканки: Г. Габашвили, К. Гурули, Д. Кипшидзе, A. Горгадзе, М. Цалкаламанидзе и др. В настоящее время чеканные работы прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий Советской Грузии. С большим мастерством исполнены чеканки для Дворца бракосочетаний в Тбилиси. Воплощенные в металле, портреты деятелей культуры древности украсили здания редакции Грузинской советской энциклопедии. В интерьерах теплохода "Шота Руставели" выполнены панно на темы знаменитой поэмы. Одна из последних работ Очиаури - многометровый чеканный фриз для павильона Советского Союза на Всемирной выставке "Экспо-70" в Японии.

Работы одного из современных мастеров Грузии - М. Кипшидзе, выполненные в 1960 г. на железе, экспонируются в залах Музея восточных культур в Москве.

Мастера чеканки создают не только красивые предметы, но и произведения с глубоким идейно-политическим содержанием. Большую тему единения рабочих и крестьян пытается решить в своей монументально-декоративной композиции В. Грачева (рис. 18).


Рис. 18. В. Грачева. 'Союз рабочих и крестьян'. Медь

Тема "Лениниана" органично влилась в различные виды искусства. В 1927 г. в честь 10-летия Советской власти художник В. Вапилов создал декоративное медное блюдо в чеканке с рельефным изображением

B. И. Ленина. А в 1972 г. образ вождя создал молодой скульптор X. Нурзбаев (техника дифовки из медного листа; рис. 19).


Рис. 19. X. Нурзбаев. 'В. И. Ленин'. Медь

В 1967 г. специально для Государственного Исторического музея в Москве была создана композиция "Перед штурмом Зимнего" (алюминий). Автор - Р. В. Саркисян. В основу ее сюжета легли материалы истории Октябрьской революции.

Искусство чеканки в настоящее время развивается во многих уголках нашей необъятной страны. Непременной деталью традиционной одежды жителей Таймыра являются пластинки и бляшки с изображением гагары; нередко украшают и оленью сбрую. На художественных выставках появляются работы талантливых башкирских чеканщиков. На рисунке 20 - работа на меди Ю. Грушевского "На медведя" (1968 г.).


Рис. 20. Ю. Грушевский. 'На медведя'. Композиция в круге

В дни 50-летнего юбилея Советской Бурятии свердловчане и жители Улан-Удэ познакомились с работами бурятских ювелиров - златокузнецов: с изделиями из отбеленного серебра, выполненными в технике скани С. Санжиевым и его сыном М. Санжиевым, с кулонами, браслетами и серьгами мастера В. Уризченко. Тамошние мастера используют традиционные узоры из растительных завитков, драконов, львов, рыбок, изображают бутоны лотоса, сверкающие солнечные диски.

В Дагестанской АССР наряду с традиционной гравировкой и чернью по серебру (рис. 21) развивается искусство чеканки по меди, латуни. Как и в старину, кубачинцы изготовляют сосуды для хранения сухих продуктов и воды. Лучшим медночеканцем является Гаджи Абдулла Мамаев.


Рис. 21. Г. Б. Магомедов. Декоративная ваза. Серебро

Продолжают здесь бытовать и старинные котлы различных размеров, известные с XVIII-XIX вв. В мастерской потомственного литейщика М. Шайтанова принято декорировать крышки крупным выразительным узором.

На Выставке произведений художников автономных республик РСФСР из дагестанских работ обращали на себя внимание декоративная композиция А. Рустамова "Дагестан" и орнаментальное блюдо М. Магомедова с широким пластическим узором, расходящимся по дну и бортам.

Своими уникальными произведениями прославил Советский Узбекистан Л. Пазылов, внук потомственного мастера А. Мухамедова, около 150 лет назад принесшего искусство чеканки в Коканд и Ферганскую долину из Бухары. Характерная черта творчества Пазылова - использование современных светлых материалов - алюминия и мельхиора. Он работал в старинной традиционной манере, в которой создавали свои произведения лучшие мастера первой половины XX в.- X. С. Ниязов из Хивы и Ф. Абдуллаев из Коканда. Полные юмора композиции на мотивы народного узбекского эпоса В. Дегтярева пронизаны уважением и любовью к прошлому Узбекистана (рис. 22).


Рис. 22. В. Дегтярев. 'Ходжа Насреддин в Самарканде'. Медь

Молодые художники Тюмени А. Погорелый, В. Горбатов и Г. Засекин как бы соединяют древнюю историю Сибири с теперешними напряженными буднями. В их рисунках - сцены из жизни рыбаков и нефтяников, полярных летчиков и лесорубов.

На выставках последних лет встречаются скульптурные портреты и фигурные композиции из меди, выполненные техникой дифовки с выколоткой и чеканкой. Интересную скульптуру "Эвенк с рыбой" показал в 1972 г. на Всесоюзной выставке молодых художников М. Переяславец. В медночеканной фигуре, решенной крупными рельефными массами, причудливой игрой света и тени передан образ отважного рыбака Севера (рис. 23).


Рис. 23. М. Переяславец. 'Эвенк с рыбой'. Медь

Изящными рельефами КХ. Александрова украшено здание нового цирка в Москве: "Дрессировщик", "Мим", "Прыжок льва" (рис. 24).


Рис. 24. Ю. Александров. 'Прыжок льва'. Медный рельеф

 

Для занятий чеканкой необходимы листовой металл (или сплавы) различной толщины, обладающий свойством пластической деформации; медь, латунь (сплав меди 19-45% с цинком 81-55%), алюминий, декапир (мягкая малоуглеродистая сталь, отожженная и протравленная). Первые учебные работы можно выполнить на кровельной стали (в обиходе ее называют кровельным железом).

Эти материалы легко принимают нужную форму под ударами чекана и молотка. Они позволяют при необходимости создавать высокий рельеф в композиции. Толщиной они могут быть от 0,3 до 0,6 мм. Более толстый лист трудно прочеканивать. Исключение составляет лишь алюминий, пластические свойства которого дают возможность применять и большую толщину (до 2 мм). Медь годится любых марок. Из латуни лучше выбирать марки, обладающие наибольшей пластичностью: Л62, Л68, Л80 (цифры после буквы означают процент меди в сплаве).

Издавна на Руси чеканку выполняли на смоле. Смола, расположенная под бляшкой, смягчает удар чекана, позволяет лепить форму рельефа с предельной точностью. Необходимо запастись смолой в нужном количестве. Сейчас в чеканном деле широко применяют искусственную смолу от перегонки нефти (битум). Она обладает различными свойствами в зависимости от вязкости. Для чеканки больше подходит смола № 4 и 5. Можно сплавлять равное количество смолы № 3 и 5, в результате получают эластичный рабочий состав. Пользоваться одним № 3 битума нельзя, так как он плавится уже при комнатной температуре и в процессе работы липнет к рукам, инструментам и растекается по металлу.

Для приготовления рабочего состава смолы под чеканку необходим наполнитель. В качестве его можно использовать мелкий просеянный песок, формовочную землю, сухой красочный пигмент (охру, сурик). Его добавляют в смолу в пределах 10-30%. Нужно помнить, что от большего содержания наполнителя смола становится тверже и черствее - меньший рельеф можно вытянуть из листа металла.

Для стирания капель смолы употребляют керосин, а окончательную протирку чеканного рельефа после химической обработки производят машинным маслом (веретенным, швейным или трансформаторным).

Для химической отделки чеканных работ нужно запастись различными реактивами. Среди них основные - соляная кислота, азотная кислота, серная кислота, порошковая сера, поташ, тиосульфат натрия (серновати-стокислый натрий), сернокислая медь, сернистый аммоний.

Эти реактивы дают на поверхности чеканки равномерный налет патинирующей пленки. Чтобы высветлить отдельные участки и придать работе соответствующий вид, нужен кварцевый песок и порошок пемзы.

Оборудование

Для занятий чеканкой по листу желательно иметь отдельное помещение. Однако не всякая школа располагает такой возможностью. Можно проводить занятия в слесарно-механической мастерской. Здесь должна обязательно работать вентиляция, так как от своевременного поступления свежего воздуха зависит продолжительность работы нервно-мышечной системы учащихся.

Каждое рабочее место должно быть рационально освещено. Для этого можно использовать общее и индивидуальное освещение.

Для изготовления чеканов и специальных молотков пользуются токарными, сверлильными станками и электроточилом. Все электрооборудование заземляют.

Кроме стандартного оборудования и инструментов слесарно-механической мастерской, технология изготовления чеканки требует особых приспособлений и материалов: поверочных плит для правки листового материала; мешков, сшитых из тонкого плотного брезента, наполненных просеянным просушенным песком. Размеры мешка могут быть в пределах 40X40 см при толщине слоя песка в мешке 6-8 см. На нем производят выколотку приблизительного рельефа задуманной композиции. Нередко мешки используют для подкладки под ящик со смолой во время чеканки. Вязкий песок отлично глушит звук. Это позволяет значительно снизить шум в мастерской, где работает больше десятка учеников.

Инструменты

Основными специальными инструментами чеканщика являются различного рода чеканы и особой формы молотки.

Чека ны, как правило, делают учащиеся из стального прута различного сечения. Чекан представляет собой продолговатый стержень с заточенной нижней (боевой) частью. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм, в зависимости от сечения. Стержень несколько утолщен (как бы припух) в средней части и утончается к концам. В сечении чекан представляет собой граненую форму (рис. 33). Так его легче удержать в нужном положении. Утолщение в средней части чекана исключает вибрации инструмента при ударе и концентрирует ударную нагрузку в боевой части чекана.


Рис. 33. Общая форма чекана

Нижнюю, боевую часть чекана затачивают в зависимости от назначения инструмента. Различают несколько основных групп чеканов.

На рисунках 34 показаны инструменты, разделенные на определенные типы. Четыре чекана сверху называют расходниками. Их боевая часть представляет собой расплющенную, несколько заостренную форму, напоминающую отвертку. Внешне эти чеканы разной величины, но характер их боя одинаков. Расходники чаще всего служат для обводки рисунка по контурам. Поэтому их называют еще обводными чеканами.


Рис. 34. Расходники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Три следующих чекана имеют в боевой части продолговатое, заоваленное, эллипсовидное утолщение, чем-то напоминающее боб. И названы они по этому сходству - бобошники. Они служат для выбивания углубленного или выпуклого рельефа. Величина бобошников определяется размерами деталей чеканных панно.


Рис. 34. Бобошники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Соседняя с бобошниками группа инструментов имеет плоские выравненные боевые - части в форме квадрата или прямоугольника. Этими чеканами обычно выглаживают, вылащивают поверхность металла. Их называют лощатники.


Рис. 34. Лащатники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Три чекана имеют сферическую боевую головку различного радиуса закругления. Их называют пурошники. От удара такого инструмента по металлическому листу остается углубленная сферическая ямка.


Рис. 34. Пурошники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Предпоследний чекан - канфарник - представляет собой нечто вроде крупной притуплённой швейной иглы. След от него на поверхности металла выглядит вмятой точкой. Нередко канфарником, нанося удар за ударом, переводят рисунок с бумаги на металл. Кроме того, этим чеканом придают шероховато-матовую фактуру декоративным элементам композиции. На рисунке 35 показана чеканка, фон которой обработан канфарником.


Рис. 34. Канфарник - группа чеканов (общая форма и боевая часть)


Рис. 35. Учебная работа. 'Олень'. Фон обработан чеканом - канфарником

Перечисленные группы чеканов являются основными, первоочередными, без которых нельзя начать работу над декоративной композицией в металле.

Есть разновидности чеканов, которыми выполняют специальные операции. Среди этих инструментов можно назвать сапожок и трубочки. "Сапожок" - последний чекан см. на рисунке 34. Он имеет форму сапога, отчего и получил название. "Сапожок" служит для поднутрения выпуклых форм рельефа в местах соприкосновения их с фоном.

У чеканов-"трубочек" в противоположность пурошникам боевая часть представляет собой вогнутую полусферическую форму. При ударе они оставляют шаровидные выпуклости.

Как правило, этим ассортиментом чеканов не ограничиваются. В процессе работы композиция заставляет мастера импровизировать, создавать по ходу дела новые формы боевой части инструмента. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков самодельных чеканов.

Для начала занятий достаточно иметь 10-12 штук из перечисленных нами. Чеканы главным образом обрабатывают в тисках, но пурошники и "трубочки" удобнее вытачивать на станке.

В изготовлении чеканов есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание:

1. Если сечение чекана в утолщенной средней части (остове) 7-8 мм, то в месте перехода остова в боевую часть плавно выпиливают шейку.

2. Нижняя боевая кромка (у расходника) или плоскость (у лощатника) всегда должна быть с заоваленными, несколько приподнятыми краями и чуть выпуклой серединкой (см. рис. 33).

3. Боевой (рабочий) участок чекана должен быть тщательно обработан напильником, затем отшлифован наждачными шкурками и отполирован на войлочном круге пастой ГОИ. Полировать чеканы надо до закалки, закалить и вновь отполировать.

Изготавливают чеканы из стального прутка. Можно взять для этого сталь У7 или У8. Чтобы придать инструменту необходимую твердость, его закаляют. Для этого можно использовать муфельную печь.

Процесс закалки состоит в следующем: в муфельной печи инструменты, подвергающиеся закалке, равномерно нагревают до температуры 730- 740 С. Нагрев чеканов ведут до тех пор, пока они не станут приблизительно одинакового цвета с внутренними стенками раскаленной печи. После этого их вынимают из муфеля и быстро охлаждают в сосуде с водой или маслом.

Качество закалки можно определить с помощью напильника. Если он скользит по чекану, не снимая слоя металла, значит, закалка сухая, и нужно произвести отпуск. Для этого на одной из сторон чекана делают шлиф и нагревают чекан в пламени горелки, следя за цветом на шлифе. Когда на нем появится соломенный цвет побежалости (это соответствует 200- 220° С), нагрев прекращают и чекану дают остыть. Металл становится более мягким, вязким, хотя и в достаточной мере закаленным.

Процесс закалки сложен, требует внимания и аккуратности. Не сразу познаются тонкости этой операции.

Все рассмотренные виды чеканов могут быть в боевой части гладкими или матовыми, рисунчатыми, с насечкой или набивкой. Насечку на чекане выполняют до закалки следующим образом: после обработки боевой части ее отжигают, чтобы придать большую вязкость, ковкость этому участку чекана. При отжиге нагревают чекан или его боевую часть до температуры закалки, а затем охлаждают на воздухе.

Следующая операция - нанесение насечки. Чекан зажимают в тисках боевой частью кверху и канфарником набивают ячейки, после этого закаляют.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.02 с.)